По марининой. Александра маринина - биография, информация, личная жизнь. «Все не так»




Наш обозреватель Евгений Коробкова поговорила с писателем о ее новом сборнике «Были 90-х»

В издательстве Эксмо вышли «Были 90-х» - двухтомник воспоминаний о лихих годах. Пронзительная исповедь, документ эпохи в 150 историях от бывших школьников, актеров, бизнесменов, врачей, безработных... Самое удивительное в них - не калейдоскоп сюжетов, а атмосфера, которая говорит о народе больше, чем тысяча книг. По мнению автора и составитель сборника Александры Марининой, похоже, что наш народ простил то страшное время.

«Есть много историй с болью и горечью»

Знаю, что вы не любите сравнения, однако без них не обойтись. Замысел вашей книги полностью повторяет замысел другого автора...

Светлану Алексиевич имеете в виду?

Ну конечно. «Время Секонд-хенд» и «Были-90»-х удивительно похожи друг на друга. Но вот выводы... Если у Алексиевич - это накопитель обиды, в духе «не забудем-не простим», то у вас - те же самые истории поданы совсем в другом ключе...

Сама не ожидала. Когда мы только объявили о старте проекта, я приготовилась к тяжелому испытанию. Готовилась утонуть в море слез и горестных воспоминаниях. Но, к моему удивлению, люди писали о другом. Я была удивлена. Приятно удивлена. Для себя открыла, что за четверть века эмоции претерпевают путь от «трудно, тяжело и плохо» - до «трудно, тяжело, но прикольно».

ИЗ КНИГИ

«...У нас было две дочери-студентки. Каждую неделю отправляли с автобусом сумки с продуктами - банки солений, варений, салатов, картошка, овощи, фрукты из сада. Бывало входишь в автобус - а там не запах бензина, а пирогами пахнет. Много нас, таких родителей было...»

Надежда Ковалева, Вишневогорск, Челябинская область

В сборнике есть рассказ о дурачке. Когда-то он был руководителем лаборатории, но потом получил по голове, стал слабоумным и постоянно улыбался, словно радуясь тому, что выжил. Не напоминают эти истории рассказы дурачков, радующихся тому, что выжили?

Нет, они не блаженные дурачки. Перед нами люди, которые умеют смеяться. И над собой, и над переживаниями. Не надо думать, будто в сборнике все так светло и радужно. Есть немного, скажу честно, историй, написанных с очень большой болью и горечью. Например, рассказ «Короче» от барнаульца Ивана Образцова. Автор прислал текст на сайт, причем, видимо, сам не ожидал, что его пропустят: там все испещрено нецензурными словами, резкими суждениями. Я была в шоке, но когда автор узнал, что его отобрали для сборника - через некоторое время сам сгладил формулировки и убрал неприличные выражения...

ИЗ КНИГИ

«После 90-х нет никого в России с чистой совестью. Все - господа и дамы, рабочие и крестьяне, власть и народ - все повязаны и сейчас активно пытаемся отмыться. И никакой другой человек нас не интересует, мы сами по себе, мы все новая разновидность фарисейской общины... И опять вспомню, как сказал мой знакомый литератор: «Если в лихие 90-е было поступком ходить с панковским хаером на голове, то сегодня огромный поступок - быть приличным человеком».

Иван Образцов, Барнаул

«Купил я на выходное пособие сад. Бабка Анфиса продала его, потому что дед как-то с вилами остался караулить грядки в саду... Этими вилами его и закололи... 1992-1994 годы. Осенью горели в селах запасы сена. По 100-200 тонн. Поджигатели передвигались на мотоциклах. Скот остался на зиму без корма. Гнали его на убой на мясокомбинаты прямо стадом в Польшу с рогами копытами, шкурой на сосиски».

Георгий Барабанов, Калининград.

«Правда и там, и там. Истины нет»

И вот такие рассказы об ужасах спорят с рассказами о светлых девяностых. Вот, мол, как Колобки ушли от тысячи смертей, как Леонов, извернулись в шлюзе. И появились новые возможности - вроде поездок на игры «Умники и Умницы» и выигрыш путевки в Италию от журнала «Барвинок». Где истина?

Не знаю, как учили ваше поколение, но нам, например, всегда говорили, что правда и истина - разные вещи. Абсолютная истина недостижима... хотя я сейчас говорю о философских аспектах уголовных процессов... Поэтому мы оперируем понятием «правда», который означает, что сказанное - сказано искренне. Человек может заблуждаться, не знать всей картины произошедшего, однако он говорит так, как он чувствует. Правда и там, и там. Истины нет.

- Почему настолько разная правда у вас и той же Алексиевич, где только чернуха?

Светлана Алексиевич собирает на свой внутренний стержень. И подбирает то, что этому стержню созвучно, укладывается под определенную концепцию, которая есть у нее в голове... В то время как сборник книге «Были 90-х» - это мозаика. Что авторы прислали, то прислали. Я не отсеивала истории по принципу: согласна с этим взглядом или не согласна. Оценивала только специфику: характеризует эта история 90-е или могла произойти в любое другое время. В итоге в книгу вошло 99 авторов, 150 историй, поскольку некоторые авторы написали несколько текстов.

ИЗ КНИГИ

«Юбки мы шили из крепдешиновых флагов, но были нейлоновые и сатиновые. Нейлоновые были с различными полосами разных республик, сатиновые - только РСФСР с серпом и молотом в углу. Из нейлоновых флагов начали шить спортивные костюмы. В самый цвет! Тогда началась мода на них. А у нас такие красивые, с разными полосками на подкладке из сатиновых флагов, смотрелись по тем временам неплохо... Остались воспоминания и зеленый шарфик, который я вырезала из полотнища литовской ССР, аккурат в тон моим новым брюкам».

