Особенности китайской революции. Революционное движение и Сунь Ятсен Революционное движение в Китае и деятельность Сунь Ятсена




Синьхайская революция в Китае стала закономерным следствием глубокого кризиса страны, который охватил ее в конце 19 - начале 20 века. Именно в это время стала очевидной необходимость серьезных и глубоких перемен в государстве, однако тогдашнее правительство не спешило с реформами, хотя некоторые шаги в данном направлении все-таки предпринимало. Самому перевороту непосредственно предшествовало мощное восстание, которое в очередной раз потрясло старую социально-экономическую и политическую систему.

Движение за реформы

Синьхайская революция в Китае, в принципе, была неизбежной, ввиду того, что империя уже давно находилась в упадке. Это наглядно показали события предшествующего столетия, в ходе которых обнаружилась слабость и неспособность государства противостоять как внутренним катаклизмам, так и внешнему натиску. Речь идет о и Эти два крупные потрясения обнаружили слабость центральной власти, но, кроме того, привели к осознанию частью интеллигенции необходимости срочных преобразований по западноевропейской модели, но с сохранением традиционных китайских традиций и устоев.

Изменения в экономике

Синьхайская революция в Китае была вызвана исторической необходимостью изменения всей общественно-политической системы. Именно за коренное обновление общества выступали сторонники направления под названием «самоусиления». Его главным идеологом был Кан Ю-Вэй. Последний критиковал императорское правительство и призывал к практическому переустройству старой системы. Это движение, в основном, охватило местные провинции, главы которых предпринимали энергичные меры для развития экономического сектора. Они проводили индустриализацию, строили заводы, развивали финансовый сектор. В этих условиях центр оставался несколько в стороне, хотя на словах и даже в некоторых случаях на деле поддерживал реформистское движение. Однако Синьхайская революция в Китае была неизбежна именно потому, что старая система маньчжурской династии изжила себя. На рубеже веков ее престиж поддерживался за счет авторитетной однако даже ее племянник Гуансю, занявший трон, но находившийся под ее опекой, был сторонником решительных перемен.

Восстание

Обстановка в стране в начале столетия обострилась из-за недовольства местного населения проникновением в государство иностранцев. В первую очередь, это касалось миссионеров, а также предпринимателей и финансовый деятелей. Жители Поднебесной считали, что западноевропейское влияние отрицательно сказывается на развитии страны. Эти настроения привели к тому, что по всей стране начались притеснения и нападения на иностранцев, что, в конце концов, вылилось в восстание ихэтуаней в

Массовое движение за сохранение национальной самобытности характеризует Китай в период пробуждения Азии. Синьхайская революция стала его наиболее ярким проявлением, однако ей предшествовало серьезное внутриполитическое потрясение всей империи. Поначалу цинское правительство колебалось, стоит ли поддерживать восстание, однако, в конце концов, встало на его сторону. По всей стране началось вытеснение иностранцев. Но ведущие западноевропейские государства быстро собрали большую армию и подавили выступление, а правительство Цыси пошло на примирение. Но это была лишь временная передышка перед новым взрывом и окончательным падением империи.

Накануне переворота

Синьхайская революция в Китае связана с именем Сун Ят-Сена, который на рубеже столетий также примыкал к реформистскому движению. Однако в период вышеописанных событий между ним и сторонниками самоусиления не было полного компромисса. Он был очень образованным человеком и был заинтересован в коренных преобразованиях у себя на родине. Здесь же следует отметить, что в десятилетие перед окончательным падением империи весьма активной стала позиция китайской молодежи, которая, получив образование по западноевропейским стандартам, стремилась к полному обновлению всей системы.

Как всегда, в годы кризисов по всей стране стали возникать общества и различные организации, который пропагандировали лозунг реформ. В этом состояло их принципиальное отличие от ихэтуаней, которые выступали не за реформы, а за устранение влияния иностранцев, что, по сути, исключало какие-либо нововведения по западноевропейскому образцу, в то время как созданный Сун Ят-Сеном союз провозглашал необходимость свержения старой династии и полного обновления всей системы.

Реформы центра

В этих условиях правительство не могло оставаться в стороне. Осознав всю серьезность реформаторского движения, оно пошло на ряд мер (но не слишком серьезных) для того, чтобы снять напряженность в обществе и продемонстрировать свою готовность к переменам. Так, например, был предпринят ряд шагов для модернизации армии, судопроизводства, была отменена традиционная система экзаменов для набора бюрократического аппарата и создана система училищ. Были возвращены из ссылки и помилованы некоторые наиболее активные сторонники политики самоусиления, которые пострадали в начале столетия (некоторые были казнены, другие подверглись опале и были высланы из страны). Кроме того, был разработан проект конституции и выдвинуто предложение о созыве парламента. Но все эти обещания звучали не совсем убедительно, и после смерти в 1908 году императрицы Цыси стала очевидной неизбежность переворота.

Подготовка и перевороту

Как уже упоминалось выше, Синьхайская революция в Китае связана с именем Сун Ят-Сена. Именно он стал ее идеологическим лидером и непосредственным организатором. Он создал союз своих сторонников, которые постепенно набирали силу по мере разрастания кризиса империи. Но самое главное, он создал идеологию будущего строя. Сун сформулировал три основных принципа, которые легли в основу его доктрины о дальнейшей судьбе Китая: «национализм» - свержение чужой, маньчжурской династии, «народовластие» - установление республиканско-демократического строя и принцип народного благосостояния. Кроме того, он создал новую организацию под названием Тунмэнхуэй, которая стала опорой всех сторонников решительных перемен. К 1911 году в империи возникла благоприятная обстановка для переворота. Крестьяне, недовольные экономическим кризисом, периодически брались за оружие. Центр, в свою очередь, принял ряд мер по ужесточению контроля над населением, что вызвало еще бо́льшее недовольство. Синьхайская революция в Китае произошла в 1911 году: она началась на юге страны и приняла широкий размах. Первоначальная попытка переворота, впрочем, провалилась, но уже к концу этого же года империя пала.

Первый этап

Большую роль в перевороте сыграла новая армия, среди которой велась активная пропаганда против империи. Но непосредственным толчком к вооруженному выступлению послужил факт национализации государством одной из крупнейших компаний по строительству железной дороги. Это вызвало бурю негодования и недовольства, особенно обостренной из-за вмешательства иностранных государств во внутренние дела страны. Синьхайской революцией в Китае назывались события, которые начались в одной из южных провинций империи Сычуань в сентябре 1911 года. Поначалу восставшие громили полицейские участки и налоговые отделения, однако после массового расстрела безоружной демонстрации в области поднялось все население, которое даже сумело захватить главный городской центр. Успех выступление во многом был обусловлен действием тайных обществ, которые в период кризиса обычно активизировались. Тем не менее, правительство ценой огромных потерь все-таки подавило мятеж, однако антиманьчжурские настроения в империи усилились.

Второй этап

Синьхайская революция в Китае, годы которой 1911-1912, продолжилась новым довольно мощным выступлением дивизии в городе Учан. Здесь также готовилось выступление, однако о нем стало заранее известно. Начались казни и аресты, тогда в наступление перешло целое военное подразделение. Это произошло в октябре 1911 года. Восставшие захватили все трехградье, сформировали собственное правительство и призвали к свержению цинской династии, а само государство было объявлено республикой.

Жители конфисковали все правительственные запасы на местах, но самое главное, сумели привлечь на свою сторону представителей новой армии, участие которой во многом и обеспечило успех бунту. Центр был серьезно напуган размахом этого движения и, вызвав из ссылки талантливого генерала правительство предложило ему подавить мятеж, однако он, будучи еще и хорошим дипломатом, отказался, так как не хотел выглядеть палачом. Тогда правительство попыталось созвать парламент и правительство, однако эти меры ни к чему не привели. Жесткие действия властей при подавлении ряда городов еще более настроили население против центра, и, в конце концов, верховная совещательная палата встала на сторону республиканцев, потребовав проведения расследования.

Третий этап

Синьхайская революция в Китае, причины которой - глубокий внутриполитический кризис и ослабление имперской власти, приобрела широкий размах после того, когда многие южные провинции примкнули к восставшим. В этих условиях центр снова попытался договориться с Шикаем. Тот потребовал взамен на свои услуги выполнения следующих условий: всеобщая амнистия, передача ему всей полноты власти, созыв парламента и кабинета министров. Пока обе стороны вели эти переговоры, вспыхнул новый мятеж в октябре того же года в Шицзячжуане, который грозил перерасти во всеобщий поход на Пекин для свержения династии. Такое развитие событий не устраивало Шикая, который мог остаться в стороне. Лишь после убийства одного из руководителей новой был временно приостановлен.

