Научная сельскохозяйственная библиотека омского гау. Ненормативная лексика как социокультурная проблема современной молодежи Наркомания как общественное явление




Транскрипт

1 - 58% подчеркнули важность самостоятельного приобретения новых знаний и умений; - 49% - наличие дисциплинированности и умения быстро переключаться на новую работу. На значимость теоретических знаний со стороны работодателей указали 26% тех, кто в настоящее время сочетает учебу с работой. Эти представления в большей степени соответствуют требованиям работодателей, чем мнение тех, кто не имеет какого-либо опыта работы на производстве. Следовательно, сохраняется проблема поиска оптимальных вариантов сочетания учебной и трудовой деятельности в подготовке молодых специалистов. УДК: 374.3:81"276.2 НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Москвина Наталья Робертовна кандидат социологических наук, доцент Тюменский государственный университет, Тюмень NOT STANDARD VOCABULARY HOW SOCIOCULTURAL PROBLEM OF MODERN YOUNG PEOPLE Nataliay Moskvina Candidate of Sciences in Sociology; associate professor, Tyumen State University, Tyumen АННОТАЦИЯ В статье рассматривается проблема кризиса русской речи, ее засорение инвективами и вульгаризмами. Приводятся результаты опроса студентов на тему отношения к ненормативной лексике и причин приобщения к ней, а также данные наблюдения за поведением студентов в образовательной среде и в Интернет-сетях. Делаются выводы о возможных причинах и путях преодоления данной проблемы. ABSTRACT In the article is presented the problem of crisis of Russian speeches, its clogging than invectives and vulgarisms. Make the results of the survey of young people on the topic of relationships to not standard vocabulary and the reasons initiation to it, and same material of observations for behavior students in Educational society and in Internet. Made findings about possible reasons and ways of overcome this problem. Ключевые слова: ненормативная лексика, молодежь, сленг, инвективы, нецензурные выражения, кризис русской речи. Key words: not standard vocabulary, young people, slang, invectives, obscene expressions, crisis of Russian speeches. Культура речи это составная часть общей культуры человека, умение точно передать свои мысли. Она предполагает не только знание норм литературного языка, его выразительных возможностей и национальных особенностей, но и правильное отношение к тому, что именуется ненормативной лексикой. Сколь ни странным покажется такое утверждение, но ненормативная лексика это также часть нашей культуры, если под культурой понимать всю человеческую деятельность с ее результатами, выделяющими человека из природы . Нынешняя русская речь находится в состоянии глубокого кризиса. Ярко выраженным доказательством этого явления выступает все возрастающее употребление нецензурной брани, сленга, инвективов, появление новых слов, правописание которых официально не утверждено. Ненормативная лексика прочно вошла в нашу речь: даже среди людей образованных широко распространено убеждение, что ругань естественна для человека, так как служит своеобразным громоотводом и выполняет положительную регулятивную роль. В своей статье «Матерный словарь как феномен русской культуры» А. Плуцер Сарно указывает на про- 306

2 блему появления огромного количества «словарей русского мата»: «Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов. Сделаны они совершенно безграмотно любителями и дилетантами, чтобы удовлетворить вполне естественную потребность напечатать «непечатное», употребить «непотребное» . Так, более ста лет назад в одном английском медицинском журнале было написано: «Тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскрошить ему череп, тем самым заложил основы цивилизации» . И до сих пор многие наши современники считают так же. На самом же деле человек, прибегающий к оскорблениям, отнюдь не спасает, а чаще всего «добивает» своего партнера по общению, демонстрирует ему свое пренебрежение и полное отсутствие уважения. Назначение брани состоит, прежде всего, в понижении говорящим социального статуса соперника, ведь оскорбляются главные моральные ценности для человека дом, мать, семья, умственные и религиозные убеждения человека. В своей статье мы будем рассматривать брань как оружие слабых, как некое подобие компенсации своего эмоционального равновесия, как невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажением сознания человека. Часто человек, регулярно употребляющий брань, попадая в приличное общество, старается больше молчать, боясь выдать свое истинное лингвистическое происхождение. Если обратиться к Священному Писанию по поводу этого вопроса, можно встретить в послании апостола Павла к Ефесянам заповедь: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим» . Не менее важен и тот факт, что бранная речь напрямую влияет на здоровье человека, притом, как произносящего эти слова, так и слушающего. Доказательством тому служит и исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П. П. Горяева о влиянии мата на здоровье человека. С помощью созданного им прибора, переводящего слова в электромагнитные колебания, ученый доказал, что эти колебания влияют на молекулы наследственности. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани искажаются и рвутся хромосомы. То есть слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации . Грубыми, злыми словами можно не только подорвать здоровье, вызвать болезнь, но и, в конце концов, убить человека. Ненормативная лексика пагубно воздействует на генетический код матерщинника, фиксируется в нем и определяет плохую наследственность. У людей, не употребляющих «крепких» словечек, общее состояние организма, как правило, на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста. С вульгарной речью связан еще один зафиксированный факт. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России они существуют и прогрессируют с каждым годом . Осмелюсь даже предположить, что популяризация ненормативной лексики в России это одна из стратегий информационной войны, начатой американцами против российского населения еще в конце ХХ столетия. Ведь ни для кого не секрет, что многие американские кинофильмы, содержащие сюжеты насилия и открытой нецензурной брани, в самой Америке запрещены для показа и снимаются специально для экспорта в Россию. Безусловно, то, что прочно вошло в словарный запас зрелого и пожилого населения нашей страны, сегодня уже искоренить сложно. Однако поднимаемая нами проблема все глубже проникает в молодежную среду, в том числе и в культуру молодежных Интернетсообществ. Целью нашего исследования стало выявление уровня употребления ненормативной лексики в студенческой среде города Тюмени. В качестве объектов наблюдения нами были выбраны студенты Тюменского государственного университета, Тюменского нефтегазового университета, Тюменской сельскохозяйственной академии, Тюменского института культуры и искусств, Тюменской государственной медицинской академии, а также политех- 307

