Спенсер философия кратко. Герберт спенсер и его роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Синтетическая философия и принцип эволюции




Биография

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии , в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , ) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , ) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , -). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire . Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.

Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Концепция социальных институтов

Герберт Спенсер

Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты - семья , брак , проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные ) - призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические - появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные - храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты - возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) - консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные - поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Общество

Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму (органицизм) .

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов») :

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды . Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

  • свободное передвижение,

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам .

Работы Спенсера

  • «Социальная статика» (1851)
  • «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy , 1862-96) - Основное сочинение в 10-ти томах
    • «Основные начала» (First Principles , 1862) . - DJVU . Архивировано
    • «Основания социологии» (The Principles of Sociology , 1874-1896) . - PDF . Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  • «Человек и государство» (The Man versus the State , )
  • «Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion , )
  • «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government , )
  • «Воспитание умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical , )
  • «Факты и комментарии» (Facts and Comments , )
  • «Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative , 3 vol., )
  • «Данные этики» (The Data of Ethics , )
  • «Справедливость» (Justice , )

Литература

  • Ассоциативная психология // Г. Спенсер. Основания психологии; Т. Циген. Физиологическая психология. - М .: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - С. 560. - 10 000 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И. С. Кона . Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. - М .: Наука, 1979. - С. 40-52. - 6400 экз.

Примечания

Ссылки

  • Спенсер, Герберт в библиотеке Максима Мошкова
  • Спенсер Г. Личность и государство

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 апреля
  • Родившиеся в 1820 году
  • Родившиеся в Дерби
  • Умершие 8 декабря
  • Умершие в 1903 году
  • Умершие в Брайтоне
  • Философы по алфавиту
  • Философы Великобритании
  • Социологи Великобритании
  • Философы XIX века
  • Эволюционисты
  • Позитивизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века , основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма . Окончательно утвердил в научном обращении срок "Социология" .. Его социологические взгляды являются продолжением социологических убеждений Сен-Симона и Конта , определенное влияние на развитие идеи эволюции сделали Ламарк и К.Бер , Смит и Мальтус .
С именем Герберта Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

  1. Понимание общества как организма, подобном биологических, управляемый тем же законам организации, функционирования и развития.
  2. Учение о всеобщей эволюции, которая распространяется на неорганический, органический и над органический (социальный) мир.

1. Основные труды

Первая научная труд труд Герберта Спенсера "Социальная статика" вышла в 1850 году. В дальнейшем он пытался создать некую "сумму наук", которую называл "Система социальной философии". Основные разделы которой разрабатывались им в трудах:

  • "Основные начала"
  • "Основы биологии"
  • "Основы психологии"
  • "Основы социологии"
  • "Основы этики"
  • "Социология как предмет изучения"

2. Вклад в науку

Сравнению с Огюстом Контом Спенсер, опираясь на больший массив знаний, расширил перечень наук, которые он хотел охватить в своем философском синтезе. Он разделил все науки на три группы:

  1. Абстрактные науки (напр. логика, математика).
  2. Абстрактно-конкретные науки (напр. - механика, физика, химия).
  3. Конкретные науки (например астрономия, биология, социология)

Философию он определяет как общее знание, поскольку ее обобщения "охватывают и объединяют широкие обобщения науки" .


3. Исторические типы обществ

Герберт Спенсер классифицировал общества с точки зрения стадий развития. Разместил их в следующем порядке:

  • простые;
  • сложные;
  • двойной сложности;
  • тройной сложности.

(Классификация по степени структурной сложности).

Простые общества:

  • имеющие руководителя;
  • с эпизодическим руководством;
  • с нестабильным руководством;
  • со стабильным руководством.

Сложные общества и общества двойной сложности классифицировал также согласно сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были классифицированы в зависимости от эволюции характера оседлости:

  • кочевые;
  • наполовину оседлые;
  • оседлые.

Общества в целом были представлены как структуры, развиваются от простого к сложному (проходя при этом через необходимые этапы). Этапы осложнения и переускладнення должны проходить последовательно. Чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцированное в структурном и функциональном отношениях. Герберт Спенсер подчеркивал, что степень сложности не зависит от военно - индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные сложные общества - военными.