Четвертый этап

Синьхайская революция в Китае, кратко о которой следует рассказывать по ее основным периодам, развивалась стремительно во многом из-за того, что к восставшим примкнули армейские части. После вышеописанных событий в столице империи началась паника: многие представители маньчжурской знати спешно покидали страну. В это время особое значение приобрела фигура Шикая, который, по сути, отстранив от власти императора, присвоил себе полномочия верховного правителя, став премьер-министром.

Однако восстание продолжало развиваться бурными темпами. В конце октября одна за другой начали восставать части Наньянской армии. Тем временем, Шикай заручился поддержкой ряда западных держав, которые рассчитывали, что он подавит мятеж. Однако сам генерал не спешил принимать активные меры, так как, стремясь сохранить свою власть и влияние, умело лавировал между республиканцами и императорской властью. Обе стороны стремились заручиться его поддержкой, и в течение некоторого времени не переходили в открытое вооруженное противостояние, надеясь на мирное урегулирование. Шикай же запугивал императорскую семью возможностью их физического уничтожения, а республиканцам грозил подавлением восстания. Он настаивал на необходимости введения конституционной монархии, однако восставшие требовали республики, соглашаясь на то, чтобы сам генерал стал президентом. Тем временем, в империи продолжался процесс отделения от центра целого ряда провинций.

Действия Шикая

Синьхайская революция в Китае, периоды которой отличаются чрезвычайно сжатыми сроками, вступила в несколько затяжную фазу осенью 1911 года в результате проведения переговоров между новым премьер-министром, имперскими властями и республиканцами. Однако, понимая, что для укрепления своего авторитета, ему необходимо предпринять решительный шаг, он организовал карательный поход на юг для того, чтобы устрашить восставших и показать ему свою власть. Взяв Ханьян, он решил на этом остановиться, так как полный разгром республиканцев не входил в его планы, он рассчитывал и далее маневрировать между ними и имперскими силами.

После вышеописанных событий премьер-министр пошел на компромиссный вариант с мятежниками: он заключил с ними договор, согласно которому страна была поделена на две части: северную, где сохранялась монархия, и южную, где устанавливалась республика. Шикай рассматривал вместе с республиканцами возможность выдвижения своей кандидатуры на пост президента, одновременно он постепенно ограничивал власть и полномочия императорского руководства. С его подачи правительницей стала тетя императора, которая не пользовалась влиянием. Урок "Синьхайская революция в Китае" интересен тем, что показывает стремительность переворота и необратимость падения империи. Однако восставшие республиканцы так и не смогли добиться полного единства. Это особенно отчетливо проявилось во время переговоров в декабре 1911 года, когда север действовал слаженно, а юг был разобщен. В связи с тем, что переговоры с Шикаем затянулись, республиканцы передали власть Сун Ят-Сену, но с условием, что он откажется от своего поста, если с первым удастся договориться. За короткий период пребывания у власти он сумел сплотить силы юга в единое целое и создать временный сенат для управления. Тогда Шикай заявил о необходимости сохранения монархии, а юг, в свою очередь, пригрозил ему гражданской войной.

Установление республики

Итоги Синьхайской революции в Китае были чрезвычайно важны для будущей судьбы этой страны, так как она привела к свержению Это произошло в феврале 1915 года, а генерал был провозглашен президентом.

Сун Ят-Сен в интересах национального единства уступил свою власть генералу Шикаю, который на севере созвал парламент. Однако этот орган не сумел создать правительство, более того, новый правитель предпринял попытку восстановить империю, что встретило резкое противодействие в стране. Результаты Синьхайской революции в Китае по-разному оцениваются историками, многие из которых отмечают отсутствие единой программы у восставших, общей партии и слаженности действий.

Шикай в 1915 году провозгласил себя императором и торжественно короновался во дворце, объявив о необходимости реставрации старых порядков. Это привело к новой активизации республиканского юга. После Синьхайской революции в Китае изменилась внешнеполитическая ситуация страны. Одним из важнейших его последствий было отделение от государства Монголии, которая получила независимость.

  • ПОДЪЕМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КИТАЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Китай к началу новейшего времени
    • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г.
      • Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на Китай. «Движение 4 мая» 1919 г. - страница 2
    • Начало советско-китайских переговоров
    • Образование Коммунистической партии Китая
    • Усиление империалистической экспансии
    • Рабочее движение в 1922-1923 гг. II съезд КПК
    • Деятельность Сунь Ятсена. Подготовка единого национально- революционного фронта
    • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта
      • III съезд КПК. I съезд гоминдана. Создание единого фронта - страница 2
    • Советско-китайское соглашение 1924 г.
    • Положение в Северном Китае. Мятеж шантуаней в Гуанчжоу. Переворот Фэн Юй-сяна в Пекине
    • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК
      • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК - страница 2
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1925-1927 гг.
    • «Движение 30 мая». Всеобщие стачки в Шанхае и Гонконге
    • Завершение объединения Гуандуна. Усиление борьбы внутри единого фронта
    • Северный поход и новый подъем революции
    • Второй этап Северного похода. Восстания шанхайского пролетариата
    • Контрнаступление империалистов и китайской реакции. Перевороты в Восточном и Южном Китае
    • Продолжение революции в Центральном Китае. V съезд КПК
    • Продолжение Северного похода. Рабочее и крестьянское движение в Уханьском районе
    • Поражение революции 1925-1927 гг. и ее значение в истории Китая
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ГОМИНДАНОВСКОГО РЕЖИМА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА В КИТАЕ ПОД ЛОЗУНГОМ СОВЕТОВ (1927-1937 гг.)
    • Начало советского движения (1927-1931)
      • Начало советского движения (1927-1931) - страница 2
    • Выработка новой линии КПК с помощью Коминтерна. VI съезд КПК
    • Становление гоминдановского режима
    • Внутренняя и внешняя политика нанкинского правительства в 1928-1931 гг.
      • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг. - страница 2
    • Левоавантюристический уклон в КПК (1930 г.)
    • Отражение Красной армией трех походов гоминдана
    • Захват японским империализмом Северо-Восточного Китая
    • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства
      • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства - страница 2
    • Освободительная и революционная борьба китайского народа
      • Освободительная и революционная борьба китайского народа - страница 2
    • Борьба Красной армии против четвертого похода гоминдана. Совершенствование тактики борьбы
    • Пятый поход гоминдана. Оставление территории Центрального советского района частями 1-го фронта
    • Усиление агрессии Японии в Северном Китае. Подъем национально-освободительной борьбы китайского народа
    • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК
      • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК - страница 2
  • НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ЯПОНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА (1937-1945 гг.)
    • Наступление японских войск. Развертывание вооруженного сопротивления китайского народа (июль 1937 - октябрь 1938 г.)
    • Создание антияпонского единого национального фронта
    • Силы сопротивления в тылу японских захватчиков и создание Освобожденных районов
    • Международное положение и внешняя политика Китая в начале антияпонской войны
    • Внутриполитическая борьба в Китае
    • Стратегическое затишье на китайском театре военных действий. Разложение гоминдановского режима и рост революционных сил китайского народа (ноябрь 1938 - февраль 1944 г.)
    • Колониальная политика Японии в Китае
    • Усиление реакционных тенденций в гоминдане. Обострение отношений между КПК и гоминданом
    • Особенности развития КПК в период войны с Японией
    • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.)
      • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.) - страница 2
    • Вступление Советского Союза в войну против империалистической Японии. Завершение освободительной войны китайского народа
  • КИТАЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1946-1949 гг. И ПОБЕДА НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Переговоры между КПК и гоминданом (август 1945 - июнь 1946 г.)
    • Переговоры об объединении и демократизации Китая
    • Назревание общекитайской гражданской войны. Решение ЦК КПК от 4 мая 1946 г.
    • Гражданская война в общекитайском масштабе. Наступление гоминдановских войск (июль 1946 - июнь 1947 г.)
    • Политический и экономический кризис гоминдановского режима
    • Демократическое движение в гоминдановском тылу
    • Укрепление Освобожденных районов
    • Наступление Народно-освободительной армии. Победа народной революции в Китае (июль 1947 - сентябрь 1949 г.)
    • Политическая и экономическая программа КПК
    • Политика КПК в городах. Отношение к рабочему классу. Складывание единого народно- демократического фронта
    • Решающие сражения в конце 1948 - начале 1949 г. Переговоры о мире. Форсирование Янцзы
    • Победа народной революции. Провозглашение Китайской Народной Республики
  • ПЕРЕХОД КИТАЯ НА ПУТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (1949-1957 гг.)
    • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг.
      • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг. - страница 2
    • Внешняя политика. Отношения с СССР
    • Аграрная реформа
    • Восстановление экономики. Классовая борьба в городе
    • Первая пятилетка. Начало социалистической индустриализации (1953-1957)
    • Помощь Советского Союза в социалистическом строительстве КНР
    • «Дело Гао Гана - Жао Шу-ши» и «кампания против контрреволюции»
    • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК
      • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК - страница 2
    • VIII съезд Коммунистической партии Китая
    • «Движение за исправление стиля в партии» и «борьба против буржуазных правых элементов»
    • Итоги первой пятилетки
  • ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА РУКОВОДСТВА КПК ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
    • «Большой скачок» (1958-1960)
    • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни
      • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни - страница 2
    • Внешняя политика
    • Выступления против курса Мао на 8-м пленуме ЦК КПК
    • Период «урегулирования» (1961-1965). Фактический отказ от политики «скачка». 9-й пленум ЦК КПК
    • Недовольство политикой группы Мао
    • Борьба в КПК относительно путей развития Китая
      • Борьба в КПК относительно путей развития Китая - страница 2
    • Народное хозяйство КНР в 1963-1965 гг.
    • Раскольническая деятельность группы Мао Цзэдуна в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении
    • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969)
      • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969) - страница 2
    • Разгул маоистского террора («хунвейбиновщина»)
    • Курс на «захват власти» и «объединение трех сторон». Создание «ревкомов». Роль армии
    • Подготовка к созданию маоистской партии
    • IX съезд Коммунистической партии Китая
    • Усиление антисоветской деятельности группы Мао Цзэдуна в период «культурной революции»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг.

