Классики о крещении. Стихи про крещение господне. Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен




Клик Иордана

Запрыгал гремучий
Крутой Иордан,
И голос могучий
Река-ураган
В края посылает далеки:
«Сбирайтеся, дети, сюда;
Сбирайтесь, протоки и токи,
От гор и подгорий вода;
Ключи и ручьи отовсюду, -
Долины, равнины свои
Покинув, - в объятья мои,
Летите к великому чуду…
Неслыханный гость к нам идет.
Мы, всею семьею, иорданския воды,
Приветим и встретим Державца природы:
Он радость и сладость с Собою несет,
Он новую душу в природу введет!»…

Слыхал ли кто, от лет и от веков,
Чтоб Он… небесных вод и облаков водитель,
Сошел в сей прах земной и принял зрак рабов?!
И вот теперь, чужих грехов носитель,
Он склонится державною главой,
И у реки Своей попросит омовенья!!.
Непостижим пример сей мировой
Непостижимаго смиренья!..

Летите ж, ласкайтесь
К священным стопам:
Вздымайтесь, сбегайтесь,
Се идет Он Сам!..

И Он сошел к потоку Иордана,
И преклонил державную главу
Под дланию крестящей Иоанна;
И чудное свершилось в вышине:
Таинственно, на самой глубине,
Сафирное вдруг растворилось небо;
И свет блеснул, как отблеск заревой,
И, - под кристальной, дальней синевой,
Явился голубь белый… световой,
И, над драгой Крестимаго главой,
Он плавал в влаге светлоголубой…
И огласилось нечто, как трубой,
Как голосом могучим исполина;
И в первый раз, - в великий миг чудес,
Услышала земля из уст небес
Великое, - святое имя Сына!..

Глинка Федор Николаевич
(1786 -1880)


На Крещение Господне

Крестящуся Тебе, Господь! во Иордане,
Да в освятительной воды и Духа бане
Омоешь от греха словесных естество,
В трех Лицах чтимое явилось Божество:
Отец невидимый, Сый, всяческих Причина,
Тебя провозгласил, возлюбленнаго Сына;
И в виде голубя, примера чистоты,
Дух Божий на Тебя слетев от высоты,
Неложность утвердил Отеческаго слова.
Ты миру в облаке телеснаго покрова
Явился, Свет святый! разгнал греховну мглу,
И верой светлый мир гласит Твою хвалу.
Ко гласу Ты пришел, гремящему в пустыни:
«Готовьте Вышнему путь правды и святыни!»
Жених словесных душ! ко другу Жениха,
Крещения прося не ведущий греха,
Вид рабский восприяв, Господь всея природы!
Увидели Тебя, и убоялись воды;
И трепетен воззвал муж, посланный Творцем,
Муж-ангел, пред Твоим предшествовать лицем:
Как Света просветит светильник неприметный?
Как руку на Царя положит раб нищетный?
Ты вземлешь мира грех, спасаешь смертных род,
Святый! Ты освяти меня и бездну вод.

Ширинский-Шихматов Сергей Александрович (1783-1837)
1823

Крещение Господне

I.
Среди песков пустыни Иордана,
Где высятся ряды угрюмых скал,
Где бродит волк голодный и шакал,
Звучала речь Святая Иоанна,
Как к покаянию народному призыв,
Толпы людей, как волн морских прилив,
Стекалися к убежищу Предтечи
И слушали пророческие речи
Отшельника. Постами изможден,
Питаяся акридами и медом
И власяницею суровой облечен,
Святой Пророк являлся пред народом
И в пламенных, бичующих словах
Учил его и обличал в грехах.
Когда ж избрал, как символ очищенья,
В водах реки Крещенье –
Уверовав в учение его,
Шли многие креститься у него.
Он возвещал пришествие Того,
Кому ремень от обуви Его
Он равзязать по прах не был достоин.
Он говорил собравшимся о Том,
Кто сотворил Крещение огнем
И Духом Пресвятым, о Том – Непогрешимом,
Кто в житницу пшеницу соберет
Лопатою, солому-же сожжет
Он на огне Своем неугасимом.