Любовь Астерина, Пермь

«Многое можно понять о людях, населяющих нашу страну»

Меня всегда интересовала проблема восприятия и оценки прошлого. И я поняла, что эти истории были бы совсем другими, будь они собраны на следующий день после того, как случились. Тогда казалось, это невозможно пережить. Твой муж потерял работу. Он не умеет ничего, кроме как водить подводные атомные лодки. Ты вынуждена ездить в нечеловеческих условиях, наплевав на грязь, на опасность, челночить в Польшу, чтобы как-то вытащить семью... Через двадцать пять лет оказалось - вынесла, выжила и семью спасла. Поэтому оценки «это было невыносимо» быть уже не может. Поправит внутренний цензор, который за это время видел много другого горя.

ИЗ КНИГИ

«...Мои мысли были заняты вопросом: где и как заработать денег, я остановилась на мысли, что выращу много-много моркови и сдам ее в заготконтору. Почему именно моркови? Просто она была на тот момент дороже, чем картофель и свекла... мне выделили 12 соток и вся эта площадь была засажена самыми недорогими семенами „Морковь Лосиноостровская“... Сколько физических сил было потрачено на этот участок... И вот пришло время сбора урожая. Такой моркови я не видела никогда. Это были какие-то монстры... что заставило их уродиться без крошки удобрения - загадка. На вырученные деньги я приобрела маленький холодильник, о котором давно мечтала, а также красивую шубку и мягкие валенки дочке».

Виктория Бочарова, Новгородская область

- В общем, я так поняла, за четверть века люди попросту прощают.

Я бы сказала так: за двадцать пять лет к историям прикасается человеческая мудрость. Эта книга могла появиться только сейчас. Раньше восприятие событий было бы более эмоциональным и - следовательно - менее мудрым, а позже - уже многие детали стали бы стираться из памяти, да и ушли бы из жизни многие.

В книге есть эпизод, когда писатель Владимир Мегрэ (написал книгу «Анастасия», а затем еще 10 романов с этой же героиней - Ред.) надул книжных продавцов и присвоил деньги себе. Обманутые продавцы написали в вашу книгу, а Мегрэ не написал. Значит ли это, что в книге собраны истории тех, кто незаслуженно пострадал, а не тех, кто обижали и грабили.

Абсолютно нет. И рассказ Мегрэ мог бы появиться. Возможно, он эту историю написал бы иначе. И у него была бы своя истина. Другое дело, что не прислал...

Девяностые для многих стали временем, когда законы вообще не действуют. Да и мораль пошатнулись. И вот сейчас в вашей книге авторы иронизируют над прошлым. А куда делись их преступления и перешагивания моральных принципов? Получается, все можно, лишь бы выжить?

Тогда было многое позволено, потому что существовал огромный зазор между действительностью и юридической ответственностью. Можно было делать что угодно и за это тебе ничего не было, потому что статьи такой не было. Но нельзя сказать, что в итоге оказался прав тот, кто выжил. Есть правда внутреннего цензора. Через двадцать пять лет мы смотрим на события прошлого более остранненно и решаем для себя: правы мы были или нет, погрешили против себя или нет. Эти воспоминания чисто технологически полезны. Пока писали - сами для себя поняли, кто прав, а кто не прав.

Вообще нет. Знаете почему? Потому что эта книга не литература.

- А что это? Социологический эксперимент?

Писатели, когда пишут истории - не описывают жизнь. Они конструируют и выдумывают ситуацию, чтобы поработать с какой-то идеей. А здесь - чистая картинка, фотография. «Были 90-х» - это социальный проект, посвященный тому, как меняется наша память и отношение к событиям, спустя четверть века. Очень многое можно понять о людях, населяющих нашу страну.

Читать полностью

Да, лихие. Но не только

Как и зачем Александра Маринина собирала рассказы о 90-х

Вот и 2018-й на дворе, и еще на один шаг отодвинулись от нас те самые - лихие - 90-е. Годы, полные потрясений, горестей, надежд - и еще чего-то неуловимого, от которого щемит сердце. И почему-то хочется пристальней вглядываться в ту жизнь, где и страна, и наши судьбы стояли на перепутье. Вот и известная писательница, признанный мастер детективного жанра Александра Маринина вдруг собрала книгу народных воспоминаний «Были 90-х». Как это у нее получилось?

Сперва давайте уточним: это лишь часть большого проекта «Народная книга», который пять лет ведется в издательстве АСТ. А взялась я составить сборник «Были 90-х» по двум причинам: во-первых, интересно пробовать то, чем не занималась раньше. Во-вторых, те годы я пережила во вполне сознательном возрасте и хорошо их помню. Мне было очень интересно посмотреть, как ту эпоху вспоминают другие. Истории мне присылали по электронной почте, и я на свое усмотрение из них отбирала для книги что-то типичное, трогательное, интересное. Запомнился такой момент. Уже под самый конец работы пришла история, подписанная Иваном. И в ней было такое яростное, местами просто истеричное неприятие 90-х, что в первый момент у меня мелькнула мысль: ну, такое точно не пропустят. И тут же опомнилась: да кто не пропустит, я сама тут главный цензор! Тоже знаковое чувство - оттуда, из 90-х.

- А если обобщить, то какой взгляд ту эпоху преобладает у ваших авторов?