Урон, понесенный революционными силами в результате поражения революции 1925-1927 гг., сосредоточение усилий реакции в конце 20-х - начале 30-х годов на укреплении своей власти в городах создали крайне трудные условия для деятельности КПК, для развития рабочего движения.

Эти объективные трудности были усилены резко возросшей в годы мирового кризиса массовой безработицей и широко практиковавшейся предпринимателями заменой рабочих-мужчин женщинами, подростками и детьми. Число забастовок, имевших в эти годы главным образом экономический характер, сократилось. Большинство забастовок в условиях жестокой эксплуатации и террора, угрозы локаутов окончилось в эти годы поражением.

Существовали трудности и другого порядка. На основе решений VI съезда КПК ценой тяжелых усилий и жертв в городах Китая к концу 20-х годов в основном была восстановлена система организаций партии. Особенно успешно проходила работа в Шанхае, где в подполье действовал ЦК КПК. В городе были воссозданы районные комитеты КПК, действовали коммунистические фракции Генерального совета профсоюзов и ряда крупных профсоюзов, являвшихся опорой партии.

Однако численность организаций в городах росла медленно. В 1929 г. в рядах КПК насчитывалось около 10 тыс. членов, из них в городах - менее половины. К относительной малочисленности городских организаций КПК добавлялись отсутствие необходимого опыта работы коммунистов в рабочих массах в условиях подполья, острая нехватка кадров профсоюзных организаторов из самих рабочих.

К созданию прочной и широкой классовой организации китайских рабочих вел длительный путь политического просвещения трудящихся города на опыте борьбы за повседневные требования и элементарные права, опыте антиимпериалистических выступлений и борьбы против «своих» капиталистов. Лишь на таком опыте значительные слои рабочего класса могли убедиться в предательской роли гоминдановских и реформистских профсоюзов, распознать ложь демагогии гоминдана.

Коминтерн рекомендовал КПК «работать там, где массы», т. е. сосредоточить внимание на работе в реформистских союзах, завоевать доверие рабочих в ходе борьбы за повседневные требования, гибко сочетать социальные и экономические требования с лозунгами борьбы за национальную независимость Китая.

Однако бесправие, бедственное материальное положение китайских рабочих, тяжелые условия труда порождали у коммунистов обманчивое представление о возможности крайне быстрой и легкой организации пролетариата непосредственно под лозунгами КПК и красных профсоюзов. Практика показала, что на пути КПК к рабочей массе стоит не только жестокий террор гоминдана, но и неграмотность массы рабочих, цеховщина, земляческие связи, националистические предрассудки, активно использовавшиеся гоминданом социальная демагогия и националистическая пропаганда.

Отсутствие опыта, левацкая нетерпеливость сказывались в пренебрежении работой в существующих массовых профсоюзах, контролировавшихся гоминданом, в недооценке повседневной борьбы за частичные требования.

Неудача попыток организации политических выступлений рабочего класса, трудности на пути «быстрого» расширения рядов подпольных красных профсоюзов (в 1930 г. их численность составляла около 3 тыс. человек) вызывали растерянность и колебания, порождали у части китайских коммунистов полуанархические представления типа: «рабочие на забастовки не пойдут, они пойдут только на восстание», «массовая организация рабочих станет возможной лишь в ходе восстания». Эти взгляды явились одним из источников «лево»- оппортунистического уклона в КПК в 1930 г., нанесшего тяжелый ущерб позициям партии в городах.

В то же время особенности положения в Китае и в китайской деревне определили более благоприятные возможности для развития революционных сил именно в ряде сельских районов страны. Главной формой собирания и укрепления сил революции здесь стала армия, создававшаяся и возглавлявшаяся коммунистами.

Основными объективными условиями, определившими такое своеобразие развития революционных сил в Китае, были политическая и экономическая раздробленность страны, слабость связей между городом и деревней, концентрация внимания реакции в конце 20-х годов на закреплении своих позиций в городах, сковывающие ее силы непрекращавшиеся милитаристские войны.

В обстановке ожесточенных милитаристских войн в армиях милитаристов участились случаи бунтов, «откола» отдельных частей: рост армий и военных расходов вызывал задержку либо снижение жалованья солдатам и офицерам, сама служба, на которую шли ради денег, в военное время становилась промыслом весьма опасным. Умелое использование этого недовольства коммунистами, проникавшими в гоминдановские армии на командные должности, сделало «уход» отдельных частей милитаристских войск одним из основных источников создания вооруженных сил КПК.

В самой китайской деревне, где вследствие средневековой эксплуатации и произвола милитаристов накопился громадный горючий материал, также сложились определенные условия, способствовавшие организации вооруженных сил революции. После Синьхайской революции наряду с издавна существовавшими вооруженными отрядами различных тайных обществ, иногда на их базе, иногда отдельно, во многих районах Китая, в уездах, волостях и даже в деревнях местные власти и отдельные богатеи стали создавать различные «отряды самообороны» для борьбы против произвола милитаристов и широко распространенного бандитизма.

Численность «отрядов самообороны» в середине 20-х годов в отдельных провинциях достигала нескольких сот тысяч человек. Для провинции Сычуань, например, называлась цифра в 450 тыс. Это привело к тому, что в китайской деревне к концу 20-х годов оказалось множество различного типа военизированных отрядов и организаций и значительное количество оружия. Учитывая эти условия, Исполком Коминтерна рекомендовал руководству КПК курс на создание в сельских местностях собственных вооруженных сил, закрепленный в решениях VI съезда.

Опыт борьбы КПК в деревне 1927-1928 гг. показал, что основными путями формирования первых соединений Красной армии Китая стали восстания в милитаристских армиях под руководством коммунистов и привлечение на сторону КПК отрядов крестьянской самообороны и тайных обществ. В 1928 г. складывавшиеся части Красной армии предприняли первые успешные попытки установления своего контроля в определенных районах, положив начало созданию революционных баз.

Первое крупное военное соединение Красной армии - отряд Чжу Дэ (10 тыс. бойцов) в апреле 1928 г. пришел в Цзинганшань, где в него влились находившиеся здесь отряд Мао Цзэдуна (400 человек) и отряд «старых хозяев» Цзинганшаня - бандитов Вана и Юаня (600 человек), с которыми Мао Цзэдун был вынужден заключить соглашение, чтобы укрыть свой отряд от преследований и переждать трудный зимний период зимы 1927 г.

Объединенные силы получили название 4-го корпуса Красной армии Китая. Чжу Дэ стал командиром корпуса, Мао Цзэдун - комиссаром. Бандитские отряды вскоре были переформированы, Ван и Юань - устранены. С приходом отряда Чжу Дэ по указанию хунаньского провинциального комитета КПК в районе Цзинганьшаня был создан пограничный советский район Хунань - Цзянси.

Страницы: 1 2

Весной 1925 г. в Шанхае возникло антиимпериалистическое движение буржуазии, студенчества, рабочих, поводом для которого послужил расстрел английской полицией студенческой демонстрации. Это был стихийный патриотический подъем, получивший название «движение 30 мая». В Китае началась антиимпериалистическая национальная революция. Основные ее лозунги: восстановление суверенитета Китая, свержение власти империалистической агентуры в лице феодальных милитаристов и политическое объединение Китая под властью демократического национального правительства. Базой революции стал Южный Китай.Руководство революцией находилось в руках гоминьдана. Гоминьдан сочетал в себе черты как политической партии национально-революционного характера (т. е. ориентация на вооруженный захват власти), так и национал-реформистской партии, начавшей социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в духе суньятсеновской идеи «государственного социализма».