3 нического колледжа при ТюмГНГУ. Методами исследования выступили наблюдение, экспресс-опрос студентов, а также анализ Интернет-страниц студенческой молодежи. В экспресс-опросе приняли участие 100 студентов. Результаты исследования оказались весьма показательными. Так, 17% опрошенных студентов неоднократно слышали ненормативную лексику от преподавателей и 53% регулярно слышат бранную речь от родителей, братьев, сестер и близкого социального окружения. Получается, что 70% студентов пребывают в неблагополучной лингвистической среде и, выражаясь медицинским языком, являются «носителями» ненормативной лексики. При этом 86% из них не хотят, чтобы их будущие дети слышали и употребляли нецензурные слова, однако, 40% сами пользуются бранью, чтобы выпустить свои эмоции или снять стресс. Анализ Интернет-страниц студенческой молодежи также выявил популярность инвективов и вульгаризмов среди молодежи. Около 70% студентов, страницы которых были проанализированы нами, не сами формулируют бранную речь на своих страницах в контакте, а цитируют и делают репост на «стену» кем-то сформулированного нецензурного выражения. Данный факт ярко свидетельствует о популярности «колоритной бранной речи» в молодежных интернет-сообществах и в контакте. Чаще всего ненормативную лексику употребляют юноши, на что указали и данные опроса (63%), и результаты наблюдения (53%).Существует версия, что в древности воины, собираясь на поле брани, в качестве боевого клича выкрикивали бранные слова, откуда и пошло, что мат стал прерогативой мужчин. Однако если в древности данный вид поведения был оправдан необходимостью военного времени, то сегодня подобные слова выглядят уже как проявление невежества и низкого уровня культуры молодых людей. Михайлин В. Ю., доктор философских наук, кандидат филологических наук теоретически доказал, что русский мат идентичен индоевропейским словесным формулам заклинаниям, используемым в древних тайных мужских союзах. Члены военных мужских обществ, молодые воины, проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний - матерным языком. Посвящение молодежи в воинов заключалось в усвоении юношами типичных волчьих черт, волчьего поведения, волчьего языка, матерного языка. Зная историю происхождения мата, мы должны понимать, что он пробуждает звериный дух, разрушает душевно-духовную суть современного человека. Ученый утверждал, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается . Не зря в старину на Руси говорили: «От гнилого сердца и гнилые слова». Однако сегодня и девушки не гнушаются использовать инвективы в своей речи: 47% наблюдаемых фактов применения ненормативной лексики относятся именно к ним. Возможно, это результат эмансипации женщин, желание ни в чем не уступать «сильному полу». В то же время, стыдливость это необходимое условие уважительного отношения, прежде всего к себе. Вульгарное восприятие вещей может изменить значение слов. Неэффективность процессов мышления, отраженная в нецензурных выражениях, свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма, примитивизации личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений, использовании не лучших образцов поведения . Молодые люди, использующие нецензурные выражения чаще склонны к девиантным формам поведения в силу стирания границ дозволенного. Нередко можно услышать матерные слова из уст девушек и юношей, вместе раскуривающих дорогие сигареты около здания университета. Интересным явился для нас и тот факт, что если ранее (в советское время) ненормативную лексику чаще всего употребляли в процессе общения учащиеся ПТУ и вечерних школ, в силу низкого уровня культуры и образования, то сегодня результаты наблюдения показывают практически одинаковый уровень употребления инвективов как в студенческой среде университета, так и в среде учащихся политехнического колледжа, с разрывом буквально в 1%. Некоторый отрыв наблюдается только у студентов Тюменского института культуры и искусств, что, скорее всего, объясняется подбором более творческого континген- 308

