Развитие ассоциативного мышления. Ассоциативные цепочки Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач Развиваем ассоциативное. Ассоциативные цепочки




  • Список слов
  • Невозможно получить хорошую память не тренируя её. Так же невозможно стать сильным или научиться быстро бегать лёжа на диване. Хорошая память - это навык, который нуждается в тренировке и потратив некоторое время на выполнение упражнений по улучшению памяти, вы сможете гораздо лучше запоминать.

    Существует большое количество упражнений, выполнение которых позволит вам улучшить возможности вашей памяти в запоминании.

    Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратив меньше усилий, достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

    Цепь образов

    Тренировка в создании цепи ассоциаций между двумя произвольными образами. Очень помогает в развитии образного мышления, столь необходимого в мнемотехнике, а также считается важным для развития творческого мышления и воображения.

    Мышление образами

    Мнемотехника построена на работе с образами. Часто это вызывает трудности, поскольку большинство людей привыкли руководствоваться логикой и работа с образами поначалу может оказаться затруднительна. Поэтому, прежде чем переходить к запоминанию выполните несколько раз следующее упражнение.

    "Цепь образов"

    Для тренировки образных способностей можно использовать упражнение под названием "Цепь образов". Оно описано в книге Гарри Лорейна "Развитие памяти и способности концентрироваться" и рекомендуется для укрепления творческих способностей. Гарри Лорейн в книге "Суперпамять" описывает его под названием метод корреляций для развития воображения. Также это упражнение известно как "Катена" - игра для развития креативного мышления. Вполне возможно, вы его встречали и под другими названиями - правила его просты, а играть можно в одиночку и в компании.

    Правила игры

    Берутся любые два слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или наоборот противоположное.

    Примеры

    Пример:
    Часы и Облако

    Возможное решение: Часы - Время - День - Солнце - Небо - Облако

    Ясно, что существуют и другие способы, позволяющие связать эти два образа. Каждый может придумать что-то свое - и это также будет правильно. Главное - это установить связь между соседними словами.

    И еще один пример:

    Петух - Демон

    Петух - Двор - Церковь - Бог - Демон

    При переходе от Бога к Демону использовался переход на основе противоположностей. Такое тоже возможно.

    В некоторых случаях ассоциации оказываются настолько очевидны, что создавать цепь образов смысла нет. Например, для пары Кран - Труба вполне естественным будет представить кран поднимающий трубу. В этом случае имеет смысл придумать дополнительные ассоциации: Кран - Трос - Крюк - Труба.

    Пары слов

    Упражнение на запоминание пар слов. Сначала создаётся ассоциация между двумя словами. Затем увидев одно из слов нужно вспомнить второе.

    Описание упражнения

    Упражнение выполняется в три этапа.

    Для запоминания вам предлагается несколько пар слов, записанных в два столбца. Для каждой пары нужно создать ассоциацию. Рассмотрим это упражнение на примере трех пар слов.

    Корабль - Спираль - представьте корабль, поднимающийся по спирали в небо

    Цирк - Звезда - представление в цирке, в котором арена не круглая, а в виде пятиугольной звезды. В центре стоит дрессировщик, а в каждом углу звезды сидит лев.

    Аквариум - Впечатление - проблема в данном случае заключается в достаточно абстрактном слове впечатление. Если аквариум и цирк представить себе можно без труда, то такое трудное слово как впечатление осилить будет гораздо сложнее. В таких случаях вместо абстрактного слова, для участия в ассоциации подбирают похожий по смыслу образ, который можно выразить более конкретно. В данном случае можно представить такую картину: хозяин аквариума, находясь под огромным впечатлением от красоты рыб, живущих в этом аквариуме, вытащил его на улицу, останавливал проходящих мимо, чтобы все видели этот аквариум и восхищались им.

    На втором этапе вы просматривая слова левого столбца, на основе созданных ассоциаций вспомнаете слова правого столбца. Прочитав слово корабль, вы видите как он поднимается в небо и вспомните слово спираль. Пятиугольная арена цирка подскажет звезду, а восторженный чудак с аквариумом - напомнит о впечатлении.