Революция в Китае представляла собой сложное переплетение общенациональной антиимпериалистической борьбы за независимость страны, в которой принимали участие все слои общества, самостоятельных классовых выступлений пролетариата, движений городских низов и локальных выступлений крестьянства ряда провинций.

В ней сочетались массовые политические городские демонстрации, забастовки, крестьянские бунты и вооруженная борьба революционных армий под командованием буржуазно-помещичьего офицерства против милитаристов. Преобладающей формой революции были военные действия

В октябре -- декабре 1925 г. гоминьдановское национальное правительство, возглавляемое генералом Чан Кайши, предприняло военный поход против милитаристов в провинции Гуандун и изгнало их войска из ее пределов. Это укрепило революционную базу на юге и создало предпосылку для Северного похода Национальной революционной армии (поход начался в июле 1926 и завершился в 1928 г.). К началу похода Национальное правительство уже объединило четыре южных провинции. Первый этап Северного похода завершился разгромом ряда милитаристов Центрального Китая. Под власть Национального правительства перешло пять провинций с крупными городами -- Ухань, Нанкин, Наньчан, Шанхай.

В это время империалистические державы предприняли попытки вооруженной интервенции. У портов Китая сосредоточилось свыше 170 военных судов Англии, США, Франции, Японии. Обстрелу подвергся Нанкин. Империалистические войска концентрировались в Шанхае. Положение в стране осложнялось расколом в революционном лагере -- как в самом гоминьдане, так и между гоминьдановцами и коммунистами.

После захвата в апреле 1927 г. Нанкина и Шанхая Чан Кайши перенес столицу в Нанкин и сформировал Нанкинское правительство, которое получило поддержку ряда милитаристских группировок, в том числе и на Севере. Сосредоточив в своих руках центральную власть, Чан Кайши (а затем и другие гоминьдановские лидеры) перешел к прямому подавлению руководимых коммунистами выступлений, выходивших из-под контроля

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.

Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Формирование китайской нации

Размывание натуральных форм хозяйства, развитие торговля, товарно-денежных и капиталистических отношений способство­вали расширению экономических связей между различными районами страны, постепенному созданию национального рын­ка. Как и само становление капитализма, формирование едино-

го национального рынка в Китае крайне осложнялось феодаль­ными пережитками, внутренними таможнями, разделом страны на сферы влияния империалистических держав, чрезвычайно плохим состоянием транспортных коммуникаций. В этой обста­новке развитие товарно-денежных отношений стимулировало складывание местных, региональных рынков, что создавало определенную экономическую базу для обособленности отдель­ных провинций. Тем не менее рост экономических связей между разными районами, начало железнодорожного строительства, введение пароходного сообщения способствовали складыванию китайской (ханьской) нации.

Это был сложный и противоречивый процесс. С одной сто­роны, действовали факторы, ускорявшие превращение китай­ской народности в нацию. Издавна сложились общность тер­ритории, единый язык, иероглифическая письменность и грам­матический строй которого были общими для всех китайцев, развитая национальная культура. Усилившаяся в конце XIX в. угроза полного колониального порабощения и раздела страны империалистическими державами способствовала пробуждению национального самосознания и усилению чувства единства инте­ресов китайского народа в борьбе против колонизаторов. В противоположном направлении продолжали действовать такие" факторы, как пережитки феодальной раздробленности, раздел страны на сферы влияния, засилье иностранного капитала, гос­подствующее положение маньчжурской знати, большие разли­чия разговорных диалектов китайского языка в разных районах.

В конце XIX - начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развер­нувшаяся в конце XIX в.

Зарождение реформаторского движения

Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая ин­тересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению реформ, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабо­щения.

Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после фран­ко-китайской войны 1884-1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономи­ческих и политических преобразований. Выдвигались идеи со­зыва парламента и превращения Китая в конституционную мо­нархию. В одной из таких книг говорилось: «При монархии власть достается высшим, при народовластии - низшим; если Же у власти находятся одновременно и монарх и народ, то

власть распределяется равномерно». К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ювэй (1858-1927). Кан Ювэй был знатоком древней ки­тайской литературы, истории и философии. Он проявлял также большой интерес к истории и политическим теориям капита­листических стран Запада и Японии и пытался соединить неко­торые положения конфуцианского учения с буржуазными идея­ми Запада. В своих книгах Кан Ювэй призывал проникнуться духом патриотизма. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ювэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены им­ператором.

В 1888 г. в качестве экзаменационной работы на право заня­тия государственной должности он составил «Письмо к импе­ратору», в котором говорил об опасности, угрожавшей Китаю, и призывал императора «изменить существующий порядок, проникнуть в душу народа». «Письмо», которое придворная клика сочла крамольным, не было передано императору, а экзаменатор забраковал его, заявив в адрес Кан Ювэя: «Он словно помешанный! Не пройдет!». Однако идеи, выдвинутые Кан Ювэем, приобрели большую популярность среди передовых представителей китайской интеллигенции.

Сильный толчок усилению реформаторского движения дала японо-китайская война 1894-1895 гг.

В апреле 1895 г. более 1200 претендентов на высшие ученые степени, съехавшихся для сдачи экзаменов в Пекин, одобрили и попытались передать императору составленный Кан Ювэем «коллективный меморандум», призывавший отказаться от под­писания Симоносекского договора, продолжать войну с Японией и немедленно провести реформы. Эта петиция широко распро­странялась и встретила общественную поддержку. Деятельность реформаторов начинала приобретать характер общекитайского политического движения. В Пекине сторонники реформ образо­вали свой политический клуб - «Ассоциацию усиления государ­ства» - и начали выпускать газету.

В 1896-1897 гг. Кан Ювэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэц-зяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, из­дававшие газеты. Число газет и журналов, издаваемых рефор­маторами, достигло тридцати. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао.

В провинции Хунань реформаторское движение возглавлял один из наиболее радикальных его представителей - Тань Сы-тун. В отличие от Кан Ювэя и большинства других реформа­торов Тань Сытун считал, что борьба за реформы должна принять острый, боевой характер. «Ныне, - говорил Тань Сы­тун, - Китай может надеяться на возрождение лишь после то-

го, как в борьбе между старыми и новыми партиями прольются реки крови. Сегодня нужно лишь смотреть - кто смелее и упорнее».

Реформаторы превращались в заметную политическую си­лу. Начавшийся в 1897 г. захват «арендных территорий» еще более активизировал их деятельность. Весной 1898 г. Кан Ювэй основал «Союз защиты государства», центры которого находились в Пекине и Шанхае. Это была первая попытка создать в Китае политическую партию.

«Сто дней реформ»

Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторон­никами императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники им­ператора склонялись к сближению с реформаторами, рассчи­тывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть.

В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику ре­форм. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими те­перь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 ию­ня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы.

За это время были изданы указы, предусматривавшие реор­ганизацию государственного аппарата и сокращение числен­ности «знаменных» войск, провозглашалось, что на государст­венные посты будут назначаться «талантливые люди из народа». В указах говорилось о поощрении национального желез­нодорожного строительства, фабрично-заводской промышленно­сти, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культу­ры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и на­учных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготав­ливалось открытие Пекинского университета.

Однако политика реформаторов встретила решительное со­противление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси. Боль­шинство чиновников в центре и на местах саботировали выпол­нение императорских указов о реформах. Единственным реальным успехом реформаторов в этот период было завоевание ус­ловий для легальной деятельности их организаций и пропаган­ды их идей. Но реакция, в руках которой находились армия и государственный аппарат, быстро перешла в наступление. В не­которых провинциальных городах были разгромлены помещения обществ и редакций газет реформаторов. В столице про­тивники реформ, возглавляемые Цыси и генерал-губернатором столичной провинции Жун Лу, готовили переворот.

В этой сложной обстановке реформаторы пытались прив­лечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи пре­дотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентяб­ря клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя от­странили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг, а Лян Цичао - в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.

Поражение реформаторов не было случайностью. Социаль­ную опору движения составляли верхушечные слои буржуазии, которые сами вышли из помещичьей среды и были еще очень слабы. Реформаторы были далеки от народа, боялись развер­тывания массовой борьбы. Отсюда соглашательская тактика Кан Ювэя и большинства его соратников, их монархизм и при­верженность маньчжурской династии. Кан Ювэй любил ссы­латься на «реформы Мэйдзи» в Японии. Но ведь они были ре­зультатом незавершенной буржуазной революции. К тому же обстановка в Китае в конце XIX в. коренным образом отлича­лась от обстановки периода «преобразований Мэйдзи» в Япо­нии. Китай стал уже полуколонией, здесь сложился единый фронт империализма и внутренней феодальной реакции. В этих условиях только демократическая революция, осуществленная при участии широчайших народных масс, могла бы открыть путь к подлинному обновлению Китая.

