Какую роль играет наука в современном обществе. Роль науки в современном мире. Наука и ее роль в современном обществе




20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

  • 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
  • 2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
  • 3) производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
  • 4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

  • 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
  • 2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
  • 3) производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
  • 4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

1.1.Понятие науки.

1.2.Наука и философия.

1.3.Современная наука. Основные концепции.

1.4.Роль науки в современном обществе.

1.1. Понятие науки

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен­ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста­точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло­го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по­лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование чело­века, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодня нет однозначного определения науки. В различ­ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: "Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос­редственной целью постижение истины и открытие объектив­ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи­мосвязи".

Также широко распространено и другое определение: "Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства".

В.А. Канке в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее опре­деление: "Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся­кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное".

Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по-своему, счи­тая, что именно их восприятие является единственным и вер­ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту­ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до­вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической фор­мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна­ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.

Предпосылки для возникновения науки появились в стра­нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос­тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо­таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося уче­ного, как Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма обществен­ного сознания.

Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя­тельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных и философских понятий, выра­ботанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Фи­никии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико, было влияние вавилонской науки - математики, аст­рономии, географии, системы мер. Космология, календарь, эле­менты геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на Востоке.

В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астроно­мические, математические, физические и биологические поня­тия и догадки, позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно до­бытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.

В Средние века основными науковедами принято было счи­тать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предме­тах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоласти­ческой учености - на таких диспутах оттачивались теорети­ческий фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих поло­жений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. "На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на про­стой перерыв в ходе истории вызванный тысячелетним всеоб­щим варварством. Никто не обращал внимания на большие ус­пехи, сделанные в течение средних веков: расширение культур­ной области Европы, образование великих жизнеспособных на­ций, огромные технические успехи XIV и XV вв.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уиль­ям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, пред­меты, объекты. Несмотря на существенное различие философ­ских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздей­ствуют на органы чувств.

1.2. Наука и философия

Наука всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 1920-1950-х гг. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось прин­ципиально новое научное видение. Можно вспомнить, скажем, "Правила умозаключений в физике", разработанные великим И. Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном науч­ного метода в физико-математическом естествознании. Значи­тельное внимание философским проблемам уделяли и создате­ли неклассической науки, - А. Эйнштейн и Н. Бор, а в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной карти­ны мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В.И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хоро­шо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии науч­ной деятельности, грубое вмешательство в научные исследова­ния факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводили к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической оказалась судьба многих выдающихся ученых, - всем памятны имена Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Были репрессированы целые направления научного поиска (генети­ка, кибернетика, космология и др.). Некомпетентное вмешатель­ство в науку не раз создавало препятствия для свободного на­учного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концеп­ции с помощью псевдофилософской риторики. Но и они не бро­сают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотруд­ничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совер­шенные в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философ­ским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958 г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конст­руировались только на цитатах из авторитетных в то время фи­лософских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации ав­торов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя ин­тенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в ус­ловиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, "холодная война" между философами и специалистами в области естественных, общественных, тех­нических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.

Нуждается в философском осмыслении и современная на­ука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенно­стях, следует иметь в виду не только научно-исследовательс­кую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интел­лектуального фундамента технологического прогресса, стреми­тельно меняющего современный мир, а также социальные по­следствия современной науки.

Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении об­раза науки наших дней:

а) конечно, выдвижение принципиально новых идей в на­уке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за "горизонты" познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллек­тивные формы деятельности, осуществляемые, как выражают­ся философы, "научными сообществами". Наука все более ста­новится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в свя­зи с проблемой научного творчества представляет собой инте­ресную, пока еще во многом открытую проблему;

б) в современную науку все более проникают методы, осно­ванные на новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию на­учного познания; следовательно, требуются и философские кор­рективы по этому поводу. Принципиально новым методом ис­следования стал, например, вычислительный эксперимент, ко­торый получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес;

в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, в том числе тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассмат­риваться в известном смысле в качестве такой системы;

г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение оснований этих методов немыслимо без философии;

д) значительные изменения происходят в системе научно­го знания. Оно все более усложняется, знания разных наук пе­рекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении клю­чевых проблем современной науки. Представляет интерес по­строение моделей динамики научного знания, выявление основ­ных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли филосо­фии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это - также серьезные проблемы, решение кото­рых немыслимо без философии.