Пожалуй, отмечу то, чему сама удивилась: в целом сегодня нет того трагизма, с каким 90-е воспринимались в непосредственной близости. У очень многих сквозит легкая улыбка: да, было трудно, страшно, больно, но мы это пережили, а то, что нас не ломает, - делает сильнее. Есть, например, главка под названием «Мы сорокалетние» с совершенно замечательным резюме от автора: «Мы, кому было 20 вот в этот самый переломный период, когда надежды рухнули, профессиональные устремления пошли псу под хвост, а все, чему нас учили в школе, оказалось непригодным, - мы выжили. И сегодня настолько окрепли, что нам все нипочем». А мое собственное главное ощущение от этой книги - здесь все честно. Это одна из первых честных книг про то десятилетие.

Мне поначалу казалось, что это будут сплошь рассказы о малиновых пиджаках, рэкете и бандитах. А от людей возраста 70 плюс ждала параллелей с советской действительностью, тогда только что канувшей в Лету: как все было хорошо в СССР и как стало плохо «при демократах». Но скоро поняла, что взгляд у наших сограждан на то десятилетие куда сложнее, глубже, многостороннее.

- Первые предприниматели, частный бизнес - таких историй, наверное, тоже много?

Много, но вот повествований об успешном бизнесе почти нет. И я понимаю почему. Человек, который развил свой бизнес в 90-е и остался успешным до сих пор, в проекте «Народная книга» не участвует, поскольку книг он не читает и писать для нас не будет. Зато откликнулись те, кто пытался наладить свое дело, но не преуспел и вернулся в прежнюю профессию или освоил какую-то другую. Впрочем, тут важны не столько технологии успеха, сколько эмоции.

Вот, к примеру, две истории на тему порядочности. В одной героиня - женщина, которая стала катастрофически терять зрение и лишилась привычной работы в издательстве. А выживать-то нужно, и она устроилась курьером. Ее обязательность и ответственность оценили: ей выдавали сумку на колесиках, которую она отвозила в указанное место в городе. А в последний день ее работы, перед тем как рассчитать, ей сказали: «Знаешь, что ты возила?» Открывают сумку, а там - пачки долларов. Представляете, она, получая жалкие копейки, перевозила громадные суммы, и ей в голову не пришло открыть сумку...

Вторая история почти про то же самое, но с противоположным знаком. Автор рассказывает, как на рубеже 90-х они с приятелем основали бизнес по перегонке машин из Германии. И как его поразила доверчивость немцев, позволявшая обмануть их на ровном месте. В этой истории так и сквозит восхищение размахом и легкостью, с которыми в то время можно было заработать обманом. Когда рухнул не только железный занавес, но и всяческие нормы.

А вот еще сюжет весьма поучительный. Двое молодых и успешных менеджеров одного из крупнейших банков после дефолта 1998 года оказались без работы. И чтобы хоть как-то себя обеспечить, они покупали в области дешевую картошку и продавали ее на окраине Москвы, неподалеку от станции «Маяк». Магазинов и рынков тогда еще не хватало, и люди по пути от автобуса домой картошку покупали у парней, торговавших на морозе. Так ребята пережили черную полосу.

- А вы сами бизнесом не пробовали заняться?

Никогда. Тут я отвечаю бизнесу, которому совсем не интересно писательство, полной взаимностью. Не создана я для такой работы. Поскольку это либо коллективное дело, либо работа лидера-руководителя. Ни для первого, ни для второго я, абсолютная одиночка, не гожусь категорически.

Вернемся в 90-е. Тогда у наших людей появилась возможность свободно выезжать за рубеж, что тоже стало шоком для многих. Про это много воспоминаний?

Конечно. Мне особенно запомнился рассказ «Заморские принцы» о молодой девушке, которая почему-то была уверена, что там, «у них», совсем другие парни, чудесные и возвышенные, а не серое быдло в спортивных костюмах. И каково же было ее разочарование, когда девушка убедилась, что принцы на белых конях и за рубежом по улице не разъезжают.

- А сами вы часто вспоминаете 90-е?

Я так устроена, что не люблю предаваться воспоминаниям, ковыряться в былых обидах. Как, впрочем, и строить долгоиграющие планы. Стараюсь жить здесь и сейчас, а умилений или сожалений по поводу вчера и завтра в свою жизнь не пускать. А в общем-то мои 90-е мало чем отличались от тех, в которых жила вся наша страна. Когда все мы проснулись с новыми ценами при старых зарплатах, когда нас огорошили обменом крупных купюр, на которые уже мало что можно было купить. В 1998 году случился дефолт, и в рухнувшем банке у меня пропали все гонорары, которые перечисляли зарубежные издатели. Зато стало можно писать все что тебе хочется. И вот именно это ощущение свободы определило главное настроение 90-х! И, судя по всему, не только у меня, но и у очень, очень многих.

Кстати

Активное участие в выпуске сборника «Были 90-х» приняли и журналисты «Труда». Так, литературный обозреватель Владимир Гуга, выступив координатором проекта, заодно рассказал о том, как в заполошные времена работал уличным музыкантом, грузчиком, статистом на «Мосфильме», арт-директором в рок-клубе и уличным торговцем.

Не менее впечатляет послужной список нашего спортивного спецкора Георгия Настенко, которому пришлось зарабатывать инструктором по фитнесу, торговцем-коробейником, рабочим на стройке, музыкантом и охранником (пожалуй, последняя профессия до сей поры относится к наиболее популярным в России)...

И ведь ничего, выжили, закалились, не сорвались в пропасть на крутых виражах судьбы. Хотя, увы, есть немало историй и не с таким оптимистичным концом.