Несмотря на поражение, реформаторское движение конца XIX в. имело важное прогрессивное значение. Его целью было создать необходимые предпосылки для независимого капитали­стического развития страны. Реформаторы выступали зачинате­лями буржуазно-национальной идеологии и буржуазно-нацио­нального движения в Китае.

Начало революционной деятельности Сунь Ятсена. «Общество возрождения Китая»

Кан Ювэй и его сторонники представляли правое, соглашатель­ское крыло зарождавшегося в Китае буржуазно-национального движения. Но одновременно с либерально-реформаторским дви­жением в Китае возникло и революционно-демократическое на­правление буржуазно-национального движения, возглавляемое Сунь Ятсеном.

Сунь Ятсен родился в 1866 г. в одной из деревень провинции Гуандун в крестьянской семье. Его брат эмигрировал на Гавай­ские острова, вел там торговлю. В 1878-1883 гг. Сунь Ятсен жил у брата в Гонолулу, где учился в миссионерской школе. На его глазах проходила борьба гавайцев против американских колонизаторов. После поражения Китая в войне с Францией Сунь Ятсен решил посвятить себя борьбе за возрождение ро­дины. Он выбрал профессию врача, считая, что она будет спо­собствовать его политическай деятельности.

Еще будучи студентом медицинского института в Гонконге, который он окончил в 1892 г., Сунь Ятсен начал вести рево­люционную агитацию. Медицинская практика позволила ему глубже узнать жизнь и чаяния народа. Вначале Сунь Ятсен примыкал к реформаторам, но со времени войны с Японией он выступает решительным сторонником революционной борьбы против цинской династии, за республику.

Вскоре после нападения Японии на Китай Сунь Ятсен на­правился в Гонолулу, где стал объединять прогрессивно на­строенных китайских эмигрантов и подготовлять создание тайной революционной организации. В феврале 1895 г. в Гон­конге состоялось формальное основание «Общества возрожде­ния Китая».

«Наши сильные соседи, - говорилось в программной декла­рации общества, - смотрят на нас злобными глазами тигра и сокола, они давно пускают слюну, зарясь на рудные богатства Китая, на обилие всяких продуктов. В прошлом они подобно червям беспрестанно отъедали у нас кусочки и подобно киту, проглатывали целые части нашей страны. Теперь они думают полностью разделить Китай на куски, как тыкву, разделить его на части, как бобы. Каждый, кто имеет сердце, должен воск­ликнуть во весь голос, срочно спасти народ из пучины бедствий, спасти здание от падения, чтобы все наши внуки и правнуки не были бы рабами чужеземцев».

В клятве, которую давали члены общества, содержался призыв: «Изгнать маньчжуров, восстановить Китай!»

Сунь Ятсен понял, что одними реформами Китай не спасти, он призывал к революционной борьбе. В 1895 г. под его руко­водством готовилось восстание в Гуанчжоу. Однако власти раскрыли революционную организацию. Несколько соратников Сунь Ятсена были казнены. После этой неудачи Сунь Ятсен в течение нескольких лет посещает ряд стран Азии, Европу и Америку, где вербует себе единомышленников среди китай­ских эмигрантов. Он знакомится с общественными идеями За­пада. В 1900 г. Сунь Ятсен делает еще одну попытку организо­вать вооруженное восстание на юге Китая, но и эта попытка окончилась неудачей.

Если Кан Ювэй и его группа представляли верхушечные слои национальной буржуазии, вышедшие из феодальной сре­ды, то Сунь Ятсен выражал интересы мелкой и средней китай­ской национальной буржуазии. Он искренне и глубоко сочувст­вовал нуждам и чаяниям китайского крестьянства.

Культура Китая в конце XIX - начале XX в.

Все более углублявшийся кризис феодальных отношений опре­делил упадок феодальной культуры господствующих классов Китая. В литературе культивировались эпигонские направле­ния, проповедовавшие слепое подражание классическим образ­цам. Поэзия основывалась на нормах, выработанных в III- XI вв. Господствовавшая в прозе школа всемерно отстаивала конфуцианские идеи в литературных произведениях, написан­ных в канонизированной форме и носивших схоластический характер. Система государственных экзаменов, немногочислен­ные казенные школы не способствовали подлинному развитию науки, сковывали распространение знаний.

Превратив Китай в полуколонию, империалисты поставили одной из своих целей духовно поработить китайский народ, создать послушные им, лишенные национальных традиций, идейно опустошенные кадры интеллигенции.

Но и в этих трудных условиях китайский народ продолжал развивать прогрессивные тенденции своей национальной куль­туры, создавать значительные культурные ценности.

В последней трети XIX в. уже была подорвана былая само­изоляция Китая. Передовые представители интеллигенции стре­мились ознакомиться с достижениями западноевропейской науки и общественной мысли. Большое значение имела дея­тельность Янь Фу, активного пропагандиста западной буржуаз­ной культуры и просвещения. В 1897 г. он начал издавать в Тяньцзине газету «Говэнь бао», в которой публиковались пере­воды наиболее значительных иностранных книг и сообщения о политических событиях за границей. Получили распростра­нение переведенные им «Теория эволюции» Гексли, труды Адама Смита, Монтескье, Спенсера. Одновременно появляются пере­воды ряда произведений Бальзака, Диккенса, Ибсена. Начи­нается знакомство китайцев с произведениями русской литера­туры.

Важную роль в распространении буржуазной культуры в Китае сыграло реформаторское движение. Его вожди Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. были видными деятелями китай­ской культуры - учеными, писателями, публицистами. Рефор­маторы стремились сочетать взгляды древних китайских мыс­лителей с современными западными идеями. В их газетах пуб­ликовались многочисленные материалы об идейной и культур­ной жизни иностранных государств. Много внимания уделялось проблемам образования.

В конце XIX в. появилась острая потребность в реформе ли­тературного языка. Был сделан шаг вперед в распространении байхуа, основанного на нормах разговорной речи, понятного широким массам. «Новый литературный стиль» активно пропа­гандировал Лян Цичао. Его статья «О молодом Китае» стала образцом литературного стиля, сближавшегося с разговорным языком. На байхуа появились прозаические произведения, за­воевавшие популярность у читателей. Разрабатывались проек­ты создания фонетического алфавита взамен иероглифиче­ского письма.

Новые явления в культурной жизни страны отразились на литературе. Были созданы произведения, проникнутые патрио­тическими и демократическими идеями. Эти идеи ярко прояви­лись в творчестве связанного с реформаторами крупнейшего поэта того времени Хуан Цзунсяня (1848-1905). Его стихо­творения, собранные в двух книгах, «Заметки в стихах из хижины в мире людей» и «Стихи о японских событиях», призы­вали к борьбе за спасение от иноземного порабощения. Он призывал идти «с отвагой на смертный бой». Ряд стихотворений Хуан Цзунсяня посвящен событиям японо-китайской войны («Горе тебе, Люйшунь», «Оплакиваю Вэйхайвэй»), потере Тай­ваня. Возмущаясь сдачей бездарными генералами городов и крепостей, он прославляет мужество китайских солдат-патрио­тов, которые «бились, даже искалеченные, сражались, ранен­ные». Хуан Цзунсянь стремился приблизить язык поэзии к языку разговорной речи. Он призывал «писать так, как говорят уста».

В конце XIX и особенно в первые годы XX в. широкое рас­пространение получили «обличительные романы», авторы кото­рых подвергали резкой критике различные стороны феодаль­ных порядков. Они развивали традиции сатирического романа XVIII в., и в частности «Неофициальной истории конфуци­анцев».

Большой популярностью пользовались романы Ли Баоцзя (1867-1906). В его лучшем романе «Наше чиновничество» ост-росатирически изображено разложение государственного аппа­рата тогдашнего Китая. «Все продается, и все покупается, а в промежутках этих торгов рушатся человеческие судьбы, угне­тается народ», - писал Ли Баоцзя. Его роман «События 1900 года» характерен своей антиимпериалистической направ­ленностью.

С романом «Наше чиновничество» перекликается роман У Вояо (1866-1910) «За двадцать лет». Большой популярностью пользовался роман Лю Э (1857-1909) «Путешествие Лао Ца-ня». В 1905 г. вышел роман Цзэн Пу (1871-1935) «Цветы в море зла», первое произведение китайской литературы, в кото­ром сочувственно показывались революционеры.