II.
И, вот, когда минуло тридцать лет
Спасителю, оставив Назарет,
Ко проповеди этой и Крещенью,
К суровому и чистому ученью
Пришел и Он.
Пророк не знал Христа,
Но так была безгрешна и чиста
Спасителя Святая красота,
И нечто столь высокое в Нем было
И светлое, что душу поразило
Отшельника величием своим,
Когда Христос явился перед ним
У берегов цветущих Иордана!
Любовь и страх объяли Иоанна,
И он, что был к греху неумолим,
Святой Пророк, кидавший обличенье
в лицо царям, охваченный смущеньем,
Ничтожным вдруг почувствовал себя
Пред Иисусом. Надо от Тебя
Креститься мне, о Господи, и Ты ли
Пришел ко мне? – в волнении твердили
Его уста, его смиренный вид.
Но отвечал Спаситель благодушно:
- Оставь теперь, зане так надлежит
Нам истину исполнить! – И послушно
Он Господа веленье совершил.
Когда ж из волн Спаситель выходил.
В сиянии открылся свод небесный,
И золотом в лазури голубой
Над Ним с небес спустился Дух Святой,
И свыше глас послышался чудесный:
- Сей есть Мой Сын возлюбленный, на Нем
Покоится Мое благоволенье! –
И понял Иоанн: то было откровенье,
И преклонился Он пред Господом Христом!

Ольга Николаевна Чумина (1858–64?–1909),
по мужу Михайлова издавалась под псевдонимом Чюмина,
талантливая поэтесса и переводчица

Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Иван Алексеевич Бунин
1886–1901

Крещение Господне

Иисус главой склонился,
В воду по пояс вступил,
Дух, как голубь ниспустился,
Голос с неба возопил:
Вот мой Сын,- моя отрада,
Он по благости Вам дан»…
А над ним десницу поднял
Восхищённый Иоанн!..

Николай Васильевич Реморов (1875–1919),
священник с 1904 г.
Печатался в Тамбовских епархиальных ведомостях

На Иордане

Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский
Это стихотворение вошло в книгу
С. Успенского «Катехизис в рассказах»,
вып.2–3 “Молитва Господня. Таинства”,
последнее дореволюционное издание
(вып.4-5) которого вышло в 1914 г.

В день Крещения
(См. 2-й тропарь 2-го канона на Богоявление И. Дамаскина)

Принимая смиренно крещение Иоанново,
В Человечестве Своем Господь
Торжественно посвящается на спасение человечества
Голосом бога Отца.
А человечество освящается в Богочеловеке
На соучастие в деле Его,
По возведению к совершенству
Человеческого существа.

Александр Солодовников
После 1960 г.

Богоявление Господне
(Святое Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 1)

Глас вопиющего в пустыне
Всех к покаянию завет,
Он говорит: «Христос идет,
Ему пути готовьте ныне».
Толпой безчисленной народ,
Внимая гласу Иоанна,
Стремится к берегу Иордана
Принять Крещенье в лоне вод.
И видит с светлых облаков,
Под видом голубя сходящий,
Господень Дух животворящий,
И слышен глас Творца миров,
Которым тайны объясненье
Дает Вселенной Властелин:
«То Сей возлюбленный Мой Сын,
На Нем Мое благоволенье».
Хвала Тебе, о Божий сил!
Наш милосердный Искупитель!
Ты снова райскую обитель
Нам недостойным отворил!
О, дай, чтоб мы от колыбели
До гроба шли Твоей стезей,
О, дай для нас воде купели
Быть иорданскою струей!

Василий Бажанов,
протопресвитер (1800-1883)

Наступает великий православный праздник - Крещение Господне, или Богоявление.

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Иисуса Христа миру открылся Бог-Троица, о чем сохранились свидетельства всех четырех Евангелий. Бог Отец возвестил о Сыне, Сын крестился в реке Иордан от Иоанна Предтечи, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение Иисуса Христа понимается в православии как начало спасения людей от грехов. Оно принесло в мир просвещение, обновление человеческого естества, свет, исцеление и новое рождение. Этот праздник положил начало всем известному христианскому таинству - Крещению.

Кроме того, данное событие послужило началом устоявшейся на Руси традиции погружения в прорубь - "Иордань". В последние два десятилетия данная традиция обрела новое дыхание, и в настоящее время имеет широкий размах. Множество людей приходят к специально сделанным прорубям в этот день: одни - для погружения, другие - ради интереса. И хотя значительная часть приходящих далека от веры - для людей приобщение даже к этому обычаю представляется особым, значимым в жизни.

