История ширвана и дагестана от древнейших времен до появления арабов на кавказе. Информационный бум III. Построение аланами своего государства





В пределах, где существовало Вавилонское царство, по общему показанию историков.находилось место, где в первый раз появился род человеческий, там же случился и потоп Ноев.

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей «Истории» говорит, что маги не признают всемирного потопа; некоторые мусульманские историки допускают, что потоп был только в Вавилонии, Ираке, Сирии до Йемена. Ахмад ибн Хамдаллах Казвини в Тарих-и гузида говорит, что потоп был только на Аравийском полуострове; китайцы и некоторые из тюрок также не признают общего потопа; в одном Табакат, или родословной турецких султанов, род их ведется до тюркских ханов и от них восходит до Ноя и до Адама. Как бы то ни было, но род человеческий распространился на поверхности земли. Страны восточные и северные принадлежали роду Иафета, жарские поясы Африки и Индии – потомству Хама, а земли аравийские, персидские и южная часть Европы – потомству Сима. По свидетельству автора книги Раузат ас-сафа (конец IX в. х.) со 14° ю. ш. в океане есть острова, где живут народы племени Сима 1.

Упомянутые три родоначальника [народов] были сыновья Ноя, но некоторые историки принимают их только за предводителей племен, иначе они не могли бы так далеко отойти от места своего рождения. Другие же считали Иафета первым государем тюрок, современником Каюмарса, первого царя Персии или всего рода Сима. По словам авторов Гузида и Хуласат ал-Ахбар, Иафет имел восемь, а по автору Раузат ас-сафа – одиннадцать сыновей 2:

1. Тюрк, старший сын и наследник отца, был царем правосудным и человеколюбивым.

По его имени все племена рода Иафета называются тюрками. После смерти отца он избрал в Туркестане для своего жительства место, изобилующее горячими и холодными родниками. Вначале он строил шалаши из камыша и травы, а потом шатры из звериной кожи. Место это называется Сулук, а в Зафар-наме – Сулугай 3. По Карамзину и другим историкам, тюрки, жившие на берегах Иртыша и Яика, были могущественны и предпринимали набеги на Китай и Персию. В 580 г. они завладели северо-восточными берегами Черного моря, но в том же году в сражении, с аварами лишились их. Послу римского императора Тиберия тюркский хан говорил: «Не те ли Вы римляне, которые говорят на десяти языках и на всех одинаково обманывают? Мы тюрки, не знаем ни лжи, ни обмана и ведайте, что я найду случай отомстить вашему государю, который уверял меня в своей дружбе, покровительствует аварам, беглым рабам нашим» 4.

В 581 г. царство тюркское разделилось на Восточное и Западное и оба в битвах с различными народами надолго ослабели, но через несколько веков они явились с новой силой и наполнили ужасом отдаленные страны света.

2. Хазар, который после нескольких переселений с места на место остановился с племенем своим на берегу реки Итил, где основал город и занимался рыбной ловлей и первый открыл пчелиный мед. Говорят, что Хазар останки своего умершего сына при стечении народа, с музыкой предал огню как противника воды. Этим Хазар Хотел отомстить воде за то, что его отец Иафет утонул.

Племя хазар тюркского происхождения и с III столетия упоминается уже в Армянской истории, как кочующее по берегам Волги, а европейские историки видят здесь хазар в IV веке. Д,Анвиль говорит 5, что в начале. V столетия один из татарских владетелей по имени Тудун или Турун первый принял звание хакана хазарского.

В 626 г. император Ираклий вовлек хазаров в войну с персами; в том же году он назвал хакана своим сыном и надел на него диадему. Хаканы неоднократно входили в родство с императорами. Овладев землями между Каспийским и Черным морями, они подчинили своей власти многие славянские племена и, переходя через Кавказ, вели частые войны с персами и арабами. Хазары сперва были идолопоклонниками, а в VIII веке приняли, по словам ал-Мас"уди, еврейскую веру, а с 858 года – христианскую.

Абу-л-Фида говорит, что хакан должен быть из царской фамилии. Перед хаканом должны падать ниц и подниматься только с его разрешения, подходить близко и разговаривать с ним строго воспрещалось.Проезжая мимо могил хаканов, надо было спешиться и кланяться могилам. Кому хакан предлагал смерть, тот уходил к себе и кончал самоубийством.

Бедные члены этой династии также имели возможность достичь престола. Абу-л-Фида передает рассказ про одного молодого мелкого торговца, который был наследником престола. Обыкновенно хаканом должен быть иудей, а этот торговец был мусульманином 6.

Хакан. вместе с десятью приближенными чинил суд над народом. Между членами этого суда обязательно должны были быть мусульманин, иудей, христианин и язычник.

Жители этого города (Атил) были, главным образом, мусульманами и иудеями, но последних было очень мало. Почитаемыми в городе считались мусульмане. Купцы эти питались, главным образом, рыбой и рисом.

Вокруг города на 10 фарсахов простирались плодородные поля. В реку, которая протекает через город, заходили суда и торговые корабли с хорезмскими товарами.

Другие корабли из пределов Буртаса везли ценные шкуры чернобурых лис. Цари степных народов покупали их за большие деньги для шапок. Из других стран также получали лисьи шкуры красного, бурого и алого цветов. Эти шкуры назывались араби.

Эти товары доходили не только до Хорасана, Дербенда, Барды, но достигали даже Франции и Испании.

Дома этого города строились из камышей и ветвей. Дворец хакана находился на западе от реки и был построен из кирпичей. У хазар есть город, который назывался Исмид. Он славился многочисленными хорошими садами. Можно предположить, что в слове Исмид – буква «и» – перепутана с буквой «н» и в конце опущено «р»; тогда получается Семендер или Исмендер.

От Дербенда до Серира простирались сады. Здесь также произрастал виноград.

По Карамзину, столица хакана- город Итил была построена Ануширваном. Хазары в противоположность гуннам и тюркам стремились возводить укрепления. Крепость Саркел в краю казаков (Шехригах) была стоянкой хакана 7.

3. Рус. История изображает его человеком беспокойным и предприимчивым, кочующим с ордою с места на место. Он послал к Хазару просить у него земли для обитания.

Хазар отдал ему некоторые острова из своих владений, имеющие хороший климат и почву. У русов есть обычай отдавать все имущество дочерям, сыну же отдавали один только меч и говорили ему: «Вот твое наследство!».

По показанию Карамзина и других русских историков, в 862 г. по приглашению северных славян, угнетаемых. беспорядками, из-за Балтийского моря пришли три брата Руса и водворились в землях славянских. С того времени начинается Русское государство 8, которое, принимая в состав свой многочисленные племена славян, тюрок, гуннов, аваров, монголов и татар, сделалось впоследствии могущественной державой на севере и востоке.

Во многих нормандских преданиях сохранились сообщения о чудесных делах древних русов и о дружелюбном письме к ним Александра Македонского, но как бы ни были баснословны эти сказания, они все же намекают на глубокую древность русов.

В книге Иезекииля (глава 38) и в книге Иеремии (глава 25) имя Рос встречается между восточными племенами.

4. Гарре, человек лукавый, поселился со своим народом в окрестностях Булгарии, он воевал с Тюрком и в одном из сражений был убит сын его Бейгур. В Роузат ас-сафа говорится, что в то время вражда между ними существовала 9. Имя народа булгар за столетие до н. э. упоминается в «Истории» Моисея Хоренского 10.

5. Камари, которого называют также Кемак, был звероловом, человеком веселого нрава. Он поселился на том месте, которое впоследствии назвал именем старшего сына своего Болгара, его младшего сына звали Партас. Они оба стали родоначальниками разных племен. Народ Кумук вероятно произошел от Кемака, ибо Птолемей кумуков называет кам и камак.

6. Саклаб имел многочисленное племя. Во время перехода племени с места на место у него родился сын, который после смерти матери питался собачьим молоком и, повзрослев, бросался на людей подобно собаке. Он был женат на девице из своего племени. Сын его Саклаб, став впоследствии главой племени, отправил послов к Русу и Хазару и просил у них места для жительства, но они из-за многочисленности его племени не могли удовлетворить требования Са.клаба. Дело дошло до брани и он, разбитый, удалился с племенем своим на север, под 64° широты, где его люди по причине сильной стужи делали для себя подземные жилища. 7. Чин остался жить в городе, построенном Иафетом названным его же именем. Ему приписывают многие ремесла – изобретение шелка, ткачество, составление красок, живопись, добывание мускуса и многие другие изобретения.

8. Баридж, от которого произошли франки и некоторые другие южноевропейские народы.

9. Масак, от него произошли монголы и Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог). О других сыновьях Иафета ничего не известно.