Классификация размещает общество на шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т.д.. В "малом простому агрегате" все части похожи друг на друга, люди сотрудничают для достижения одинаковых для всех, закрепленных групповых целей, управляющий центр отсутствует (ранний "аналог" односегментной организации с механической солидарностью за Дюркгеймом). Это - простейшая система без подсистем (группа, в которой отсутствуют отличные подгруппы). В процессе развития формируется сложная структура, социальная иерархия, включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим сообществ (род, каста и др.). В сложном обществе его члены входят в него опосредованно, как элементы простых агрегатов со своими "координирующими центами" в свою очередь покоренным центра "более обширного" агрегата. В сложных обществах количество промежуточных уровней и подсистем соответственно возрастает .


Литература

  • Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / / Социологические исследования, 2004, № 1, с. 37 - 44.

Примечания

  1. Спенсер Г. синтетическая философия (в кратко изложении Говарда Коллинза). Киев: Ника-Центр, 1997
  2. 7. Ковалевский М. Сочинения: В 2. т. {{{Заголовок}}} Т. Т. 1: Социология.

англ. Herbert Spencer

британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма

Краткая биография

Английский философ, один из самых выдающихся социологов, создатель органической школы социологии, один из основателей позитивизма - родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир). Здоровье его постоянно внушало родителям опасения. В раннем детстве и в школьные годы Герберт не блистал познаниями, не слушался родителей. Отец приложил много сил, чтобы воспитать у мальчика оригинальное мышление, а физические упражнения помогли тому значительно окрепнуть.

Тринадцатилетним подростком Спенсера отправили к дяде-священнику на воспитание. Дядя настоял, чтобы племянник поступил в Кембридж, но дело ограничилось трехлетним подготовительным курсом. Спенсер, уехав в родной город, занимался самообразованием и впоследствии ни разу не пожалел, что у него не было университетского диплома. Будучи продолжателем учительской династии, Спенсер несколько месяцев после получения среднего образования проработал в школе. Несмотря на явный педагогический дар, сам он проявлял большего интереса к технике и математике, хорошо знал их. Он с удовольствием принял предложение стать инженером на строящейся железной дороге.

В 1841 г. Герберт оставил работу, осознав, что на ней он не станет материально обеспеченным человеком. На протяжении двух лет он, повышая уровень образования, изучает классическую философию. На этом же этапе биографии появляются в печати его первые работы. В течение 1843-1846 гг. он вновь работает инженером, но при этом его все больше увлекает политика. Получив в 1846 г. несколько патентов на изобретения, Спенсер прекращает карьеру инженера и направляет силы на журналистику. В 1848 г. становится помощником редактора журнала «Экономист», в котором на протяжении в 1848-1853 гг. выходят его статьи, освещающие экономические проблемы.

Целое десятилетие (1848-1858) у него уходит на разработку плана, который объединил бы всю философию в единое целое с главенствующей идеей развития. В 1850 г. публикуется книга Спенсера «Социальная статистика», которая имела немалый успех и вдохновила автора на новые работы. В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира. В конце 50-х гг. Спенсером были сделаны наброски главного труда его жизни - «Синтетической философии», который в общей сложности займет у него 36 лет жизни. Благодаря этой работе он заслужит репутацию гениальнейшего философа своего времени.

Решившись в 1858 г. привлечь читателей к подписке на издание этого труда, он на протяжении 1860-1863 гг. публикует материалы, после чего сталкивается с большими материальными трудностями. Систематически работать ему мешает нервное переутомление. В 1865 г. подписчики получили новость о том, что серия не может выходить дальше, но через два года полученное от отца небольшое наследство и помощь нового знакомого, американца Юманса, помогают ему возобновить публикацию. В США Спенсер становится более известным, чем у себя на родине. В 1875 г. издание его сочинений наконец позволяет получить первые прибыли.

В 1886 г. из-за отсутствия сил для продолжения работы он приостановил ее на целых четыре года, однако дух его не был сломлен изматывающими физическими страданиями. В 1896 г. увидел свет последний том важнейшего труда Спенсера. Всю жизнь мучаясь из-за проблем со здоровьем, Спенсер, тем не менее, дожил до глубокой старости и скончался в Брайтоне 8 декабря 1903 г.