    3. Проверка того, что вам удалось запомнить. Хотя использование ассоциативного метода, позволит сразу увеличить количество запоминаемых слов, оно редко бывает стопроцентным. Причин тут несколько - отсутствие опыта работы с образами, незнание собственных особенностей. Регулярные тренировки разовьют ваши способности и улучшат качество запоминания.

    Если вы считаете, что это слишком просто, и для того, чтобы вспомнить второе слово, совсем необязательно строить какие-то ассоциации, попробуйте выполнить упражнение (как его выполнить на данном сайте - описано ниже), хотя бы для 10 слов сначала просто понадеявшись на свою память, а затем с использованием своей фантазии и ассоциаций.

    На будущее

    После того, как вы приобретете первые навыки в выполнении данного упражнения вы сможете увеличить число запоминаемых пар слов, и установить ограничение по времени, за которое их необходимо запомнить. Постарайтесь довести число запоминаемых пар по крайней мере до 20 за 40 секунд.

    Список слов

    Описание упражнения

    Это упражнение на запоминание последовательности не связанных между собой слов. Его выполнение основывается на методе ассоциаций. Суть упражнения заключается в следующем:

    Свяжите с помощью ассоциации первые два слова.

    Свяжите с помощью ассоциации второе и третье слово.

    3. и т.д. до конца списка

    В результате выполнения описанных операций получится, что каждое слово в цепи связано ассоциациями с предыдущим и последующим словами, являясь звеном в цепи ассоциаций.

    Пример использования метода "Список слов"

    Пусть необходимо запомнить следующую последовательность:

    Нож - Лесть - Лиса - Игла - Приют - Учитель - Чемодан - Фраза - Чешуя - Мох

    Для данной словесной цепи можно составить следующую цепь ассоциаций.

    Заполучив Нож с помощью Лести Лиса, выманила и Иголку в доме, где нашла приют. Приют ей предоставил Учитель, который всюду расхаживал с Чемоданом. Была произнесена Фраза о том, что в чемодане находится Чешуя, которую нужно будет смешать с Мхом.

    Таким образом, получим более-менее связный рассказ составленный из этих слов. И что самое главное, рассказ, в отличие от списка слов, на основе которых он создан, запомнится сам собой. А вместе с ним и сам список слов.

    Название . Техника "Цепочка ассоциаций"

    Предназначение .

    Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.

    Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям.

    Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других.

    Качества . Интеллектуальная раскрепощенность. Оригинальность

    Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

    Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него. Примеры открытых вопросов: "Как мне назвать новую статью?", "Что приготовить на ужин?", "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?". Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): "Надо ли в названии статьи использовать слово "маркетинг" или не надо?", "Может приготовить пельмени?", "Надо ли мне повышать свою квалификацию?".

    Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

    Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие. Это важно. В данной технике на слово "огурец" нельзя давать ассоциацию "помидор", но можно дать ассоциацию вроде "Огурец растет на грядке".

    Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то ("Огурец", "Лекция"), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым ("Огурец растет на грядке", "Лекция проходит в аудитории").

    Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль. Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

    Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

    В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

    Примеры

    Проблема "Как мне назвать новую статью?"

    Степлер...

    Степлером скрепляют бумаги...

    Бумага...

    Бумагу изобрели, кажется, в Китае...

    Там живет много китайцев, которые питаются рисом...

    Питание...

    В компьютере есть блок питания...

    Был такой поэт Блок...

    Был такой Серебряный век...

    Серебро...

    Серебро и золото это драгоценные металлы...

    Драгоценности...

    Ага... Может что-то вроде "Драгоценный клиент..."

    Проблема "Что приготовить на ужин?"

    Степлер...

    Степлер лежит в подставке...

    Подставка...

    Бывают подставки под чашки с кофе...

    Кофе нужно чтобы взбодриться...

    Бодрость...

    Слово "бодрость" похоже на "добрость"

    Добрость...

    Нет слова "добрость"

    Русский язык...

    Язык... Может, приготовить язык?

    Проблема "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?"

    Степлер...

    В степлере лежат скобки...

    Скобки...

    В скобках пишется пояснение к чему-то...

    Пояснение...

    Пояснение что-то разъясняет...

    Ясная погода...

    В ясную погоду хорошо съездить на шашлык...

    Шашлык...

    Шашлык надо уметь приготовить...

    Умения...

    Умения приходят с практикой...

    Практика...

