Технологическая карта урока избирательное право. Технологическая карта урока на тему «Условия плавания тел». Выборы в Русском государстве




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

Методическая разработка открытого урока

на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»

Тип урока : комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

Форма проведения : урок с элементами ИКТ и групповой работы

Класс, на который рассчитан урок: 10

с. Кулига

Цели и задачи занятия

Цель урока:

Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

Продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Цели развития образовательного процесса

Диагностические: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Познавательные: познать и раскрыть роль правовых норм в организации выборов в РФ.

Исследовательские: цели развития образовательного процесса достигаются на этапе работы детей с текстом.

Методика проведения занятия

Формы работы: групповая

В ходе объяснения нового материала используются методы:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Частично-поисковый

Метод исследования

Сопроводительное письмо к уроку

«Демократические выборы. Избирательное право».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики направляет для участия в конкурсе по избирательному праву работу учителя истории и обществознания Селуковой Надежды Петровны.

Урок рассчитан на целевую аудиторию 10 класса, содержит презентацию, видеофрагмент с урока, интересные методические приемы, анкетирование.

Данный урок был удачно реализован в стенах нашей школы и направлен на формирование активной гражданской позиции детей.

ПЛАН УРОКА

I. Мотивационно-целевой этап

1)Организационный момент

II. Встреча с проблемой

1) актуализация опыта

2) создание проблемной ситуации

3) осознание и формулирование проблемы

4) постановка цели

III Построение знаний

1) выбор методов исследования

2) сбор информации

3) организация информации

4) построение объяснения

5) сопоставление с культурным аналогом

6) формулирование выводов

7) применение новых знаний

IV . Рефлексивно-оценочный блок

V . Домашнее задание

Избирательное право». (слайд 1)

Оборудование:

учебник Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой «Обществознание 10 класс» М. «Просвещение» 2011 г.;

учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;

презентация по теме урока;

видеофрагменты по теме;

интерактивная доска;

раздаточный материал.

Основные понятия : избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.

Опережающие домашние задание:

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

I Организационный момент: учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Ученики приветствуют учителя, присаживаются.

Учитель: выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать.

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и наукою заняться

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель: Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, ГосДума, президент, голосование. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Ученик: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Ученик: Избирательным правом.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выборы

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право. Демократические выборы», запишем ее в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается, все меньше количество населения «горит желанием» пойти на выборы и воспользоваться, своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере участия граждан в выборах, давайте заслушаем, что же у них получилось.

Ученики предлагают вниманию свою работу и объясняют результаты.

Ученики: Мы провели небольшое исследование, участниками организованного нами опроса стали родители и взрослые, были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение.

Ученики: В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, что в процессе и процедуре выборов все опрошенные хорошо осведомлены. Все прекрасно понимают о роли и значении участия каждого в выборах. К партиям, существующим в РФ, относятся по-разному большинство из опрошенных не являются членами партии. Кроме того не все опрошенные верят в справедливости избирательного процесса.

Все полученные данные мы отразили в диаграмме (она вывешивается на доске для ознакомления (приложение №1).

Учитель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Ученики строят предположения и догадки). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру избирательного процесса, принципы участия в выборах, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока

4.Постановка цели:

Учитель: Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель.

Учитель озвучивает цель урока: нам с вами действительно предстоит расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом: как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель соглашается с предложенным планом.

2. Сбор информации

Учитель: для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем три группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и закрепим материал.

3. Организация информации

В ходе групповой работы ученики обмениваются информацией, читают текст учебника и документы, отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках

4. Построение объяснения

Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме. В то время когда одна группа защищается, другие очень внимательно слушают новый материал.

После выступления каждой группы все ученики отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

Выступление первой группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание (Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс - определенный порядок реализации избирательного права)

2) Что такое активное и пассивное избирательное право (Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

3) Расскажите об истории развития института выборов в нашей стране из предложенного вам документа.

Первичное родовое народовластие.

Человеку вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись. Однако во многих случаях власть этих сходок дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной.

Выборы в Русском государстве.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно - родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир - великий человек», «Куда мир - туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и другие.

В период Московского царства при государстве для участия в решении важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т.е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но не редко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.

В заключении необходимо упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально оно являлось законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 г. Состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М Пришвин записал 26 июня 1938 г. В своем дневнике: «Голосование походило на какие - то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».

Даже зачинатель перестройки М.Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

4) творческое задание (слайд 2)

а. Выбираете кандидата в президенты класса из своей группы от демократической партии «Движение»

б. Готовите представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (Слайд 3).

После выступления первой группы всеми учениками рассматриваются ситуации:

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии? (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны)

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного? (активное - избирать, а пассивное - быть избранным)

3) Кем была создана первая Государственная Дума в России? (Николаем 2)

Выступление второй группы

ЗАДАНИЕ: прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

3. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении? (Приложение 3)

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от партии «Молодая Россия»

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 4,5)

После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация:

2. Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты? (возраст, гражданство, оседлость)

3. Что такое открепительное удостоверение (документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе)

Учитель организует проведение физкультминутки. Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать.