По Библии Иафет имел восемь сыновей: Гомер, Магог, Мадий, Яван, Елиса, Фувал, Мосок и Фирас 11. Можно предполагать, что Магог, Гомер и Масак являются упоминаемыми арабами Маджуджом, Камари и Масеком. Сходство санскритского и главных европейских языков во многих глаголах и коренных именах показывает родство южных народов с северными. Во всяком случае, люди вначале были дики и наги и жили только в странах южных, потому что без тёплой одежды, жилищ и необходимых жизненных потребностей они не могли существовать на севере. Когда же были изобретены некоторые удобства для жизни и по мере роста населения увеличилась необходимость в жизненных потребностях, звероловстве и обширных пастбищах для стад, то люди стали расселяться и в странах менее удобных для жизни и между прочим и на севере. Переход людей на север по большей части должен был совершаться через Кавказ и в особенности через Ширван и Дагестан, ибо в те времена из-за отсутствия кораблей они не могли переходить другим способом и путем с множеством своих стад на запад, ограждаемый морями. С восточной же стороны им было весьма трудно проходить безводные и голые степи Кипчакские; между тем луговые долины Кавказа, обильные ручьями и родниками, теплые ущелья, покрытые лесами и фруктовыми деревьями, представляли им много удобств как для жительства, так и для перехода через этот край.

По словам других авторов, в незапамятные времена цари персидские и других стран приходили на Кавказ как для завоевания и любопытства, так и для спасения себя от преследования неприятелей. Ширван всегда подвергался набегам и грабежам северных и южных народов. В древних преданиях вавилонских и ассирийских ясных сведений о Кавказе не имеется, но в персидских и арабских летописях говорится, что Фаридун сын Фарруха 12 из Пишдадиевой династии и Кей-Кубад, родоначальник Кеянидских царей 13, в молодости скрывались от врагов на Эльбрусе 14. На персидский престол Фаридуна посадил Гавех-Ахангар, а Кей-Кубада – Рустам Забули

О власти царя, о его неограниченных правах много писали арабские авторы, пораженные фактом хазарского двоевластия. «У хакана власть номинальная, – отмечал Истахри, – его только почитают и преклоняются перед ним при представлении..., хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь» . По словам Ибн-Русте, «царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его» (а значит, он не отчитывался и перед каганом), он «сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками». Царь же возлагал на богатых обязанность поставлять всадников, «сколько могут они по количеству имущества своего». Конное царское войско состояло из 10-12 тыс. всадников, находившихся на постоянной службе и на жалованье у него, а также из выставлявшихся аристократами в виде вассальной повинности .

Таким образом, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наемную армию, соединенную с феодальным ополчением. Он собирал подати – для этого при нем существовали чиновники.

Важными лицами в Хазарском государстве были упомянутые Истахри «лица одного класса» с царем, имевшие наряду с ним право входа к кагану. Ибн-Фадлан рассказывал, что «царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр» . Однако только сам царь, или, как его именует Ибн-Фадлан, хакан-бек, после ритуальных изъявления покорности и очищения огнем имел право садиться вместе с каганом на трон и вершить дела.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили еще и судьи. Причем судей было много, и судили они по разным законам: христиан – по-христианскому, мусульман и иудеев – по Корану и Торе, язычников – по «обычному» праву, т. е. по законам общины. Наличие судей предполагает и наличие какой-то полиции. Полицейские функции, возможно, выполняла наемная гвардия кагана, о которой неоднократно писали арабские авторы Х в. Состояла эта гвардия из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Масуди называет их лариссии, или ал-арсии. Очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Идол, изображающий мужчину в бурке. Мел. Государственный Эрмитаж

Как уже говорилось, каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья. Мало того, в Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII в. сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба – Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, и Киевской Руси, в которой Владимир Святославич усиленно насаждал культ Перуна – бога грома и молнии. Очень быстро тем не менее культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси классовой религией – христианством.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII в. в христианство был обращен влиятельнейший савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через сто лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло семь епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то обстоятельство, что народные массы в каганате были весьма привержены мировоззрению предков – язычеству, о чем свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители никак не могли, видимо, остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.

Возможно, что временами, отдавая своих дочерей и сестер замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они и сами начинали склоняться к христианству. Однако стоило хазарскому правительству проявить малейшую слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить свое положение в каганате, а главное – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Так, основание Готской митрополии с разветвлениями почти по всем хазарским городам произошло после известного восстания готского населения Крыма против хазар, возглавленного епископом Готской епископии Иоанном. Хазары послали в Крым карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, казнили их. Помиловали они только по просьбе Византии самого Иоанна. Добившись первой уступки (помилования епископа), византийцы начали просить и требовать расширения прав христианской церкви в Хазарии, а затем перешли уже к интригам, ставившим целью занятие византийскими войсками христианского Крыма, т. е. превращения его в имперское владение. Постоянные споры с Византией о влиянии в западных провинциях, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев.

Мы уже говорили о тех трагических событиях, при которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика – халифата – вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение еще в первой половине VIII в., привели хазарское правительство в начале IX в. к серьезному политическому шагу – официальному принятию, иудейской религии.

Глава 6

Смута

Гибель каганата

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.

По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII и IX вв. – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 г., о чем сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

После принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» , – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П .) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» .

Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Древнетюркская эпоха. Территорию Казахстана 1,5 тыс. лет назад населяли тюркоязычные племена. Свое происхождение они связывали с гуннами. По легенде первопредком тюрков был-десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа гуннов. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Она родила десятерых сыновей. Потомки десятерых сыновей волчицы, получив имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк. И государство, созданное этими племенами, стало называться Тюрк-Эль. Вот что писали тюрки о себе: «Когда было сотворено вверху голубое Небо, а внизу бурая Земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои — Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа. Воины завоевали четыре страны света и поработили их. Эти два кагана были мудрыми и великими. И их беки и народ были на правильном пути. И поэтому этот народ держался долгое время. .Управляя народом, вели они государственные дела. Затем они умерли. На похороны этих двух каганов со всех сторон света явились народы, все они плакали и причитали. Такими они были великими каганами». Древние тюрки явно считали себя не от бренного мира сего, а носителями особой миссии. Китайские летописи говорят, что тюрки. Тюркские племена создали на территории Центральной Азии десяток государств — Тюркский каганат; Восточно-Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Тюргешский, Уйгурский, государство, енисейских киргизов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов, кипчаков.

Названия государств происходили от названия племени, которое возвысилось, а другие племена отходили под власть победителя. Во всех тюркских государствах во главе стояли каганы (ханы), только у огузов они назывались ябгу. Сыновья и родственники кагана назывались — тегин (темник). При кагане была военная дружина. Одним из известных своим мужеством тюркских каганов был Таспар-каган, правивший в 572-581 гг. Вот что пишут о его попытке завоевать Китай китайские источники: «Он имел намерение разгромить Срединное государство, но двор поспешил заключить с ним союз мира и родства и ежегодно давал ему 100000 кусков шелковых тканей, Дом Ци страшился их набегов и грабительств и также исто шал казнохранилище для платы им. Таспар в счастье очень превозносился и приближенным говорил: только бы эти два мальчика на юге (Северная Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности».

У тюргешей выдающимся каганом был Сулук: «В начале Сулук (сер; VIII в.) был внимателен и бережлив. После каждого сражения всю добычу отдавал подч и не иным, почему роды были довольны и служили ему всеми- силами…. В последние годы он почувствовал скудность, поэтому награбленное начал мало-помалу удерживать без раздела. Тогда подчиненные начали отдаляться от него… Аха Тагань и Думочжи неожиданно в ночи напали на Сулука и убили его». Этот рассказ свидетельствует о том, что какой бы сильной ни была власть кагана — она находилась под контролем знатных беков. В ІХ веке из всех тюркских племен возвышается племя кимаков. Из сведений, дошедших до нас, содержится описание страны кимаков: «Царь кимаков-один из великих царей по своей мощи и один из славных по своим достоинствам. Кимаки — большой, многочисленный народ, они маги, поклоняются огню. Их жилища находятся среди зарослей и густых-лесов. Передвигаются, сменяя пастбища. Страна кимаков — самая обширная, наиболее плодородная и возделанная. …Городов у кимакских царей шестнадцать, К ним относятся Астур, Наджа, Бурах, город царя, именуемый Хаканом.

. .

Город царя Хакана — значительный город, окруженный ук­репленной стеной с железными воротами. У царя в городе имеется.охрана, войско и снаряжение. Хакан — великий царь, ему издавна наследует тот, кто из царской семьи. Царь кимаков носит.одежду, шитую золотом и золотую корону, появляется перед народом четыре раза в год. У хакана есть хаджиб, визири, справедливое большое государство. Население государства любит хакана за его благодеяния, заботу об их делах и защиту от врагов. Только знатные люди носят одежду из красного, и желтого шелка».

.