Биография из Википедии

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Из-за плохого здоровья до 13 лет не посещал школу и получал домашнее образование. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Был учителем. С 1837 года работал инженером на строительстве железной дороги. В 1841 году ушёл с работы и занялся самообразованием. В 1843 возглавил инженерное бюро, в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Вскоре решил заняться журналистикой. В 1848-1853 годах работал журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Взгляды

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles , 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина , Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis ), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции - не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy ), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в «Основных началах». В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology , 2 vol., 1864-1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology , в одном томе - 1855, в 2-х томах - 1870-1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics , 2 vol., 1892-1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , 1873-1881). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 года. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца: «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии, популяризированной, в частности, «Эгоистичным геном» Ричарда Докинза.

Концепция социальных институтов

Социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты - семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные ) - призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические - появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные - храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты - возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) - консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные - поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Общество

Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму (органицизм).

Общество - агрегат (совокупность) индивидов (индивиды - клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму - растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный тип - промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе - благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

Наихудший тип - выживание и процветание слабейших , то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Социальная эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого - «смягчать несправедливости природы».

Социализм и коммунизм - невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества - пятятся назад, желая идти вперед».

Такая постановка вопроса допускает признание объективного развития общественных явлений, но она ведёт к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создаёт основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. , где доминирует , характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) ; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции — борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  • общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение свободы

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, свободная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».

Введение

Герберт Спенсер родился в 1820 году в небольшом английском городке Дерби в семье школьного учителя. В связи со слабым здоровьем Спенсер не мог регулярно посещать школу и преимущественно занимался самостоятельным обучением. Наиболее углубленно он изучал естественные науки, такие как математика и механика, уделяя гуманитарным наукам меньше внимания.

Работая затем в течение почти десяти лет инженером на железной дороге, Спенсер продолжал заниматься самообразованием в свободное время, и в 1848 году стал редактором журнала «Экономист», в котором опубликовал ряд своих научных работ. В 1853 году, получив после смерти родственника богатое наследство, он покинул службу и начал жизнь независимого исследователя и публициста.

Научные интересы Герберта Спенсера были чрезвычайно обширны, и социология являлась лишь одной из широкого спектра наук, которыми он занимался, однако наиболее значительный вклад он внес именно в социологию. В 1950 году вышел первый социологический труд Герберта Спенсера «Социальная статика». Наиболее фундаментальная монография «Основания социологии», заключающая целостную социологическую систему, разработанную Спенсером, была написана значительно позднее – в 1877 году.

Социологические взгляды Спенсера обычно характеризуются как «эволюционно-организмическая теория» , поскольку ключевые идеи социологической теории Спенсера связаны с результатами сравнительного анализа человеческого общества и живого организма с акцентом на вопросах развития (эволюции).

Связь социологической теории Спенсера с общей биологией, в наибольшей мере соответствующей интересам автора данной работы, и обусловила выбор данной темы контрольной работы.

1. Научно-методологические основы социологической теории Г.Спенсера

Середина XIX века характеризуется широким распространением теории Чарльза Дарвина, оказавшей большое влияние на все области научного знания. Социологическая наука в то время находилась в зачаточном состоянии и ограничивалась единственной крупной теорией – теорией ее основоположника французского ученого Огюста Конта, которая воспринималась в научных кругах преимущественно скептически.

Г.Спенсер, вслед за О.Контом, стремился создать «такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития» . Особое внимание он уделял проблеме беспристрастной объективности в общественных науках. Спенсер считал, что в основе социологии должен лежать принцип «свободы от оценочных суждений» , т.е. «разделение того, что есть в действительности, что подтверждается фактами и может быть эмпирически перепроверено другими исследователями, от того, что желательно с позиций социальных групп, политических движений или религиозных (идеологических) воззрений» . По мнению Спенсера, ученые, занимающиеся социальными науками, должны сделать сознательное усилие и освободить себя от неизбежных пристрастий и предубеждений.

По мнению Спенсера, «не может быть полного принятия социологии как науки, пока сохраняется убеждение, что социальный порядок не следует закону природы» . Под влиянием теории Дарвина Спенсер использовал эволюционный подход к изучению общества, считая, что все аспекты вселенной, органические или неорганические, социальные или несоциальные, являются субъектом законов эволюции. В своих работах автор применял историко-сравнительный метод анализа обширного этнографического материала, позволяющий последовательно проследить ход развития общества в различных культурах .