Читать полностью

Сделанную у себя на фирме мастер-модель портсигара Алексей Юрьевич Сотников приносит на доработку домой. Перед демонстрацией заказчику в нее нужно вставить фианиты вместо камней, если таковые предусмотрены эскизом. В портсигаре камни по эскизу предполагаются, однако есть что-то неуловимое, неосязаемое, мешающее глазу и уму наслаждаться. Прежде чем вставить фианиты, следует хорошенько с этим разобраться...

Читателей ждет новое расследование, в ходе которого уже знакомые нам по книге «Бой тигров в долине» Антон Сташис, Роман Дзюба и Геннадий Колосенцев пытаются выяснить, кто стоит за убийством жены успешного бизнесмена, появившейся накануне вечером на светском приеме в ослепительном, дорогом колье авторской работы под названием «Последний рассвет».

Маринина Александра (Алексеева Марина Анатольевна) - родилась 16 июня 1957 г. во Львове, до 1971 года жила в Ленинграде, с 1971 г. - в Москве. Училась в английской спецшколе (в Ленинграде - N 183, в Москве - NN 17 и 9), в Ленинградской музыкальной школе им.Н.А.Римского-Корсакова.
В 1979 г. закончила юридический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру начала с должности лаборанта, в 1980 г. была назначена на должность научного сотрудника, получила звание лейтенанта милиции. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива".
С 1987 г. занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов, в том числе монографию "Crime and Crime Prevention in Moscow", изданную Римским межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI).
В феврале 1998 г. вышла в отставку в звании подполковника милиции. В 1991 г. началась литературная деятельность А.Марининой.
Начиная с 1992 г. А.Маринина создала цикл детективных романов, основным персонажем, которых стала оперуполномоченный Московского уголовного розыска Анастасия Каменская. Кроме того, ею были написаны многочисленные прозаические произведения в разных жанрах, наиболее значимым из которых (для автора) является семейная сага «Тот, кто знает», а также несколько пьес. С 1998 года произведения А.Марининой стали переводиться и издаваться в более чем в 25 странах мира.
В 1995 г. Марининой присуждена премия МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции (за книги "Смерть ради смерти" и "Игра на чужом поле"). В 1998 г. на Московской международной книжной ярмарке А.Маринина признана "Писателем года" как автор, книги которого в 1997 г. были проданы наибольшим тиражом. В 2006 г. отмечена премией «Писатель десятилетия». В 1998 г. А.Маринина стала лауреатом премии журнала "Огонек" в номинации "Успех года".
Журнал «Культ личностей» (№1, 1998 г.) назвал Марину Алексееву в числе 25-ти наиболее влиятельных людей страны, отметив при этом, что «огромные тиражи детективов Александры Марининой (М.А.Алексеевой) раскупаются мгновенно - что фактически делает ее властительницей миллионов умов. И она ненавязчиво внедряет в них идеи демократии, умеренного феминизма и коррумпированности власти». Среди многочисленных наград и премий А.Маринина в 2005 году удостоена национальной премии общественного признания «Олимпия», как женщина, чье литературное творчество стало ярким событием российской культуры.
Увлечения и пристрастия
Хобби: А.Маринина коллекционирует колокольчики, увлекается танцами фламенко и стендовой стрельбой.
Музыка: оперы Верди.
Кино: мелодрамы и психологические детективы.
В свободное время: пасьянс на компьютере, складывание пазлов.

Александра Маринина

Все не так

Говорят, есть люди, которые любят ходить на похороны. Я к ним не отношусь, может быть, возраст пока еще не тот, чтобы любить подобные мероприятия, а может, характер у меня для этого дела неподходящий. И вообще, я не уверен в правдивости информации о существовании таких людей. Лично я в похоронах ничего хорошего или хотя бы интересного не нахожу, а ведь проводил в последний путь я, несмотря на относительную молодость, уже многих: мало кому из молодых спортсменов удается сделать спорт своей профессией на долгие счастливые годы, зато несть числа тем, кто отдает свою накачанную мускулатуру и приобретенные в секциях навыки за хорошие деньги в охранные службы или за еще большие деньги – в криминал. Вот и хороним.

Но сегодняшние похороны, на которые я явился, как полагается, в черных джинсах и черной водолазке, держа в руках охапку пушистых разноцветных астр, были другими. Солидными, спокойными, многолюдными. И что самое любопытное – ни одного истерического выкрика, никого, кто забился бы в рыданиях, хватался за сердце или терял сознание, как часто бывает, когда внезапно гибнет тот, о чьей смерти никто и думать не думал и чей неожиданный уход повергает близких в шок. Н-да, ни малейших признаков шока я не наблюдал. И это было странным.

Впрочем, нет, не буду кривить душой. Еще два дня назад меня долго и муторно допрашивал следователь, ибо результаты вскрытия показали совершенно недвусмысленно: смерть наступила в результате отравления, а точнее – остановки сердца, вызванной огроменной дозой сердечного препарата, прописанного одному из членов семьи. И совсем даже не тому, кто в итоге умер. Можно по ошибке выпить не ту таблетку, но одну, а не пару десятков, к тому же растворенных в большой кружке с чаем. Вот такие пироги…

К ритуальному залу я подъехал одним из первых и сидел в машине, наблюдая за прибывающими. Минут через пять после меня появилась сверкающая – только что из мойки – машина, из которой, к вящему моему изумлению, вылез Игорь, участковый, обслуживающий тот микрорайон, в котором проживала семья Руденко. С Игорем я познакомился давно, еще когда только начал работать у Руденко, он мне нравился, и мы даже пару раз пили пиво в ближайшей забегаловке и трепались о всякой ерунде, и я, конечно, замечал, что прикид у него неброский, но фирменный, однако мне и в голову не приходило, что он ездит на такой тачке. Впрочем, возможно, машина и не его, просто взял у кого-то, чтобы доехать до ритуального зала, расположенного довольно далеко от центра.