    Неплохо было бы попрактиковаться в чем-то новом...

    Может быть, мне освоить какую-то новую область деятельности?

    1. Техника "Цепочка ассоциаций" [Электронный ресурс] // А. Я.. 15.02.2011..html (15.02.2011).

    Ассоциативный метод поиска решений творческих задач

    Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач

    Развиваем ассоциативное мышление

    • Ассоциативная цепочка № 1 .
    • Ассоциативная цепочка № 2 .
    • Ассоциативная цепочка № 3 .
    • Ассоциативная цепочка № 4 .
    • Ассоциативная цепочка № 5 .
    • Ассоциативная цепочка № 6 .
    • Ассоциативная цепочка № 7 .
    • Ассоциативная цепочка № 8 .
    • Игра "Ассоциативная цепочка шагов".
    Введение. Что же такое ассоциация? Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д. Задачи и классификация ассоциативного мышления: Задачи:
    • создавать новые оригинальные идеи;
    • развивать воображение и фантазию;
    • образовывать смысловые связи.
    • Классификация:
    • по сходству (костёр – спичка);
    • по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба);
    • по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклый, жидкий – густой);
    • причинно-следственные (травма – боль, лук – слёзы).
    Ассоциативная цепочка №1

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «лифт» и «каска».

    ПРИМЕР: Лифт ассоциируется с башенным краном, кран находиться на стройке, на стройке должны быть кирпичи, рабочие строек носят каски.

    Ассоциативная цепочка №2

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце».

    ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

    Ассоциативная цепочка №3

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц».

    ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца».

    ПРИМЕР: В небе летают самолеты, самолет похож на птицу, птицы вьют гнезда, в которых рождаются детеныши из яиц.

    Ассоциативная цепочка №4

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк».

    ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры.

    Ассоциативная цепочка №5

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "зима", "самолёт над пляжем" и "аэропорт".

    Ассоциативная цепочка №6

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "чайка", "торт" и "лыжи".

    Ассоциативная цепочка №7

    ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "застолье" и "зима".

    Ассоциативная цепочка №8

    Игра "Ассоциативная цепочка шагов" Условие: Предлагается объект: кошка.

    Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика...

    Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка.

    Предназначение

    Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы .

    Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям .

    Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других .

    Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

    Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него. Примеры открытых вопросов: "Как мне назвать новую статью?", "Что приготовить на ужин?", "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?". Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): "Надо ли в названии статьи использовать слово "маркетинг" или не надо?", "Может приготовить пельмени?", "Надо ли мне повышать свою квалификацию?".

    Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

    Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие. Это важно. В данной технике на слово "огурец" нельзя давать ассоциацию "помидор", но можно дать ассоциацию вроде "Огурец растет на грядке".

    Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то ("Огурец", "Лекция"), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым ("Огурец растет на грядке", "Лекция проходит в аудитории").

    Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль. Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

    Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

    В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

    Примеры

    Проблема "Как мне назвать новую статью?"

    Степлер...

    Степлером скрепляют бумаги...

    Бумага...

    Бумагу изобрели, кажется, в Китае...

    Китай...

    Там живет много китайцев, которые питаются рисом...

    Питание...

    В компьютере есть блок питания...

    Был такой поэт Блок...

    Был такой Серебряный век...

    Серебро...

    Серебро и золото это драгоценные металлы...

    Драгоценности...

    Ага... Может что-то вроде "Драгоценный клиент..."

    Проблема "Что приготовить на ужин?"

    Степлер...

    Степлер лежит в подставке...

    Подставка...

    Бывают подставки под чашки с кофе...

    Кофе...

    Кофе нужно чтобы взбодриться...

    Бодрость...

    Слово "бодрость" похоже на "добрость"

    Добрость...

    Нет слова "добрость"

    Русский язык...

    Язык... Может, приготовить язык?

    Проблема "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?"

    Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для .

    Что такое ассоциации?

    Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

    Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

    Упражнения

    Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

    Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

    Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

    Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

    • Русский поэт - Пушкин
    • Домашняя птица - курица
    • Фрукт - яблоко
    • Часть лица - нос

    Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

    Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

    Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

    Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

    1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
    2. затрагивать различные органы чувств;
    3. быть необычной, но осмысленной вами;
    4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

    А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

    Итак, второе правило запоминания:

    Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.