В домонгольские времена; вся территория Великой Степи назы­валась Дешт-и-Кипчак. В переводе, с арабского языка «дешт» означает степь. Первоначально кипчаки находились в составе кимакского государства, а впоследствии стали основоположниками мощной империи. Древнетюркские легенды связывают появление кипчаков на исторической арене с легендарным героем — Огуз каганом. «Однажды Огуз каган отправился в поход в страну Ит бараков, повествует легенда. Один из его нукеров (телохранителей) взял на этот поход свою жену. В битве он пал смертью храбрых. Когда войска Огуз кагана возвращались в степь, жена этого погибшего нукера родила сына. Поскольку время было холодное и дома, где бы ей приютиться, не было, то она родила сына в дереве, у которого внутренность сгнила (дупло). Поэтому Огуз хан нарек, этого мальчика Кипчаком. На старинном тюркском языке дуплистое дерево называли кипчаком» — пишет Абульгазы хан в книге «Шаджарат турк», где собраны все известные исторические предания наших народов. Как свидетельствует легенда, Огуз хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона я Едиля (Волга). Кипчак и его потомки в течение четырехсот лет господствовали на берегах трех рек — Дона, Итыля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, авлаков, башкурдов и т.д. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кнпчак.

Все древнетюркское население делилось на «беков» и «кара будун» (простой народ). Представителей судебной власти, хранителей традиции, тюрки называли термином «бек» или «Би». У них не существовали какие-либо письменные законы, основные нормы права хранились в памяти народа. Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Главной военной добычей считались женщины и девушки, Их труд ценили очень высоко. Тюркские племена были очень воинственны, почти все время воевали, совершали набеги, захватывали новые территории. Особенно много войн было с соседними государствами за право контроля над Великим Шелковым путем. Великий Шелковый путь — это торговый путь из Китая, Индии в Европу. Он имел огромное значение, потому что морского пути тогда еще не было, и все торговые караваны проходили по этому пути. Города, через которые проходил Великий Шелковый путь, быстро расцветали, строились огромные базары, караван-сараи.и т.д. Так, благодаря Великому Шелковому пути стали богатеть города Яссы, Ограр, Баршынкент и др.

Традиции и обычаи тюрков очень интересны: отпускали волосы (заплетали), левый подол чапана прикрепляли к поясу. «Живут в юртах или шатрах, кочуют — ближе к воде и местам с богатой растительностью, занимаются скотоводством, пьют кумыс, одеваются в одежду из шкур и шерсти, — пишут о них очевидцы. — Когда на трон сажали владыку, то близкие беки, усаживали его на кошму и девять раз обходили по направлению солнца. После приветствия к новоизбранному правителю сажали его на коня, затягивали горло шелковым платком, душили, затем резко освобождали и спрашивали: « Сколько лет сможешь быть ханом ?» Кроме этого у тюрков был обычай — распределения ханского богатства. Время от времени воины делили между собой все нажитое ханом богатство. Хан со своей женой по обычаю должны были покинуть дом, дабы не стеснять воинов.

Кроме тюркского народа, никакая другая этническая группа не практикует курганный погребальный обряд, являющийся продолжением или обрядом верований кочевников – тенгриизма. Документированы захоронения только в среде тюркских народов, остальные примеры являются либо культурными заимствованиями (отец Александра Македонского Филипп), либо приписываются народам без документальных свидетельств (скифо-иранцы, германцы и так далее). Обнаружить культурные заимствования легко, так как чужеродные традиции курганных захоронений не распространяются на массу народа, они принадлежат только элите, в то время как в тюркской среде курганные захоронения представляют собой суть национальной этиологии, и тюркские рядовые погребения отличаются от элитных захоронений только роскошью. В случае славян – археологи и антропологи утверждают в унисон, что славянские останки не были найдены потому, что славяне кремировали своих умерших. Это показывает, что вожди славян-росов были не славянами, они были похоронены в традиции, чуждой славянам – в скифской.

Самыми важными атрибутами тенгрианских захоронений являются приготовления в дорогу: еда в посуде, повозка или лошадь для езды и набор предметов, необходимых в дороге, таких, как точильный камень, нож, лук и стрелы, топор, и так далее. Естественно, никто не отправляется в путешествие нагишом, и умершие подобающе одеты в дорожные кафтаны, дорожные сапоги, шапки-колпаки и несущие пояса. Хорошо известно, что ни одну из этих типично скифских, гуннских и тюркских похоронных традиций нельзя найти в собственно индийских или иранских исторических похоронных обрядах.

Использование охры в погребальном ритуале описано только среди тюркских народов. Скифский ритуал захоронений с конём, характерный для саха (часть народа якутов), тот же, что и древний ритуал в Горном Алтае. Затем тот же ритуал у древних кыпчаков, затем у древних кангаров и у древних беченов-босняков, и затем у древних уйгуров. И тот же обряд у древних тюрков, а затем он же у древних гуннов, саков и скифов-сарматов.

Непрерывность и преемственность курганного похоронного обряда не ускользнула ни от одного исследователя, более того, археологи жаловались, что типология курганных захоронений затрудняла этническое определение кладбищ: «погребальный обряд тюркоязычных народов в общем необычайно однообразен» (С. А. Плетнёва). Это однообразие прослеживается от настоящего времени до первых курганных захоронений VI тысячелетия до Р.Х.

К тому же асы были кочевниками, а буртасы занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Получается, буртасы – это не этнические асы? Да, скорее всего, это, в своей основе, – славяне, если судить по обряду погребения и привязанности к земледелию. Но славяне, испытавшие довольно сильное вливание скифской крови и скифское культурное воздействие. В 7 веке буртасы выставляли до 10 тысяч всадников, совершавших походы на волжско-камских булгар и печенегов. С конца 7 века буртасы вошли в состав Хазарского хаканата.

Среди аланского населения Хазарии присутствовали также племена горцев-асов (тауласов), точно так же получивших своё имя, как и бродники-асы (буртасы) или кочевники-асы (черкасы).

У арабских авторов X века Ибн Дасте и Ибн Русте в описании хазаров говорится, что хазарская земля – страна обширная, прилегает к великим горам, под которыми подразумеваются Кавказские горы, «в отдалённых окраинах которых живут тулас и лугор и которые простираются до Тифлисской страны».

Что касается этнической принадлежности племени тулас (таулас), то подавляющее большинство исследователей связывает этот этноним с именем двалов-осетин (осетинское «туал», грузинское «двали»). В слове «таулас» присутствует этническое наименование «таули» (по-тюркски «горцы») – одно из самоназваний современных карачаевцев и балкарцев. В то же время, присутствие во второй части этнонима «тулас» ясно читаемой частицы «ас» означает, что карачаевцы и балкарцы были покрыты этнонимом «ас» Отсюда «таулас» буквально – «горцы-асы». Наличие в этнониме «тулас» частицы «ас» («асы») – этнического наименования, непосредственно связанного с термином «аланы», означает, что термином «тулас» (таулас) обозначалась некая часть кавказских сармато-аланов.

Полиэтничное население Хазарии имело различия в погребальной обрядности. Катакомбный обряд в большей степени свойственен аланскому населению, черепа в этих погребениях относятся к долихокранам-аланам. Ямные погребения относятся к европеоидам-брахикранам с незначительной примесью китаеоидности. Их считают пра-болгарскими (булгарскими). Однако и ямная, и катакомбная погребальные культуры учёными рассматриваются как близкородственные. Салтово-Маяцкая культура погибла под ударами других сарматских потомков – гузов и печенегов из огузского союза племён на рубеже IX – X веков.

Нельзя ни в коем случае забывать, что в составе Хазарии были объединены и многие иные племена, не являвшиеся в ней этнически господствующими, но, тем не менее, они были и тем самым вносили свою лепту в этническое многообразие этой империи. Так, в частности, на территории Хазарии жили народы, которые у византийского императора Константина Багрянородного носят названия чиги, касахи, папаги, абхазы. Входили и славяне степной полосы востока Европы, носившие у историков название антов. Но при таком разнообразии племён и наречий население Хазарии пользовалось одинаковыми бытовыми предметами, которые сохранились в погребениях, в остатках поселений и известны, как предметы Салтово-Маяцкой археологической культуры.

Если когда-нибудь хазары и создали плотину, запиравшую проход в Европу и прекратили вторжения новых кочевых орд, так только в VIII веке, когда Хазарское государство, охватившее всю южную половину Восточной Европы, достигло вершины своего могущества и политического значения. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий запирало Урало-Каспийские ворота из Азии. В течение всего этого времени оно сдерживало натиск кочевников с востока.

Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было намного мягче по отношению к подчинённым народам, нежели господство аваров и даже булгар. В VIII веке, по данным Фазари (писал в 772), Алания уже вошла в состав Хазарского хаканата. С этого момента доступ арабов в Хазарию и южнорусские степи был наглухо закрыт.

Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Наверху сложной иерархической лестницы Хазарии стояла родовая аристократия. По этой лестнице распределялись князья разных родов и орд. Хазары сохранили всю правящую верхушку подчинённых народов, связав её с собой вассалитетом. Алано-булгарские аристократы ничего не потеряли, войдя в Хазарский хаканат. Они только не могли достичь его трона.

Что касается организации хазарского правительства, то его особенность заключалась в двойственном характере высшей власти, представленной двумя правителями, обычно называвшимися хаканом (каганом) и хакан-беком (или царём). Эта черта была отмечена Константином Багрянородным, а также рядом восточных авторов X и XI веков. Двоевластие не могло придти с востока, так как оно в Азии не практиковалось, зато Кавказу было известно по Царёву Боспорскому и по античным традициям Эллады, где двоевластие имело своих апологетов уже в Платоне и Аристотеле. Соуправление было заметно уже в начальный период создания хаканата.