4 та студентов. В то же время, среди студентов медицинской академии ни один из опрашиваемых студентов не отметил, что не употребляет мат хотя бы изредка. Если в дореволюционной России врач приступал к больному с молитвой и благоговением, понимая всю ответственность совершаемого им действа перед Богом и человеком, то сегодня будущий врач вряд ли осознает всю серьезность возлагаемой на него миссии. Кроме того, если ранее было расхожим утверждение, что мат и нецензурные выражения это побочный продукт бедности, так как выходцы из низов в большей степени не удовлетворены жизнью в целом. То наше исследование показало, что нецензурная брань в молодежной среде равномерно распределяется по всем слоям. Основная причина, на наш взгляд это отсутствие внутреннего контроля и вседозволенность, чувство безнаказанности, прежде всего со стороны общественного мнения. Распространение ненормативной лексики в студенческой среде явление, с одной стороны, уже привычное, но, с другой весьма парадоксальное, ведь студенческая молодежь это будущая интеллигенция. Может ли плохо воспитанная интеллигенция проповедовать высокие материи в обществе и вести страну к высоким идеалам? Безусловно, нет. Но, может быть, от нас и ожидают такого самоуничтожения, самоунижения, к которому неизбежно приводит бескультурье? Следующим, интересующим нас моментом в процессе исследования выступил возраст студентов, употребляющих нецензурные выражения. Самый большой процент среди них это молодые люди в возрасте от 17 до 19 лет. Их оказалось 39%. Это студенты первого и второго курсов, вчерашние учащиеся школ, лицеев и гимназий. Вероятно, это та часть студенческой молодежи, которая пытается самоутвердиться в новом коллективе. Наше первоначальное предположение о том, что мат выступает средством налаживания отношений, преодоления застенчивости среди молодых людей, подтвердилось. Но эти данные подтверждают и еще одно не менее важное предположение о том, что словарный запас современной молодежи весьма скуден и засорен инвективами и вульгаризмами. Быть культурным и воспитанным сегодня немодно, а не знать лексику интернет-сленга значит вообще «выпасть» из молодежной среды. Сразу же вспоминаются кинофильмы и сериалы про американскую студенческую молодежь, которые массово проникли на российский экран в середине 90-х годов ХХ века. Для студентов 90-х годов это были лишь смешные комедии, высмеивающие пороки западной молодежи, так как не вписывались в ценностную конструкцию российского студенчества сливок общества. Однако, для детей, выросших на этих фильмах, они стали руководством к действию, некой нормой взаимоотношений. Меньше всего среди употребляющих нецензурную брань (26%) оказалось среди взрослых студентов в возрастной категории лет. Это возраст, в котором молодые люди налаживают более чем дружеские отношения, а именно отношения симпатии и влюбленности. И здесь, безусловно, архаически срабатывает механизм сдерживания, стеснения, желания понравиться партнеру по общению. Грубость здесь это уже проявление низкого культурного уровня человека и открытого пренебрежения к общечеловеческим ценностям. Но и она имеет место быть в студенческой среде, кроме того она как болезнь распространяется на окружающих, ведь душа человека это тонкий и сложный организм и требует чуткого, а не грубого обращения с собой. Вывод один: необходимо повышать уровень культуры населения, воспитывать в молодежи нетерпимость к вульгарности и словесной распущенности с детства. В данном случае правомерно вспомнить классика теории девиации - Э. Дюркгейма, который считал, что отклоняющееся поведение это показатель здорового общества, и оно воспринимается как отклонение от нормы до тех пор, пока нежелательное поведение воспринимается в обществе именно как «не норма». Возможно, ненормативная лексика для российских граждан пока что выступает некой нормой взаимоотношений и даже своеобразным колоритным дополнением к русской речи. И до тех пор, пока мы реагируем с иронией или безразличием, а не с осуждением на данный колорит, мы будем слышать ее все чаще. 309

5 Штрафные санкции за использование нецензурной брани являются лишь устрашающими, но не искореняющими мерами борьбы с ненормативной лексикой (40% опрошенных нами студентов знают о наложении штрафа за нецензурные выражения, но не считают это преградой в использовании вульгарных слов). Однако, штрафовать, на мой взгляд, необходимо те каналы СМИ, включая интернет-сайты и те печатные издания, которые популяризируют мат, словесную распущенность; навязывают стереотипы вульгарного поведения. И, безусловно, высокая ответственность лежит на родителях и педагогах людях, которые, выступая агентами первичной социализации ребенка, во многом формируют его мировоззрение, его речевую культуру. И если ребенок слышит бранную речь из уст родителя или преподавателя образца культуры, то для него уже не будет никаких внутренних преград к употреблению нецензурных слов. Еще известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» . Список литературы: 1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров/ Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; под общ. ред. Г.В. Бороздиной. М.: Издательство Юрайт, с. 2. Михайлин В. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. - М.: НЛО, с. 3. Нестерова Ирина. Вред сквернословия. Стоит ли ругаться матом. (дата обращения). 4. Плуцер-Сарно А. Матерный словарь как феномен русской культуры. //Новая русская книга С УДК ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Мочалова Надежда Юрьевна кандидат философских наук, зав. кафедрой, доцент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, Нижний Тагил IDENTITY AS A PROBLEM OF SOCIAL INTERACTION Mochalova Hope Y. cand. filos.n., Head of the Department, associate professor, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) RGPPU, Nizhny Tagil АННОТАЦИЯ Статья посвящена исследованию междисциплинарной проблемы идентичности на персонологическом уровне анализа, где самотождественность предстает субъективной структурой организации процессов, явлений, событий, их интерпретации, осознания, и внутренней формой интеграции различных граней личности в единое персональное целое без утраты уникального своеобразия в границах интерсубъективности. Концепция персональной идентичности рассматривается как теория нарратива (собственная интерпретативная активность), поэтому методологическим пространством, избранным для исследования, становится герменевтика. ABSTRACT The article is devoted to interdisciplinary problems of identity personological level of analysis, where the self-identity appears subjective structure of the organization processes, phenomena, events, interpretation, understanding, and internal form of integration of the dif- 310


ВЛИЯНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Сегодня матом разговаривают дедушки и бабушки, мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки. Сквернословие

