Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Предложения с уточняющими обособленными членами. Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения. Обособленное уточнение




В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения . В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире .

А) Уточняющие члены предложения

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).

Ср.: Завтра , (когда именно?) в шесть часов вечера , состоится собрание членов кооператива. - В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива.

Уточняться могут все члены предложения.

1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени , поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:

Там , (где именно?) на горизонте , светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький); Теперь, (когда именно?) после половодья , это была река саженей в шесть (Чехов).

Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград , (куда именно? / к кому именно?) к Маше (А.Н. Толстой).

Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:

Впереди, (где именно?) далеко , (где именно?) на том берегу туманного моря , виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Толстой).

2. Уточняться могут и другие обстоятельства , при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:

Он встряхнул кудрями и самоуверенно , (как именно?) почти с вызовом , глянул вверх, на небо (Тургенев); Он был тщательно , (как именно? / до какой именно степени?) до розового лоска на щеках , выбрит (Антонов).

Обратите внимание!

1) Иногда ряды обстоятельств могут быть лишены уточняющего оттенка значения и восприниматься (в данном контексте!) как разные стороны одного явления, без смысловой подчинённости.

Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).

Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.

Cр.: Несколько человек идут по снегу , через улицу , в хату .

Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!

2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). - Далеко , в лесу , раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). - Дети расположились на поляне , между кустами (кусты находятся на самой поляне).

3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.

В 1961 году , 12 апреля , человек впервые полетел в космос. - 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.

3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:

Ещё одно , (какое именно?) последнее , сказанье - и летопись окончена моя (Пушкин); Кой-где выглянули женские , (какие именно?) большей частью старушечьи , головы (Тургенев).

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:

Чичиков немного озадачился таким, (каким именно?) отчасти резким , определением (Гоголь); Ни одного, ни санного , ни человеческого , ни звериного , следа не было видно (Л. Толстой); Хотелось отличиться перед этим, (каким именно?) дорогим для меня , человеком (М. Горький).

Обратите внимание!

1) Обособление уточняющих согласованных определений - явление достаточно редкое и во многом зависит от воли пишущего. Обычно определения с уточняющим значением рассматриваются как однородные, то есть запятая ставится не с двух сторон, а с одной - между определениями.

Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие , незнакомые мне места (Тургенев).

2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.

Неодолимая , хотя и тихая , сила увлекла меня (Тургенев); Нельзя так убиваться из-за простого , пусть и такого дорогого , костюма (Савельев).

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.

Получены важные , хотя и не итоговые сведения.

4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения :

Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, (какой именно?) почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Симонов); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, (какой именно?) в полоску , рубахе (Солоухин); Вошла молодая, (какая именно?) лет семнадцати , девушка (Куприн); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, (какой именно?) до пят , шинели (Катаев).

5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:

Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющих могут выступать слова более того . Именно они выделяются запятыми, тогда как следующее за ними определение - нет:

Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того , восхищался им.

Обратите внимание!

Слово скорее не выделяется запятыми, если употреблено в значениях:

а) «лучше», «охотнее»:

б) «лучше сказать»:

Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой..., произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!» (Тургенев); Его не удивил, а скорее обрадовал этот вопрос.

Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире .

Тире обычно ставится в следующих случаях:

а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду - в кустах и в траве - запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);

б) при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например: Он устроился на шахту , на неполный рабочий день - после уроков (Баруздин). Здесь обстоятельство на шахту поясняется всей следующей конструкцией на неполный рабочий день - после уроков , причём эта конструкция имеет своё уточнение после уроков , отделённое знаком тире. Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, поскольку запятая исказила бы смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств (ср.: на шахту, на неполный рабочий день, после уроков ). А тире подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;

в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий - по щиколотку ).

Б) Пояснительные члены предложения

Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:

Особенно нам, русским , должна быть близка и драгоценна сжатость (Чернышевский); Ему представился свой дом - шесть больших комнат (М. Горький); Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать (Гоголь).

1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :

Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Третьего дня, то бишь на той неделе , сказываю я старосте... (Слепцов).

При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:

У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Толстой).