Игорь заметил меня, подошел и уселся рядом, на переднем сиденье.

– Здорово, – кивнул я, – пришел оказать уважение и выразить соболезнования?

– Следователь велел быть, – хмуро ответил он. – Понаблюдать. Ну, сам понимаешь, смерть-то криминальная. Опера тоже сейчас подтянутся. Паша, ты порядок знаешь?

Я снова кивнул. Уж сколько этих похорон было на моей памяти…

– Пойдешь с первой группой, с близкими.

Я удивленно посмотрел на участкового. На церемонии прощания в зал, где установлен гроб, сначала приглашают самых близких, иными словами – членов семьи, дают им возможность побыть наедине с усопшим, порыдать, а уже потом, спустя минут десять-пятнадцать, когда проходит первая волна истерик, запускают всех остальных, после чего и начинается собственно гражданская панихида или отпевание, это уж у кого что. Членом семьи Руденко я не являюсь, а причислить меня к близким если и можно, то с очень большой натяжкой. Кто я им? Наемный работник.

– Неудобно, – с сомнением произнес я.

– Я понимаю, – в голосе Игоря зазвучала неожиданная мягкость, – я все понимаю, Паша, но я тебя прошу. Пожалуйста. Уж мне или операм из розыска идти с близкими совсем не в дугу, а посторонние глаза должны быть. Обязательно. Убийца – кто-то из тех, кто пойдет с первой группой, с родными. И очень важно знать, кто где стоял, как себя вел, как смотрел, кто с кем переговаривался, кто плакал, а кто только делал вид, что скорбит. Ну, Паш?

Я молчал, уставившись в приборную доску.

– Ты пойми, – настойчиво продолжал Игорь, – первый момент, когда они увидят открытый гроб, – он самый острый, так всегда бывает. Большинство из них видело человека только живым и здоровым, потом его увозит «Скорая», потом сообщают, что он умер, и потом они видят его уже мертвым в гробу. Это невероятный шок. Люди в этот момент плохо владеют собой, плохо соображают, и очень часто вылезает то, что они хотели бы скрыть. Ну? Поможешь?

В общем, он меня уговорил.

И вот я стою в небольшом красивом зале, в центре которого возвышается открытый гроб, и наблюдаю за присутствующими, спрятав глаза за темными стеклами очков. Тут все в очках, все до единого, кроме самого младшего, шестилетнего Костика, и иди знай, то ли человек прикрывает покрасневшие и опухшие от слез веки, то ли хочет скрыть сухой, равнодушный или полный злорадства взгляд.

Кто из них убийца? Кто? А ведь это совершенно точно кто-то из них, потому что больше некому.

Мог ли я знать два года назад, когда пришел работать к Руденко, что все закончится вот так страшно?

* * *

Когда я был еще пацаном, мама постоянно твердила, что надо быть умнее, хитрее, осторожнее, что я со своим таранным прямодушием, которое я по наивности считал честностью, только настрадаюсь, а толку все равно не будет. По-видимому, мамуля была права, но, чтобы это оценить, мне понадобилось прожить без малого тридцать лет, набить синяки и шишки, завоевать кое-какие призы и медали вкупе со званием мастера спорта международного класса, побалансировать на грани инвалидности и в конце концов остаться без работы и без жилья. Вернее, жилье пока еще было, но очень условное, а вот работы не было совсем. Никакой. Условность же моего пристанища заключалась в том, что мне, скрипнув зубами, разрешили пожить в нем бесплатно, но очень короткое время.

Как и многие молодые люди, я совершал, причем неоднократно, типичную ошибку: считал, что «так будет всегда». Всегда будут молодость, силы, здоровье, физические кондиции, спортивные успехи, всегда будут работа и деньги, и любовь тоже будет всегда. Причем объекты самой любви периодически меняются, но все равно каждый раз возникает твердое убеждение, что это никогда не кончится.

Я был дураком, за что и поплатился. Нет, не дураком – идиотом, причем фантастическим. Наверное, мне просто везло в той сфере, которая именуется личной жизнью, и каждая следующая пассия возникала на моем пути в то время, когда я еще не расстался с предыдущей, поэтому проблема жилья надо мной как-то не висела: я просто переезжал с одной квартиры, принадлежащей даме сердца, на другую, хозяйка которой становилась моей новой возлюбленной. И какого же черта я полагал, что так будет всегда?

Александра Маринина – «литературная мама» одного из самых думающих и интеллигентных сыщиков – . От прочих писателей-детективщиков ее романы отличает психологизм, взгляд со стороны, отсутствие идеальных героев. В книгах Марининой поимка преступника – не главная цель: читатель погружается в отношения и взаимосвязи между людьми. Произведения Александры Марининой переведены на 28 языков в 40 странах мира.

Детство и юность

Александра Маринина – это творческий псевдоним, которым писательница подписала первое опубликованное произведение. Марина Анатольевна Алексеева родилась во Львове в июне 1957-го. Биография королевы детективов тесно связана со службой в органах правопорядка: там работал еще дед, отец был сотрудником уголовного розыска, специализировался на раскрытии квартирных и музейных краж, мама преподавала юридические дисциплины. Детство Марины прошло в Ленинграде, затем отца перевели на работу в ГУВД Москвы.

