Кому нужна социология. Почему необходимо изучать социологию? Для чего нужна социология человеку




Зачем экономисту нужна социология?

Одной из важнейших особенностей развития современных естественных и технических наук является все более глубокое осознание учеными неразрывной связи этих наук с культурно-историческими особенностями общества, его религией, государственно-политическим устройством, массовой психологией и т. д. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В данной работе попытаемся определить важность социологии и социологических исследований для экономики.

Экономика - это не столько взаимодействие цифр, сколько взаимодействие людей, т. е вполне социальная наука. Люди производят товары и услуги, руководствуясь ожиданиями прибыли, исходя из общей ситуации на рынке (есть ли кризис, каковы политические настроения, будет ли более или менее востребован определенный товар или услуга). Необходимым подспорьем для проведения экономических расчетов и прогнозов служат, наряду со статистическими данными, и социологические исследования.

Общими объектами экономики и социологии явля­ются люди, группы людей, сообщества и социум в целом, жизнедеятельность во всех формах. Их общим предметом яв­ляется сознание и поведение индивидов и групп, правила и механизмы, ресурсы, промежуточные и конечные результаты и эффективность взаимодействий.

В науке широко известна органически интегрированная комбинация социоло­гии и экономики, что нашло отражение в появлении специальной социологичес­кой теории - экономическая социология.

Именно экономическая социология в явной форме осуществляла и продолжа­ет осуществлять функцию связи экономи­ческого и социологического знания, выс­тупая представителем, доверенным лицом социологии и социологов в экономике .

Необходимо подчеркнуть, что совре­менная экономическая теория заметно уходит от традиций, начало которым было положено более двух с половиной веков тому назад Адамом Смитом . Имен­но он может считаться основоположни­ком экономической социологии, Вебер впоследствии следовал его идеям.

Основой интереса традиционных эко­номических наук является поведение любых хозяйствующих субъектов, под­чиненное системе постулатов о рацио­нальном выборе, взаимной независимости (индивидуальности), полезности как убы­вающей функции объема потребляемых ресурсов, свободной конкуренции. Они - база идеального представления, идеаль­ной модели рыночного хозяйствования.

Современное расширение интересов экономики и социологии свидетельству­ет об изменении характера соб­ственно исследуемого объекта - процес­са хозяйствования. Новые технологии в коммуникациях и управлении, резко возросшее участие наемных работников в управлении организациями и предпри­ятиями, общий поворот рынка и произ­водства в сторону покупателя, пользо­вателя, приобретателя услуг, наконец, активное участие населения в политичес­кой жизни превратили хозяйствование во многих странах из способа добычи выгоды для собственника капитала че­рез социальные инструменты в инстру­мент создания комфортных социальных условий. Произошел своеобразный воз­врат к лозунгам докапиталистического времени «работать - чтобы жить» после долгого господства протестантской уста­новки «жить - чтобы работать». Эпоха бессубъективной экономики подходит к своему естественному завершению .

Социология – наука, изучающая отношения, процессы, события, которые происходят в обществе. Она изучает не только те общественные взаимодействия, которые протекают в данный конкретный момент, но и те, которые имели место быть десятки, сотни и тысячи лет назад. Кроме того, социология имеет и функцию прогнозирования, т. е. с её помощью человек может предугадать ближайшие изменения в общественной жизни.

Общество – среда, в которой обитает человек. Общество может воздействовать на любого человека, но не на всех одинаково, а на каждого по-своему. Человек, изучив механизмы работы социологии, способен контролировать это воздействие и сам может управлять им.

Социология позволяет найти ответы на вопросы об обществе, о насущном бытии, о глобальных проблемах человечества. Нормально развитие любого общества невозможно без знания реального положения дел в социуме, не понимая происходящих в нём процессов.

В настоящее время социальный компонент экономики проявляется в сле­дующем. Первый комплекс связан с эко­номическим субъектом (фактором) и его мотивацией. С позиций экономики мо­тивация экономического фактора всег­да определяется рациональным выбором и стремлением максимизировать полез­ность или выигрыш. Экономическая социология имеет дело с социальными факторами, и потому рациональность и стремление максимизации выгоды не всегда определяют действия и поведе­ние людей. Она ищет ответы на вопросы о том, как и чем нарушается рациональность выбора, какие внешние по отно­шению к экономике факторы формиру­ют критерии поведения социальных субъектов в пространстве хозяйствова­ния и т. п. Она изучает не только причи­ны и последствия нарушения рациональ­ности выбора решений, но предлагает новые критерии принятия решений в сфе­ре хозяйствования, учитывающие нега­тивные и позитивные последствия (экстерналии) как для непосредственно взаимодействующих субъектов, факторов, агентов, так и для других фиксирован­ных элементов социума (социума в целом, частей социума, таких как территориаль­ные сообщества, различные подсистемы, социальные группы т. п.) на фиксирован­ных интервалах времени. С этих позиций определенные элементы экономической социологии превращаются в инструмен­тальную часть социоэкономики. Соци­оэкономика как способ хозяйствования становится скорее даже не оболочкой экономики, а ее ведущим ядром.

Второй комплекс связан с социальной структурой хозяйства и хозяйствования. В него входят социоструктурные (статус­ные) аспекты производства продукции, ее распределения и потребления. С по­зиций экономики в данном аспекте мы имеем дело с хозяйствованием на различ­ных уровнях (микро-, мезо-, макро-), раз­ными институтами и правилами в регулировании рынка и рыночных отноше­ний, участием государства в хозяйство­вании и ограничениях рыночных про­цессов. Для экономики как способа рыночного хозяйствования механизм установления равновесия между спросом и предложением товаров реализуется че­рез цены при условии свободной кон­куренции. При этом иные характеристи­ки агентов, акторов на рынке, кроме их способности предложить товары или потребности в определенных товарах, для экономики роли не играют. Обменные операции опосредуются деньгами, деньги также оказываются товаром. Ре­шающее значение имеет обладание ка­питалом, возможность управления и рас­поряжения им, право и возможность присвоения экономических результа­тов. Но и капитал также превращается в товар. Всякое движение на рынке, как и самих рынков, всякая динамика имеет в конечном счете единую и единствен­ную цель - ресурсную выгоду, т. е. расширенное возобновление средств, затра­чиваемых на эту динамику .