Английский историк X.X. Хаворт обращает внимание на связь между хазарским царским титулом «хакан», «каган» и скандинавским «гаакон», а также на их одинаковый смысл – «высокий царь» и «хранитель очага». Тесные связи царской династии Хазарии с гото-скандинавами выражены также в тождественности речных погребений хаканов и готских королей. Первые описаны Ибн Фадланом, а вторые – Иорданом (погребение Алариха). Хаканы выбирались всегда из одного рода или племени, которое называлось «хаканат» и проживало поблизости к царским дворцам. Знатный род хаканата не обладал ни верховной властью, ни богатством, но хаканы могли избираться исключительно из его среды.

Первый хакан царствовал, скорее, как символ власти и верховный судия, не вмешиваясь в дела правления, которыми ведал его заместитель хакан-бек. Этот был действительным царём, управлял страной, командовал армией, объявлял войну и заключал мир. Считается, что при подобном разделении власти устранялась угроза деспотизма.

Древний автор писал: «Когда они хотят назначить этого хакана, они приводят его и душат его куском шёлка, пока он почти не задохнётся. Тогда они говорят ему: сколько лет ты хочешь царствовать? Он отвечает: столько-то и столько. Если он умрёт раньше этого, то всё кончается хорошо. Если же нет, то его убивают, когда он доживёт до условленного срока». Иногда вместо этого его заключали в башню или разрешали окончить жизнь самоубийством.

Интригующими представляются титулы правителя: «айша» или «абшад» («аншад»). Эти два слова, вероятно, представляют из себя разные транскрипции одного и того же названия. В связи с этим можно также упомянуть имя Анса, встречающееся в персидском трактате «Гудуд ал Алэм»: «Итиль – столица хазаров и резиденция их царя, которого называют тархан-хакан и который является одним из потомков Ансы». Вероятно, он был тарханом (вождём) асов (анса). Но Ансы – также родоначальники готских князей, а их имя соответствует скандинавским и танаидским асам. Имя первого известного истории хакана имеет отчётливо готское звучание – Зибель.

У нас есть три варианта имени: Анса, Аншад, Айша. Если мы в связи с этим сделаем предположение, как и в случае с «беком», что второй правитель представлял особую субэтническую группу, то ближайшее название этноса, к которому это может быть отнесено, будут или асы, или анты. Поскольку в Гудуд ал Алэм упомянут город Итиль (Атиль) в устье Волги, недалеко от современной Астрахани, который был резиденцией тархана, «одного из потомков Ансы», мы можем вспомнить в связи с этим, что название Астрахани произошло от «ас-тархан» (Г. Вернадский). Похожий вариант перевода: «ас-тархан» – «начальник отрядов асов»). Город Астрахань возник там, где находилась резиденция ас-тарханов, то есть алано-асских воевод.

Араб Масуди, описывая волжскую столицу Хазарии город Итиль, отмечает: «Большинство в этом городе составляют мусульмане, так как из них состоит царское войско. Они известны в городе как ал-ларисийа (арсийа, арисийа) и они являются переселенцами из окрестностей Хорезма. В давние времена, после возникновения ислама в их стране разразилась война и вспыхнула чума, и они переселились к хазарскому царю». Комментировавший этот фрагмент В. Ф. Минорский считал, что речь идёт об аланах, живших зa Каспием южнее Аральского моря – аорсах (арсийа).

Далее Масуди сообщает о социальном положении этих аорсских наёмников: «Они доблестны и храбры и служат главной опорой царя в его войнах. Они остались в его владениях на определённых условиях, одним из которых было то, что они будут открыто исповедовать свою веру, право не сражаться с единоверцами-мусульманами, а также, что должность царского визира будет сохраняться за ними, как и в настоящее время визиром является один из них, Ахмад б. Куйа… В настоящее время около 7 тысяч из них садятся на коней вместе с царём, вооружённые луками, облачённые в панцыри, шлемы и кольчуги. Среди них имеются и копейщики…».

Итак, подведём итог. Из асов-арсиев состояла личная гвардия хазарского царя. В ал-ларисийа следует видеть аланов, живших за Каспием на юг от Аральского моря; арсийа – аорсы, переселившиеся из окрестностей Хорезма, где ранее находилась область Яньцай (Аланья). И при этом войска асов использовались также и в других местах.

Непросто очертить точные границы хазарского государства, особенно ещё и потому, что должно быть сделано различие между собственно хазарскими землями и землями племён, подчинённых хазарскому владычеству, но пользовавшихся автономией. Основное ядро хазарского государства включало в себя северокавказскую территорию и треугольный выступ к северу между нижним Доном и нижней Волгой. Дарьяльское ущелье в середине Кавказского хребта охранялось асами (аланами). Это было то племя аланов, которое во время гуннского нашествия то ли сдвинулось на Кавказ, то ли там и находилось. Теперь оно имело в Хазарии что-то типа национальной автономной территории, которая находилась в вассальной зависимости от хазарского хакана. Город Боспор занимал хазарский гарнизон. Таким образом, территории, населённые как северокавказскими, так и приазовскими асами входили в состав хазарского государства. Из этого следует, что те и другие играли важную роль, поскольку западные асы были наиболее культурно и политически развитой частью населения в государстве.

Некоторые племена Хазарии оставались кочевниками; значительная часть жителей располагалась по земледельческим и рыболовным поселениям; торговцы и ремесленники проживали в городах. Кроме земледелия, рыболовства и скотоводства население Хазарии занималось металлургией. Также в хаканате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити.

Торговля между Востоком и Западом тогдашнего мира была баснословно выгодна, потому что торговали не товарами широкого потребления, в первую очередь нужными населению, которые можно было купить на местных рынках, а предметами роскоши. Поэтому цены устанавливались в расчёте на очень богатых покупателей. Получавшиеся от этого сверхприбыли покрывали все расходы на перевозку и содержание в порядке трассы, на которой сооружались купола над источниками и прудами, ставились вёшки, указывающие направление пути, строились караван-сараи для ночёвок или днёвок в особо жаркие дни.

От Красного моря до Китая было около 200 дневных переходов, а вокруг северного берега Каспия ещё больше. Но и Северным путём пользовались, так как в аббасидском халифате арабов восстания были делом заурядным, а хазары строго следили за безопасностью на степных дорогах. Поэтому значение Итиля как перевалочного пункта на долгом пути всё время росло. Отдыхать на Волге было не только удобно, но и приятно.

То, что путешествующие евреи VIII века назывались персидским словом «рахдониты», то есть «знающие дороги», показывает, что основу этой торговой компании составили выходцы из вавилонской, то есть иранской еврейской общины, бежавшие от халифа Абд ал Мелика в 690 году. В 723 году к ним добавились евреи из Византии, но до тех пор, пока на границах Согда и Халифата, Китая и Тюркского хаканата шли постоянные войны, торговля встречала препятствия. Когда же эти войны прекратились, а Китай, после восстания Ань Лу-шаня (756 – 763 гг.), лежал в развалинах и продавал шёлк дёшево, евреи-рахдониты развернулись. Тогда то они и основали кроме Восточного пути, по которому шёл шёлк в обмен на золото, Северный – из Ирана на Каму, по которому текли меха в обмен на серебро. Хазария лежала как раз на перекрёстке этих путей. Потому-то сюда и устремлялись еврейские эмигранты из Ирана и Византии.


Хазарский хаканат и его рост: 650 – 750 – 850 годы. На карте видно, что «мать городов русских» – Киев – в промежутке 750 и 850 годов входил в состав Хазарии


Тюркские хаканы из династии Ашина по свойственной степнякам религиозной терпимости и благодушию считали, что их держава приобретает работящих и интеллигентных подданных, которых легко использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским хаканам и бекам роскошные подарки, а красавицы-еврейки пополняли хаканские гаремы. Так сложилась еврейско-хазарская химера, погубившая в конце концов исконно сармато-аланскую государственность Хазарии.

Интерес хазаров к торговле добавлял своеобразные черты к самому характеру их владычества. Государство стратегически было расположено так, чтобы контролировать точки пересечения наиболее важных торговых путей западной Евразии. Охрана этих путей составляла главную цель политики хакана, а вознаграждался он сбором таможенных пошлин с караванов и судов, курсировавших на север и на юг, на запад и на восток. Торговля и ремёсла играли важную роль на этих территориях задолго до прихода тюрков, а поселения аланов существовали там с незапамятных времён. Тюркская орда, которая вторглась на Северный Кавказ во второй половине 6 века, состояла из кочевников, но век спустя некоторые из этих кочевников стали уже другими. В то время как хазары большую часть времени проводили в степях, почти каждый хазарский вельможа имел сады, виноградники и поля, где работали его подданные.