Помимо английской спецшколы, девочка окончила музыкальную, мечтала стать киноведом, но юридическое окружение сыграло свою роль: в 1979 году Марина окончила юрфак Московского государственного университета. По распределению работала в Академии МВД и прошла путь от лаборанта до старшего научного сотрудника, защитила кандидатскую диссертацию.

С 1994 по 1998 годы Маринина работала в Московском юридическом институте (ныне-университете) МВД России в должности заместителя начальника и главного редактора. В 1998-м вышла в отставку. Маринина дослужилась до подполковника милиции, но не «в полях», а занимаясь криминологией, прогнозированием и анализом, изучая личности преступников.

Литература

Александра Маринина – первый российский писатель, заработавший литературным трудом 1 млн долларов. Писать Маринина, по собственному признанию, начала в 1991-м, находясь в отпуске. Повесть «Шестикрылый Серафим» опубликована в журнале «Милиция», издаваемом Министерством внутренних дел. В романе «Стечение обстоятельств» подполковник милиции изложила свое видение правоохранительной системы и пути дальнейшего развития.


Следующую работу – «Украденный сон» - журнал публиковать отказался, ссылаясь на то, что превышен объем. Но, к счастью, экземпляр журнала с предыдущими творениями Александры попал в руки редактора крупного издательства. И тогда уже издательство предложило Марининой издавать сочинения в виде книг. Бывший начальник Александры переквалифицировался в ее литературного агента, с его же подачи писательница завела собственный сайт в Интернете.

В своих произведениях Александра не описывает случаи из практики, не пользуется специфической служебной информацией, и ей льстит, когда коллеги, судьи или прокуроры отмечают точность и профессионализм действий героев. На реальной истории, прочитанной в газете, основан только детектив «Иллюзия греха». А вот та самая Каменская – на 90% воплощение автора.


Героиня большинства романов Марининой полюбилась миллионам читателей, на телеэкране ее воплотила народная артистка России . Впервые Каменская появилась в «Стечении обстоятельств». Затем были экранизированы «Убийца поневоле», «Черный список», «Не мешайте палачу», «Реквием». Серия пополнялась несколькими романами и соответствующими телефильмами в год. Текст «Убийцы поневоле» использован в научных изысканиях филологов на предмет особенностей современной русской прозы. За детектив «Смерть ради смерти» о таинственных убийствах в НИИ Маринина удостоена премии МВД России.


В начале 2000-х истории с Каменской выходили реже (по словам автора, ей стало скучно), появился новый герой – участковый Дорошин, новая серия книг – «Преступления правильной жизни». В рамках нового цикла опубликованы романы «Чувство льда» и «Все не так», первый из них вошел в лонг-лист национальной литературной премии «Большая книга». К слову, из-за книги «Замена объекта» у Марининой произошел конфликт с Управлением внутренних дел по городу Москве, так как оно усмотрело в действиях главного героя Дорошина оправдание должностных нарушений.

«Чувство льда» - история о двух братьях, пытающихся выгородить друг друга в убийстве. Критики отметили, что этим романом Маринина попыталась не просто рассказать об убийстве, но и высказать личную позицию о стереотипах мышления.


В 2009-2010-м Маринина опубликовала цикл «Взгляд из вечности», включающий три романа и отличающийся от традиционных криминальных историй. Заключительная часть трилогии – «Ад» - получила первую отечественную премию в области электронных книг «Электронная буква» как лучшее прозаическое произведение.

Дилогия «Личные мотивы» удостоена второй премии «Электронная буква» как лучший детектив и бестселлер 2011 года, а Александра Маринина признана лучшим автором по объему продаж.


В романе «Жизнь после жизни» Александра отправила подполковника Каменскую на пенсию. Как сказала сама писательница, это роман не столько о новом деле сыщика – пенсионерки, а о том, как человеку в зрелом возрасте, получившему относительную свободу от должностной рутины, найти себя на новом жизненном этапе.

В 2012 году стал бестселлером внецикловый детектив «Бой тигров в долине». Через год вышел отдельный роман «Последний рассвет», по отзывам читателей – изящное сочетание интриги и философских размышлений. В книге вновь появился оперативник Антон Сташис.


В 2014-м, после перерыва в несколько лет, писательница вернулась к истории с Каменской в детективах «Ангелы на льду не выживают» и «Казнь без злого умысла». Героиня романов уже вышла в отставку и работает частным сыщиком.

Трехтомник «Обратная сила», вышедший в 2016 году, охватывает несколько поколений одной семьи. Психологическая сага вызвала неоднозначные отзывы: от Марининой привыкли ожидать детектива, а в этот раз читатели получили размышления о ценностях жизни, описание истории, семейных разборок. Некоторые читатели обвинили Александру в непатриотичности, безликости персонажей. Хотя сама писательница считает, что сделала попытку отойти от детективного жанра еще в 2001-м, когда написала семейную сагу «Тот, кто знает».


Мало кто знает, что, кроме детективов и семейных саг, Александра Маринина написала две пьесы - «Ну, ребята, вы попали» и «Брошенная кукла с оторванными ногами». Сама писательница от этих сочинений не в восторге, поскольку не владеет мастерством написания театральных пьес.