Предлагаем поэтам Поэмбука представить свои стихотворения на конкурс "Праздник Крещения Господня".

В стихах должна затрагиваться тема праздника Крещения: по преимуществу предлагайте стихи, являющиеся иллюстрацией к соответствующему тексту Евангелия. Возможно предложить тексты, связанные с церковной традицией освящения воды на Крещение, или же погружение в "Иордань" в крещенские дни - важными являются доброе отношение к православной традиции, а также выдержанность стилистических особенностей: рифмы, размера и проч. Описание гаданий и стёб неприемлемы. Постарайтесь, чтобы ваши произведения не были слишком длинными (не более 32 строк).

В качестве примера приведу стихотворение "Сочельник Крещения".

Пустынный зной. Молчанье Палестины,

Затихшей пред явлением Христа.

Печаль души. Дыхание рутины,

И в ней – богоискательства тщета.

Смолкает дух, преображенья плоти

Стремясь достичь в отчаянной борьбе

Со страстными влечениями, хоть и

Несёт их тяжкий груз в самом себе.

Не избавлял от тления и смерти

Закон, что на Синае Богом дан.

Настанет час спасения – поверьте:

Пришёл благословенный Иоанн.

Пронзает испытующе-смиренно

Движения сердец пророка взор:

«Душе, покайся! Скорбна, но нетленна

Ты в Господе. Смети пороков сор».

Так прослезился мытарь на мгновенье:

К стопам пророка Божьего припав,

Воззвал к Тому, Кто дарует нетленье

И исцеляет души, смерть поправ.

Скорбит разбойник, кается блудница,

Смиренно погружаясь в Иордан.

Лишь фарисеи глянцевые лица

Отводят вспять – им страшен Иоанн.

Но омывает водная стихия

Стон горя и отчаяния тлен –

И радость духа дарует Мессия,

Что сердцу сокрушенну вожделен.

Великий проповедник покаянья

К познанию греховности ведёт,

Благословляя святости деянье…

За ним – грех мира вземлющий грядёт.

Принимаются как ранее написанные произведения, так и новые тексты, посвященные празднику Крещения.

Удачи всем участникам!

Раздел сайта:
Предлагаем вам читать и поздравлять своих родных и близких друзей 19 января в праздник Крещения Господня стихами.

Поздравляем с крещением вас!
От души желаем сейчас:
Самым смелым раздеть свое тело,
Окунуть его в проруби смело,
Чтоб болезнь ни одна не посмела
Посетить освященное тело.
Тем же, кто не боится труда,
Пригодится святая вода -
Ею дом нынче вы окропите,
От лихих людей защитите.
Остальным – ленивым ребятам
Остается, налив, выпить залпом
За здоровье, за счастье, за мир,
И устроить праздничный пир!
Потому что праздник для всех,
А не праздновать – это грех!

***
Крещение Господне наступает,
Священный праздник празднует Земля.
И память об Иисусе воскрешает,
События далекие друзья.

Войдите в воду, освежите тело
Чтобы окрепнуть духом в сей же час,
Надежду сохранить и укрепить чтоб веру.
И Господь Бог благословит пусть вас.

***
В день Великого Крещения,
ждём от Господа прощения.
Знаем снятие грехов
лишь до первых петухов!
Не забудьте помолиться
и святой водой умыться,
станет чище Ваша плоть!
Да хранит Вас всех Господь!

***
Со Святым Богоявленьем
Поздравляю вас, друзья!
Вы откиньте все сомненья,
Будьте счастливы, любя!
Разной нечести не бойтесь,
И святой водой умойтесь!
Погадайте на любовь...
Праздник к нам приходит вновь!

***
С Крещением Вас спешу поздравить
И пожелать Вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!
Пусть Ангелы Вас охраняют
И стерегут Ваш крепкий сон
Пусть горя близкие не знают
И будет рядышком Господь!

***
С Крещением Господним поздравляю,
Любви, надежды, веры вам желаю.
Чтобы тропинка жизни ровная была,
Успех сопутствовал, удача чтоб ждала.

Побольше было б позитивных дней,
Согласья, счастья, сказочных ночей.
Пускай Господь грехи ваши простит,
На добрые дела он вас благословит!

***
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещение празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятие
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.