Большинство авторов обличительных романов не занимали последовательно прогрессивных позиций в основных вопросах общественной жизни страны. В творчестве У Вояо, например, постепенно начинают преобладать сентиментальные и эротиче­ские мотивы, у Лю Э обличение чиновников и сочувствие угне­тенному народу сочетаются с реформистскими иллюзиями и

прямой враждебностью к революционерам. Однако обличение этими авторами правящей верхушки имело огромное общест­венное значение. Их романы привлекли внимание прогрессив­ной общественности, способствовали росту национального само­сознания и подъему революционного движения.

Прогрессивные стороны творчества этих писателей подгото­вили почву для художественной и публицистической деятельно­сти великого китайского писателя-демократа Лу Синя (1881- 1936)-основоположника реализма в современной китайской литературе и искусстве. В начале XX в. Лу Синь выступал глав­ным образом как публицист и переводчик. Он пропагандировал русскую литературу, в 1909 г. совместно с братом издал два сборника «Зарубежных рассказов», включавших переведенные Лу Синем произведения В. Г аршина и Л. Андреева.

Новые явления в общественной жизни оказали влияние на китайский театр. Продолжалось развитие завоевавшей большую популярность еще с начала XIX в. столичной, или пекинской, музыкальной драмы. Прогрессивные деятели театра высказы­ваются за приближение театрального искусства к современно­сти. В 1907 г. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, соз­дали театральное общество «Весенняя ива», поставившее «Даму с камелиями» А. Дюма-сына и «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

В изобразительном искусстве наметилось движение к совер­шенствованию национальных форм. Новое направление в ки­тайской живописи создал крупный художник Жэнь Бонянь (1840-1896), обогативший традиционную китайскую живопись «гохуа» (картины на шелковых или бумажных свитках, кото­рые пишутся тушью или краской, разведенной на воде). Его традиции продолжил замечательный художник Ци Байши (1861-1957). Народный лубок и гравюра откликались на круп­нейшие политические события. Популярностью пользовался цикл гравюр, посвященный франко-китайской войне 1884- 1885 гг. В начале XX в. впервые появилась политическая кари­катура.

Некоторые успехи были достигнуты и в архитектуре. Нацио­нальные традиции нашли воплощение в построенном в конце XIX в. в Пекине императорском летнем дворце «Ихэюань» («Парк безмятежного отдыха»). Замечательные образцы парко­вой архитектуры были созданы в других городах. Дальнейшее развитие получили также художественные ремесла (керамика, вышивание и т. п.).

Нарастание стихийных выступлений народных масс. Движение «Ихэтуань»

Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и де­ревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс.

Если в начальный период агрессии капиталистических дер­жав колониальная эксплуатация затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894-1895 гг., она распространилась и на население Север­ногоi Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский импе­риализм. Строительство иностранцами желёзнйх дорог, откры­тие ими пароходных линий вдоль китайского побережья обрек­ли ка безработицу и голод сотни тысяч кули и моряков, обслу­живавших Великий канал, соединявший Северный Китай с Янцзы. Контрибуция Японии, новые кабальные займы привели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали аренд­ную плату.

Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугуб­лялось стихийными бедствиями. В 1885 г. река Хуанхэ сменила русло и потекла через провинцию Шаньдун. Разрушительные наводнения повторялись из года в год.

Ненависть населения вызывала усилившаяся деятельность иностранных миссионеров.

Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влия­нием пользовались тайные общества, в частности «Ихэтуань» (сОтряды мира и справедливости»), или, как его иногда назы­вают, «Ихэцюань» («Кулак во имя мира и справедливости»). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэныни. Организации общества «Ихэтуань» начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных ко­лонизаторов.

Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: «Поддержим Цинов, смерть ино­странцам!» Члены общества поставили своей целью изгнать «заморских дьяволов» из Китая. Их призывы находили всеоб­щую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропа­ганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун.

Вступавшие в отряды ихэтуаней давали обещание: «Не быть жадным, не развратничать, не нарушать приказаний родите­лей, не нарушать существующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников. В городах быть скромными и не глазеть по сторонам. При встрече с единомышленниками приветствовать их». Они верили, что выполнение соответствую­щих обрядов и заклинания сделают их неуязвимыми для враже­ских пуль и снарядов. В число обязательных обрядов после­дователей общества «Ихэтуань» входили особые приемы кулач­ного боя (поэтому в западной литературе ихэтуаней стали на-

зывать «боксерами»), которым тоже придавался мистический смысл. Они говорили: «Мы изучаем священные приемы ихэцю-аней, чтобы защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и таким образом избавить сооте­чественников от страданий».

В отрядах повстанцев было много молодежи, в том числе 12-13-летние подростки. В отдельные специальные отряды объединялись девушки, замужние женщины, вдовы.

Ненависть к «заморским дьяволам» проявлялась в разгроме христианских церквей, выступлениях не только против иност­ранных миссионеров, но и против китайцев, принявших хри­стианство. В одной из песен повстанцев говорилось: «Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы». Ихэтуани осуждали движение за реформы.

Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и придворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэ-туаням. Маньчжурская знать и китайские феодалы боялись расширявшегося стихийного выступления масс. Но та часть маньчжурской знати и китайских феодалов, которая выступала против всего иностранного с консервативных, феодальных по­зиций, надеялась использовать ихэтуаней в своих интересах, обуздать и приручить их вождей. Губернатор Шаньдуна Юй Сянь вступил с ними в переговоры и согласился включить ихэтуаней в сельское ополчение.

Вмешательство иностранных колонизаторов

Вожди ихэтуаней проводили в тот период по отношению к ино­странцам тактику «устрашения», требовали их ухода из Китая, угрожая в случае невыполнения этого требования свирепой расправой, однако воздерживались от открытых нападений. Несмотря на это, дипломаты империалистических держав об­виняли повстанцев в бесчинствах и зверствах и требовали от китайского правительства «принятия решительных мер».

В конце 1899 г. по требованию американского посланника Юй Сянь был смещен с поста губернатора. Новый губернатор, Юань Шикай, двинул против ихэтуаней войска, которые вместе с находившимися в Цзяочжоу немецкими солдатами усмиряли население.

В декабре 1899 г. на совещании посланников иностранных государств было выработано совместное требование китайскому правительству жестоко расправиться с участниками движения ихэтуаней. В марте 1900 г. империалистические державы по­требовали от китайского правительства усиления репрессий, открыто угрожая военным вмешательством. В апреле в Дагу прибыли военные корабли Англии, США и других: империали­стических держав.

Антиимпериалистическое восстание 1900 г.

Действия Юань Шикая и открытое вмешательство колонизато­ров вызвали новый подъем народного движения. Весной 1900 г. антиимпериалистическое восстание вслед за провинцией Шань-дун охватило столичную провинцию Чжили. Отряды ихэтуаней направились к столице. К маю движение охватило не только сельские местности, но и города. Десятки тысяч крестьян и ре­месленников, среди которых преобладала молодежь и были женщины, с красными или желтыми повязками на головах, вооруженные большими мечами и длинными пиками, неся ог­ромные знамена с надписью: «Следуйте по правильному пути Неба, да здравствуют Цины, смерть иностранцам!», приближа­лись к Пекину.

Тысячи солдат правительственных войск переходили на сто­рону повстанцев. Вооруженные выступления ихэтуаней охвати­ли Маньчжурию. Их прокламации распространялись в Цент­ральном и Южном Китае.

Положение цинского правительства стало угрожающим. Его армии были бессильны преградить повстанцам путь на Пекин. В правящем лагере не было единства. Цыси колебалась. Мно­гие представители правящей верхушки опасались, что продол­жение открытой борьбы с ихэтуанями приведет к быстрому перерастанию антииностранного движения в антифеодальное, направленное против правящей цинской династии. «Войско бог­дыхана, - говорил один из вождей ихэтуаней, - будет драться заодно с нами, но если цинская династия не станет помогать нам и не будет на нашей стороне, то знайте, что тогда мы низ­вергнем династию, но спасем китайский народ от заморских дьяволов».

Страх перед народным восстанием заставил Цыси маневри­ровать. Она пригласила на аудиенцию вождей ихэтуаней. В июне 1900 г. несколько десятков тысяч повстанцев вступили в Пекин и Тяньцзинь. Правительство лицемерно заявило, что берет их под свое покровительство.

Капиталистические державы, давно подготовлявшие интер­венцию, перешли к военным действиям. Их войска после бом­бардировки с моря заняли форты Дагу и повели наступление на Тяньцзинь.

Открытое вмешательство держав вызвало новый взрыв него­дования. Повстанцы начали громить религиозные учреждения иностранных миссионеров, осадили концессии в Тяньцзине, разрушили железнодорожные и телеграфные линии. В ряде случаев повстанцы сжигали правительственные учреждения и казнили наиболее ненавистных чиновников.