Личная жизнь

О первом муже-сыщике информации нет, с нынешним Александра Маринина познакомилась в трамвае. Сергей Заточный, как в песне поется, настоящий полковник, тоже в отставке, доцент Академии МВД России. На момент знакомства у Сергея была семья. Женился он на Александре, только когда сыну исполнилось 18 лет. Дома у Марининой живут два сенбернара и персидская кошка. Совместными детьми супруги так и не обзавелись.


Александра коллекционирует колокольчики. Дружит с коллегами-писательницами и , а читать предпочитает детективы и Камиллы Лэкберг, произведения Хеннинга Манкелля.

Александра Маринина сейчас

В 2017 году увидел свет двухтомник Александры Марининой под названием «Цена вопроса». В романе новый герой – генерал Валерий Шарков, куратор специальной Программы, которая должна изменить правоохранительную систему.

Библиография

  • 1998 - «Не мешайте палачу»
  • 2000 - «Шестерки умирают первыми»
  • 2004 - «Воющие псы одиночества»
  • 2006 - «За все надо платить»
  • 2007 - «Когда боги смеются»
  • 2009 - «Благие намерения»
  • 2012 - «Оборванные нити»
  • 2013 - «Последний рассвет»
  • 2014 - «Ангелы на льду не выживают»
  • 2015 - «Казнь без злого умысла»
  • 2016 - «Обратная сила»
  • 2017 - «Цена вопроса»

Александра Маринина - популярный российский автор произведений детективного жанра. Читатели нередко ассоциируют ее с ее героиней. Возможно, потому, что в хронологическом порядке книги Марининой охватывают внушительный период биографии Анастасии Каменской - главного персонажа в творчестве этого автора.

Начало творчества

Впервые книги Марининой появились на полках книжных магазинов в девяностые годы. Даже человеку, который не знаком с творчеством этого автора, известны некоторые факты из ее биографии. Александра Маринина - бывший сотрудник милиции. Она написала множество книг. Большая часть из них была экранизирована. Но в хронологическом порядке книги Марининой начинаются с повести, которая известна далеко не многим.

Называется это произведение «Шестикрылый серафим». Книга появилась, как это нередко бывает, совершенно случайно. Сотрудник милиции Мария Алексеева (а именно так зовут в действительности героиню этой статьи) в соавторстве со своим коллегой должна была написать на тему наркобизнеса. Художественное произведение показалось будущей писательнице куда интереснее. И в результате родилась повесть, которую отдельно издать в начале девяностых не удалось. «Шестикрылый серафим» был опубликован в журнале «Милиция». Повесть Алексеева подписала псевдонимом, который сегодня известен всей стране.

Анастасия Каменская

Эта героиня стала для Марининой тем, чем для Агаты Кристи. Хотя сама автор полагает, что такое сравнение неуместно. Ведь маленький бельгиец пребывал на протяжении всего творческого пути английской писательницы в одной возрастной категории. В хронологическом порядке книги Марининой, начиная с 1995 года, представляют собой жизнеописание Анастасии Каменской. Блондинка, обладающая аналитическим умом и владеющая несколькими иностранными языками, стала столь популярна у читателей, а затем и у телезрителей, что даже Елена Яковлева, сыгравшая главную роль в сериале по мотивам произведений Марининой, ассоциируется у многих прежде всего с известным киноперсонажем. А ведь эта актриса сыграла немало и других замечательных ролей.

Биография Каменской

Перечисляя в хронологическом порядке книги Марининой, следует назвать второе произведение автора. «Стечение обстоятельств» - именно такое название получило первое отдельное издание Алексеевой. В этой книге и появилась майор Каменская. На страницах ранних произведений Марининой она изображена в возрасте тридцати двух лет. Но именно книгой «Стечение обстоятельств» открывается серия «Каменская». В последних публикациях героиня значительно старше. Главному персонажу автора самого популярного детективного жанра в них около пятидесяти.

Анастасия Каменская родилась и проживает в Москве. Она замужем. Прототипом ее супруга является муж писательницы. В детстве Каменская окончила школу с математическим уклоном. Но точным наукам предпочла юридическое образование, а затем - работу следователя. Героиня Марининой - дама чрезвычайно образованная, владеет пятью языками романской группы, что позволяет ей в свободное от работы время заниматься литературным переводом.

Иногда, что бывает, впрочем, довольно редко, она проводит отпуск в подмосковном санатории. Во время одной из таких оздоровительных поездок в профилактическом центре произошло убийство, которое Каменская, безусловно, начала тут же расследовать. «Игра на чужом поле» - так называется книга под номером три в списке «Книги Александры Марининой в хронологическом порядке».

«Украденный сон»

Эта книга повествует о том, как одна девушка однажды услышала по радио интересную историю. А самое главное - знакомую. Рассказ захватил все внимание героини. Она была уверена, что имеет прямое отношение к сюжету радиоспектакля. А потому поделилась впечатлениями с одним из своих знакомых. Спустя несколько дней девушка погибла…

Стоит сказать, что не все книги Александры Марининой, список которых представлен в этой статье, посвящены расследованию убийств. И далеко не во всех главной героиней выступает Анастасия Каменская. Но «Украденный сон» - это четвертое произведение из списка «Книги Марининой в хронологическом порядке». Серия «Королева детектива» включает и другие творения этой писательницы, в которых главной героиней неизменно выступает Анастасия Каменская.

«Убийца поневоле»

Продолжая излагать биографию знаменитой героини, следует сказать, что у нее есть сводный брат, к которому у нее особое отношение. Его зовут Алексей. Он хорошо зарабатывает, но крайне холоден и прагматичен. Однажды Алексей обращается к сестре за помощью. Каменская обещает помочь, после чего происходят события, о которых автор повествует в произведении «Убийство поневоле».