***
Свечу в церквушке я зажгла,
И начались тут – чудеса!
В Крещенье сбудется мечта,
Ведь эра новая пришла!
Я верю в свет и доброту,
Надежду бережно храню,
И Господа сейчас прошу,
От бед, невзгод ты защити,
Ты моих близких – береги!

***
Есть важный праздник христианского народа,
И семьи подадут в канун его кутью на стол.
Когда Иисус Христос крещенье принял в Иордана водах,
Святой Дух в виде голубя к нему сошел.

С тех пор великий день Христа Крещение!
Вода простая станет в этот день святой.
Больным она приносит исцеление,
А в дом любой – порядок и покой.

***
Приходите на Крещение:
В доме будет угощение
И дадим святой водицы
Вам в честь праздника умыться
И с собой ещё нальем,
Чтоб и ваш стал чистым дом,
Соль святую к образам -
Чтоб жилось богато вам.
В день морозный на Крещение
Вы примите приглашение:
Приходите в теплый дом,
С пирогами чай попьём!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Клик Иордана

Запрыгал гремучий
Крутой Иордан,
И голос могучий
Река-ураган
В края посылает далеки:
«Сбирайтеся, дети, сюда;
Сбирайтесь, протоки и токи,
От гор и подгорий вода;
Ключи и ручьи отовсюду, -
Долины, равнины свои
Покинув, - в объятья мои,
Летите к великому чуду…
Неслыханный гость к нам идет.
Мы, всею семьею, иорданския воды,
Приветим и встретим Державца природы:
Он радость и сладость с Собою несет,
Он новую душу в природу введет!»…

Слыхал ли кто, от лет и от веков,
Чтоб Он… небесных вод и облаков водитель,
Сошел в сей прах земной и принял зрак рабов?!
И вот теперь, чужих грехов носитель,
Он склонится державною главой,
И у реки Своей попросит омовенья!!.
Непостижим пример сей мировой
Непостижимаго смиренья!..

Летите ж, ласкайтесь
К священным стопам:
Вздымайтесь, сбегайтесь,
Се идет Он Сам!..

И Он сошел к потоку Иордана,
И преклонил державную главу
Под дланию крестящей Иоанна;
И чудное свершилось в вышине:
Таинственно, на самой глубине,
Сафирное вдруг растворилось небо;
И свет блеснул, как отблеск заревой,
И, - под кристальной, дальней синевой,
Явился голубь белый… световой,
И, над драгой Крестимаго главой,
Он плавал в влаге светлоголубой…
И огласилось нечто, как трубой,
Как голосом могучим исполина;
И в первый раз, - в великий миг чудес,
Услышала земля из уст небес
Великое, - святое имя Сына!..

Глинка Федор Николаевич
(1786 -1880)


На Крещение Господне

Крестящуся Тебе, Господь! во Иордане,
Да в освятительной воды и Духа бане
Омоешь от греха словесных естество,
В трех Лицах чтимое явилось Божество:
Отец невидимый, Сый, всяческих Причина,
Тебя провозгласил, возлюбленнаго Сына;
И в виде голубя, примера чистоты,
Дух Божий на Тебя слетев от высоты,
Неложность утвердил Отеческаго слова.
Ты миру в облаке телеснаго покрова
Явился, Свет святый! разгнал греховну мглу,
И верой светлый мир гласит Твою хвалу.
Ко гласу Ты пришел, гремящему в пустыни:
«Готовьте Вышнему путь правды и святыни!»
Жених словесных душ! ко другу Жениха,
Крещения прося не ведущий греха,
Вид рабский восприяв, Господь всея природы!
Увидели Тебя, и убоялись воды;
И трепетен воззвал муж, посланный Творцем,
Муж-ангел, пред Твоим предшествовать лицем:
Как Света просветит светильник неприметный?
Как руку на Царя положит раб нищетный?
Ты вземлешь мира грех, спасаешь смертных род,
Святый! Ты освяти меня и бездну вод.