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной на­уки преломляются тем или иным образом во всех сферах куль­туры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого со­здающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тон­кие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается возможным эффек­тивно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные послед­ствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающего даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются, например, в не­которых глобальных проблемах - исчерпание ресурсов, загряз­нение среды обитания, угроза генетического вырождения чело­вечества и др.

Названные моменты, характеризующие резкое усиление воздействия науки на технологию, общество и природу, застав­ляют анализировать не только познавательную сторону науч­ных исследований, как это было раньше, но и "человеческое" измерение науки.

С нашей точки зрения, очень важным представляется сей­час обстоятельный анализ всех отмеченных сторон феномена науки в целом, т.е. в единстве его познавательных и человечес­ких аспектов. Дело в том, что происходящие сейчас изменения образа и статуса науки вызывают ее растущий отрыв от обы­денного сознания. В качестве компенсации мы имеем "пышный" расцвет всевозможных псевдонаук, для обыденного сознания более понятных, но не имеющих к науке ровным счетом ника­кого отношения. В современных условиях псевдонаука приоб­ретает такую мощь в сознании некоторых слоев людей (включая порой и ученых), что она начинает представлять опасность для здорового развития самой науки. Вот почему необходим глу­бокий анализ оснований научного метода, его отличий от спосо­бов рассуждения, применяемых псевдонаукой.

Далее, настоятельно необходимо продолжить изучение на­уки в ее связи с прогрессом современной технологии и измене­нием ее социальной роли. Многие из тех, кто отнюдь не отказы­вается от использования достижений науки в своей повседнев­ной жизни, изображают научно-технический прогресс как не­коего "монстра", подавляющего и порабощающего человека, т.е. как безусловное "зло". Сейчас, как из рога изобилия, сып­лются обвинения в адрес не только научно-технического про­гресса, но и самой науки. И хотя критика в значительной степе­ни бьет мимо цели, наука обвиняется в "грехах", в которых по­винна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается - критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей ясностью обна­ружилось, что развитие науки может приводить к социально-отрицательным последствиям, ориентация ученого должна быть не только на получение объективно истинного, но и полезного для людей знания. И поэтому большую актуальность приобре­тает вопрос о социальной ответственности ученого за возмож­ное использование его открытий.

Современное научное и технологическое развитие, таким образом, по-новому ставит вопросы и об этике науки. До недав­него времени многие были убеждены, что этика науки состоит в реализации основных норм - условий достижения объектив­ности знания: беспристрастности и добросовестности в теоре­тических изысканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условии, непременно прине­сут людям пользу. В настоящее время стало очевидно, что следование только традиционным этическим нормам научной дея­тельности не всегда ведет к желаемой цели. Это не значит, однако, что традиционные этические регулятивы отходят на второй план. Они по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их соблюдение явля­ется необходимым условием сохранения науки как особого типа культуры, играющего в человеческом обществе не менее важ­ную роль, чем гуманитарная культура. Дело в том, что только самое строгое соблюдение таких этических норм, как бесприст­растность и непредвзятость при проведении научных исследо­ваний, способно обеспечить наилучшее выполнение критерия этического. Продолжая мысль Сократа, можно сказать, что толь­ко объективное знание законов природы может дать возмож­ность использовать достижения науки на благо человека.