Из крупных городских поселений известны: Семендер (в области Беленджер, Беренджер или Варачан), Бурак, Алма, Саксия, Capкел, Таматарха, Томи, Тана, Самкерц, Сугдея, Керц, Алубиха, Кут, Манкуп, Гурузин. Итиль (Атель) находился где-то в дельте Волги, около Астрахани. Что касается последней, можно предположить, что Астрахань была военной крепостью, защищающей Итиль. Следует отметить, что Астрахань не упомянута среди хазарских городов, перечисляемых арабскими авторами, поскольку это, очевидно, был не город в обычном понимании, а именно гарнизон воинов-асов.

Другой важной хазарской крепостью была Таматарха (Томаторкань) на Чёрном море в дельте Кубани. Некоторые торговые города хазарского государства достигли значительного процветания. О Семендере Ибн Хаукал говорит, что там было много фруктовых садов, а в нём самом и вокруг него было порядка сорока тысяч виноградников. «Его население состояло из мусульман и прочих; у мусульман были мечети, у христиан – церкви, а у евреев – синагоги». О хазарских простых домах писал в X веке Мукаддаси, характеризовавший город Семендер: «Жилища семендерцев из дерева, переплетённого камышом, крыши у них остроконечные…». Что касается Итиля, Ибн Фадлан сообщает, что «это большой город. Он состоит из двух частей: одна населена мусульманами, в другой живёт царь (хакан) со своими придворными».

III. Построение аланами своего государства

С постепенным оседанием на землю, с переходом к оседлому образу жизни, у аланов значительно меняется их культура и бытовой уклад. Они начинают строить сначала земляные рвы и валы вокруг своих оседлых поселений, затем переходят к каменному зодчеству, начинают строить дома на каменном фундаменте. Постепенно начинают заниматься хлебопашеством, земледелием, огородничеством, стойловым разведением крупного рогатого скота, обработкой земледельческого и скотоводческого продукта.

Как жили тогда аланы, мы можем наблюдать на примере раскопов городища Адиюх на Северном Кавказе. В полном соответствии с указаниями Масуди, на территории Алании встречается много следов таких древних поселений, часть из них с оборонительными сооружениями в виде валов, иногда сложенных из камней. Поселение у балки Адиюх обведено каменной стеной с башнями, с наружной кладкой из тёсаных блоков на извести и с забутовкой из рваного камня внутри. Дома каменные или из обмазанного глиною плетня, с очагами внутри. Общий уровень аланской культуры – тот же самый, что и у остального оседлого земледельческого населения западной окраины Великой Степи. Для своего времени это был высокий уровень, нисколько не уступавший тому, который существовал в соседних странах Востока, но вместе с тем не осложнённый той пышной надстройкой, какая увенчивала эти общества с развитой классовой структурой и государственностью.

Алания, как межплеменное объединение, возникла в Центральном Предкавказье и окончательно сформировалась только к концу 6 – началу 7 веков. На обширной территории, получившей наименование «Алания», жило многочисленное и неоднородное в этническом отношении население. Судя по названию самой страны, доминирующим слоем был аланский, сформировавшийся на основе включения в себя разных этнических элементов из аборигенной среды и их этнокультурной интеграции и ассимиляции. Сам по себе аланский этнический массив также был неоднороден. В новом списке «Армянской географии» указаны ас-дигоры и собственно аланы. По более позднему свидетельству Ибн Русте (X в.), аланы состояли из четырёх племён, главным из коих было племя «Д. хсас».

Аланские «цари» источников первых веков н.э., скорее всего, были в действительности крупными племенными вождями, может быть, предводителями объединений аланских племён Северного Кавказа. В VI – VIII веках аланские цари занимали активную позицию в международных отношениях, невозможную без поддержки внутри страны. Источники 6 века называют имя аланского царя Саросия. Менандр связывает с ним такие события: появление в 558 году на Северном Кавказе аваров и их просьбу к Саросию о его посредничестве в переговорах между аварами и византийцами и эпизод, имевший место при возвращении византийского посла Земарха из Западнотюркского хаканата, когда Саросий предупредил Земарха о засаде персов близ Суании (Сванетии).

В 568 году, когда ответное тюркютское посольство Земарха в Византию вступило в землю аланов, владетель Алании заявил, что он не пропустит тюркютов, пока они не разоружатся. После некоторых споров это условие было выполнено и весь состав посольства, несмотря на опасность со стороны подстерегавших его персов, благополучно достиг Чёрного моря и Константинополя.

В 40-х годах XI в. священник Берестовской церкви Илларион (впоследствии первый русский по национальности митрополит Руси) написал "Слово о законе и благодати", являющееся по сути дела первым сохранит имея до наших дней оригинальным произведением на древнерусском языке. В этом небольшом трактате, составленном в целом в общехристианской манере церковного поучения, отец тогдашнего великого князя Ярослава - Владимир, официальный креститель Руси, назван "великим каганом нашей земли"(1). Судя по новейшим данным, этим титулом именовали Ярослава Мудрого и даже его сыновей(2). Составитель Повести временных лет спустя 70-80 лет называет так в летописи только правителя Хазарского государства, когда оно подверглось разгрому войсками Святослава(3).
И уже позднее автор "Слова о полку Игореве" титулует каганом одного из русских князей - Олега (по крайней мере так можно осмыслить соответствующее место "Слова"), управлявшего недолговечным русским княжеством на Тамани (Тмутараканью), где обитали и потомки уже почти сошедших с исторической арены хазар(4).
Однако обращение историков прошлого века к иностранным источники м о Древней Руси показало, что каганом (хаканом) правитель русов именовался и в более ранний период - в IX - X вв. Это неоднократно отмечалось в литературе, но достаточно фундированной разработки этот вопрос не получил, возможно, отчасти потому, что исследователи не всегда отчетливо понимали смысл и значение титула каган в Восточной Европе VII-X вв. А между тем именно это наиболее важно уяснить для понимания, почему даже креститель Руси Владимир и его преемник - Ярослав - еще носили этот ставший в ту пору архаичным титул.
Чтобы попытаться разобраться в этом вопросе, необходимо уяснить происхождение титула каган, его значение вне Руси, в других странах

(1) Цит. по: Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVI1 вв. М., 1947. С. 59. (2) Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. Киев, 1966. Вып. 1. С. 19-54. (3) ПВЛ. Ч. I. С. 47. (4) Слово о полку Игореве. М., 1978. С. 104.

Восточной Европы, что позволит объяснить и поставленную выше главную проблему.
Титул каган в источниках IX-XI вв. встречается в разных формах, которые стоит рассмотреть, тем более что до сих пор спорят, какая форма более правильна: каган - отраженная в русских памятниках, или хакан имеющаяся в большинстве других источников о Восточной Европе(5).
В современной литературе принято считать, что титул каган (хакан) попал в тюркскую среду от народности жужаней(6), этническая принадлежность которых до сих пор окончательно не выяснена. Этот титул затем носили верховные правители Тюркского каганата, авар и, наконец, хазар от которых он для Восточной Европы наиболее известен.
Для Восточной Европы источники дают следующие его формы:
1. кембриджский документ (на древнееврейском языке) - ???, что П.К.Коковцов транскрибирует как каган, хотя вполне можно прочесть и хаган(7);
2. арабо-персидская форма - хакан(8);
3. армянская - хакан(9);
4. грузинская - хакани(10);
5. греческая - ???????(11);
6. латинская (Вертинские анналы) - chacanus(12);
7. древнерусская - каган(13);
8. среднеперсидская - хакан(14).
При некоторых разночтениях преобладают, однако, формы хакан, хаган, каган. По-видимому, следует учитывать специфику языков, заимствовавших чужой термин, а также, вероятно, неодинаковое его звучание в разных тюркских наречиях. У самих хазар использовалась либо форма хаган, либо каган, в иноязычной среде лучше всего отраженная в русских

(5) "Правильность формы каган, встречающейся в русских летописях, подтверждается орхонскими надписями" (Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Бартольд В.В. Соч. М, 1963. Т. П. Ч. 1. С. 32). (6) Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth Century Turkish. Oxford, 1972. P. 611. EI2. 1977. Vol. IV. Fasc. 75-76. P. 915. (7) См.: Коковцов. Переписка. С. 34 (др.-евр. текст). См. с. 115. В древнееврейском алфавите буква? читается как "к" при наличии формы? (с точкой), в рукописях отсутствующей. В ином случае она читается как "х". (8) У всех арабо-персидских авторов. (9) У писателей VI1-X вв. (Себеоса, Левонда, Мовсеса Каланкатваци и др.). (10) Картлис цховреба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 249-250 (на др.-груз. яз.). (11) Moravcik G. Byzantino-turcica. Budapest, 1943. Т. II. P. 279. (12)Annales Bertiniani. Hannoverae, 1883. P. 20 (MGH SS). (13) ПВЛ. Ч. I. C. 47. (14) Абрамян Р. Пехлевийско-персидско-армянско-русско-английский словарь Ереван, 1965. С. 5 (форма идентична арабо-персидской, что свидетельствует об их преемственности).