Следует сказать, что почти все книги Александры Марининой, список которых довольно обширен, перекликаются сюжетными линиями и имеют общих персонажей. Даша - жена Алексея. Впоследствии эта девушка не раз появится в произведениях писательницы. Не только биографию Каменской, но и события из жизни других персонажей представляют собой книги Александры Марининой в хронологическом порядке.

Список можно продолжить произведением, в котором идет речь о безнравственных и античеловеческих опытах.

«Смерть ради смерти»

В одном из научно-исследовательских институтов проводились опыты над человеческой психикой. Жертвы этих исследований и не подозревали о том, что являются «подопытными кроликами». И только Анастасия Павловна обратила внимание на то, что в одном из округов города преступления в определенные дни учащаются. Злоумышленников майор милиции разоблачила. Однако расследование этого дела не обошлось без жертв.

Продолжая перечислять все книги Александры Марининой в хронологическом порядке, не будем излагать содержание каждой из них, но назовем несколько следующих произведений:

  • «Шестерки умирают первыми»;
  • «Смерть и немного любви»;
  • «Черный список»;
  • «Посмертный образ»;
  • «За все надо платить»;
  • «Чужая маска»;
  • «Не мешайте палачу»;
  • «Стилист»;
  • «Иллюзия греха»;
  • «Светлый лик смерти»;
  • «Имя потерпевшего - Никто»;
  • «Мужские игры»;
  • «Я умер вчера»;
  • «Реквием»;
  • «Призрак музыки»;
  • «Седьмая жертва»;
  • «Когда боги смеются»;
  • «Незапертая дверь».

Особенности прозы Марининой

Если читать все книги Александры Марининой в хронологическом порядке (список в этой статье будет представлен полностью), можно заметить особенности, которые с каждым последующим произведением все более очевидны. Этот автор немало внимания уделяет психологическому анализу героя. Нередко встречаются отступления, имеющие несколько философский оттенок. Возможно, поэтому среди поздних произведений Марининой встречаются книги, не относящиеся к детективному жанру. Но прежде чем приступить к их описанию, следует завершить список из серии «Каменская». Итак, перечень «Книги Марининой в хронологическом порядке»:

  • «Закон трех отрицаний»;
  • «Соавторы»;
  • «Воющие псы одиночества»;
  • «Жизнь после жизни»;
  • «Личные мотивы»;
  • «Ангелы на льду не выживают»;
  • «Казнь без злого умысла».

«Каждый за себя»

В этом произведении читатель не встретит Анастасию Каменскую и других знакомых персонажей. В книге идет речь о женщине, которая в силу вынуждена была покинуть родной город и приехать в Москву. В столице она в качестве сиделки попала в дом пожилого генерала. Стоит ли говорить, что именно эта генеральская семья была замешана в преступлении? Но в центре этой книги - не убийство, а судьба женщины, которая осталась одна в чужом большом городе в результате предательства единственного близкого человека.

«Тот, кто знает»

Эта книга является первой из тех, которые не относятся к какой-либо серии и существенно отличаются от предыдущих произведений. Роман «Тот, кто знает» словно открыл новый период в творчестве Марининой. В этой книге идет речь о судьбе женщины, которая пережила смерть маленькой дочери, вырастила чужую, стала одним из лучших документальных режиссеров, и при этом долгие годы хранила в душе тяжелую жгучую тайну.

«Чувство льда»

К более позднему творчеству Марининой относятся произведения, которые детективами назвать едва ли можно. События в романе «Чувство льда» начинают развиваться в семидесятые годы. Произведение охватывает существенный отрезок из жизни главных героев - около тридцати лет.

В книгах Марининой присутствует не только закрученный сюжет. Их читать интересно еще и потому, что этот автор умеет создать картину, в которой судьбы разных людей переплетаются причудливым образом. Последние книги, пожалуй, не лишены элементов эпического жанра.

«Все не так»

Эта книга является продолжением произведения, описанного выше. Сюжетная линия здесь слабо переплетается с событиями, о которых идет речь в романе «Чувство льда». Но на страницах книги «Все не так» читателю встречаются персонажи, знакомые по предыдущему произведению.

Однажды молодому спортсмену предлагают работу, от которой он готов отказаться, почти не задумываясь. Главный герой этой книги должен справиться с непростой задачей - он обязан сделать так, чтобы дочь работодателя избавилась от лишних килограммов. Честолюбивому спортсмену, за плечами которого множество призов и наград, отказаться от такой работы не позволяют лишь материальные затруднения. Но спустя полгода он осознает, что усилия, которые он приложил за последние месяцы, несравнимы ни с какими спортивными достижениями. К тому же и эта книга не обходится без преступления…

«Взгляд из вечности»

Какая из книг Александры Марининой лучшая, сказать однозначно нельзя. По крайней мере, любая точка зрения окажется субъективной. Но трилогия «Взгляд из вечности», пожалуй, самое глубокое произведение этого автора. Как и в двух предыдущих случаях, читатель переживает вместе с персонажами немалый временной отрезок. В начале романа главная героиня находится в подростковом возрасте. В конце описаны последние часы ее жизни. За свою жизнь она познает множество мелких огорчений и радостей. И одно огромное горе - смерть сына. Этой болью она не делится с родными, а переживает в одиночку.

Читая книгу «Взгляд из вечности», ощущаешь мимолетность жизни. Человек приходит в этот мир ни с чем. И уходит, несмотря на бурю чувств, переживаний, эмоций и страданий, совершенно один. Остается только память.