УДК 37.032 Нестерова Ксения Борисовна магистрант кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ВО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного

Тараруева А.А. Отношение студентов к браку // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 323-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

УДК 364-4(082) Черканова Е.А., студент магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа»(3 курс) Амурский государственный университет, Россия, г. Благовещенск Научный руководитель: Еремеева Т.С.,

УДК 159.92 Степанова Н.В., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Оренбургский государственный медицинский

УДК-364.442.2 Булатова. Н.М. магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» г. Магнитогорск, РФ научный руководитель Бурилкина С.А. кандидат

УДК 316.34 Назарова Г.И. Студент Башкирский государственный университет г. Уфа СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Аннотация: Статья посвящена изучению наиболее важной

УДК 37 02. Павлова С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Гжельский государственный университет ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В статье

БРАК И СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ THE MARRIAGE AND FAMILY IN THE OPINION OF THE YOUNG PEOPLE Е.Ю.Молина студентка гр. 3305, Нижнекамский химико-технологический институт E.Yu. Molina student

Гражданской позицией, нравственный, высококультурный, интеллигентный, патриот своего Отечества. Система воспитания в Московском банковском экономическом колледже опирается на следующие принципы: - единство

Хилик Л.Ю. Сравнительное исследование представлений о герое у иностранных студентов и студентов из России // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 1 (январь).

УДК 378.24 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Анна Самофеева, студент Гурьев Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный

Шишкина Е. В. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 91-95. Цель написания

Латыпова Э.М., Салеев Э.Р. Роль занятий физической культуры в жизни студентов // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 6 (июнь). АРТ 211-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 УДК

Ежкова Н.С., Кузнецова Т.В. Этические беседы и их роль в нравственном развитии дошкольников // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 01 (январь). АРТ 22- эл. 0,1 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

Удк 159.9 Грибенщиков Константин Владимирович Студент ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» 2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт Кемерово. Россия СОВМЕЩЕНИЕ

УДК 17.02 Косарева В.Ф. студент бакалавриата Положенкова Е.Ю. доктор филос. наук, профессор Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

Заборина М.А., Суханова Ю.А. О роли учителя в современном обществе // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 5 (май). АРТ 146-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 УДК 373.66 РУБРИКА:

МКОУ «Корниловская СОШ» Так ли безобидно сквернословие? Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести Борзенкова Алена, уч-ся 9 кл. Сальникова Г.В., руководитель В.Шефнер

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ В начале 2013 2014 учебного года мы провели исследование уровня культуры речи студентов нашего колледжа. В анкетировании приняли участие 184 человека 34 юноши и 150 девушек. В анкету

МАТЕРИАЛЫ XI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ТРЕНДЫ, ПРОБЛЕМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ» 6 июля 2016 apriori-nauka.ru БУДУЩАЯ СЕМЬЯ И БРАК В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

Научно-исследовательская работа Сквернословие скверная привычка Выполни: Толстобров Максим Алексеевич учащийся 9 А класса ГБОУ Школы 727 Руководитель: Толстоброва Наталья Валерьевна, учитель ГБОУ Школы

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» Республиканский институт высшей школы ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ

УДК 159.923.2 Артюхова Т.Ю., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УДК 17.022.1:316.624-053.6 Е. Ю. Голованова, магистрант 2-го курса, Уральский федеральный университет имени первого Президента

Е. В. Калинина ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ На сегодняшний день изучение отношения студентов педагогических специальностей к будущей

УДК 316.4.051 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯСОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ М.А.Ильина студент, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас Научный руководитель: Акутина С.П., д.п.н., заведующий кафедрой социальной работы,

Удк 378 Грибенщиков Константин Владимирович Студент ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» 2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт Кемерово. Россия ИНФОРМАЦИОННЫЕ

УДК 159.9 Целуйкина Т.Г. к.пед.н., доцент кафедры экономической психологии и психологии государственной службы Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина филиал РАНХиГС Россия, г. Саратов ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Гендерный подход в психологии здоровья Бахадова Е.В. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отделения Охраны материнства и детства ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, доцент Института Психологии

Удк 159.9 Грибенщиков Константин Владимирович Студент ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» 2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт Кемерово. Россия СТИМУЛЯЦИЯ

Грунт Е.В., Тангом Н., Россия, Таиланд ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В 2010 году нами проведено социологическое исследование, посвященное анализу сексуальной

Сусорова М.В. Некоторые аспекты организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы в вузе // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 11 (ноябрь). АРТ 370-эл. 0,2

Тараруева А.А. Проблемы социализации студентов высших учебных учреждений // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 312-эл. 0,2 п.л. - URL: http:

Воспитательная работа как средство исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Сайб М. С. Международный Юридический Институт Москва, Россия Educational work as a means of correcting juveniles

6 класс Аннотация к рабочей программе по русскому языку Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе общего образования. Главными целями изучения предмета «Русский язык» в 6 классе

УДК 316 ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Валишина Ю.В., Закирова А.Б. Бирский филиал Башкирского государственного университета, г.бирск В статье раскрывается проблема девиации подростков в условиях

УДК 378 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2009 М. Н. Шабанова канд. пед. наук, доцент каф. теории и методики преподавания

УДК 005.95 Ван Цзюньсян, студент магистратуры ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Институт социально-гуманитарного образования Кафедра экономической теории и менеджмента направленость(профиль)