и Византийских памятниках(15). Кстати, новейшие труды тюркологов дают дне одинаково закономерные формы, изначально существующие в тюркских языках, - khakan, khaghan(16).
Для нас важнее разобраться, какое смысловое значение термин хакан имел в пределах Восточной Европы VII-XI вв. Что же касается общего его значения(17), то у собственно тюрок VI-X вв., исконных носителей титула хакан, он означал верховного правителя, которому подчинялись другие властители(18). Поэтому хаканами, например, называли китайских императоров(19).
К сказанному можно присовокупить некоторые комментарии крупнейших восточных ученых Х-ХШ вв., знакомых с разными значениями данного слова.
Ал-Бируни толкует титул хакан как малик (царь) тюрок, хазар и тогуз-гузов(20). Более детальную классификацию дает ал-Хваризми, который сравнивает титулы хакан и хан. Это тем более любопытно, так как порой полагают, что оба титула - синонимы и хан произошел от хакан(21).
Между тем ал-Хваризми объясняет хан как ар-pa "ис (глава, вождь), а хакан - ра"ис ар-ру"аса (вождь вождей, главный вождь)(22). Дополнительно он переводит хакан как малик турк ал-азам (великий царь тюрок) или "хан хан" (хан ханов)(23). Следовательно, во времена ал-Хваризми и ранее оба титула не совпадали, и хакан был выше хана, соотносясь с последним как великий князь на Руси с обычным князем.
В общем получается, что хакан - титул верховного правителя, под началом которого находились другие властители, ниже его по рангу. Это подтверждается, пожалуй, и единственным (кроме хазар и русов) для Восточной Европы употреблением в XI в. этого титула у ал-Балазури: он один раз именует хаканом одного из правителей Дагестана, так называемого сахиб ас-сарир(24). В данном случае этот властелин фигурирует в качестве хакана гор (подразумевается его высший суверенитет в горном Кавказе)(25).

(15) Надо иметь в виду, что буквы? (в армянском) и? (в арабском) не идентичны русскому х, а означают особый звук, приблизительно транскрибируемый как х. Интересно здесь привести и форму, сохраненную согдийскими текстами из Средней Азии VIII в. (см.: Сборник документов с горы Муг. М., 1962. Ч. II. С. 83-84). Там имеется хаган или даже гаган. (16) El2. Vol. IV. Fasc. 75-76. P. 915. (17) В Арабском халифате IX-X вв. хакан стал собственным именем. Пример: Хакан Муфлихе, багдадский сановник конца IX в. {Мае "уди /Мурудж. Т. VIII. С. 197-198). (18) Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 405. (19) El2. Vol. IV. Р. 915. (20) Ал-Бируни. Асар ал-бакийа. Лейпциг, 1876. С. 101. (21) Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. С. 32. (22)Ал-Хваризми. Китаб мафатих ал-улум. Лейден, 1895. С. 120. (23) Там же. (24) Балазури. С. 196 (события VI в.). (25) См.: Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир)//И3. 1963. Т. 73. Г. 249-266; Минорский. История. С. 132.

Перейдем теперь к хакану (кагану) хазар, через которого и можно выйти на соответствующий титул русского князя. Наиболее полные сведении о хакане обнаружены у арабских писателей X в. - периода упадка Хазарии. Арабские авторы IX-X вв. оставили сведения о ранних хазарах (ин-Балазури, ал-Куфи, ат-Табари, ад-Динавери, ал-Масуди и др.). Особый интерес представляют сообщения ал-Масуди (ум. в 956 г.). Он старался дать наиболее свежую и обстоятельную информацию об этом народе и его государстве, его рассказ позволяет в основных чертах определить хронологию описываемых событий, чего нельзя сказать об аналогичных известиях большинства других арабских географов. Впрочем, ал-Масуди правильнее отнести к разряду энциклопедистов, так как его сохранившиеся труды ("Мурудж аз-захаб" и "Китаб ат-танбих")26 по сути дела - свод знаний той поры буквально по всем отраслям науки.
Ал-Масуди, в частности, отмечает, что в Хазарском государстве X и кроме царя (малика), обладавшего всей полнотой власти, имелся еще и другой государь, носивший титул хакана. Хакан этот обрисован как почетный затворник, обитавший во дворце и не принимавший никакого участия в государственных делах27. Далее указывается, что хакан обязательно избирался из определенного знатного рода и символизировал верховную власть, не обладая ею на деле28.
Любопытно, что хазарский царь Иосиф, писавший несколько позже Масуди, в своем ответе Хасдаю ибн Шафруту ни единым словом не упоминает о хакане, но зато перечисляет своих предков (царей) от некоего Булана, принявшего иудаизм29. Никаких реальных фактов хазарской истории до этого Булана Иосиф, в сущности, не сообщает. Разумеется, отвечая Хасдаю ибн Шафруту, Иосиф старался ответить на заданные ему вопросы, среди которых проблема принятия иудаизма хазарами была главной30.
Тем не менее отсутствие в письмах Иосифа упоминания хакана, а также явное стремление царя как-то затушевать прошлое хазар до принятия ими иудаизма (по свидетельству ал-Масуди, это имело место в правление халифа Харун ар-Рашида - 786-809 гг.)31 невольно наводят на размышления
В отношении себя и своих предков Иосиф использовал, поскольку он писал на древнееврейском языке, титул ha-мэлэх (ha- определенный артикль), идентичный этимологически и по смыслу арабскому малик", Ясно, что в рассказе ал-Масуди маликом хазар был Иосиф или его отец32.

26 Крачковский. Литература. С. 171-193. 27 Мае "уди / Мурудж. Т. II. С. 12-13; Минорский. История. С. 195. Когда сложился упомянутый порядок в Хазарии, ал-Мас"уди не знал. 28 Там же. 29 Коковцов. Переписка. С. 72-112. На самом деле иудаизм исповедовала только часть хазарской знати (см Бартольд ВВ. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мири // Бартольд В.В. Соч. Т. II. Ч. 1. С. 677). 30 Мас"уди/Мурудж. Т. И. С. 8. 31 Коковцов. Переписка. С. 19, 21 и др. (др.-евр. текст). 32 Письмо Иосифа написано в 50-60-х годах X в. (Коковцов. Переписка. С. VII).

Между тем другие мусульманские писатели X-XI вв., сообщая о двоевластии у хазар, называют и собственно хазарский титул этого мэлэх - малика. Самое раннее из сохранившихся свидетельств такого рода оставил географ Ибн Русте, писавший в самом начале X в.34. Этот весьма эрудированный в восточноевропейских делах IX в. автор, говоря о двоевластии у хазар, отмечает, что верховный правитель (хакан) обладает только титулом и никакой реальной власти у него нет. Затем Ибн Русте указывает, что вся полнота власти в Хазарии сосредоточена в руках некоего иша, который также командует войском35. На последнее обстоятельство надо обратить внимание в следующей связи.
Труд Ибн Русте сохранился в единственной рукописи, и титул властелина хазар в ней явно искажен. Здесь на помощь приходит другой мусульманский писатель, составивший свое сочинение (типа всемирной истории с географическим приложением) на персидском языке в XI в., - Гардизи. Доказано, что он и Ибн Русте пользовались общими первоисточниками36, в частности, как полагают, трудом Ибн Хордадбеха или его информатора37. Гардизи пишет, что у хазар есть главный (большой - йозорг) царь-хакан, у которого имеется лишь титул. Помимо же хакана существует собственно царь (малик), чей хазарский титул по рукописям I Гардизи (а их две) восстанавливается как ишад38. Последний же легко реставрируется как тюркский титул шад, который в Тюркском, а затем Хазарском каганатах носило одно из высших после хакана лиц39.
Попытаемся уяснить значение этого термина у хазар в раннее время и какую эволюцию он прошел до того, как его стали передавать через арабское малик и древнееврейское мэлэх, т.е. когда носитель этого титула стал реальным царем хазар.
Не менее важно установить при этом, когда и почему царь хазар (хакан) утратил реальную власть, уступив ее шаду. Это обстоятельство особенно существенно при изучении вопроса о хакане русов, так как, например, в начале X в. правитель Руси вряд ли стал бы принимать титул хакан, поскольку у хазар он в ту пору имел лишь символическое значение верховного властителя.
К сожалению, данных об организации власти у хазар до второй половины IX в. у нас немного40. К тому же и значительная часть таких сведений по VII-VIII вв. записана не ранее второй половины IX в., что застав-

34 Крачковский. Литература. С. 159-160. 35 Ибн Русте. С. 139. 36 Гардизи. С. 25. 37 В.В.Бартольд отмечает, что в дошедшем до нас тексте Ибн Хордадбеха таких сведений нет (там же: С. 25 - предисловие к тексту). 38 Там же. С. 36 (перс, текст), 57 (рус. пер.). 39 Древнетюркский словарь. С. 519. В этом словаре сведений о шаде у хазар нет. 40 Из них отметим "Армянскую географию VII в.", где упомянут "царь Севера" - хакан, государь (тэр) хазар. См.: Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877. С, 16 (на др.-арм. яз.).