Ширинский-Шихматов Сергей Александрович (1783-1837)
1823

Крещение Господне

I.
Среди песков пустыни Иордана,
Где высятся ряды угрюмых скал,
Где бродит волк голодный и шакал,
Звучала речь Святая Иоанна,
Как к покаянию народному призыв,
Толпы людей, как волн морских прилив,
Стекалися к убежищу Предтечи
И слушали пророческие речи
Отшельника. Постами изможден,
Питаяся акридами и медом
И власяницею суровой облечен,
Святой Пророк являлся пред народом
И в пламенных, бичующих словах
Учил его и обличал в грехах.
Когда ж избрал, как символ очищенья,
В водах реки Крещенье –
Уверовав в учение его,
Шли многие креститься у него.
Он возвещал пришествие Того,
Кому ремень от обуви Его
Он равзязать по прах не был достоин.
Он говорил собравшимся о Том,
Кто сотворил Крещение огнем
И Духом Пресвятым, о Том – Непогрешимом,
Кто в житницу пшеницу соберет
Лопатою, солому-же сожжет
Он на огне Своем неугасимом.

II.
И, вот, когда минуло тридцать лет
Спасителю, оставив Назарет,
Ко проповеди этой и Крещенью,
К суровому и чистому ученью
Пришел и Он.
Пророк не знал Христа,
Но так была безгрешна и чиста
Спасителя Святая красота,
И нечто столь высокое в Нем было
И светлое, что душу поразило
Отшельника величием своим,
Когда Христос явился перед ним
У берегов цветущих Иордана!
Любовь и страх объяли Иоанна,
И он, что был к греху неумолим,
Святой Пророк, кидавший обличенье
в лицо царям, охваченный смущеньем,
Ничтожным вдруг почувствовал себя
Пред Иисусом. Надо от Тебя
Креститься мне, о Господи, и Ты ли
Пришел ко мне? – в волнении твердили
Его уста, его смиренный вид.
Но отвечал Спаситель благодушно:
- Оставь теперь, зане так надлежит
Нам истину исполнить! – И послушно
Он Господа веленье совершил.
Когда ж из волн Спаситель выходил.
В сиянии открылся свод небесный,
И золотом в лазури голубой
Над Ним с небес спустился Дух Святой,
И свыше глас послышался чудесный:
- Сей есть Мой Сын возлюбленный, на Нем
Покоится Мое благоволенье! –
И понял Иоанн: то было откровенье,
И преклонился Он пред Господом Христом!

Ольга Николаевна Чумина (1858–64?–1909),
по мужу Михайлова издавалась под псевдонимом Чюмина,
талантливая поэтесса и переводчица

Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Иван Алексеевич Бунин
1886–1901

Крещение Господне

Иисус главой склонился,
В воду по пояс вступил,
Дух, как голубь ниспустился,
Голос с неба возопил:
Вот мой Сын,- моя отрада,
Он по благости Вам дан»…
А над ним десницу поднял
Восхищённый Иоанн!..

Николай Васильевич Реморов (1875–1919),
священник с 1904 г.
Печатался в Тамбовских епархиальных ведомостях

На Иордане

Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский
Это стихотворение вошло в книгу
С. Успенского «Катехизис в рассказах»,
вып.2–3 “Молитва Господня. Таинства”,
последнее дореволюционное издание
(вып.4-5) которого вышло в 1914 г.

В день Крещения
(См. 2-й тропарь 2-го канона на Богоявление И. Дамаскина)

Принимая смиренно крещение Иоанново,
В Человечестве Своем Господь
Торжественно посвящается на спасение человечества
Голосом бога Отца.
А человечество освящается в Богочеловеке
На соучастие в деле Его,
По возведению к совершенству
Человеческого существа.

Александр Солодовников
После 1960 г.

Богоявление Господне
(Святое Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 1)

Глас вопиющего в пустыне
Всех к покаянию завет,
Он говорит: «Христос идет,
Ему пути готовьте ныне».
Толпой безчисленной народ,
Внимая гласу Иоанна,
Стремится к берегу Иордана
Принять Крещенье в лоне вод.
И видит с светлых облаков,
Под видом голубя сходящий,
Господень Дух животворящий,
И слышен глас Творца миров,
Которым тайны объясненье
Дает Вселенной Властелин:
«То Сей возлюбленный Мой Сын,
На Нем Мое благоволенье».
Хвала Тебе, о Божий сил!
Наш милосердный Искупитель!
Ты снова райскую обитель
Нам недостойным отворил!
О, дай, чтоб мы от колыбели
До гроба шли Твоей стезей,
О, дай для нас воде купели
Быть иорданскою струей!