Обратите внимание!

1) При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно и при наличии пояснения выделение происходит обычно с помощью тире, а не запятой.

Разговор шёл один - о погоде ; Профессия его была самая мирная - учитель .

2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.

Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений - водорослей, богатых многими ценными веществами.

2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):

Обратите внимание!

Союз или может иметь разделительное значение («или то, или это»). В этом случае он связывает однородные члены, и запятая между ними не ставится. Если союз или можно заменить союзом то есть , то он имеет пояснительное значение. В этом случае пояснительный оборот выделяется запятыми.

Ср.: Из лесного оврага неслось пение соловья или щегла. - Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Аксаков); Дом решено было украсить балконом или мезонином. - Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда , где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гончаров).

Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.

В) Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже - тире:

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев); У каждой, даже маленькой , речки есть на земле заслуги (Песков).

1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам, особенно в жару ,... в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе , встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин , делали птичьи клетки и садки (М. Горький).

Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.

Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм (Беляев). - Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная (Лапин); Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий , удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе (Куприн). - Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен (Паустовский); Было очень тепло, даже жарко (Чаковский). - Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых (Дементьев).

Обратите внимание!

1) Если присоединительный член предложения начинается с вводного слова (например, в частности и др.), то запятая после вводного слова не ставится.

Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки , достигают полного развития в три дня (Аксаков).

2) Не следует смешивать пунктуацию при союзах присоединительных и союзах соединительных и, да , связывающих однородные члены предложения. В первом случае запятая перед союзом ставится, во втором - перед неповторяющимся союзом никакого знака не требуется.

Ср.: Автор статью представил, и своевременно (и - союз присоединительный). - Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и - союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше . - Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:

а) если он употреблён в соединительном значении.

Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):

Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);

в) в сочетании нет-нет да и :

...Heт-нет да и вспомнит о ней [матери], письмо напишет (Гладков).

2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):

Довольно поздно явился ещё гость, во фраке ... (Герцен); Ночью я стою у орудия, дневальным (Катаев).

Часто при этом используется тире вместо запятой:

Мы поехали на Кавказ - к солнцу, к морю, к живописным горам ; Он оставался таким же, как и прежде, - спокойным, трудолюбивым, скромным .

3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:

Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).

Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:

вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.

Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.

На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой (Тургенев). Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг (Аксаков).

Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (Пушкин). - Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин).

Обратите внимание!

1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.

2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.

3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.

Ср.: Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) - исключение (только большой дом напоминал о схватке); Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Горький) - включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).

Ср.: Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). - Кроме книг , на столе ничего не было (исключение).

В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:

А) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :

Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);

б) при наличии в обороте сочетания кроме как :

Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марков).

Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.

4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.

Вместо голых утесов , я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (Пушкин).

Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.

Он сел в машину вместо шофёра .

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Литература:

Учебники:

1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Орг.момент

Метод: беседа

Проверка готовности аудитории к занятию.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

1 мин.
2. Проверка домашнего задания

Метод: фронтальный опрос

Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий

Метод: информация для размышления

Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
4. Реализация смысла

Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

План лекции:

1. Понятие об обособленных членах предложения.

2. Виды обособленных членов предложения.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

20 мин.
5. Актуализация знаний

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
Физкультминутка 4 мин.
6. Рефлексия

Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
7. Подведение итогов

Метод: рассказ-информация

Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует домашнее задание:
  1. Упр. 235.
  2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
  3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

2. Упражнение 372 (1).

III. Вызов “Корзина” идей.

Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

IV. Реализация смысла.

1. Слово преподавателя.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

  1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
  2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
  3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
  4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

  1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
  2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
  3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
  4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
  5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
  6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

Какими членами предложения являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

4. Письменное задание.

Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

5. Контрольное тестирование.

1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.

1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 – выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Ответ: б).

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 – выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

VI. Рефлексия

1. Вопросы.

Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

2. Работа по карточкам.

Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание:

Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.

Уточняющие предложения и пояснительные предложения различаются между собой.
Уточнение – это переход от более широкого к более узкому понятию.
Пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

Уточняющие члены предложения :

Обособленные уточняющие члены предложения – это члены предложения, поясняющие значения других членов предложения.
Уточняющие обособленные предложения отвечают на вопросы:
как именно? где именно? кто именно? когда именно? и так далее.