В результате Спенсер пришел к выводу, что для биологической эволюции и развития общества (социальной эволюции) характерны одни и те же закономерности, и провел аналогию между обществом и биологическим организмом . Спенсер выделял следующие сходства между обществом (социальным организмом) и живым организмом:

В то же время, по мнению Спенсера, нельзя полностью отождествлять биологический и социальный организмы, поскольку между ними существуют следующие основные различия :

2. Социальная эволюция: представления Г.Спенсера о развитии общества

Как уже отмечалось, Г.Спенсер рассматривал развитие общества (социальную эволюцию) не как стихийный процесс, а как совокупность закономерных изменений, имеющую упорядоченный и направленный характер. Эволюция человеческого общества, с точки зрения Спенсера, является одним из частных случаев универсального закона природы, и закономерности развития общества в целом не отличаются от закономерностей развития любых других явлений живой и неживой природы.

Он подчеркивал, что социальная эволюция (как и любая другая) представляет собой многолинейный процесс, заключающийся в реализации одновременно нескольких тенденций. Согласно Спенсеру, социальная (надорганическая) эволюция происходит в следующих основных направлениях :

Таким образом, с точки зрения Спенсера, социальная эволюция представляет собой «переход от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности к состоянию относительной определенности, связности, многогранности» .

Исходя из концепции социальной эволюции, Спенсер разработал и классификацию обществ , в основе которой лежит уровень эволюционной сложности , т.е. стадия развития, на которой находится данное общество:

По мнению Спенсера, социальная эволюция осуществляется поэтапно от простых обществ к сложным, затем к обществам двойной и далее – к тройной сложности. При этом этапы усложнения происходят последовательно. Чем на более высоком этапе развития находится общество, тем более сложной является его структура, т.е. тем больший уровень дифференциации характерен для данного общества: «В простых обществах, где составные части в целом похожи друг на друга, они могут легко взаимозаменяться. Но в сложных обществах неудачные действия одной части не могут быть взяты на себя другими частями. Таким образом, сложные общества более уязвимы и более хрупки в своей структуре, чем их более ранние и менее совершенные предшественники» .

Несмотря на то, что любое общество развивается по одним и тем же законам, особенности процесса социальной эволюции каждого отдельного общества, по мнению Спенсера, не являются однозначно предопределенными. Социальная эволюция в каждом случае осуществляется под влиянием различных факторов социальной эволюции , к которым автор относил:

Изучая влияние перечисленных факторов на течение процесса социальной эволюции, Спенсер обосновал и сформулировал следующие законы развития общества :

3. Структурно-функциональный подход Г.Спенсера к изучению общества

Уподобляя общество биологическому организму, Г.Спенсер считал, что развитый социальный организм (общество) состоит из систем органов (социальных институтов), где каждый орган связан с другими и обусловливает его функционирование. В основе различия систем органов общества лежит разделение труда между социальными элементами как результат процесса дифференциации, характерного для эволюции социального организма. По мнению Спенсера, структура общества включает следующие составляющие:

В зависимости от особенностей регулирующей (управляющей) системы органов социального организма Спенсер разработал классификацию обществ по типу внутренней регуляции , разделив все общества на:

Согласно Спенсеру, социальная эволюция осуществляется по пути от обществ военного типа к обществам промышленного типа . Однако автор признает «возможность общественной регрессии – промышленное общество может приобретать параметры военного, особенно при международных столкновениях. В военном обществе армия и народ слиты воедино, для него характерен тотальный контроль над индивидами, жесткая социальная иерархия, принудительное участие граждан в общественном производстве, которые должны выполнять определенные функциональные обязанности. Все социальные структуры, задействованные в них люди, подчинены, в конечном счете, выполнению военных функций общества» .

Исходя из того, что отдельные личности обладают гораздо большей самостоятельностью и ценностью, чем биологические клетки, и общество существует во благо личностей, а не наоборот, Спенсер считал, что при отсутствии каких-либо остро неблагоприятных условий среды промышленное общество является оптимальным типом социального организма: «существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «…Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты»» .