Приложение к приказу 221 от «05» сентября 2014 г. Примерная тематика выпускных квалификационных работ по специальности 030301.65 «Психология» 1. Влияние стиля управления на социально-психологический климат

Рецензии 277 Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. Омельченко, Л. Саморукова, Л. Семенова, И. Тартаковская, А. Темкина; Под ред. И. Тартаковской,

Православной Церкви в духовной и социальной жизни россиян сохранится и в исторической перспективе. Можно сделать вывод, что в России сохранится преимущественно светское общество, в котором Православию

SWorld 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

«Наше условие: долой сквернословие» Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций (с опорой на цивилизованные

> Шифр: С25/2016/5
Журнал

Социологические исследования : ежемес. науч. и обществ.-полит. журн./ Рос. акад. наук. - М. : Наука, 1974 - . - ISSN 0132-1625. - Выходит ежемесячно
2016г. N 5
Содержание:
Трубицын, Д. В. Социологические ключи к секретам ресурсного проклятия / Д. В. Трубицын. - С.3-12.
Кл.слова: РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, РЕСУРСНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Лапин, Н. И. Гуманистический выбор населения России и центры внимания российской социологии / Н. И. Лапин. - С.23-34.
Кл.слова: РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЫБОР, РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ
Шестопал, Е. Б. Элиты и общество как политические акторы в постсоветской России / Е. Б. Шестопал. - С.35-43.
Кл.слова: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА, ОБЩЕСТВО, ВОСПРИЯТИЕ, ЦЕННОСТИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Санина, А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России / А. Г. Санина. - С.44-53.
Кл.слова: ПАТРИОТИЗМ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Арутюнян, А. С. Лоббизм: как превратить зло во благо? / А. С. Арутюнян. - С.54-61.
Кл.слова: ЛОББИЗМ, ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ, ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ, МОДЕЛИ ЛОББИЗМА
Нисневич, Ю. А. Коррупция: инструментальная концептуализация / Ю. А. Нисневич. - С.61-68.
Кл.слова: КОРРУПЦИЯ, ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
Мукомель, В. И. Проблемы интеграции внутрироссийских иноэтничных мигрантов / В. И. Мукомель. - С.69-79.
Кл.слова: ИНТЕГРАЦИЯ, ВНУТРЕННИЕ МИГРАНТЫ, ВИДИМЫЕ МЕНЬШИНСТВА, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Карабчук, Т. С. Объективное и субъективное благополучие: опыт сравнительного анализа стран Центральной Азии, России и Беларуси / Т. С. Карабчук, Д. В. Сальникова. - С.96-109.
Кл.слова: ОБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
Злотникова, Т. С. Особенности массовой культуры российской провинции / Т. С. Злотникова [и др.]. - С.110-114.
Другие авторы: Киященко Л. П., Летина Н. Н., Ерохина Т. И.
Кл.слова: МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, ЦЕННОСТИ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, ИМИДЖ, РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни / М. В. Загидуллина. - С.115-123.
Кл.слова: ПОДРОСТКИ, СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ, ИНТЕРНЕТ, МЕДИАПОВЕДЕНИЕ
Киенко, Т. С. Ненормативная лексика как социальный феномен / Т. С. Киенко. - С.124-133.
Кл.слова: НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ, ФУНКЦИИ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ
Симонян, Р. Х. Российские реформаторы 1990-х гг.: опыт биографического исследования / Р. Х. Симонян, Т. М. Кочегарова. - С.146-155.
Кл.слова: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ, КАБИНЕТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, МОНЕТАРИЗМ, АБСТРАКТНЫЙ ГУМАНИЗМ, ПРАКМАТИЗМ, ИСТОКИ АМОРАЛИЗМА
Имеются экземпляры в отделах: всего 1: ЧЗСЭЛ (1)
Свободны: ЧЗСЭЛ (1)

Задание для контрольной работы для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Социология девиантного поведения»

Общее задание:

Сделать конспекты, ответить на следующие вопросы: методы сбора информации по проблеме, место проведения исследования, объект исследования, предмет исследования, результаты исследования, ваши выводы:

Журнал «Социологические исследования»

1.Спасенников Б. А., Смирнов А. М. Социально-правовая характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 120-124

2.Котельникова З. В. Взаимосвязь практик потребления алкоголя с социальной структурой современной России // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 105-112

3.Киенко Т. С. Ненормативная лексика как социальный феномен (анализ опроса жителей провинциального российского города) // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 124-133

4.Смирнов А. М. Самосудные расправы в подростковой и молодежной среде // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 108-116

5.Богданов С. В., Остапюк В. Г. Грани предательства (коллаборационисты в Курской области 1941-1943 гг.) // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 115-122

6.Дадаева Т. М., Спиридонова К. М. На обочине жизни: феномен маргинала в городской среде // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 118-123

7.Шляков А. В. Бродяжничество как социальное явление // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 124-135

8. Стивенсон С.А. «Уличные дети и теневые сообщества» [библиотека ГУМЕР, электронный ресурс]

Литературу по курсовым работам и рефератам можно изучать в эл. Библиотеках:

Гумер, еLIBRARY , портале прикладной российской социологии SocioLogos , научной электронной библиотеке “КиберЛенинка”

При написании работ следует использовать обязательно нормативные

документы ГОСТ 7.0.5-2008 “Библиографическая ссылка”, ГОСТ 7.1-2003 “Библиографическая запись”.