1. Обособляются уточняющие обстоятельства времени и места.
(оттуда, везде, там, туда, всюду, тогда, потом и другие)
Приведем пример:
Там, (где именно?) на окраине, светилась ярко-красная полоска света;

2. Уточняться могут и другие обстоятельства, при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:
Приведем пример:
Она встряхнула волосами и кокетливо, (как именно?) почти с вызовом, шагнула вперед, в зал;

3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.
Приведем пример:
Ещё одно, (какое именно?) последнее, сказанье – и летопись окончена моя;

4. Уточняющие несогласованные определения обособляются более часто по сравнению с согласованными определениями:
Приведем пример:
Корабль плыл, всё время подвигаясь в темной, (какой именно?) почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами;

5. Слова точнее, вернее, иначе и так деалее, придают высказыванию уточняющий характер. Следующие за ними члены предложения не обособляются.
Приведем пример:
Её доброта, вернее, его великодушие потрясло меня.
(сказуемое в этом предложении согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой);
Совсем недавно, точнее, в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания;

Следует дополнить, скорее, уточнить приведённые в отчёте данные.
Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми или тире (реже).

Тире обычно ставится :
- при уточняющих обстоятельствах, когда подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств,

Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду – в кустах и в траве – запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);
- при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например:
Он устроился на шахту, на неполный рабочий день – после уроков (Баруздин)
Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, так как запятая исказит смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств: (на шахту, на неполный рабочий день, после уроков). Тире в свою очередь подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;
- при уточнении именной части сказуемого
(Снег тут был неглубокий – по щиколотку).

Пояснительные члены предложения :
Перед пояснительным членом предложения стоят слова: именно, а именно, то есть, то бишь.
Например:
В то время, а именно год назад, я ещё сотрудничал с несколькими фирмами.
При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно и при наличии пояснения выделение происходит обычно с помощью тире, а не запятой.
Например:
Разговор шёл один – о политике;
Профессия его была самая мирная – преподаватель.
Постановка двоеточия также встречается при пояснительном члене предложения. Оно часто ставится для того, чтобы избежать двух тире.
Например:
Предложен и другой вариант: использование некоторых видов морских растений – водорослей, богатых ценными веществами.
Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):
Это был Александр Петрович, или попросту Саша, приехавший из Петербурга.
Присоединительные члены предложения
Присоединительные члены предложения передают разъяснения или замечания, добавочные сведения, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания.
Присоединительные члены предложения могут отделяться запятыми (чаще), или тире (реже).
Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев);

Присоединительные члены предложения могут иметь следующие особые связующие слова: например, притом, и притом, причём даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, да и, да и вообще, да и только и др.
Например:
По ночам, особенно в жару, в доме было невыносимо.
Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на организаторскую специфику.
Такие члены предложения можно легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.
Например:
У тебя не малый опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм. – Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная.
Запятой от предшествующей части предложения может отделяться присоединительная конструкция, если эта конструкция тесно связана по смыслу с последующей частью предложения, от которой в произношении не отделяется паузой, например:
Поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.
Запятая после вводного слова не ставится, если присоединительный член предложения начинается с вводного слова (например, в частности и др.)
Запятая перед союзом да и не ставится:
- если союз употреблён в соединительном значении.
Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);
- в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):
Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);
- в сочетании нет-нет да и:
...Heт-нет да и вспомнит о ней (матери), письмо напишет (Гладков)

Присоединительные члены могут быть в составе предложения без употребления союзов, сопровождающиеся паузой. При этом предложение обосабливается тире, запятой, точкой или многоточием.
Например:
Ночью я стою на посту, дневальным. (,)
Мы поехали на дачу – к солнцу, к морю, к живописным горам. (-)
Я совсем замерзла. У меня замерзли ноги. И лицо (Ю. Казаков). (.)
Страшно признаться, но я хочу, чтобы этот человек знал, что она мне как песня... И, должно быть, последняя (Н. Погодин). (…)

Обособляются (выделяются запятыми, реже — тире) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому). Чаще всего уточняются обстоятельства и определения.