Самолёт.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Выступление третьей группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4. Раскройте значение выборов в нашей стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Избирательный барьер обычно 5%.

СМЕШАННАЯ

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,

часть — по мажоритарной.

Принципы участия граждан в выборах:

1). Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.

2). Равное избирательное право - один человек - один голос.

3). Прямое избирательное право - избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.

3. Кто может быть лишен избирательного права?

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от либеральной партии «Свои люди».

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 6)

После выступления третьей группы всем ученикам раздаются бюллетени, (приложение 4). Ученики голосуют за понравившегося кандидата, подводятся итоги голосования.(слайд7)

5. Сопоставление с культурным аналогом

Учитель: Молодцы поработали хорошо, а поняли ли вы теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться учебник и документы?

6. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.

Учитель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Нет). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию). В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)

7. Применение новых знаний

Давайте разберем определенные ситуации для закрепления изученного материала, пишите ответы в своей тетради, потом проверим.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать. (+)

3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием (-)

4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. (-)

5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (-)

6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

7). Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (-)

8). Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (-)

Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании приложения 5. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске вывешивается смайлики количественно соответствующие каждой оценке. Какой вывод можно сделать? (Приложение 5).

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока.

1. Познакомились ли вы с институтом выборов и избирательной системой, принципами и особенностями избирательного права. Ученики отвечают - да.

2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?

3. Легко ли вам было работать на уроке? Ученики отвечают.

3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. (приложение №6)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

Закончить заполнение таблицы.

Выучить термины.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.

Конституция Российской Федерации, глава II.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

Приложение 1

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

1) Почему Вы участвуете в выборах (из 32 опрошенных: 15 - потому что так надо, 7 - я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10 - потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2) Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации? (из 32 опрошенных: 17 - да, 15 - нет)

3) Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 -несовершеннолетние, 2 - осужденные)

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 - КПРФ, 8 - Единая Россия)

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы? (из 32 опрошенных: 3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране? (из 32 опрошенных: 17-да, 15-нет).

1. Почему я участвую в выборах

Довольны ли вы как проводятся выборы в РФ?

4. Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5. Состоите ли в какой-нибудь партии?

6. Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?

7. Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране?

Приложение 2

Этапы выборов

Ответственные

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ - действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы - представительный орган местного самоуправления.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Территориальная избирательная комиссия

Приложение 3

Ст. 63 Закона РФ о выборах и референдумах

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

8. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.

9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

11. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах депутатов Государственной Думы и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

Приложение 4

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА 2014/2015 гг.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Если Вы определились с выбором, поставьте знак (галочку, крестик) в пустом квадрате напротив выбранного Вами кандидата.

Сабуров Иван

Сабурова Анна

Коньков Роман

Против всех

Приложение 5

Оценивание работы по применению новых знаний

9-10 правильных из 10 -«5»

меньше 5 - «2»

Приложение 6

Оценивание учениками полученных знаний на уроке

Приложение 7

Вспомогательный материал для учащихся

1 шаг

Перед выборами, самое главное ознакомиться с кандидатами. Изучите каждого из них, взвесьте все плюсы и минусы. Ознакомьтесь с историей каждого из них. Узнайте их планы и обещания. Это всё позволит вам не ошибиться с выбором кандидата и проголосовать именно за того, кто вам подходит.

2 шаг

Наверняка у каждого есть друзья, которые не интересуются политикой или им некогда изучать предвыборную гонку. Они не определились с выбором кандидата, а потому это ваш шанс повысить процент голосов за того, кого вы будете голосовать. Расскажите ему о вашем выборе, опишите ему своего кандидата и если вашему другу понравиться, то он точно проголосует именно за него, а возможно расскажет своим друзьям, что повысит шанс на выбор именно вашего кандидата!

3 шаг

Далее нам нужно узнать место вашего голосования. За несколько дней до голосования, к вам почтовый ящик придет приглашение на выборы. В нем будет указано место и дата голосования. Если приглашение не пришло, то вы можете узнать информацию у соседей из вашего подъезда, обычно для одного дома место голосование одно и тоже. Либо зайдите на сайт Центральной Избирательной Комиссии и в верхней части сайта будет кнопка УЗНАТЬ СВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, нажав на которую вы найдете свое место голосования .

ВНИМАНИЕ: Голосовать вы должны по адресу прописки указанному в вашем паспорте! Если вы находитесь в больнице или вы военнослужащий и находитесь далеко от вашего избирательного участка, то вы можете проголосовать на специально отведенных временных местах голосования. Чтобы узнать где они находятся, спросите местный персонал.

4 шаг

В назначенный день явитесь на избирательный участок. При себе необходимо иметь только паспорт.

5 шаг

Подойдите к столику избирательной комиссии и предъявите свой паспорт. После того как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться, после чего вам выдадут один или несколько бюллетеней для голосования.

6 шаг

ВНИМАНИЕ: Если в кабинке не обнаружилось письменных принадлежностей или они вызывают у вас подозрения (например ручка которую можно стереть), тогда подойдите к наблюдателям и попросите выдать вам новую ручку. Не стесняйтесь, это входит в их обязанности.