1.3. Современная наука. Основные концепции

Начала современной науки были положены в Европе в пе­риод XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться к ним человеку. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло ут­вердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального про­изводства в обществе формируется новое по сравнению со сред­невековым воззрение на мир, природу, по своей сути совпадаю­щее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Изменился весь ее облик и ха­рактер ее взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные кон­цепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет со­бой органичное единство этих трех моментов. Здесь деятель­ность - ее основа, своеобразная "субстанция", знание - систе­мообразующий фактор, а социальный институт - способ объе­динения ученых и организации их совместной деятельности. Эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция - наука как знание - с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание долгое время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливает­ся как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а соци­альная детерминация научной деятельности еще не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своем одиночестве раскрыть пол­ное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело все в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные проверенные факты, знания) довольно однооб­разно и ограниченно. От исследователей ускользает ее соци­альная природа, творцы, материально-техническая база, огра­ничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то сегодня ее функции представляются нам не только наиболее очевидны­ми, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учи­тывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятель­ности человека. Например, недавно иностранные ученые выд­винули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в Бога. После многих исследований они при­шли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о суще­ствовании Бога.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение посто­янных каналов для практического использования научных зна­ний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-техничес­кой информации и др. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предста­ет в ином свете. Процесс превращения науки в непосредствен­ную производительную силу впервые был зафиксирован и про­анализирован К. Марксом в середине XIX века, когда синтез науки, техники производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

В 50-60-е гг. XX в. стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые явля­ются особой социально-профессиональной группой, определен­ным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством из­вестных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - про­изводство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходи­мый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался со­ответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некото­рые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, стано­вились предметом научного исследования и даже давали нача­ло новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидрав­ликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала прак­тической деятельности - промышленности, сельскому хозяй­ству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика, как правило, не умела, но испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учи­тывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у на­уки все более отчетливо обнаруживается еще одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, ког­да данные и методы науки используются для разработки масш­табных планов и программ социального экономического разви­тия. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреж­дений и организаций, принципиально необходимо непосред­ственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду ком­плексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

1.4. Роль науки в современном обществе

XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX в. большое распространение получила автоматизация. К кон­цу XX в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали тре­бовать больших знаний, а также понимания новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников ум­ственного труда, научных работников, т.е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космо­са, создание атомной энергетики, первые успехи в области робо­тотехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т.д.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Очень важны функции науки как социальной силы в реше­нии глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как извес­тно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явле­ний, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факто­ров тех радикальных и далеко не безобидных изменений, кото­рые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породи­ла ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель­ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Ос­мысление специфики науки является необходимой предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными фе­номенами духовной и материальной культуры.

В качестве же главных критериев выделения функций на­уки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и по­требления научного знания. Ниже перечислены некоторые глав­ные функции:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, глав­ное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, от­крытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз­личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследование рационалистичес­ких аспектов отношения человека к миру, обоснование научно­го миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конеч­но, ведущую роль в этом играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" про­изводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культу­ры, заметным фактором культурного развития людей и обра­зования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздей­ствуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педа­гогической науке. Данная функция науки осуществляется че­рез культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятель­ность ученых и др. Не забудем и того, что наука является куль­турным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного про­изводства.

Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как "Наука и ее роль в современном обществе". Раскрывая тему мы показа­ли, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было И.С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то те­ория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила" сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в услови­ях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и ис­пользование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождать­ся усилением наук, специально анализирующих знание, позна­ние и методы исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое наука?

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Какие основные концепции современной науки вам изве­стны?

5. Какая главная социальная роль науки в современном об­ществе?

6. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?

От других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести?

Подумай : Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

Что такое наука? Вы уже знакомы со структурой духовной сферы общества. Одним из ее элементов является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека.

Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука - это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, еще в далекой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике , технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс - объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний - методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия - условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что речь идет об одной из частей речи, обозначающей признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами - от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности ученых, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. (В настоящее время научными исследованиями в мире занято не менее 5 млн. человек.)

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно ученые. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих непосредственно связаны с этим особым видом производства. Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют ее достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без ученых не может существовать и развиваться.

Из истории нам знакомы имена мудрецов, талантливых ученых, одержимых поиском ответов на сложные вопросы. Многие из них готовы были отдать жизнь ради истины. Можно вспомнить хотя бы судьбу Сократа или Джордано Бруно.

Позднее словом «академия» стали именовать объединения ученых. Наука представляет собой не только особую систему знаний, но и систему организаций и учреждений, в которых наука создается. У шла в прошлое времена ученых-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском «философского камня». Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Сначала ими были университеты, потом лаборатории, институты, академии, а позднее - научные центры и даже целые города. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру библиотеки , музеи, испытательные станции, ботанические сады и т. п.