ляет относиться к ним с должной осторожностью. Но кое-чем мы располагаем и в общем решить поставленные вопросы можем.
Арабские авторы, писавшие в IX в. и позже, черпали информацию о хазарах более ранней поры из разных источников. Например, по VI первую половину VII в. главными из них были переводы на арабский язык среднеперсидских исторических сочинений типа "Хватай-намак"41. В начале VII в., а тем более до этого хазары еще окончательно не отделились от других племен Тюркского каганата, а потому в среднеперсидских источниках, а за ними и у арабских авторов путаются тюрки и хазары, причем такая путаница иногда переходит и на VIII в. Однако из источников видно, что правитель хазар VII-VIII вв. носил титул хакат а иногда назывался и маликом (царем)42.
В этом плане наиболее интересны сведения о владыке хазар первой половины VIII в., сообщаемые историком начала X в. ал-Куфи, который, и отличие от других арабских писателей43, подробно повествует об арабски хазарских войнах первой половины VIII в. В его обстоятельных описаниях похода на хазар арабского полководца ал-Джарраха (722-23 г.), а также самой крупной арабо-хазарской войны, которую вел Мерван ибн Мухаммед (сначала наместник Закавказья, а потом Мерван II - последний из династии Омейядов) в 737 г., именно хакан и называется маликом хазар" Это доказывает, что в первой половине VIII в. хакан обладал всей полнотой власти и именовался царем.
Ал-Масуди, повествуя о более ранних событиях конца VII в., когда византийский император Юстиниан II в результате дворцового переворот потерял престол и был сослан в Херсонес, отмечает, что затем этот император женился на дочери малика хазар45. В данном случае речь несомненно идет о хакане.
Армянский историк VIII в. Левонд (Гевонд), рассказывая о событиях VIII в., также упоминает хакана хазар (хазиров)4 . Левонд переводит титул армянским арка (царь)47. В другом случае этот историк специально поясняет (речь идет о событиях 50-х годов VIII в.), что наместник хазар Йазид направил посла (деспана) к "царю Севера"48, которого называют

41 На арабский язык эти труды переводились учеными-персами в VIII-IX вв. СМ Хамза ал-Исфагани. Тарих синни мулук ал-ард. Бейрут, 1961. С. 14; Рипка Ян. Историк персидской и таджикской литературы. М., 1970. С. 91. 42 Напр.: Табариде Гуе. Сер. II. С. 895-896, 991, 992, 1560 и ел. 43 У ал-Балазури, ат-Табари, Ибн ал-Асира эти походы описаны очень кратко. 44 Арабский текст сочинения ал-Куфи недавно издан, но, к сожалению, в библиотс ках Москвы этого издания нет. Отрывки о походах ал-Джарраха и Мервана по рукоии си см.: Ибн Фадлан. С. 296-297; Kurat A.N. Abu Muhammad Ahmad bin Asam al-Kufi Kitab al-Futuhu // Dil Tarih dergisi. Ankara, 1949. T. VII. Fasc. 2. P. 268. 45 Масуди/Тшбих. С. 164. 46 Армянские писатели часто пишут "хазиры", а не "хазары". 47 Левонд. История. СПб., 1887. С. 17, 41, 101 и др. (на др.-арм. яз.). 48Там же. С. 132.

хаканом (ррум хакан кочеин)49. Следовательно, еще в это время хакан хазap был реальным властелином, которого и считали царем.
Но прошло какое-то время, и ситуация изменилась. Случилось это, по-видимому, не сразу, а постепенно, как именно - можно только догадываться на основании скудных известий источников.
Как мы видели, царские прерогативы перешли в конце концов к шаду. Потомки этого шада в X в. уже не считали нужным рассказывать, как это произошло, а царь Иосиф вообще игнорировал современного ему хакана.
Кто же такой хазарский шад ранней поры? Более или менее связные упоминания о нем имеются в труде Мовсеса Каланкатваци, историка Кавказской Албании, написанном на древнеармянском языке50. Относятся они к 20-м годам VII в., когда хазарский хакан в качестве союзника Византии воевал с персами в Закавказье. Шат (у Каланкатваци именно эта форма) здесь фигурирует как собственное имя племянника хакана51. Именно он разорил Албанию, а затем Восточную Грузию, где взял Тбилиси, о чем сообщают и грузинские летописи52. Можно, однако, полагать, что у Ка­ланкатваци допущена определенная неточность и шат здесь не имя собственное, а титул. У этого же автора в качестве собственного имени фигурирует и Джебухакан53. А это также совмещение двух тюркских титулов - джебу54 и хакан. На основании того, что нам известно о титулах шад и джебу других тюрок, можно считать, что в описываемое время это были два крупнейших сановника Хазарии. Оба они принадлежали к царскому роду, очевидно назначаясь из ближайших родственников хакана. У кочевников даже более поздней поры с такого рода явлением мы сталкиваемся довольно часто - вспомним калгу в Крымском ханстве55. Судя по рассказу Каланкатваци, шад56 командовал войском, а это в ту пору давало ему немалую власть.49 Титул "царь Севера" применительно к владыке хазар в источниках очень часто встречается. Это показывает, что хакан хазар как бы приравнивался к византийскому императору ("царю Запада") и халифу.

49 Левонд. История. СПб., 1887. С. 17, 41, 101 и др. (на др.-арм. яз.). 50Каланкатваци Мовсес. История страны алван. Тифлис, 1913. Мнение азербай-I джанских ученых о том, что это сочинение было первоначально написано на албан-I ском языке (см., напр.: История Азербайджана. Баку, 1979. С. 51), - только гипотеза, цока ничем не доказанная. 51 Каланкатваци Мовсес. История. С. 161-185. 52 Картлис цховреба. Т. I. С. 224-225. Каланкатваци Мовсес. История. С. 160. 54 О титуле джебу (ябгу) см.: Древнетюркский словарь. С. 222. 55 Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской империи до начала XVII в. СПб., 1887. С. 350-360. 56 В IX-X вв. шад носил и другой титул (тюркский) - бек. Возможно, именно последний и переводили как малик - мэлэх. См.: Conslantine Porphywgenitus. De adminis-Irando imperio. Budapest, 1949. Vol. 1. P. 182-183; (КБ. С. 170-171) (речь идет о событиях 30-х годов IX в.). См. также: Ибн Фадлан. 1939. С. 84. Здесь, собственно, фигурирует хакан-бек. В условиях начала X в. такое сочетание титулов-хакан и бек, по-видимому, означало открытую узурпацию шадом-беком прав хакана.

К сожалению, других данных о шаде хазар VII-VIII вв. у нас нет, мы встречаемся с этим лицом лишь в описаниях Хазарии второй половины IX и X в., когда функции шада изменились. Как это произошло, можно лишь приблизительно установить, анализируя некоторые события первых четырех десятилетий VIII в., относящиеся к истории арабо-хазарских войн. В описаниях этих войн у арабских и армянских писателей фигурирует лишь один правитель хазар - хакан, он же малик (арка), т.е. царь в руках которого и была тогда сосредоточена вся полнота власти. Но есть основания полагать, что именно поход Мервана 737 г. и явился началом постепенных, но серьезных изменений в структуре верховной власти Хазарии.
Как известно, Мерван разгромил хазар, а затем взял хазарскую столицу, расположенную на берегу Каспийского моря58. У ал-Куфи этот стольный город назван ал-Байда (Белая)59, что этимологически идентично Самандару, в иранских наречиях - также Белый город. А поскольку и Самандар, называемый арабскими источниками ранней хазарской столицей, был расположен на берегу Каспия60 - перед нами несомненно один и тот же город61.
Однако главный итог побед Мервана был даже не в этом. И не в том, что арабский полководец зашел затем далеко на север, к так называемой Нахр ас-сакалиба (Славянской реке), которую с наибольшей вероятностью надо считать Доном62. Главное в том, что поражение, нанесенное хазарам, было столь катастрофическим, что хакан даже согласился принять ислам63, а столица хазар была перенесена в устье реки Атиль - Волги. Согласие хакана принять религию векового врага хазар показывает, насколько сильным был удар, который им нанес Мерван.

57 KuratA.N. Kitab al-Futuhu. P. 268-269; Ибн Фадлан. С. 296; Балазури. С. 208; Jh вонд. История. С. 101, 131-132. 58 Левонд. История. С. 113-114. 59 Ибн Фадлан. С. 296. 60 Йакут. Т. III. С. 253. 61 Вопрос о хазарских городах нуждается в специальном изучении, основанном на сопоставлении археологических и письменных источников, поскольку только последние дают нам названия тех или иных городов Хазарии. Наличие на Северном Кавказе большого числа городищ, относящихся к VI-X вв., привело к тому, что археологи, недостаточно знакомые с письменными источниками, дают самые различные и противоречивые локализации Самандара, Баланджара и других городов, известных из трудам восточных авторов. Между тем внимательный анализ письменных известий может здесь помочь. Ограничусь пока одним примером. Ибн Хордадбех в своем списке хазарских городов (Ибн Хордадбех/де Гуе. С. 124) отмечает Хамлидж (Атиль), Баланджар и ал-Байду. Самандар тут не назван, и это не случайно. У других писателей того времени ал-Байда и Самандар вместе не фигурируют. См., напр.: Ибн ал-Факих. С. 288. 62 Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI IX вв. // Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 370-371; . 63 Балазури. С. 208.