8 шаг

9 шаг

ДЛЯ ТЕХ КТО В КОМАНДИРОВКЕ или уезжает в другой город необходимо получить открепительное удостоверение

10 шаг

Голосование вне помещения для голосования проводится, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Избиратель (участник референдума) имеет право проголосовать вне помещения для голосования при следующих обстоятельствах:

а) если данные об избирателе, внесены в список на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

в) избиратель, который получил открепительное удостоверение, но по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока подготовлена: Орусь Тамарой Ивановной, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ п. Ключ жизни, Елецкого района, Липецкой области, email: [email protected]

Исторические события рода человеческого полны примерами волеизъявлений. Общее направление движения в этой сфере: от стандартных полусознательных действий к осмысленным и организованным политическим актам. Демократическое государство немыслимо без проведения выборов. И только в условиях демократии избирательное право реально и действительно. Выборы - это самая демократическая форма участия граждан в осуществлении государственной и местной власти, их контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов

Класс: 9 класс, общеобразовательный, работающий по учебнику «Обществознание» для 9 класса / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

Количество часов: 90 минут.

Место данной темы в учебной программе: данная тема урока рассматривается в разделе: «Политическая сфера».

Ключевые понятия: выборы; всеобщее, равное, прямое, избирательное право (активное и пассивное), абсентеизм.

Цели обучения и развития. Учащиеся должны:

  • знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина избирать и быть избранным;
  • получить представление об этапах и содержании участия в избирательном процессе;
  • развивать дальнейшее умение работать с текстом Конституции РФ; сравнивать, анализировать, синтезировать полученные знания.

Ожидаемый воспитательный эффект от данного урока: формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.

Обрудование: Конституция РФ; учебник «Обществознание»; технологическая карта урока (которую по ходу урока необходимо будет заполнить для каждого учащегося), юридический словарь; раздаточный материал, компьютерные технологии.

Используемые приёмы на уроке: На уроке используется технология «критического мышления». Базовая модель урока в этой технологии включает три этапа: вызов - осмысление - рефлексия. На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

1)Прием «Банк идей».

Этот приём позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать небольшой значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме.

  • Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 минуты).
  • Обмен информацией в группе. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (3 мин).
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом учитель делает запись на доске (в «банке идей») без комментариев. В «банк» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Далее в ходе урока разрозненные факты, мнения могут быть связаны в логические цепи.

2)Приём «Составления кластера».

Смысл: в попытке систематизировать имеющиеся знания.

Кластер - это графическая организация материала. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (или помещает символ), а от него рисует стрелки-лучи.

3)Приём «Написание синквейна».

В переводе с французского языка «синквейн» означает стихотворение, состоящие из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Метод «Банка идей»

Постановка проблемы

Постановка проблемы.

Объяснение учителя.

Организация индивидуальной и групповой работы.

II. Осмысление

Получение и осмысление информации.

1. Избиратель.

Кто он? Метод «кластера»

2. Работа с понятиями.

3. Принципы демократических выборов.

Составление таблицы.

4. Как проводятся выборы?

Метод «инсерта».

Беседа. Составление схемы.

Составление и обсуждение кластера совместно с учащимися.

Объяснение непонятных понятий, связанных с избирательным правом.

Постановка проблемы.

По ходу обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов (в виде таблицы).

Рассказ учителя. Постановка вопросов. Беседа с учащимися.

Проверка схемы.

Работа с источником.

(Чтение статей Конституции)

Работа в парах.

Работа со словарем.

Комментированная запись понятий.

Чтение параграфа, обсуждение в группе, составление таблицы.

Слушают учителя, индивидуальная работа с ЗУН, групповая работа: подготовка пересказа.

Работа со схемой.

III. Рефлексия собственного отношения к изучаемому материалу

Рассказ учителя о проходивших (или проходящих) выборах в современной жизни. Беседа с уч-ся.

Составляют синквейн (зачитывают по желанию)

IV. Подведение итогов и оценивание ответов учащихся

V. д/з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Стр. 60 выполнить практикум № 1-3

2.На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3.На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.На четвертой - размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

5.На пятой строчке - слово-резюме, позволяющее выразить личное отношение к теме.

4) Приём «Инсерт» или «пометки на полях».

Этот прием позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. По мере чтения абзацев или предложений ставить знаки на полях карандашом. «З» - знаю; «У» - узнал(а) новое; «Х» - хочу узнать подробнее. Таким образом, чтение становится более осмысленным.

ХОД УРОКА

1.Вызов

А) Обращение к эпиграфу и постановка проблемы учителем.

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает.

Человеку (и человечеству) свойственно выбирать.

Что такое выбор? (Используется метод «банка идей».Смотри технологическую карту, задание № 1)

Б) Пояснение учителя.

Учитель. Мы выбираем профессию, книгу, музыку, избранника и т.д. (комментарий по «банку идей»). Выбор является отказом от чего-либо, предпочтением одного перед другим. Мы с вами изучаем раздел «Гражданин и государство».

Как вы думаете, о каком типе выбора пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О политическом).