Факты. Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. И настоящее время Российская академия наук (РАН) включает 9 отделений (по областям науки) и 3 региональных отделения, а также 14 региональных научных центров.

Кроме РАН в нашей стране существуют и другие государственные академии, в том числе Академия медицинских наук, Академия образования, Академия сельскохозяйственных наук. Научные исследования ведутся не только учеными академии, но и отраслевыми научно- исследовательскими институтами, а также научными коллективами высших учебных заведений. Это очень важно для формирования специалистов для будущих изысканий, поскольку ученые, занятые поиском нстинг.1, передают своим ученикам не только знания, но н исследовательские умения и тягу к исследованиям.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия.

Факты . Среди наших соотечественников Нобелевской премии за научные достижения удостоены: Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Николай Николаевич Семенов, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк; Игорь Евгеньевич Гамм, Лев Давидович Ландау, Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров, Андрей Дмитриевич Сахаров, Леонид Витальевич Канторович, Петр Леонидович Капица, Жорес Иванович Алферов, Виталии Лазаревич Гинзбург, Алексей Алексеевич Абрикосов.

Нравственные принципы труда ученого. Настоящими учеными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них - люди с высокими моральными принципами.

Во все времена сообщество ученых отвергало плагиат - присвоение чужих идей. Скрупулезное следование истине, честность перед самим собой и другими отличают настоящих ученых, В отношении чести имени в большинстве своем ученые очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности ученых своей пауке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя и пауке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одной из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки,- проблема последствий их работы. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использован нем достижений пауки в антигуманных целях.

Документ. Фрагмент из Манифеста Рассела - Эйнштейна , оглашенного 9 июля 1955 г. в Лондоне: «...Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба е 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет изорвана над землей или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы, Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя... Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивный частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий…

Многие видные ученые и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности... Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только, как показали наши исследования, от степени знаний специалистов...

РЕЗОЛЮЦИЯ:

В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».

(Манифест подписан одиннадцатью известными учеными мира, в том числе Альбертом Эйнштейном и Бертраном Расселом.)

Возрастание роли современной науки . Современная организация научных исследований заметно отличается от 1рипятых в XVII в. и даже в XX в. Первоначально наука ограничивалась функцией поиска истинного знания, а философия помогала понять и объяснить устройство мира в целом. Немало времени потребовалось науке для утверждения права формировать мировоззрение, установить с религией своего рода разграничение влияния. Сегодня без научных представ лени й существование духовной культуры невозможно.

Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством , ориентации на развитие технических идей. В свою очередь наука получила от производства мощнейший импульс для развития в виде технического оборудования. Связь между наукой и производством стала не просто непосредственной, но и необходимой и для техники, и для науки. Многие научные идеи, рассматриваемые прежде только как идеальные и умозрительные, получили возможность проверки и подтверждения в результате развития технико-технологических возможностей общества. Путь от научной идеи до ее воплощения в техническое устройство заметно сократился. Фактически многие научные центры стали искать способы приближения своих новых достижений к непосредственному производству. Прогрессивной формой сотрудничества науки и производства стали так называемые технопарки.

Факты . Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х гг. XX в., когда был организован научно-производственный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом.

Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу. В результате этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь многие известные теперь фирмы.

Нельзя не отметить, что в СССР в 1956 г. был создан Новосибирск и научный городок (академгородок), который до сих пор остается образцом научного поселения, где претворяли в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий XXI в.

В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации.

В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий (т. е. ориентированных на внедрение новых технологий); действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10 000 новых рабочих мест.

Российские технопарки производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, топлива, энергетики, информатики, здравоохранения и образования.

С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она дает человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя ее детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.

Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчеркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет все более важную роль в обществе еще и благодаря тому, что люди науки - ученые - являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чье имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.

Проверь себя

1. Охарактеризуй науку как особую систему знаний.

2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?

В классе и дома

1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?

2. Подготовь сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян - лауреатов Нобелевской премии в области науки.