Василий Бажанов,
протопресвитер (1800-1883)

Ваша помощь сайту и приходу

НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 845) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (314) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 008) Вопросы священнику (433) Изображения (260) Иконы (546) Иконы Божией Матери (106) Проповеди (1 097) Статьи (1 867) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (175) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (415) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (45) Дидактические материалы (75) Игры (30) Изображения (45) Кроссворды (26) Методические материалы (48) Поделки (25) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (100) Повести и рассказы (31) Сказки (11) Статьи (19) Стихи (31) Учебники (17) Молитва (523) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (282) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 941) Библия (870) Закон Божий (892) Миссионерство и катехизация (1 505) Секты (7) Православная библиотека (491) Словари, справочники (53) Святые и Подвижники благочестия (1 822) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (99) Храм (167) Устройство храма (1) Церковное пение (33) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 592) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (483) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (715) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (18) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (10) День Святой Троицы (36) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (138) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (154) Елеосвящение (10) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (26) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (249) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (3) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (69) Православный журнал (36) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (61) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (116) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (383) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Седмица 3-я по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева (44). Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).

Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–251. Лит. – Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Ин., 13 зач., IV, 46–54. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий Бо­ров­ский ро­дил­ся в 1394 го­ду в се­ле Ку­ди­но­ве, неда­ле­ко от Бо­ров­ска, и при Кре­ще­нии был на­зван Пар­фе­ни­ем. Его отец Иоанн был сы­ном кре­стив­ше­го­ся та­та­ри­на-бас­ка­ка Мар­ти­на, мать Пар­фе­ния но­си­ла имя Фо­ти­ния. 20-ти лет Пар­фе­ний оста­вил ро­ди­тель­ский дом и в 1414 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Па­ф­ну­тий в По­кров­ском мо­на­сты­ре на Вы­со­ком от на­сто­я­те­ля Мар­кел­ла. Мно­го лет под­ви­зал­ся инок Па­ф­ну­тий в оби­те­ли. Ко­гда скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, бра­тия из­бра­ла его игу­ме­ном. Свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го в свя­щен­ный сан (око­ло 1426 г.). Трид­цать лет про­вел пре­по­доб­ный в По­кров­ской оби­те­ли, где был и на­сто­я­те­лем, и стар­цем-ду­хов­ни­ком. На 51-м го­ду жиз­ни он тя­же­ло за­бо­лел, оста­вил игу­мен­ство и при­нял ве­ли­кую схи­му. По­сле вы­здо­ров­ле­ния в день свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, 23 ап­ре­ля 1444 го­да, ушел из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся с од­ним ино­ком на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Протвы при впа­де­нии в нее ре­ки Ис­терь­мы. Вско­ре на но­вое ме­сто к нему ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Чис­ло ино­ков быст­ро воз­рас­та­ло. Был по­стро­ен но­вый ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го де­ре­вян­но­го в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В рос­пи­си хра­ма при­ни­мал уча­стие луч­ший ико­но­пи­сец то­го вре­ме­ни Ди­о­ни­сий и его по­мощ­ни­ки. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­да­вал при­мер бра­тии, ве­дя стро­гую жизнь: кел­лия его бы­ла бед­нее всех, из пи­щи брал худ­шее. В по­не­дель­ник и пят­ни­цу не вку­шал со­всем, а в сре­ду дер­жал­ся су­хо­яде­ния. Из об­щих ра­бот пре­по­доб­ный из­би­рал са­мые тя­же­лые: ру­бил и но­сил дро­ва, ко­пал и по­ли­вал ого­род, в то же вре­мя пер­вым при­хо­дил на цер­ков­ную служ­бу.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий поль­зо­вал­ся глу­бо­кой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем не толь­ко бра­тии сво­е­го мо­на­сты­ря, но и дру­гих оби­те­лей. Про­мыс­лом Бо­жи­им в оби­тель к пре­по­доб­но­му был на­прав­лен два­дца­ти­лет­ний юно­ша Иоанн Са­нин. Ис­пы­тав при­шед­ше­го, пре­по­доб­ный по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, твер­до хра­нив­ший чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры, воз­гла­вил борь­бу про­тив ере­си жи­дов­ству­ю­щих, осуж­ден­ной на Со­бо­ре 1504 го­да. На этот по­двиг мо­ло­до­го ино­ка бла­го­сло­вил пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий.