Что такое политические выборы? (Избрание главы местной администрации,депутатов, президента, участие в референдуме).

Сегодня мы будем вести речь о праве избирать и быть избранным. (Обозначаются цели урока).

Современная история знает немало примеров, когда от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь избирателя, но и судьбы людей целого государства.

2.Осмысление

1)Работа с понятием.

Выборы являются центральным институтом демократического правового государства. В Конституции РФ записано, что Россия - это демократическое правовое государство, поэтому выборы здесь обязательны. Обратимся к словарю. «Выборы» (чтение вслух, запись в карту)

Учитель: Кто в России имеет право участвовать в выборах?

2) Составление кластера.

(Работа в парах, обсуждение и заполнение технологической карты, смотрите задание карты №2)

  • Прочитайте статьи 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  • Обсудите и выберете основные положения статуса избирателя.
  • По итогам работы составляется кластер всем классом, который учащиеся переносят в технологическую карту.

На доске учитель вывешивает кластер (учитель заранее готовит таблички или пишет на доске) по мере обсуждения.

3) Работа с юридическим словарем: чтение, комментирование, запись уч-ся.

Избиратель - на слайдах схемы

Активное избирательное право - на слайдах схемы

Пассивное избирательное право - на слайдах схемы

Абсентеизм - на слайдах схемы

Электорат - на слайдах схемы

4) Постановка проблемы. Работа с технологической картой: задание №3.

Любые ли выборы являются демократическими? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разобрать принципы демократических выборов. Сейчас нам предстоит работа в группах (каждая группа работает только с одним из принципов; см. задание №3 технологической карты).

По ходу общего обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов выборов, учащиеся заполняют таблицу по ходу обсуждения в технологической карте.

Демократические выборы

Группа № 1. Свобода выборов. Участие свободно и добровольно. Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования.

Группа № 2. Всеобщее избирательное право. Активное - выбирать с 18 лет. Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет). Не участвуют: недееспособные, лишенные свободы по приговору суда.

Группа № 3. Равное избирательное право. Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ). Каждый имеет только один голос.

Группа № 4. Прямое избирательное право. Личное участие в выборах. Голосование только за себя.

5) Лекция учителя. Беседа с учащимися. Как проводятся выборы?

Учитель рассказывает:

  • о назначении выборов (кто назначает, в какие сроки);
  • о создании избирательных округов и участков;
  • о системе избирательных комиссий (используя схему на слайдах)

1 гр. «Составление и уточнение списков избирателей».

Как вы думаете, зачем нужно заранее составлять списки избирателей?

2 гр. «Выдвижение и регистрация кандидатов».

Кто выдвигает кандидатов на выборные должности?

3 гр. «Предвыборная агитация».

Объясните необходимость предвыборной агитации.

Когда выборы считаются состоявшимися?

Учитель дает задания для всех групп. На столах у учащихся лежат разрезанные этапы условной схемы порядка проведения выборов. Задача: расставить этапы по своим местам. Учитель проверяет у каждой группы, потом сравнивают со схемой на доске. В итоге должна получиться следующая запись:

  • Назначение выборов.
  • Создание избирательных округов.
  • Образование избирательных комиссий.
  • Составление и уточнение списков.
  • Выдвижение и регистрация кандидатов.
  • Предвыборная агитация.
  • Голосование и подсчет голосов.
  • Обнародование выборов.

3.Рефлексия

От нашего выбора будет многое зависеть, вот почему так важно использовать свое избирательное право. А вы будете реализовывать свое избирательное право? Почему? (Беседа). Составим синквейн (см. задание №5 карты).

Темы на выбор:

  1. Выборы.
  2. Избиратель.
  3. Кандидат.
  4. Абсентеизм

Подведение итогов и оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: § 7

Дифференцированные задания:

  1. Задания № 1-3 на стр. 60.
  2. на стр. 60.
  3. Выполнить практикум № 1-3 на стр. 60.

Список литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Обществознание. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
  3. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М., 2002.
  4. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М, 2002.
  5. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». - М., 2002.
  6. Никитин А.Ф. Избирательное право. - М., 1996.
  7. Юридический словарь. - М., 2000.
  8. Компьютерные технологии.

Технологическая карта урока по теме «Право избирать и быть избранным».

Задание № 3.

Работа со словарем. Понятия: выборы, избиратель, активное избирательное право, электорат, абсентеизм.

Виды и цели задания

Руководство по усвоению учебного материала

Актуализировать знания по понятию «выбор».

(Ассоциативное мышление)

Вспомнить и записать все, что известно об этом понятии?

Обменяться информацией в группе. Называть факт, при этом не повторяя сказанного другими.

Определить: кто имеет право избирать в РФ:

  1. Прочитать ст. 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  2. Выписать основные положения статуса избирателя.
  3. Составление кластера.

Прочитайте ст. 60

Конституции РФ, обсудите в парах основные положения статуса избирателя.

Избиратель-

Цель: познакомиться с принципами демократических выборов.

  1. Прочитать стр. 190-192
  2. Заполнить столбик таблицы.
  3. Записать всю таблицу «Демократические выборы»

стр. 190-192 обсудить в группах.