Научная информация размещена:

Сайт Гуманитарного Интернет-университета http://study.giuvus.ru/subject/isv/).

Сайт информационно-аналитической системы Медиалогия (http://www.mlg.ru/webinar/)

Сайты компаний “Simpleforms”, (http://www.simpleforms.ru/webinars/),

“Surveymonkey” (https://ru.surveymonkey.com/home/), “MAXQDA” (http://www.maxqda.com/),

1) Изучить Федеральные законы « Об азартных играх», «О наркотических средствах и психотропных веществах».

2) Составить словарь терминов:

Вопросы для подготовки к зачету

1 Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.

2 Социальная норма и отклонение как продукт исторического развития.

5 Относительность девиантного поведения.

6 Виды девиантного поведения.

7 Механизм девиантного поведения (ситуация - разрешение конфликта через поведение).

8 Девиация как процесс.

9 Соотношение социальных и индивидуальных факторов в процессе девиации.

10 Характеристика ситуаций, приводящих к формированию и поддержанию девиантного поведения.

11 Роль правых и левых идеологий в теоретическом осмыслении девиантного поведения.

12 Роль наказания и поощрения в профилактике девиантного поведения подростка.

13 Характеристика личности девианта, ее жизненных ситуаций, ценностей, карьеры в девиантной субкультуре.

14 Марксизм и неомарксизм о девиантном поведении.

15 Социологические теории о причинах девиантного поведения.

16 Социально-психологические теории и их роль в профилактике девиантного поведения.

17 Девиантность и делинквентность подростков, их причины, средства профилактики.

18 Роль социальных служб в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

19 Правовые основы охранно-защитных мер по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних.

20 Система социального контроля за поведением индивидов и групп, ее институты и их функции.

21 Ссоциологический подход и социологические методы изучения девиантного поведения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Темы докладов:

Наркомания как общественное явление.

Почти три четверти наших сограждан (73 %) полагают, что нецензурные выражения недопустимы «ни при каких обстоятельствах». Особенно часто декларируют приверженность этой норме женщины (82 % - при 62 % среди мужчин), пожилые россияне (82 % среди тех, кому за 60 лет), обладатели вузовских дипломов (78 %), москвичи (78 %). Однако им приходится постоянно сталкиваться с пренебрежением ею (что очевидно и без всякого опроса), причем не только при контактах с «чужими». Более половины из числа респондентов, считающих сквернословие категорически недопустимым (53 %), заявляют, что большинство их знакомых употребляют в своей речи нецензурные выражения. Противоположный ответ дают 44 % этой группы опрошенных, что, впрочем, говорит вовсе не об отсутствии в их кругу людей, пользующихся обсценной лексикой, а лишь о том, что последние в нем не преобладают.

Почти две трети опрошенных признают, что иногда употребляют нецензурные выражения, причем 15 % - что делают это часто. И только треть (33 %) - никогда. Как нетрудно догадаться, чаще прочих говорят, что не пользуются такой лексикой, пожилые граждане (54 %), женщины (47 %), москвичи (47 %), граждане с высшим образованием (41 %). Между тем распределение ответов по одному социально-демографическому параметру не столь предсказуемо: оказывается, ненормативная лексика особенно широко применяется относительно состоятельными гражданами. Среди тех, чей ежемесячный доход, по их словам, превышает 20 тыс. рублей в месяц, ею пользуются 80 % (23 % - часто, еще 57 % - редко), тогда как по выборке в целом - 65 % (три группы с меньшими доходами, выделяемые на основании опроса, в этом отношении между собой почти не различают-

ся). Трудно сказать, чем это обусловлено. Но вряд ли материальное благополучие само по себе способствует склонности к ненормативной лексике. Скорее можно предположить обратную причинно-следственную связь: эта склонность чаще свойственна людям напористым, агрессивным - то есть носителям качеств, повышающих в нашем обществе шансы на успех.

Так или иначе, нельзя не обратить внимания на то, что внушительное большинство респондентов применяют нецензурные выражения, тогда как еще более внушительное, подавляющее большинство - считают это недопустимым «ни при каких обстоятельствах». Присмотримся к этому противоречию повнимательнее (табл. 1).

Таблица 1

данные в %

Население

Употребляющие нецензурные выражения

Как Вы считаете, употреблять в речи нецензурные выражения допустимо или это недопустимо ни при каких обстоятельствах?

Допустимо

Недопустимо

Затрудняюсь ответить

Как видим, люди, сквернословящие «редко», определенно склоняются к мнению, что ненормативная лексика недопустима - в соотношении 3: 1. А среди использующих такую лексику «часто» доли считающих это приемлемым и неприемлемым практически равны.

Отметим по ходу, что в данном случае представление участника опроса о «часто» и «редко», несомненно, очень сильно зависит от среды, к которой он принадлежит. И если в социальном окружении респондента матом, по известному выражению, не ругаются, а разговаривают, то он может искренне считать, что пользуется ненормативной лексикой «редко», хотя бы уже потому, что способен время от времени изъясняться без нее. Так что разница между представителями двух групп - не столько в количестве соответствующих терминов на единицу времени, сколько в том, выделяются ли они в этом плане, по их собственным ощущениям, на фоне окружающих. Но, так или иначе, очевидно, что среди пользующихся обсценной лексикой преобладает мнение о ее недопустимости.