За неде­лю до смер­ти пре­по­доб­ный пред­ска­зал свою кон­чи­ну. Ис­пол­нив по­след­нюю мо­лит­ву и бла­го­сло­вив бра­тию, он ото­шел к Бо­гу 1 мая 1477 го­да. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий был по­сле­до­ва­те­лем пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го.

Тропарь преподобному Пафнутию Боровскому

Жития́ све́тлостию просвети́в твое́ оте́чество,/ в моли́твах и посте́х дарова́ний Боже́ственнаго Ду́ха испо́лнился еси́,/ и, во вре́менней сей жи́зни до́бре подвиза́вся,/ ми́лость благоутро́бия все́м скорбя́щим отве́рзл еси́,/ и ни́щим был еси́ засту́пник./ Тем мо́лим тя, о́тче Пафну́тие,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Просветив твое отечество светлостью жизни, в молитвах и постах ты наполнился дарами Святого Духа, и, во временной жизни прекрасно подвизаясь, ты открыл всем скорбящим щедроты милости и был защитником нищих. Потому молим тебя, отче Пафнутий, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Пафнутию Боровскому

Бо́жиим светоли́тием просвеще́н, о́тче,/ по́стническое стяжа́л еси́ жи́тельство, преподо́бне,/ и́ноком предо́брый наста́вниче и по́стником благо́е украше́ние./ Сего́ ра́ди Госпо́дь, труды́, твоя́ ви́дев,/ чуде́с да́ром обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния./ Мы же, ра́дующеся, вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Пафну́тие.

Перевод: Ярким светом Божиим был просвещен, отче, постнической достиг ты жизни, преподобный, монахам отличный наставник и постников хорошее украшение. Потому Господь, видя твои труды, обогатил тебя даром чудотворения, ибо ты подаешь исцеления. Мы же, радуясь, взываем к тебе: «Радуйся, отче Пафнутий».

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Пафну́тие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́ем и умиле́нно про́сим: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние. Не дерза́ем, грех ра́ди на́ших, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о поми́ловании и проще́нии. Но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тна, предлага́ем и мо́лим, испроси́ нам у бла́гости Его́ да́ры благопотре́бныя и спаси́тельныя душа́м на́шим: ве́ру пра́ву, благоче́стие кре́пкое, покая́ние и́стинное, проще́ние грехо́в, житие́ соверше́нное, исправле́ние реши́тельное, да обрати́вшеся от злых дел к Богоугожде́нию, про́чее непрогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей. Умоли́, свя́тче Бо́жий, Всевы́шняго Творца́ дарова́ти мир и благоче́стие стране́ на́шей правосла́вной. Сохрани́, уго́дниче Христо́в, святу́ю оби́тель твою́, созда́нную тобо́ю, и вся живу́щия и подвиза́ющияся в ней от вся́каго зла ненаве́тны. При́зри ми́лостивно на лю́ди, к тебе́ прибега́ющия, и вся проше́ния их во благо́е испо́лни. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и благоуго́дное житие́, благу́ю, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стину име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода и ничто́же невозмо́жно есть хода́тайству твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши: сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твои́ святы́я моли́твы вельми́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ши ны све́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же упова́ния на́шего, чудотво́рче святы́й. И сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ благо́е, оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 27-33.

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28 Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

(Ин. гл. 6, 27-33.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПРЕДАТЕЛЬСТВО: Слово в Великую Среду

В Ветхом Завете для того, чтобы обозначить предательство, употреблялись другие слова, которые были связаны с мерзким отступлением человека от Бога: развратом, прелюбодеянием, совращением и т.д.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 07:16 мин. Размер 6.67 Mb)

Иеромонах Алексий (Годлевский)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Встреча тринадцатая. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского

    Жизнеописание святого; советы по борьбе со страстями; личный аскетический опыт; афонское монашество; главная цель жизни – стяжание благодати; откровение подвизающимся: «держи ум во аде, и не отчаивайся», умная молитва.

  • Об «уроженке Магдалы», первой удостоившейся явления воскресшего Иисуса

    Святая исцеляла больных, помогала бесплодным и роженицам, освобождала заключённых из тюрьмы и даже воскрешала мёртвых.

  • Сотаинница старца
  • «Монах Паяций»

    «Не унывай, душко!» – любил повторять приходящим к нему Христа ради юродивый Паисий (Яроцкий). Сам он не только терпел, но и намеренно вызывал окружающих на побои и издевательства, которые переносил смиренно и с великой радостью.