Цель: изучить порядок проведения выборов.

  1. Индивидуальное работа с текстом ЗУХ.
  2. Групповая работа. Составить пересказ.
  3. Ответить на вопросы.
  4. Составить схему. «Порядок проведения выборов»

Написать синквейн

  • Избиратель
  • Выборы
  • Кандидат
  • Абсентеизм
  1. Выбрать тему
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. фраза
  5. слово-резюме

Д/ з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Выполнить практикум стр. 60 № 1-3

Задание 4. «Демократические выборы»

Таблица «Демократические выборы»

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Свободавыборов

Всеобщее избирательное право

Равное избирательное право

Прямое избирательное право

Участие свободно и добровольно.

Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования

Активное - выбирать с 18 лет.

Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет).

Не участвуют:

  • недееспособные
  • лишенные свободы по приговору суда.

Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ).

Личное участие в выборах.

Никакого контроля за волеизъявлением.

Разработка урока на тему: "Право избирать и быть избранным"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:


БОУ Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и
молодежной политики
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе ___________О.В.Граниченко

Темы «Избирательное право»

(Открытого урока и практического занятия)

по дисциплине «Право»

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Разработала преподаватель


юридических дисциплин

Л.А.Николаева


Рассмотрен на заседании цикловой комиссии социально-экономических

и юридических дисциплин

протокол №___ от _______________
Председатель цикловой комиссии _________________ И.Т.Павлова

г.Чебоксары, 2013г.

Пояснительная записка

на методическую разработку открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему «Избирательное право»


Не секрет, что молодежь в настоящее время, мало интересуется политикой, управлением страной, ее не увлечешь голосовать на выборах. Результаты некоторых исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Социологические исследования, проведенные МГУ им. М.В. Ломоносова, показывают, что на протяжении последних пятнадцати лет число молодых людей в возрасте 18 - 19 лет, постоянно интересующихся политикой, стало в три раза меньше, чем во времена молодости их родителей.

Молодежь – это генератор идей, созидательная основа будущей России. В нашем учебном заведении мы «взращиваем» будущую демократическую общественно-политическую элиту. Поэтому мы, педагоги, учителя, в силу своей профессии , как никто другой, должны вложить на своих занятиях то рациональное зерно, которое поможет молодому специалисту самоутвердиться, саморазвиться, самореализоваться, встроиться в сложную социальную систему – формирующееся гражданское общество России.

Я думаю, что интерес молодежи к участию в политической жизни общества отчасти может вызван проведением нетрадиционных форм уроков. В своей работе с обучающимися я делаю акцент прежде всего на развитие надпрофессиональных компетенций будущего специалиста: повышение его правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку.

В данной методической разработке приводится материал проведения открытого урока

и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему

«Избирательное право». Преподнесение материала сопровождается презентациями, играми, тестами, что, безусловно, усиливает интерес студентов к воспринимаемой информации, активизирует их индивидуальную и групповую работу.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении мероприятий, посвященных проведению выборов .

Преподаватель

юридических дисциплин Л.А.Николаева

Рецензия

на методическую разработку темы «Избирательное право» по дисциплине «Право»,

разработанную преподавателем юридических дисциплин Николаевой Л.А.
В данной методической разработке предложен вариант проведения открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современное состояние правовой культуры молодежи оставляет желать лучшего, особенно в области знания и реализации прав граждан. Проведение данного мероприятия позволит сформировать представление у студентов об избирательном процессе, избирательных правах и достойно подойти к своему гражданскому выбору.

Как положительный момент работы следует отметить проведение деловой игры с целью закрепления полученных знаний обучающимися.


Рецензент: преподаватель Чебоксарского


экономико-технологического колледжа
Содержание

  1. Технологическая карта учебного занятия 5

  2. Ход урока 6

  3. Сценарий проведения урока 7

  4. Заключение 15

  5. Литература 16
ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Технологическая карта учебного занятия


Группа

11-э-12

Дата

12.12.2012

Дисциплина

Право

Тема

«Избирательное право»

Тип урока

Комплексный

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, поисково-развивающий, самостоятельная работа

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:

· дидактическая

Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

Задачи:

Раскрыть понятие избирательного права, значение выборов в формировании государственных органов, основные этапы их проведения

· развивающая

Развитие познавательной активности и логического мышления; работать в команде, создавать собственные презентации в программе Power Point

Задачи:

Развитие способности анализировать, планировать, контролировать свою деятельность

· воспитательная

Повышение правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку

Задачи:

Создание условий для проявления гражданской активности в духе уважения к закону

Междисциплинарные связи

Обществознание, история

Внутрипредметные связи

«Теория права», «Правовой статус человека и гражданина»

Студент должен знать:

Понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса

Студент должен уметь:

Применять полученные знания при решении проблемных ситуаций , при проведении деловой игры

Средства обучения:

ИКТ, раздаточный дидактический материал, наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски

Формируемые компетенции

Коммуникативная, компетенция социального взаимодействия, саморазвития и самообразования

Учебно-методическая литература

«Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1996; Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин "Конституционное право России".- М.: Проспект, 2008; В.А. Ершов. Основы избирательного права права РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

2. Избирательные системы.