В обстановке антиимпериалистического восстания, когда повстанцы фактически контролировали столицу, Цыси подписа­ла 21 июня указ об объявлении войны державам. Отряды ихэтуаней осадили посольства, в которых под охраной нескольких сот иностранных солдат забаррикадировались иностранные дип­ломаты. Германский посланник и советник японского посольст­ва были убиты на улице. Началось 56-дневное «пекинское си­дение» иностранных дипломатов.

Интервенция восьми держав

Империалистические державы использовали пекинские события для расширения захватнической войны. В иностранной прессе публиковались лживые сообщения о гибели всех иностранных дипломатов в Пекине, об истреблении европейцев.и т. п. Под прикрытием разглагольствований о «желтой опасности» в Китай

были посланы десятки тысяч солдат. В подавлении восстания ихэтуаней участвовали войска восьми государств: Германии, Японии, Англии, США, России, Франции, Италии и Австро-Венгрии. Командующим объединенной армией карателей был назначен германский фельдмаршал Вальдерзее. Державы стре­мились использовать интервенцию для новых захватов.

Отряды ихэтуаней оказали упорное сопротивление интервен­там. На стороне повстанцев сражались некоторые части прави­тельственных войск. Бои в окрестностях Тяньцзиня продолжа­лись около месяца. Только 14 июля интервентам удалось полностью овладеть городом. Правительство эвакуировалось из Пе­кина в Сиань. Оно потребовало прекратить осаду иностранных посольств и поручило Ли Хунчжану вступить в переговоры с иностранными державами. 15 августа пал Пекин. Цыси, пол­ностью капитулировав, приказала правительственным войскам присоединиться к интервентам и вместе с ними истреблять пов­станцев. После занятия Пекина Вальдерзее послал каратель­ные экспедиции в различные районы Северного Китая.

Интервенты подавляли восстание китайского народа с неви­данной жестокостью и варварством. Тысячи повстанцев и мир­ных жителей истреблялись озверевшими карателями. Вождь немецких рабочих Август Бебель, выступая в рейхстаге, цити­ровал письмо немецкого солдата, в котором говорилось: «Что здесь происходит, дорогая мама, описать невозможно - на­столько безумны происходящие убийства и резня. Китайцы находятся совершенно вне закона, в плен их не берут; для того чтобы сохранить патроны, их не расстреливают, а закалывают штыками по воскресеньям после обеда - вероятно, чтобы пол­ностью соблюсти святость воскресенья. Мы вынуждены были заколоть штыками 74 китайца».

Подавив восстание, иностранные колонизаторы навязали Ки­таю новый неравноправный договор. 7 сентября 1901 г. Ли Хун-чжан и посланники восьми держав подписали «Заключитель­ный протокол», устанавливавший, что Китай обязан в течение 39 лет выплатить державам огромную контрибуцию - 450 млн. лян серебра, а с учетом процентов - около 1 млрд. лян (при­мерно 1,5 млрд. руб. золотом по курсу того времени). В Пекине создавался особый посольский квартал, где каждое посольство могло иметь свою вооруженную охрану с пулеметами и ору­диями. Иностранцы получили право держать в Китае свои вой­ска и флот. «Заключительный протокол» обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за антииностран­ные выступления.

Особенности восстания ихэтуаней

Восстание ихэтуаней было ярким примером стихийной борьбы народных масс Китая против иностранных колонизаторов. Де­лавшее в то время первые шаги буржуазно-национальное движение не оказало на него какого-либо влияния. Реформаторы были решительными противниками народных выступлений. Воз­главляемое Сунь Ятсеном демократическое направление не нашло еще путей к сближению с народными массами. Китай­ский пролетариат тогда только начинал складываться и не мог стать вождем народного восстания. Не удивительно, что вос­стание ихэтуаней носило религиозно-мистический характер и отражало отсталую идеологию. Слепая ненависть ко всему иностранному, смыкавшаяся с китаецентристскими идеями феодального Китая, варварское разрушение железных дорог и телеграфных линий свидетельствовали о сильном влиянии реакционных традиций на народные массы.

Пестрый состав участников восстания, отсутствие четкой программы и единого руководства, реакционные черты движе­ния, иллюзии его руководителей относительно возможности сотрудничества с цинской династией, превратившейся уже в опо­ру иностранных колонизаторов, единый фронт всех империали­стических держав, организовавших интервенцию против китай­ского народа, - все это привело к поражению антиимпериали­стического восстания китайского народа.

Поддержка русской революционной социал-демократией освободительной борьбы китайского народа

В то время как русский царизм вместе с другими империалисти­ческими хищниками участвовал в подавлении восстания китай­ского народа, революционные русские социал-демократы во главе с В. И. Лениным решительно выступили в поддержку его справедливой освободительной борьбы. В первом номере газе­ты «Искра» рядом с другими программными статьями В. И. Ле­нина была напечатана его статья «Китайская война», выражав­шая сочувствие революционной России антиимпериалистиче­ской борьбе китайского народа.

«Да, китайцы, действительно, ненавидят европейцев, - пи­сал В. И. Ленин, - но только каких европейцев они ненавидят, и за что? Не европейские народы ненавидят китайцы - с ними у них не было столкновений,- а европейских капиталистов и покорные капиталистам европейские правительства. Могли ли китайцы не возненавидеть людей, которые приезжали в Китай только ради наживы, которые пользовались своей хваленой ци­вилизацией только для обмана, грабежа и насилия, которые вели с Китаем войны для того, чтобы получить право торговать одурманивающим народ опиумом... которые лицемерно прикры­вали политику грабежа распространением христианства?»*.

Статья В. И. Ленина «Китайская война» была первым важ­ным актом поддержки китайского народа со стороны рабочего класса Росси

С решительным протестом против империалистической ин­тервенции в Китае выступили также В. Либкнехт, А. Бебель, Р. Люксембург и другие деятели международного рабочего движения.

На рубеже ХIХ-ХХ веков формируется революционно-демократическое движение. Его участники имели целью путем вооруженного восстания свергнуть маньчжурскую династию и провозгласить республику. Именно так, по их мнению, можно было возродить мощный и независимый Китай. Признанным лидером китайских революционных демократов стал Сунь Ятсен, который длительное время находился в эмиграции и был хорошо знаком с политическим опытом Запада. Он считал, что единственный правильный путь выхода из кризиса - сочетание традиций китайской цивилизации с нововведениями, которые пришли с Запада, и возлагал большие надежды на поддержку со стороны Японии и западных государств. В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники основали в Японии революционную организацию «Объединенный союз». Его программа («три народных принципа») была разработана Сунь Ятсеном. Первый принцип звучал как «национализм» и предусматривал свержение власти маньчжурской династии и возвращение власти китайскому правительству. Второй принцип получил название «народовластие» и означал установление в стране буржуазно-демократической республики после свержения монархии. Третий принцип - «народное благосостояние» - имел в виду справедливое решение основного для Китая вопрос - аграрного. «Объединенный союз» начал подготовку антиманьчжурских восстание на юге Китая.

Синьхайская революция

10 октября 1911 началось вооруженное восстание в одном из крупнейших центров южного Китая - Учан. Это восстание положило начало новый этап национально-освободительной борьбы, который историки часто называют Синьхайской революции (1911 г. по старому китайскому календарю назывался «Синьхай»). Повстанцы выгнали маньчжурских чиновников и создали революционное правительство, который требовал отречения Цинской династии от власти и провозгласил Китайскую республику. Революционеры обратились к согражданам с призывом восстать против маньчжурского правления. Время, чтобы избежать вмешательства иностранцев, революционная власть пообещала выполнить обязательства по всем договорам, которые были подписаны императорским правительством. Страны Запада также пошли навстречу и заявили о своем нейтралитете в конфликте, углублялся.

На призыв учанських революционеров откликнулся весь Китай. На начало декабря власти маньчжуров была отменена в 15 провинциях. Пекин контролировал лишь три северные провинции Китая. В условиях обострения политического кризиса среди китайского населения наблюдался всплеск националистического экстремизма, который иногда приобретал форм геноцида против маньчжуров как народности. Императорское правительство, потеряв способность контролировать ситуацию, обратился за помощью к известному генерала Юань Шикая, китайца по происхождению. Он был назначен главнокомандующим всеми войсками, а также получил пост премьер-министра. Во избежание дальнейшего углубления политического кризиса и сохранения института императорской власти 2 ноября 1911 была принята конституция, превратившая страну в конституционную монархию.



Как опытный и умеренный политик, Юань Шикай выступал за преодоление политического наследия цинского правления, китаизации высших органов власти, национальное примирение китайцев и маньчжуров и предпочитал политическим методам преодоления конфликта. Поэтому методы против революционного Юга он сочетал с поиском путей для примирения. По его инициативе было прекращено боевые действия и начаты переговоры с революционерами. На этих переговорах не удалось договориться о сохранении монархии даже в конституционной форме, но Юань Шикай предложили пост президента республики после отречения Цинской династии.