Между тем трудно предположить, что матерщинники, осуждающие сквернословие, в массовом порядке терзаются своим моральным несовершенством. Надо полагать, в массовом сознании существует определенная система оправданий, скрадывающая, «снимающая» противоречие между признаваемой нормой и попирающей ее практикой, - подобные коллизии никогда без этого не обходятся. И первое, самое напрашивающееся оправдание - ссылка на разного рода стрессы: половина россиян, судя по данным опроса, используют ненормативную лексику исключительно под влиянием «сильных эмоций» (и лишь 12 % позволяют себе это без них). Причем среди тех, кто употребляет нецензурные выражения «редко», 84 % делают это, по их словам, исключительно под воздействием таких эмоций (среди тех, кто «часто» - 59 %). Излишне говорить, что поводы для «сильных эмоций» могут быть самыми разными - от внезапного падения метеорита или курса национальной валюты до нерасторопности продавца в магазине или непослушания собственных детей. Но важен сам принцип: использовать нецензурные выражения, конечно, нехорошо, но ежели сгоряча - то, пожалуй, простительно.

Как явствует из приведенной ниже таблицы (табл. 2) , выражать отрицательные эмоции посредством нецензурной речи принято у нас в гораздо большей мере, нежели сквернословить от восторга.

Таблица 2

данные в %

Население в целом

Считают употребление в речи нецензурных выражений

допустимым

недопустимым

А какие эмоции Вы чаще выражаете с использованием нецензурных выражений - положительные или отрицательные? Или положительные и отрицательные в равной мере?

Положительные

Положительные и отрицательные в равной мере

Отрицательные

Затрудняюсь ответить

Вопрос не задавался (никогда не употребляют нецензурных выражений либо затрудняются сказать, употребляют ли)

И вот что любопытно: респонденты, считающие использование ненормативной лексики категорически неприемлемым, почти так же часто говорят, что применяют ее при отрицательных эмоциях, как и люди, не видящие в ней ничего предосудительного (46 и 40 % от этих групп соответственно). Между тем противники такой лексики втрое реже, чем защитники, заявляют, что пользуются ею по преимуществу для изъявления положительных эмоций, а также что с равной охотой употребляют эту лексику для выражения позитивных и негативных эмоций. Иначе говоря, хотя большинство наших сограждан полагают, что «ни при каких обстоятельствах » нельзя применять нецензурные выражения, на деле расстройство чувств, гнев, разочарование являются для них весьма весомыми смягчающими обстоятельствами - в отличие от восхищения красотами природы или радости от встречи с другом.

Составить более или менее полное представление о механизме легитимации ненормативной лексики можно по ответам на открытый вопрос, в каких ситуациях допустимо употреблять нецензурные выражения . Вопрос этот задавался, конечно, лишь тем респондентам (21 % от всех опрошенных), которые в принципе считают допустимым использовать их. Но было бы очень большим упрощением считать, что аргументация защитников обсценной лексики совершенно чужда ее противникам: скорее всего, многие из них также согласились бы признать доводы, приводимые в поддержку этой лексики, - пусть и не настолько вескими, чтобы вынести оправдательный вердикт. Итак, что же это за доводы?

Чаще всего, как нетрудно догадаться, люди говорят, что употреблять нецензурные выражения допустимо, когда надо выплеснуть сильные эмоции (4 % от всех опрошенных): «чтобы сбросить отрицательную энергию»; «когда нервы не выдерживают»; «чтобы снять стресс»; «в запале»; «сброс адреналина»; «когда уже нет слов, а остались одни эмоции»; «молотком по пальцу»; «простыми словами эмоции не опишешь» , а также в конфликтных ситуациях (3 %): «когда доведут до точки кипения»; «когда спорные вопросы»; «в порыве гнева»; «в конфликтах».

Довольно часто употребление ненормативной лексики интерпретируется как экстремальная коммуникативная стратегия, способ добиться понимания (3 %): «облегчает понимание»; «когда не понимают русскую речь»; «это часть общения, человек не понимает по-другому иногда»; «такое общество. Для доходчивости»; «чтобы увеличить силу убеждения» .

Некоторые (3 %) полагают, что ненормативная лексика допустима при любых обстоятельствах («в любых»; «почти во всех» ), поскольку составляет неотъемлемую часть нашей культуры - «в нашей стране по-другому нельзя»; «мы родились и выросли с этим»; «это русская речь такая»; «без этого никак нельзя»; «вся Россия построена на нецензурных выражениях». Причем любопытно, что иногда респонденты апеллируют к устоям, традициям, не без пафоса провозглашая: «не нами придумано и не нам убирать»; «ведь и деды наши употребляли» . Но приводят - то ли в шутку, то ли всерьез - и вполне «либеральный» довод: «мы живем в свободной стране».

Нередко респонденты говорят, что употреблять нецензурные выражения можно дома, с родными, друзьями (2 %): «в своем круге общения»; «в кругу близких друзей»; «с подругами»; «со своими людьми»; «дома, когда на деда ругаюсь»; «с мужем, в ответ ему»; «в закрытом семейном кругу».