3. Избирательный процесс.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 4 урока по 45 минут (1 занятие – лекция, 2 занятие – проведение деловой игры).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

проектор; наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски;

раздаточный материал; подготовленные бланки для проведения деловой игры

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3-5 мин.)

2. Заслушивание сообщения студентки на тему "История выборов". После заслушивания сообщения дается под запись понятие избирательного права. (10 мин.)

3. Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?" (2-3 мин)

4. Рассмотрение нормативно-правовые актов, регулирующих вопросы выборов, виды и принципы избирательного права. Проведение игры с аудиторией на тему "Возрастной ценз избирательного права" (15-20 мин)

5. Рассмотрение вопроса "Избирательные системы" (15-20 мин)

6. Рассмотрение вопроса "Избирательный процесс" (15-20 мин)

7. Проведение деловой игры (60 – 70 мин)

8. Подведение итогов занятия, задание на дом (15-20)

Сценарий проведения урока

1.Избирательное право: понятие, основные источники, принципы.

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари и т.п.)

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок .

Вопросы к студентам:

1). Как вы думаете, какой теме посвящён наглядный материал, представленный на доске?

2). А что такое выборы? Кого могут избирать граждане нашей страны?

3). Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

4). Участие в выборах - это право или обязанность?

5) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Преподаватель:

Спасибо, ребята. Правильно. А теперь, прошу обратить внимание на доску. Давайте определим цели нашего урока:

Слайд 1 Цели урока

Цели урока:

¡ дидактическая

Формирование целостного представления о выборах как одному из институтов демократического государства;
¡ развивающая

Развитие познавательной активности, навыков работы с нормативно-правовыми актами и их применения в практической деятельности;
¡ воспитательная

Повышение уровня правовой культуры, воспитание в духе уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку
Преподаватель:

Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса.

Студент должен уметь: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, при проведении деловой игры.
Итак, начнем.

Некоторым студентам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет …….


Слайд 2,3 История выборов

Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Слайд 4

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.


Слайд 5

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти -парламенты, главы государств, иногда правительства, органы местного самоуправления. Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, тенденции политической жизни. Но далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?"

Преподаватель:

Ребята, обратите внимание на доску. На доске с помощью проектора отображен определенный перечень лиц и органов. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем.

Слайд 6 "Кого мы выбираем?"

Кого мы выбираем?

¡ Дикторов телевидения;

¡ министров;

¡ начальников отделений милиции;

¡ депутатов городской Думы;

¡ Генерального прокурора РФ;

¡ членов Конституционного Суда РФ;

¡ Президента РФ;

¡ депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;

¡ членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)

¡ Патриарха всея Руси;

¡ директора школы.
Студентам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа . После этого совместно с преподавателем даются правильные ответы. (2-3 мин)

Слайд 7


Ответ

¡ Президента РФ;

¡ Депутатов парламента;

¡ депутатов Государственной Думы;

¡ депутатов городской Думы;

членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)


Преподаватель:

Теперь перейдем к рассмотрению основных источников в области избирательного права.

Слайд 8,9 Основные законы в области избирательного права и избирательного процесса:
По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Кроме того, следует иметь в виду международные договоры , в которых закреплены мировые стандарты прав человека, в частности право участвовать в управлении своей страной:

¡ Всеобщая декларация прав человека»;

¡ «Международный пакт о гражданских и политических правах»;


  • «Конвенция политических правах женщин» и др.

Преподаватель:

Понятие избирательного права можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно выделяют избирательное право активное и пассивное.

Преподаватель обращает внимание студентов на доску, где с помощью проектора представлена схема: «Избирательное право».

Слайд 10,11

Избирательные права граждан:

1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН


(право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Это значит, что избирать могут все граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме категории граждан, оговоренных в законе.

Свое активное избирательное право гражданин осуществляет, как правило, по месту жительства, расположенному в пределах избирательного округа. Однако пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

1. Граждане, признанные недееспособными;

Я всегда могу выбрать,

но я должен знать, что даже в том случае,

если я ничего не выбираю,

я тем самым все-таки выбираю.

Жан-Поль Сартр

Тип урока: урокполучения новых знаний, применение полученных знаний.

Форма: урок взаимообучения на основе презентаций учащихся с элементами интеллектуальной игры.

Данный урок может быть проведен в следующих классах:

I. В 8 классе на уроке права во время изучения темы: «Право избирать и быть избранным»

II. В 9 классе во время изучения темы: «Политические права и свободы»

III. В 10 классе (базовый уровень) при изучении темы «Участие гражданина в политической жизни»

IV. В 11 классе (профильный уровень) «Человек в политической жизни». На проведение урока отводится 1 час.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, ПК, учебник П.С.Гуревич, Е.З.Николаева. Обществознание. 10 класс, учебник Е.Н. Салыгин, Ю.Г.Салыгина. Обществознание 10 класс, полный справочник для подготовки к ЕГЭ по обществознанию П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Политология: учебник под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова. Обществознание. Основы правовых знаний. Часть 1,тема 25. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства. Учебникдля 8 класса обще образовательных учреждений / О.Б. Соболева,В. Н. Чайка, под общей редакцией Г.А. Бордовского, М. «Вентана – Граф», 2012

Цель: в период социального взросления человекаразвивать нравственнуюи правовуюкультуру, способность к самоопределению и самореализации.