3. В конце 80-х гг. XX в. японские ученые составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20-30 лет. Они прогнозировали следующие открытия:

1990-е гг.- победа над СПИДом ; создание роботов- сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;

2001-2010-е гг.- преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить роет раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиции в космос;

2010 2020-е гг.- - создание автомобиля га водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.

Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?

Предложи свои «прогнозе на основе уточнения прогноза японских ученых.

Самое важное - не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам.

Харуки Мураками

Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе.

Предпосылки возникновения и этапы развития. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Современная наука. Основные концепции. Роль науки в современном обществе. Функции науки. Классификации наук. Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Наука и философия.

Предпосылки возникновения и этапы развития

Возникновение науки связано с формированием субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой, которое произошло в период перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему. Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации.

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.

Зачатки знаний зарождаются на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический , неклассический, постнеклассический (современный). Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), отвергает объективизм классической науки, осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX- начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности, соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Понятие науки и ее характерные черты

Объект и предмет науки


Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности.

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет несколько основных значений.

Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.

В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент).

Основные черты научного знания: объективность, рациональность, проверяемость, системность, общезначимость.

Объективность научного знания проверяется в ходе научных наблюдений, практики, различных , логических рассуждений. Научные требуют рационального обоснования, без которого они не могут считаться знанием. Результаты исследований постоянно подвергаются критической оценке и переоценке, без чего невозможен научный прогресс. Научному знанию свойственна упорядоченность: в ходе исследования оно принимает форму , системы понятий, умозаключений. Общезначимость науки заключается в том, что научное знание является всеобщим достоянием, принадлежит всему человечеству.

Важнейшие формы науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физические, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Истина – основная цель и ценность науки. Именно истина является основным и конституирующим науку компонентом, отличающим науку от других форм общественного сознания.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности, цель которой производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Наука как особый вид деятельности стремится к фактически выверенному и логически упорядоченному познанию предметов и процессов окружающей действительности.

В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы:

1)субъект научной деятельности - исследователь или научный коллектив, осуществляющий познание;

2)объект научной деятельности - предмет изучения, явление окружающего мира, на которое направлено внимание ученого;

3)цель научной деятельности - получение объективных знаний об объекте исследования;

4)эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, эксперимент, аналогия, абстрагирование, и др.);

5)понятийный и категориальный аппарат - теоретическая база исследования;

6)технические средства научно-исследовательской работы - специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное).

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре.

Существует множество наук, и каждая наука своеобразно отличается от другой по двум признакам: объект и предмет .

Объект науки – это часть действительности, на который направлен интерес данной науки, причем у каждой науки свой объект (пр. объектом такой естественной биологической науки энтомологии являются насекомые; у астронома объектом является большой космос). С объектом науки тесно связан и ее предмет. Предмет науки есть идеальная модель объекта науки.

Предмет науки – это размышление ученых об объекте исследования (научные знания), причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышлением о нем и моделью никогда нет полного совпадения. Между реальностью и представлениями о ней всегда есть дистанция.

Субъект науки – это те люди (ученые), которые занимаются наукой, определяют объект науки, направления и создают совокупность знаний об этом объекте, т.е. предмет науки. Они создают духовные ценности в виде открытий, изобретений, научных теорий, концепций. Субъектом науки называют не только ученых, а также объединения ученых, организации (Российская Академия Наук), международные организации (Комитет по присвоению Нобелевской премии).

Функции науки

Наука выполняет важные социальные функции.
1. Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку знания об окружающем мире, помогает систематизировать их и формирует как составную часть .
2. Познавательно-объяснительная функция: в ходе научной деятельности человек постигает суть явлений и процессов в окружающем мире, объясняет его устройство, выявляет законы развития природы и общества. 3. Производственная функция: достижения науки способствуют непрерывному совершенствованию преобразовательной деятельности человека, производственных процессов. 4. Прогностическая функция: выявляя причинно-следственные связи в окружающем мире, наука позволяет предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определять нежелательные и опасные тенденции. 5. Социально-преобразующая функция: наука непосредственно участвует в развитии общества.