В конце 1911 г. с многолетней эмиграции вернулся Сунь Ятсен, что укрепило позиции радикального лагеря. В Нанкине, ставший столицей Китайской республики, 29 декабря 1911 г. на конференции представителей независимых провинций Сунь Ятсена был избран временным президентом. 1 января 1912 он принес присягу и официально провозгласил Китайскую республику. Было создано ее высший временный законодательный орган - Национальное собрание, после чего судьба Цинской династии была предопределена.

При посредничестве Юань Шикая начались переговоры с императорским двором об условиях отречение от власти. 12 февраля 1912 от имени малолетнего императора был издан эдикт об отречении. Власть маньчжурской династии Цин была свергнута.



Сразу же после этого Сунь Ятсен, выполняя предварительные договоренности своего окружения, отказывается от полномочий временного президента и рекомендует на этот пост Юань Шикая, которого единогласно избрало Национальное собрание. По своей сути этот акт добровольной передачи власти стал историческим компромиссом между двумя ключевыми политическими лидерами Севера и Юга - Юань Шикай и Сунь Ятсеном. Это на некоторое время позволило избежать кровопролитной гражданской войны, прямого вмешательства иностранных государств и неизбежного раскола страны.

Республиканское правительство приняло целый ряд прогрессивных указов. Важнейшим достижением нового режима стало принятие временной конституции (10 марта 1912 г.), в которой впервые за всю историю Китая было провозглашено равенство всех граждан, право частной собственности и свобода предпринимательства, основные демократические свободы, распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также предусмотрено создание постоянно действующего парламента. Столицей Китайской республики по требованию Сунь Ятсена должен стать Нанкин. Но Юань Шикай отказался переезжать туда и его инаугурация состоялась в Пекине, который вскоре был провозглашен столицей.

Готовясь к парламентским выборам и стремясь консолидации всех патриотических сил, способных отстоять республиканский строй, в августе 1912 г. Сунь Ятсен со своими единомышленниками основал новую партию Гоминьдан (Национальная партия). На парламентских выборах Гоминьдан достиг значительных успехов и потребовал создания «ответственного партийного правительства».

Но Юань Шикай не собирался делиться властью и прибегнул к репрессивным действиям. По его тайному приказу был убит гоминьданьський кандидат на пост премьер-министра. Чтобы добиться укрепления своих вооруженных сил, в апреле 1913 г. без согласования с парламентом Юань Шикай принял большую иностранную заем. Эта акция получила большого политического резонанса. Гоминьдан призвал народ к вооруженной борьбе против режима Юань Шикая. Но массового выступления организовать не удалось, поскольку большинство китайского населения на этот призыв не откликнулась. Лишь некоторые верные Гоминьдана военные части начали военную кампанию против Юань Шикая, получившая название «вторая революция» (июль-август 1913 г.). Имея большое преимущество в вооруженных силах и материальном обеспечении, пекинское правительство подавил выступление гоминьдановцев. Сунь Ятсен и другие лидеры «второй революции» были вынуждены эмигрировать. Поражение оппозиции открыла путь Юань Шикай к диктатуре.

Таким образом, Синьхайска революция, национально-освободительная по своему характеру, исполнила главные политические задачи:

Ликвидировала правления маньчжурской аристократии и монархический режим;

Провозгласила республику западного образца - первую в то время в Азии (даже в Европе было всего лишь три республиканские правительства - во Франции, Швейцарии и Сан-Марино)

Освободила рабов и крепостных в бывших имениях императора и маньчжурской знати,

Ускорила модернизацию страны.

Однако Синьхайская революция не ликвидировала деспотию - традиционную для Китая политическую власть, - а только привела к приспособлению ее к новым историческим условиям.

Революция в Иране и Турции

Иран

К началу ХХ века Иран оставался отсталой страной, полуколонией Англии и России. Высшая власть в стране принадлежала шаху, происходивший из династии Каджаров (правила с конца XVIII века). В иранском селе, где проживало более половины населения, господствовали феодальные отношения и помещичья произвол. Через иностранную конкуренцию большая национальная промышленность не развивалась. В тяжелом положении находились ремесленники, чья продукция не выдерживала конкуренции дешевых иностранных товаров фабрично-заводского производства.

Глубокий экономический и политический кризис, который переживал Иран, засилье иностранцев, прогнивший государственный строй, невыносимые условия жизни простого народа - все это способствовало подъему народного движения в начале ХХ века. Формируется мощный лагерь оппозиции шахского режима. Причем за ограничение шахской власти выступило и мусульманское духовенство. Оно было обеспокоено посягательством шаха на доходы церкви и проникновением в страну христианства. Поэтому революционное движение в Иране развивался под идеологическим влиянием мусульманского духовенства, под знаменем ислама.

Революция 1905-1911 гг

Большое влияние на политическую ситуацию в Иране имели революционные события 1905 г., происходившие в соседней России. В декабре 1905 г. в Тегеране прошла массовая демонстрация протеста против действий власти, которая переросла в всеобщая политическая стачка. Ее главными требованиями стали введение конституции и созыва меджлиса (парламента). События в Тегеране принято считать началом иранской революции 1905-1911 гг Фактически это был конституционный движение, приобрело массовый характер.

В дальнейшем волна восстаний охватила и другие иранские города. Под давлением народного движения, приобретал размах, шах был вынужден дать обещание выполнить требования оппозиции. Но это оказалось лишь маневром реакции. Добившись прекращения массового движения в столице, шах начал массовые репрессии против его участников.

В ответ летом 1906 поднялась новая волна народного протеста. Конституционный движение приобрело большие масштабы. В этих условиях шах пошел на уступки и объявил о выборах в меджлис. Открытие меджлиса произошло в октябре 1906 г., а в декабре его депутаты утвердили первую иранскую конституцию, провозгласив тем самым страну конституционной монархией (весной 1907 г. конституция была дополнена целым рядом важных положений). Однако принята конституция почти сразу стала нарушаться правительством и его чиновниками. Поэтому революционное движение продолжало нарастать.

Сложным положением в Иране попытались воспользоваться Англия и Россия. В августе 1907 г. была подписана англо-российское соглашение о разграничении сфер влияния в Иране. Иран по этому соглашению разделялся на три части: Северный Иран (самый населенный и богатый) оставался в сфере российского влияния, Центральный был объявлен нейтральным, а Южный признавался сферой влияния Англии.

Опираясь на поддержку иностранных государств, шах Ирана Мохаммед Али (ступил на престол в 1907 г.) в июне 1908 г. совершил государственный переворот. В Тегеране было введено военное положение, меджлис распущен, действие конституции приостановлено.

Однако революционная борьба на этом не завершилась. В Тебризе - административном центре иранского Азербайджана - началось вооруженное антишахське восстания. Революционеры начали поход на Тегеран и в июне 1909 г. заняли столицу. Шах Мохаммед Али был вынужден отречься от престола в пользу своего 10-летнего сына, во времена правления которого был основан регентство. Конституция была восстановлена, был созвано второе меджлис. Новый иранский правительство состояло из умеренно-либеральных деятелей, представлявших интересы крупной торговой буржуазии и помещиков.

После некоторого ожидания в иранские события решили вмешаться иностранные государства. В 1911 г. царская Россия ввела свои войска в северные провинции Ирана, а Англия - в южные. Революционное движение было подавлено. Меджлис снова разогнали. К власти на смену умеренным либералам пришли реакционеры. Эти события завершают иранскую революцию.

Итак, революция 1905-1911 гг оказалась незавершенной. Каджарська династия сохранилась. Остались неприкосновенными привилегии феодалов. Однако главная цель революции - введение конституционных ограничений шахского режима - была достигнута. Иран стал конституционной монархией. В годы революции укрепили свои политические позиции торговая буржуазия и либеральные помещики.

Турция

На конец ХIХ века большая в прошлом Османская империя окончательно потеряла свое былое влияние на ход мировой истории, превратившись в полуколонию Запада. Европейские государства объявили Османскую империю «больным человеком Европы» и присвоили себе право решать его судьбу. Происходил фактический раздел османских территорий. Босния и Герцеговина находились под австро-венгерской оккупацией, в Тунисе хозяйничали французы, Египет захватила Англия. Формально эти территории оставались в составе Османской империи, но фактически они перешли под полный контроль иностранных государств. Используя все возможные средства, иностранный капитал занял ключевые позиции во всех сферах турецкой экономики. Это сдерживало развитие национальной промышленности, где царил мануфактурный способ производства. Практически не развивалось сельское хозяйство. Везде для обработки земли крестьяне использовали деревянную соху.