Задачи:

Воспитыватьобщероссийскую идентичности, гражданскую ответственность, приверженность демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Сформировать негативное отношение к абсентеизму – то есть неучастию в общественно-политической жизни страны; с помощью респондентов составить примерную карту-диаграммупроцессов, связанных с абсентеизмом современного российского общества;

Способствовать формированию у учащихся желания проверить свои знания на практике: сначала в игре, а затем с родителями на избирательном участке.

В результате учащиеся должны узнать /понять:

Как в России развивалось избирательное право;

В чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;

Из каких этапов состоит избирательный процесс;

Основные принципы избирательного права.

Уметь:

Выделять существенные признаки правового института «избирательное право»;

Приводить примеры, моделировать социальные ситуации, связанные с процессом выборов;

Принимать ответственные решения, высказывать гражданскую позицию.

Сценарный план занятия

I. На основе опережающего задания учащиеся-знатокиготовят краткие презентации по темам:

1. Из истории избирательного права в России.

2. Принципы избирательного права и виды избирательных систем.

3. Избирательный процесси признание выборов не действительными.

II. Группа учащихся-экспертов готовит вопросы для игры. Обучающиеся составляют диаграммы на основе опроса, проведенного среди двух категорий населения:

1. Преподаватели юридического отделения исторического факультетаСмоленского Государственного университета.

2. Родители учащихся МБОУ СОШ № 34.

(Возможна любая группа респондентов).

III. Учитель во вступительном слове предлагает проблемную ситуацию. Класс в процессе диалога формулирует проблему. (7 минут)

IV. Знатокипредставляют свои презентации и работают с классом на основе ребусов (15 минут: по 5 минут на каждую презентацию).

V. Класс делится учителем на три команды, в которых присутствуют знатоки (в каждой команде по одному ученику в дополнение к основному игровому составу). Проводится интеллектуальная игра по вопросам, приготовленным силами экспертов (15 минут).

VI. Рефлексия. Каждая группа получает карту – мишень для самооценки работы на уроке (4 минуты).

VII. В качестве домашнего задания предлагается в письменной форме высказать свои мысли по поводу следующих высказываний (на выбор) (4 минуты):

1. Джон Кеннеди.

2. «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3. «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Конспект урока

Вступительное слово учителя.

В Конституции РФ сказано:

Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Послушайте небольшой рассказ.

Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша.

Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой.

Можешь.

А депутатам могу? – не унимался Миша.

И депутатом можешь, - обнадежила мама.

А Путиным могу? – допытывался сын.

Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама.

А кто депутатов и президентов на работу принимает?

Мы с папой, - пояснила мама.

На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка.

Как это вы с папой? – все же решил уточнить он.

Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России.

Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы?

Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, абсентеизм россиян – это проблема?

Совершим экскурс в историю.

Презентация, посвященная истории развития избирательного права в России (см.прикрепленный файл - презентацию «История избирательного права в России»). Презентация представлена в полном, развернутом виде. Учащиеся готовили проект и на урок, и на внеклассное мероприятие по предмету. Во время урока она используется в сокращенном виде.

После презентации ученики отгадывают ребусы, подготовленные знатоками. За каждый правильный ответ учитель дает балл-бонус.

Еще одна презентация (см. прикрепленный файл - презентацию «Понятие и источники избирательного права») рассказала об источниках избирательного права.

Учитель делит класс на три группы (заранее) с таким расчетом, чтобы в каждой оказался знаток избирательного права. На этом этапе урока учитель только координирует работу экспертов, подготовивших свои вопросы. Заранее респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе?

2. Что может вас побудить пойти на выборы?

Целесообразно для работы выбрать 2-3 учеников. Они по очереди представляют вопросы в форме презентации. Команды отвечают в определенном порядке. Первой в течение 1 минуты отвечает команда, выбравшая номер вопроса, если правильного ответа не дано, то право ответа переходит к соседней команде по часовой стрелке. Правильно ответившая команда получает 1 балл

Данные вопросы в полном варианте представлены в презентации «Вопросы к игре, составленные учащимися», но на уроке использовались вопросы № 2, 3, 7, 13, 14, 15.

Вопросы и ответы к интеллектуальной игре


Вопрос №2

Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе? (вопрос анкеты, заданный преподавателям и родителям).

1. Более половины опрошенных считают, что наибольшей проблемой сегодня является вопрос выборов губернаторов в регионах.

2. Большее число опрошенных считают, что главная проблема – недоверие к власти.

3. На одном и том же уровне в стране находятся проблемы злоупотребления властью чиновниками и пассивность избирателей.

4. Последнее место заняло мнение о том, что главной проблемой является пассивность избирателей.

ОТВЕТ:2; 3.

Вопрос №3. Что может вас побудить пойти на выборы? (вопрос анкеты).