В ходе своего развития наука претерпевает революционные изменения в господствующей системе представлений и понятий - смену парадигм. Парадигма - совокупность научных достижений, теорий и понятий, которые пользуются всеобщим признанием и определяют направление научной деятельности.

Классификации наук

Существуют различные способы классификации наук на основе определенных критериев.

По объекту и методам познания выделяют:

    естественные науки, изучающие природу и ее законы (физика, , астрономия, , , генетика);

    точные науки, изучающие числа, количественные отношения и закономерности (математика, );

    технические науки, изучающие механизмы ( , робототехника, );

    общественные науки, изучающие социальную сферу человеческого бытия ( ,политология, );

    гуманитарные науки, изучающие духовную жизнь человека и общества ( , ).

Эта классификация условна: многие науки могут быть отнесены

сразу к нескольким отраслям человеческого знания (психология – к общественным или гуманитарным наукам, физика – к точным, техническим или естественным и т. п.). Кроме того, в последние десятилетия в сфере научной деятельности идут процессы междисциплинарной интеграции: на стыке различных отраслей познания возникают новые науки.

По соотношению познавательной и практически-действенной функций выделяют:

    фундаментальные науки (теоретический уровень познания, постижение сути явлений) ;

    прикладные науки (применение результатов научного познания на практике, в производстве и социально-преобразующей деятельности).

Современная наука. Основные концепции

Концепция Карла Раймунда Поппера (28.06.1902-17.09.1994).

В основе - принцип фальсифицируемости . т.е. опровержимости научных теорий. Теория является научной тогда и только тогда, когда она может быть опровергнута. Теория не может быть подтверждена в смысле абсолютно достоверного доказательства её истинности. Развитие науки – это путь проб и ошибок, смелых предположений и опровержений. Цель науки не в постижении того, чем вещь является на самом деле, и не в определении её подлинной природы, а в описании того, как вещь себя ведёт при различных обстоятельствах и, в частности, в выяснении того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности.

Концепция научных революций Томаса Куна (1922-1996 гг.) .
Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Такими парадигмами в разное время являлись геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и др. Науку, развивающуюся в рамках парадигмы, Кун называл «нормальной». Кун был убежден в том, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и не ставят вопроса об их проверке. Но однажды, полагал Кун, может быть осознано, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть разрешена. Научное сообщество распадается на группы, часть которых начинает выдвигать гипотезы. Когда одна из этих гипотез доказывает свою способность справиться с возникшими противоречиями, сообщество формулирует новую парадигму. Смену парадигм Кун назвал научной революцией.

Концепция Пола Фейерабенда ( 1924-19 9 4) . Свою концепцию он назвал «эпистемологическим анархизмом» . С точки зрения Фейерабенда каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнивать с другими, ибо нет никакой основы для такого сравнения.

И сследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживаю т внимания. Следовательно, все допустимо и все оправдано.

Концепция Имре Лакатоса (1922-1974 гг.). Он создал концепцию методологии научного познания, которая получила название . В своей концепции он отказывается от принципа фальсификации, справедливо считая, что при достаточной находчивости можно длительное время защищать любую теорию, даже если эта теория ложна. Поэтому следует отказаться от попперовской модели, в которой за выдвижением некоторой гипотезы непосредственно следует ее опровержение.
Согласно Лакатосу развитие науки представляет собой конкуренцию научно - исследовательских программ. По мнению Лакатоса исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения. Кроме того, в нее входит так называемый «защитный пояс» из вспомогательных гипотез, который обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, а также
частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Наука и философия.

Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством идентичности или тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание.

Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения . Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.

В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период.

Структура общественного сознания рассматривается в трех основных аспектах:

Конкретно-историческом , выделяя типы сознания: сознание

первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.

Гносеологическом (эпистемологическом), выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, массовое, профессиональное; и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).

Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию - и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.

При рассмотрении сознания в социологическом аспекте наиболее объемно выделяется его социальная составляющая.Важнейшие особенности общественного сознания наиболее ярко представлены в идеологии и общественной психологии.