Кроме того, некоторые россияне считают, что ненормативная лексика допустима «для связи слов» (1 %), на работе - особенно «когда работа не ладится» (1 %), «между мужиками»; «при отсутствии женщин и детей» (1 %). Периодически звучит и еще один мотив - заставляют тяготы российской жизни (1 %): «при нашем государстве по-другому не получается»; «при нашей жизни - кругом обман»; «устал от нашего государства, от борьбы за существование; на все это хочется выругаться»; «при такой жизни все допустимо».

Нельзя сказать, что репертуар оправданий очень уж разнообразен и изощрен, но, похоже, вполне достаточен - и для тех, кто считает ненормативную лексику допустимой, и для тех, кто, не соглашаясь с ними, все же прибегает к ней в повседневной жизни.

Когда речь заходит о публичном пространстве, наши сограждане склонны не только демонстрировать нетерпимость к такой лексике, но и оправдывать запреты и санкции - в особенности если речь заходит о СМИ.

За запрещение художественных произведений, содержащих нецензурные выражения, высказываются 65 % россиян (среди женщин и пожилых граждан - по 70 %). Возражают - 23 %. Отметим, что наиболее толерантны здесь москвичи: в столице за запрет высказываются 52 % опрошенных, а против - 37 %. Штрафы за использование таких выражений в СМИ готовы поддержать уже 84 % опрошенных (в Москве - 69 против 15 %). Причем даже те, кто считает применение соответствующей лексики в обыденной речи допустимым, склоняются здесь на сторону ее противников: за запрет художественных произведений с обсценными вкраплениями высказываются 46 % защитников «бытового» сквернословия (против - 40 % этой группы), за штрафы в случаях таких вкраплений в СМИ - 70 % против 16 %.

При этом 74 % респондентов говорят, что нецензурные выражения в СМИ их лично раздражают (19 % - что не раздражают). Это, естественно, несколько меньше, чем доля считающих нужным штрафовать СМИ за сквернословие, поскольку некоторые готовы поддержать санкции, беспокоясь о воспитании детей, щадя чувства людей более «трепетных», чем они сами, полагая, что СМИ должны блюсти и транслировать определенные нормы речевого поведения, и т. д. Но даже среди тех, кто, по их собственной оценке, злоупотребляет крепкими словами, почти каждый второй (49 %) раздражается, услышав такие слова в теле- или радиоэфире или прочитав в прессе. Кстати, это раздражение скорее всего относится к числу «сильных эмоций» и выражается с помощью той же самой терминологии.

Вместе с тем можно предположить, что на деле значительная часть наших сограждан склонна применять к художественным произведениям и, в меньшей мере, к СМИ те же двойные стандарты, какие они применяют к себе. Если в художественном произведении персонаж испытывает сильные эмоции или расслабляется в кругу близких друзей, то, вероятно, крепкое выражение ему простится. Впрочем, это только предположение.

Что же касается повседневного сквернословия, то можно, видимо, заключить, что жесткость осуждающей его моральной нормы компенсируется необязательностью следования этой норме - подобно тому как суровость российских законов, по известному выражению, компенсируется необязательностью их исполнения. И это очень устойчивая ментальная конструкция.

Еженедельный опрос 9-10 февраля 2013 г., 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500респондентов © Фонд «Общественное мнение»

ID статьи на сайте журнала: 6191

Киенко Т. С. Ненормативная лексика как социальный феномен (анализ опроса жителей провинциального российского города) // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 124-133



Аннотация

На материалах социологического исследования анализируется феномен ненормативной лексики. Описаны типичные социальные контексты и типы пользователей. Рассматривается роль ненормативной лексики в коммуникации. Описаны содержательные, эмоциональные, социально-демографические, функциональные особенности употребления и отношения к использованию ненормативной лексики в социальном пространстве провинциального города; отмечаются особенности функционирования ненормативной лексики.


Ключевые слова

ненормативная лексика; обсценная лексика; нецензурная брань; социальный контекст; социальный контроль; функции ненормативной лексики

Список литературы

ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 953. Русский язык: надо ли за него бороться? URL: http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=10129 (дата обращения: 02.04.2013).

Давлетова А.И., Федоренко Л.П. Безумствующий мир нормативной реальности // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 88-92.

Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. Научное издание. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научно-издательский центр “Ладомир”, 2001.

Жмуров Д. Насилие (агрессия) и литература. URL: http://psyfactor.org/agress1.htm (дата обращения: 02.04.2013).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ] (принят Гос. Думой 20.12.2001 г.).

Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов М.: ИЯ РАН, 2006.

Кудашева Т. Чем опасна ненормативная лексика // Воспитание школьников. 2009. № 1. URL: http://www.v-vospitanie.ru/view_contry.php?id=3 (дата обращения: 02.04.2013).

Мокиенко В.М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. Берлин, 1994. № 1/2. С. 50-73.

Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.

Новости Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. 2012. URL: http://www. superjob.ru/community/life/68529/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign= (дата обращения: 02.04.2013).

Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средствах массовой информации / Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А.; отв. ред.: А.К. Симонов; науч. ред.: А.Р. Ратинов. М.: Права человека, 1997.

Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Синицина М.А. Исследование механизмов аргументирования в современных СМИ для оптимизации методологии проведения лингвистической экспертизы. Автореф. … по специальности 10.02.12 “Теория языка”. М., 2013.