Выберите правильные утверждения:


1. По итогам опроса выяснено, что большинство людей ходит на выборы потому, что сами хотят изменить политическую ситуацию в стране с помощью протестного голосования.

2. Экономическая неустроенность побуждает наименьшее число людей участвовать в выборах.

3. Стремление выразить свою гражданскую позицию является главным мотивом участия в выборах.

4. Большинство граждан России участвуют в выборах в целом для проявления гражданской позиции и высказывания политических убеждений.

ОТВЕТ: 1; 4.

Вопрос №7 . Ведущие показывают элементы этапа выборов – голосование, и допускают три ошибки. Команды должны за минуту перечислить эти ошибки.

ОТВЕТ: наблюдатель не вправе советовать избирателю за кого отдать свой голос; наблюдатель не может зайти в кабинку для голосования вместе с избирателем; во время регистрации избиратель сам ставит свою подпись.

Вопрос №13 . Вопрос задает Андрей Рэмович Белоусов, министр экономического развития Российской Федерации: «Уважаемые знатоки, за минуту назовите те категории граждан России, которые по закону не имеют право участвовать в выборах»

ОТВЕТ: Право избирать (активное избирательное право) принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопрос №14 . Вопрос задаетАлексей ВладимировичОстровский, губернатор Смоленской области: «В Конституции Россииговорится, что граждане имеют право ____________(1) и быть _______________(2) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в______________(3). Уважаемые знатоки, заполните пропуски.

ОТВЕТ:ПРАВО ИЗБИРАТЬ,БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ, В РЕФЕРЕНДУМЕ.

Вопрос №15. Вопрос задает Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уважаемые знатоки, перечислите за минуту все необходимые условия, чтобы стать президентом нашей страны».

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 81 Конституции, президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количествобаллов.

На следующем этапе ученики в группах выставляют плюсы на карте – мишени в соответствии со своей оценкой.

1 – деятельность моей группы; 2 – содержание материала, новые знания; 3 – деятельность учителя; 4 – форма иметоды работы на уроке.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый вгруппе маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «5», чем дальше от центра, тем ниже оценка.

В качестве домашнего задания учитель предлагает темы для эссе:

1) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». Джон Кеннеди.

2) «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3) «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Виктория Литовченко , учитель истории и обществознания средней школы №34 города Смоленска

В прикрепленных файлах, помимо упомянутых презентаций, материалы для работы, технологическая карта урока.

Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области
Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»
Предмет: обществознание
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: Механизмы участия граждан в политической жизни страны
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Время проведения урока: ноябрь
Участники: ученики 9 класса
Цель: сформировать у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.
уметь: определять свою роль как гражданина РФ; выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ, выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны
личностные УУД: освоение обучающимися социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию, социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование гражданской позиции;
регулятивные УУД: организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция, выдвигать версии.
коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своей точки зрения,
построение речевых высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
познавательные УУД: классификация материала, логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений, извлечение информации в соответствии с целью, умение делать обобщение и выводы, владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.
Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.
Межпредметные связи: социология, политология, история
Ресурсы: Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока
Содержание учебного материала, деятельность учителя
Деятельность обучающихся, ФОУД
Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

2-й этап информационно-деятельностный

1.Мотивация учебной деятельности,
включение в учебную деятельность
Учитель знакомит высказыванием Софокла.
Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперёд.»
Софокл
О чем говорит Софокл?
К чему стремились люди во все времена?
Какое из прав человека считается основным?
Проявление интереса к материалу изучения.
Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:
- умения формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель нашего урока?
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.
Предположения учащихся, ответ на вопросы.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
определять тему, цель и задачи урока, выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.
Познавательные:
выдвижение предположений, аргументация.

4. Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала
Организация коллективной работы с материалом учебника, с раздаточным материалом
Комментированное чтение,
составление схем и таблиц по основным понятиям урока.
(См. Приложение 1)
Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение
ФОУД- коллективная.
Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,
-отражение основной материал в таблицах,схемах.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.
Учитель предлагает ряд практических заданий на применение полученных знаний:
«Разреши ситуацию»
«Найди ошибку».
«Соотнеси понятие»
(См. Приложение 2)
Работа в группах по решению практических задач.
ФОУД- групповая.
Учащиеся представляют результаты своей работы
Познавательные:
применять полученные знания для решения практических задач.
- умение определять понятие;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.
Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»
(часть материалов готовится учащимися заранее)

Личностные:
- принятие обучающимся определенной социальной роли,
- формирование готовности к саморазвитию
- социальная адаптация.
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками
Познавательные:
применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Сегодня на уроке я
Самым полезным и интересным для меня было.
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось..
Мне это необходимо для
Строки самому себе..
Скажи комплемент новой теме..
Анализирует деятельность по достижению цели;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Личностные:
-самооценка знаний и умений.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.
1.§ 6, вопросы.
2. Вариативная часть
а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Почему так важно участие граждан в выборах?
Зачем нужны выборы?
Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?
б) выполнить практикум №1,2,3
Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.
Личностные: личностное самоопределение


Приложенные файлы