Но сведений, подтверждающих принятие хаканом ислама, в источниках нет. Напомню, что таковых о хазарской истории последующих ста лет немного. Но из армянских источников известно, что полтора десятка лет спустя, использовав смуты в Халифате, когда к власти пришла династия Аббасидов, хазары опять проявили активность, вторгшись в Закавказье64. А еще через два десятилетия (в 60-х годах VIII в.) хакан совершил поход на Грузию и принудил грузинских князей выдать за него их сестру65. Наконец, в 799-800 гг. имел место последний опустошительный поход хазар в За­кавказье и Северный Иран66. Это говорит о том, что хакан ислама не принял.
Создается впечатление, что на протяжении всего VIII в. власть хакана67 в Хазарии оставалась сильной, несмотря на унижение, которому хакан подвергся после побед Мервана. Тем не менее какие-то события внутри Хазарской державы имели тогда место.
И тут полезно обратиться опять к еврейско-хазарской переписке. Царь Иосиф, повествуя о принятии его предком Буланом иудейской веры, больше ссылается на чудеса и разного рода знамения. По его словам, Булану явился во сне ангел, который и склонил "царя" (так его именует Иосиф) к принятию "истинной веры", т.е. иудаизма. Как уже отмечено, Иосиф вообще не упоминает хакана, однако в его письмах Хасдаю ибн Шафруту есть моменты, позволяющие взглянуть на акт принятия иудаизма его предками не совсем в том плане, как он хотел обрисовать это своему испанскому корреспонденту.
Дело в том, что в пространном ответе Иосифа бегло фигурирует некий глава (cap)68, а в кратком варианте письма последний назван ha-cap ha-садол (большой глава)69. В этом исследователи и увидели единственный намек в письмах Иосифа на двоевластие у хазар70. Думается, что здесь можно усмотреть и другое.
Судя по сохранившимся текстам письма Иосифа, в котором он, игнорируя принципиально существование хакана у хазар и его прежнюю власть, тем не менее проговорился, упомянув о "великом главе", т.е. хакане, так как его испанский оппонент, несомненно, имел на сей счет какие-то сведения, а с этим Иосиф должен был считаться. Рассказ Иосифа в

64 Левонд. История. С. 132-133. 65 Картлис цховреба. Т. I. С. 249-250; Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Тбилиси, 1965. Т. П. С. 86 (на груз. яз.). 66 Табари/ os Гуе. Сер. III. С. 648; Абу-л-Фарадж. Тарих мухтасар ад-дувал. Бейрут, 1890. С. 223. 67 Особо интересно, что в источниках многие хазарские цари упоминаются с титу-пом тархан. Иногда создается впечатление, что это имя собственное. См.: Ибн Фадлан. С. 296; Ибн Хордадбех/д& Гуе. С. 163; Худуд /Туманский. Л. 386; Мас"уди/Мурудж. Г. II. С. 212 и др. 68 Коковцов. Переписка. С. 28 (др.-евр. текст). Термин cap означает "глава, начальник", и вряд ли его можно применительно к условиям Хазарии переводить "князь" (см. с. 76 и др.). 69 Там же. С. 21 (др.-евр. текст). 70 Там же. С. 76.

данном случае можно прокомментировать так. Булан, предок Иосифа (носил титул шад), сумел оказать на хакана влияние, заставив последнею согласиться на принятие иудаизма, ибо эту религию не исповедовали тогдашние противники хазар - арабы и Византия. Вспомним, что приблизительно в это время хазары оказали помощь абхазскому князю Леону в деле освобождения Абхазии от византийского господства71. Из письма же Иосифа явствует, что Булана поддержали другие "главы" (сашм) Хазарии, оказавшие вместе с ним давление на хакана72.
Получается, что инициатором принятия иудаизма был шад Булан (царь, по терминологии Иосифа), но санкционировано это было в ту пору хаканом. По данным ал-Масуди, произошло это в правление Харун пр Рашида (786-809)73 - следовательно, в конце VIII в. власть хакиня еще не была окончательно сломлена74. Но именно роль шада в принятии иудаизма как государственной религии Хазарии дала ему возможность постепенно оттеснить хакана на второй план, а затем и свести влияние последнего на нет. Когда это случилось - мы точно установить не можем из-за скудости источников о Хазарии по первой половине IX в.75, а затем, во второй половине IX в., источники констатируют переход власти в руки шада, которого и называют царем хазар76.
Принятие иудаизма закрепило за шадом, говоря современным языком, репутацию своеобразного "защитника национальных интересов". Но, повторяю, лишить хакана власти шаду удалось не сразу. В пользу этого говорит факт принятия титула хакан (каган) правителем русов уже в первой половине IX в. Присвоение этого титула в условиях формирования раннеклассового общества у русов символизировало претензии принявшего данный титул на главенство среди других князей и правителей, ибо он изначально подразумевал такой смысл. Собственно восточнославянским соответствием ему был "великий князь" - титул, часто фигурирующий в Повести временных лет.
Претендуя на такое положение, русский владыка в условиях IX в. мог заимствовать верховный титул только у хазар77. Византия тогда была слишком слаба и только начинала оправляться от ударов, нанесенных ей арабами

71 Картлис цховреба. Т. I. С. 251; Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии. Сухуми, 1959. С. 96; Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. II. С. 417 (на груз. яз.). 72 Коковцов. Переписка. С. 21 (др.-евр. текст). 73 Мае "уди / Мурудж. Т. II. С. 8. 74 Здесь мы не можем полагаться на хронологию, восстанавливаемую царем Иосифом в его письмах к Хасдаю ибн Шафруту. См.: Коковцов. Переписка. С. XVI-XVII 75 Одно из интереснейших для нас - указание Ибн Хордадбеха (Ибн Хордад бех / де Гуе. С. 16) на то, что царь (малик) хазар - хакан. Известия этого арабскош географа о хазарах относятся к VIII - первой половине IX в. 76 Любопытно сообщение анонимного компилятора, автора "Худуд ал-алам (80-е годы X в.), который пишет, что царь (падишах) хазар - потомок анса (что в данном случае - искаженное шад). См.: Худуд / Туманский. Л. 386. 77 "Мнение З.В.Тогана (ToganA.Z.V. Die Schwerter der Germanen nach arabisclum Berichten//ZDMG. 1936. Bd. 90. S. 32), будто титул хакан заимствован русами (которые для этого автора - скандинавы) у гуннов, ни на чем не основано.

(да и самими хазарами). Короче говоря, в ту пору, когда русский властелин стал именоваться хаканом, этот титул - во всяком случае в пределах Восточной Европы - означал верховного сюзерена, претендующего на Господство в регионе.
Теперь обратимся непосредственно к известиям о хакане русов. Самое раннее из них содержится в Вертинских анналах при изложении событий 838-839 гг. Тогда к императору Людовику Благочестивому (сыну Карла Великого) явились ехавшие из Византии послы народа рос (Rhos), чей правитель именовался хаканом (ques rex illorum chacanus vocabulo)78. Для нас важно установить, почему эти послы прибыли на Рейн из Византии.
В связи с этим можно вспомнить, что в 837 г. византийцы по просьбе Хазар построили на Дону крепость Саркел79 (Белая Вежа - по русским Источникам). Следовательно, ситуация в пределах Восточной Европы была тогда иной, нежели во второй половине VII в., и хазары из противников Византии стали ее союзниками. В существующей литературе возведение Саркела связывается с продвижением на запад мадьяр и печенегов80. Точнее, надо говорить о прорыве мадьярских племен из-за Волги в южнорусские степи, где они находились до конца IX в., когда их вытеснили оттуда печенеги. Сам факт продвижения мадьяр на запад и прорыв ими хазарских застав на Волге и на Дону, сдерживавших почти два века натиск азиатских племен, явно свидетельствует об ослаблении Хазарии. Да и то обстоятельство, что правитель русов носил титул хакан, говорит о его независимости от хазар, иначе он не мог бы приравнивать себя в титулатуре к сильнейшему еще в ту пору властителю Восточной Европы.
Правда, последнее как будто противоречит показаниям Повести временных лет. Дело в том, что если правителя русов считать киевским князем, то вышеприведенное обстоятельство не согласуется с показаниями русской летописи, в соответствии с которой поляне до конца IX в. платили дань хазарам81. Уже по этой причине можно предположить, что хаканом у русов мог быть владыка других восточнославянских земель82. Однако и при этом возникают сложные вопросы.
В частности, по арабским известиям о восстании санарийцев (цанар)83 Против Халифата в 50-х годах IX в. и карательной экспедиции против них

78 Annales Bertiniani. P. 19-20. См. соображения В.П.Шушарина: Шушарин В.П. Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских памятниках // Новосель- ев А.П. и др. Древнерусское государство. С. 420-421. 79 Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. P. 182-183; (КБ. С. 170-171). 80 Артамонов MM. История хазар. Л., 1962. С. 288-323. Объяснения автора дольно противоречивы. 81ПВЛ. С. 18-20. 82 Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 406-407; (наст. изд. С. 311-312). Западные историки считают хакана русов скандинавским правителем. См.: Marquart. }