1. Уточняющие обстоятельства места: Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (П.); Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютч.); Илья Ильич учился в Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гонч.); Прямо против кордон а, на том берегу, всё было пусто (Л. Т.); В предместье , около боен, выли собаки (Ч.); Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Ч.); Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака (Бун.); За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Г.); В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие (Купр.); На хуторе, в трёх верстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Ф.); Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик (Н. О.); Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Перв.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле (Чак.); Дорога раздваивается, и неизвестно, куда идти дальше — прямо или налево.

Нередко уточняющие обстоятельства места выстраиваются в ряд, образуют цепочку: Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Т.); Вокруг по левому берегу , в полуверсте от воды, на расстоянии семи-восьми вёрст одна от другой, расположились станицы (Л. Т.); Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк (Кор.); Шагах в шести от Челкаша , у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень (М. Г.); В пространной низине, справа, до самого хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в мутно-серой дали, виднелся лес (Ф.); Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск (Гайд.); Тут же, возле амбара, прямо на снегу, раздевались (Ш.).

В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или не рассматриваться как уточняющее обстоятельство. Ср.:

Впереди на дороге толпились люди (т. е. в передней части дороги). — Впереди, на дороге, толпились люди (т. е. сама дорога находилась впереди);

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель находится в лесу). — Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса);

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). — Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне). -

К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей и т. п., обозначающие местонахождение поселков, деревень и т. д., а также указания в адресах: В деревне Уваровке, Петровского района, Калужской области, состоялся праздник урожая; Посёлок Новые Горки, Щёлковского района, Московской области, находится недалеко от станции Болшево; Москва, улица Плющиха, д. 38, кв. 2.

Но: Школа № 4 Талдомского района Московской области — необособленное несогласованное определение.

Обычно уточняющий член предложения ограничивает объем понятия, выраженного уточняемым членом предложения: Вни з у, под железной сетью воздушной дороги, в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся дети (М. Г.) — уточняющие члены расположены по нисходящей градации, т. е. последующий уточняет значение предыдущего. Но бывают случаи, когда уточняющий член по выражаемому им понятию шире, чем уточняемый: Я лежал на кровати, в незнакомой горнице , и чувствовал большую слабость (П.); Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу (М. Г.).

2. Уточняющие обстоятельства времени: Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни (Акс.); Мы отправились и бродили долго, до вечера (Т.); В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины (Т.); Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Дост.); Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Т.); Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (Ч.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту (Фурм.); Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах (Пауст.); Летом, вечерними зорями, на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (Ш.).

Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между обстоятельствами не ставится: Заседание кафедры состоится завтра в шесть часов вечера (ср.: 3автра , в шесть часов вечера, состоится заседание кафедры ).

3. Уточняющие обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх, на небо (Т.); И о душе своей заботился солидно , по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью (Ч.); Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза (Л. Т.); Тихо, с боязнью , она говорила ему что-то странное (М. Г.); Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх (Фед.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона (Ф.); Бабы зашумели все сразу, в один голос , не давая Давыдову и слова молвить (Ш.); Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша (Сол.); Он был тщательно, до розового лоска на щеках , выбрит (Ант.); Вот так, походя, вопрос не решить.

4. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.: Ещё одно, последнее, сказанье — и летопись окончена моя (П.); Кой-где выглянули женские, большей частью старушечьи, головы (Т.); Их сопровождал небольшой плотненький человечек с флегматичным, почти заспанным, лицом (Т.); Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.); Пьер, с раннего утра уже стянутый в неловком, сделавшемся ему узким, дворянском мундире, был в залах (Л. Т.); Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору (Л. Т.); Горбоносый камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке, руками (М. Г.); Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Г.); На площадку классного вагона вышел человек в чёрной — до ворота застёгнутой — гимнастёрке (А. Т.); Через минуту три истребителя один за другим поднялись в голубоватый, как бы перламутровый, воздух (Кат.); Гвардейцы шли во весь рост, широкой цепью, по пёстрому — малиновому, лиловому, зелёному — клеверному полю (Кат); Высокий, на мачте, фонарь помог Глебу разглядеть его серое, небритое, со впадинами на щеках, лицо (Леон.); Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Ш.); Он увидел на белой шапке кургана невдалеке рдяно-жёлтую , с огнистым отливом, лису (Ш.); Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, почти чернильного цвета, тени (Сим.); Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката, снег; Вдали, у Никольских ворот, виднелась высокая — трубой — соболья шапка боярина (А. Т.); А они такие свеженькие, чистенькие, без единого пятнышка, на земле, значит, так вот и лежали? (Фед.); Вошла молодая, лет семнадцати, девушка (Купр.); На дублёной от жёлтого загара шее собирались толстые, в палец, складки (Лид.); Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели (Кат.); На цыпочках прошёл в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары (Ш.); Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату (Ш.); По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Пан.); Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика, низком месте (Пан.); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе с резинками на рукавах (Сол.); Возникает особая, технического порядка, пауза; Пассажир вошёл с оригинальным, под крокодиловую кожу, чемоданом; Каждое из этих явлений имеет свои, присущие только ему, особенности; С её , всё-таки не блестящим, здоровьем следует больше беречь себя.

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый, один (в значении местоимения) и т. п.: Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком (М. Г.); Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения (А. Т.); Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь (Сим.); Между ними давно уже установились те, чисто формальные, отношения, которые так обычны между двумя родственниками (М. Г.); Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега (Ч.); Ни одного, ни санного, ни человеческого, ни звериного, следа не было видно (Л. Т.); Произошло нечто, столь необычное в мире, что всё бывалое, привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью (Фед.).

Но если определительный оборот, стоящий после указательного местоимения, тесно примыкает к нему и не имеет значения уточнения, то. он не отделяется запятой от этого местоимения: Эти недавно построенные дома уже полностью заселены [см. § 18 ].

Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов: Неодолимая, хотя и тихая, сила увлекала меня (Т.); Актуальная, даже если не совсем новая, тема заслуживает внимания; Пожертвовать прошлым ради одной, пусть и дорогой, встречи он не решался; Следует отметить, что эта интересная, потому что ещё никем не разработанная, тема выбрана именно молодым исследователем.

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему определению и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного), то после него запятая не ставится: Перед нами поставлена трудная, зато интересная задача [см. § 12, п. 6] . Разграничение этих случаев зависит от воли пишущего.

Примечания: 1. Писатели-классики иногда выделяли запятыми в качестве уточняющего определения причастный оборот, стоящий поc ле однородного определения-прилагательного. Например, у И. С. Тургенева: Он устроил большую , полотном покрытую , купальню; В ста шагах от мельницы находился маленький , со всех сторон открытый , навес; Из особенной , мною сперва не замеченной , конюшни вывели Павлина. В настоящее время такая пунктуация встречается редко [см. § 10 ].

2. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе, скорее и т. п. Однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе по смыслу равнозначны словосочетаниям точнее говоря, вернее говоря, иначе говоря ), сами выделяются запятыми: Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня — сказуемое согласовано с ближайшим предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой; Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Песец, иначе полярная лисица , ценится за свой мех (здесь иначе в значении ‘то есть’; но: Мальчика нужно вовремя остановить, иначе он такого натворит — здесь иначе выступает в функции противительного союза); Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющего может выступать сочетание слов более того: Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того — восхищался им.

3. Возможно уточнение без вводящих слов: Растения были спасены — политы.

Урок русского языка по теме: «Обособление уточняющих членов предложения» в 8 классе.

Цели урока:

1.Общеобразовательные

Отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

Научить отделять уточняющие члены предложения запятыми

Научить конструировать предложения с уточняющими членами

2.Развивающие

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Стимулировать и развивать мыслительные процессы

Развивать память, внимание, быстроту реакции

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Ход урока:

1 Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».

    Что такое обособление? (Обособить - отделить особо

    Выделить, выгородить, исключить из общего.

    Обособление - интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения.

    Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены

    Как выражается обособление на письме? В устной речи? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).

    В каком случае обособляются определения,приложения?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению,имеют дополнительное обстоятельственное значение,относятся к имени собственному)

    Каковы правила обособления обстоятельств? (В русском языке есть случаи обязательного обособления обстоятельств –

    это обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)

Что такое определяемое слово, как его обозначаем?(определяемое слово, то к которому относится обособленный член предложения)

В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства (если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.

В рабочем листе учеников даны семь предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Ученики читают предложения и устно объясняют постановку знаков препинания.

1.Ваза,стоявшая на столе,поразила меня.

2.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, пели жаворонки.

3.Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку.

4.Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце.

5.Безмерно влюбленный в небо, он остался верен ему.

6.Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.

7.Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

Один из учеников делает синтаксический разбор второго предложения (устно). Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: Жаворонки –подлежащее, пели – сказуемое. Предложение простое двусоставное. В предложении есть второстепенные члены. Пели где? Под облаками – поэтому оно распространенное. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2.Объяснение нового материала: «Обособление уточняющих членов предложения»

На доске написаны предложения:

а) Завтра мы пойдем на экскурсию.(в 10 часов)

б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)

в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

    Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.

Учащиеся приводят свои примеры уточнения.

    Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?

    Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

    Для чего нам нужно употреблять в речи уточняющие члены предложения?

а) Чтобы не ошибиться при назначении места встречи (где, когда,когда именно) Я у аптеки, а я в кино ждала вас. Так значит завтра на том же месте, в тот же час.

б) Уточняющие члены предложения создают образ, имеют художественную

ценность. Золотая, с желтыми листьями, осень землю украшает.

в) помогают раскрыть различные чувства. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

Вопросы: Какие члены предложения называются уточняющими?

Как выделяются в устной речи?В письменной?

Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на доске Такая же таблица в рабочих листах учащихся . Один ученик у доски а остальные в своих рабочих листах должны соотнести левую и правую часть таблицы. Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.

Обособляются слова и словосочетания,уточняющие смысл предшествующих слов

Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

Он наивно, по детски, вытер пальцами глаза.

6.Закрепление материала.

Выборочное (осложненное) списывание.

Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

2.Сегодня,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

В. 1.Нутрия,или водяная крыса,ценит(т,ть)ся своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал,кроме шума листьев.

2.На севере,слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.

После выполнения этого задания учащиеся обмениваются своими работами и производят взаимопроверку. Оценивают по следующим критериям:

2 предложения - «3»

3 предложения - «4»

4 предложения - «5»

Лексическая работа: В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.

Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

Учитель зачитывает правильное толкование слов.

Хутор: 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.

2)На Украине, Кубани - небольшой крестьянский поселок.

Камелек: Небольшой камин или очаг для обогревания.

Белесый: Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак, например, красноватый, грустноватый).

4.Конструирование предложений.

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение.

а) Половодья, весной, сейчас,с, опасением,мы, ранней, ждем.

Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья.

б) Сидели, дети, дома, около, скамейке, на.

Около дома, на скамейке, сидели дети.

в) Изучаем, то есть, мы, предложения,науку, о, словосочетании, предложении, и.

Мы изучаем синтаксис, то есть, науку о словосочетании и предложении.

У доски три ученика составляют предложения с уточняющими членами, прикрепляя магнитами слова к доске и объясняют постановку знаков препинания в предложениях с уточняющими членами предложения.

5.Составить схемы предложений с уточняющими членами.(Аудирование)

Предложения зачитываются один раз (без повторения). После каждого предложения ученики записывают схемы предложений в своей тетради.

Затем схемы предложений записываются на доске.

    Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад

    Вправо от дома, на берегу реки, раскинулся огромный парк.

    Мы беседовали хорошо, по-дружески.

    В воздухе изредка появлялись белые комары, то есть снежинки.

    Он работал весело, с огоньком.

Проверка:

    когда, когда именно,

    где, где именно,

    как, как именно.

    Что, то есть.

    как, как именно.

6.Творческое задание.

Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните, какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ, используйте предложения с уточняющими членами.

Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.