4. Политические взгляды Г.Спенсера

Как уже отмечалось, Герберт Спенсер придерживался мнения о том, что эволюция общества осуществляются под влиянием естественных закономерностей независимо от желаний людей, и для развития общества не требуется никакого вмешательства со стороны человека.

Поэтому Спенсер выступал против каких-либо социальных реформ и социальных революций, подразумевающих целенаправленное влияние людей на развитие общества . Согласно Спенсеру, принудительно организованные социальные изменения приводят к нарушению естественного процесса развития общества, к дезорганизации структуры общества и другим негативным последствиям: «В этой связи социолог выступал против политического ускорения общественного прогресса, заявляя, что любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, политики регулирования спроса и предложения, или радикальных политических реформ без учета свойств членов, составляющих общество, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. Вмешательство в естественный порядок природы, отмечал Спенсер, нередко оборачивается тем, что никто не может предсказать конечных результатов» .

Исходя из своего постулата о том, что общество существует для индивидов, а не индивиды для общества, Спенсер был непримиримым противником идеологии социализма . Он был убежден, что «социализм в любой форме подразумевает рабство. Характерной чертой рабства он считал труд по принуждению. Степень рабства зависит от того, сколько раб должен отдать и сколько он может оставит себе, а кто его господин – личность или общество, принципиального значения не имеет. Если человек должен отдавать весь свой труд обществу и получать из общего достояния лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества» .

Отношение Спенсера к государству и государственной власти было неоднозначным. С одной стороны, автор отмечал, что «политическая организация, постоянно распространяясь на все большие массы, прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из антагонизма индивидов» . С другой стороны, «политическая организация также имеет свои невыгоды, и вполне возможны случаи, когда эти невыгоды перевешивают выгоды … Организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её бедствиями» .

Спенсер считал, что государственная власть должна быть основана на идее справедливости и придерживаться следующих основных принципов :

  1. Признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами;
  2. Признание известных ограничений этой свободы, необходимых благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

Смысл существования государственной власти, согласно Спенсеру, сводится к защите прав индивидов (граждан) и коллективной защите от внешних противников . «Все остальное должно быть предоставлено свободной инициативе индивидов, вступающих друг с другом в соглашения … хорошее общество основывается на соглашениях между индивидами, преследующими свои соответствующие интересы. Там, где государство вмешивается в эти согласительные договоренности как в целях повышения социального благосостояния, так и в любых других, – это либо нарушает социальный порядок, либо приводит к отбрасыванию достижений индустриального общества и возвращению к ранним формам тиранического и воинствующего социального порядка» .

Заключение

Социологические взгляды Г.Спенсера получили широкое распространение среди современников и «увлеченно обсуждались в университетских аудиториях и модных «интеллектуальных» салонах, редакциях журналов и в респектабельных клубах. Дискуссии о Спенсере ведут герои двух самых серьезных произведений Джека Лондона «Морской волк» и «Мартин Иден»» . Даже сам Ч.Дарвин признавал серьезное влияние, которое оказали на него работы Г.Спенсера.

Сам термин «социология» благодаря Спенсеру получил второе рождение, поскольку теория Конта считалась утопичной и не была принята всерьез в научных кругах. Поэтому Спенсера считают вторым основоположником социологии как науки : автор «внес решающий вклад в превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопических, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она появилась на свет» .

Г.Спенсер заложил фундамент формирования понятийной системы социологии : он «впервые в истории социологии попытался дать систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии. Он ввел в социологию многие широко употребляемые социологические термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функция и другие» .

Кроме того, Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать общенаучный подход, получивший впоследствии название общей теории систем , и применять его к человеческому обществу.

Таким образом, социологическая теория Спенсера сыграла большую роль в развитии социологии как науки.

Список литературы

  1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  3. Коловская Л.В. Социология. Учебное пособие. – Красноярск: Изд-во КГТУ, 1999. – 156 с.
  4. Спенсер Г. Основания социологии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994 – 383 с.
  5. Спенсер Г. Социология как предмет изучения // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994 – 383 с.

История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Западная теоретическая социология. Социологические воззрения Г.Спенсера. – Библиотека «Полка букиниста» (www.polbu.ru).

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательство «Норма» (Издательская группа «Норма – Инфра-М»), 2001. – 576 с.

Социология как наука. Учебник. В 2-х частях – Онлайн-бибилиотека на www.zipsites.ru.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.

Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.