Идеология - это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. По форме выступая как выражение потребностей всего общества или определенных социальных групп, идеология включает в себя миропонимание, лозунги, директивы деятельности и устремления к определенным практическим результатам. Главная особенность идеологии - ориентированность на социально-экономическую реальность, направленность на массовое сознание, где фактор веры сильнее фактора знания. Кроме того, идеология должна предлагать определенный образ жизни, без этого она не может быть принята людьми, не может их увлечь.

Идеология находит свое выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.

Общественная психология представляет собой систему убеждений, чувств, эмоций, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

Общественная психология, в отличие от идеологии, является продуктом духовной жизнедеятельности всего общества или конкретных групп людей.

явление и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляется как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. По своему характеру люди самых различных социальных групп и слоев могут быть похожими друг на друга или резко отличаться один от другого. Но не только и не столько индивидуальные особенности и индивидуальная психика людей побуждает их действовать определенным образом, сколько их общие материальные и духовные интересы и потребности.

Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Однако немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология.

В свою очередь общественная психология оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику.

Формы общественного сознания

Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.

С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности - политика.

Политика - это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти .

Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании.

Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Оно включает в себя политическую идеологию и психологию.

Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.

Политическая психология включает в себя чувства солидарности и ненависти, эмоции, поведенческие установки, настроения той или иной социальной группы или общества, проявляемые в процессе реализации политических целей и задач.

Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право - это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Правовые нормы складываются в результате компромисса между различными социальными группами и слоями общества. Это примиряет интересы различных социальных групп, не позволяет обществу расколоться. Право охраняется силой государства.

Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства и оказывает определенное воздействие на все стороны жизни общества.

В отличие от них, моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль - это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частности, от норм права. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения может заставить человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения, культуры. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане - наказание, в морали - воспитание.

Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.

Изучением морали занимается философская наука этика.

Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. В труде, в ходе повседневной практической деятельности и художественного творчества, человек выработал в себе ценнейшую способность – эстетического отражения действительности. Его основная особенность в том, что объект постигается эмоционально, когда то или иное явление проходит эстетическую оценку.

Эстетическое сознание это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.

Высшей формой эстетического сознания выступает искусство.

Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.

Как форма отражения действительности искусство включает в себя конкретные виды искусства: литературу, театр, музыку, живопись, скульптуру, киноискусство и т.д. Каждый вид искусства в свою очередь подразделяется на целый ряд разновидностей. Так, литература включает в себя прозу, поэзию, драматургию; музыка подразделяется на симфоническую, камерную, эстрадную и пр.

Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную (например, о Второй мировой войне люди знают больше из произведений искусства, чем из исторических документов);

- эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);

- воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, величественное от ничтожного);

- социальную, идеологическую (произведения искусства специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

Искусство и его различные виды являются предметом специального изучения теории искусства – эстетики . Эстетика как философская наука изучает два взаимосвязанных вида духовных явлений: сущность эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к бытию и сферу художественной (эстетической) деятельности людей.

Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.

Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента : мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.

Наука и философия

Философия и наука – являются самостоятельными, но очень тесно связанными между собой формами человеческого познания мира.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Опирается на категории - предельно общие понятия;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.

Философия пре вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Сходство философии и науки: рациональность, систематизированность, стремление к открытию законов, практическая значимость, обоснованность.

Отличия философии от науки:

    Наука испытывает постоянное движение вперед. Философия возвращается к одним и те же проблемам, ее проблемы вечны.

    Различный понятийный аппарат. Язык науки – четкая фиксация объема и содержания понятий, философия создает свой язык понятий.

    Частные науки могут учитывать опыт других наук.

    Философия пытается учесть весь имеющейся опыт.

Вопросы для самопроверки:

    Раскройте понятие науки как сферы человеческой деятельности, как

системы научных знаний, как социального института.

    Что является целью науки?

    Раскройте понятия " объект науки" , " предмет науки" , " субъект науки" .

    Что означает "принцип фальсифицируемости" ?

    Раскройте понятие " парадигма".

    Раскройте понятие «эпистемологический анархизм» .

    Раскройте смысл методологии научно-исследовательских программ .

    В каких основных аспектах рассматривается структура общественного сознания?

    В чем заключается главное отличие философии от всех иных наук?