Таким образом, можно сказать, что необходимость изучения социологии есть в наши дни и будет существовать в будущем, ведь потребность в познании тонкостей взаимодействия между людьми не угаснет никогда.

Список литературы

Г., И., Н., В. Социология: учебник. – М.: Высшая школа, 2009. Т. Социология, Общий курс. - М.: Прометей, 2009. С. Социология: Учебник для вузов, 3-е изд. - М.: Логос, 2010.

Необходимость изучения социологии определя­ется прежде всего возрастанием роли и зна­чения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств, важ­нейшие из которых состоят в следующем.

Во-первых, наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. Важные и быстрые социально-политические изменения происходят сегодня во многих других странах и в мировом масштабе. В этих условиях особенно актуально, теоретически, пол­итически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что, как изве­стно, связано прежде всего с социологией. Сегодня не под­лежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно (в том числе и социологически) солидно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланирова­ны и спрогнозированы, то результаты могли бы быть совер­шенно другими, куда менее болезненными и более плодо­творными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Во-вторых, современный этап развития нашего и других обществ неопровержимо свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сфе­ры общественной жизни. Не случайно за последние годы речь так часто идет о «сильной социальной политике», о «социально ориентированной экономике», о «социальной защите населения», о «социальных последствиях реформ» и т.д. Жизнь убедительно доказала, что игнорирование или серьезная недооценка роли и значения социальных факторов и социальных последствий проводимых реформ ставит под реальную угрозу успешное проведение этих ре­форм как в обществе в целом, так и в его отдельных сфе­рах. Во введении к своей книге «Этапы развития социологической мысли» французский философ и социолог Рай мои Арон отмечает, что в последней трети XX в. «хомо социологикус» приходит на смену «хомо экономикус».

В-третьих. Одной из главных и сложных задач прогрес­сивного развития нашего и многих других обществ на со­временном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальных групп, проблем соотношения и взаимодей­ствия личности, социальных общностей и общества в це­лом, что непосредственно входит в качества главного в предмет социологии. Как считал французский социолог Э.Дюркгейм, социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество.

Итак, сама общественная жизнь, особенно в периоды ее преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, по-новому ставит старые проблемы и тем самым серьезно стимулирует раз­витие этой науки. Но и исследования социологов, дости­жения социологической науки, как показывает опыт исто­рии, способны оказать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения вни­мания социологов на исследовании определенных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Так, извест­ные исследования социологами расовых отношений в США в 40-50-е гг. оказали огромное влияние на ради­кальное изменение ситуации в этой области в 60-е и по­следующие годы. Думается, что установленный социоло­гами нашей страны факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыг­рал не последнюю роль в переходе к переговорному про­цессу и прекращению военных действий.

Воздействие социологии на общественное развитие ши­роко и многообразно. Это связано прежде всего с тем, что социологическое знание все больше проникает в самые различные слои населения, чему способствует, в частно­сти, систематическое изучение соответствующих проблем как в средней школе (например, курсы «Человек и обще­ство», «Введение в социологию» и др.), так и в высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки кадров. Благодаря этому все больше специалистов получа­ют возможность применять на практике свои социологи­ческие знания, в том числе и в процессе профессиональ­ной деятельности. Велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики и в определении эффективности проведенных в ее рамках мероприятий. К сказанному добавим, что методы исследования, выработан­ные в социологии, все шире и успешнее используются в дру­гих общественных науках. Например, метод опроса при изу­чении общественного мнения стал использоваться при изу­чении рыночных отношений в экономической науке.

Литература

Социология. М.: 1990. - Введение и гл. I.

Фролов С-С. Социология. М.: 1994. - Гл.1 и 2.

Смелзер Н. Социология. М.: 1994. - Гл.1.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: 1994.

Социология как предмет специального научного исследования. М.: 1992.

Дискуссия о предмете социологии на страницах журнала «Соци­ологические исследования» за 1990-1992 гг.



Социология перестройки. М.: 1990.

Иванов В-Н. Социология сегодня. М.: 1989.

Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: 1990.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, програм­ма, методы. М.: 1987.

Контрольные вопросы

Что такое «социальное» в широком и узком смысле слова?

Как можно определить предмет социологии?

Каковы наиболее общие и важные социологические категории и законы?

Какова структура социологической науки?

Чем характеризуется метод социологии?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией и историей?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с политоло­гией, экономической и другими специальными общественными нау­ками?

Каковы основные функции социологии?

Как изменялось отношение к социологии в нашей стране?

В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в со­временных условиях?

Социология-это наука об обществе, системах, состовляющих его, закономерностях функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин "социология" впервые был введен в научный оборот О.Контом в 1832году в 47-й лекции "Курса позитивной философии".
Менялось поколение и менялась наша жизнь.Люди потихоньку стали понимать, что без социологов жизнь станет намного труднее. ведь социология-это наука, которая изучает людей как изнутри, так и снаружи, изучает общшественную жизнь человека, а так же изучает взаимосвязь людей друг с другом.
По-моему мнению, а точнее своими словами, я понимаю социологию как, связь человека с обществом в целом. Социология наряду с другими смежными науками изучает то, как устоено общество, какие функции выполняет общество и как оно изменятеся. Социологи контактируют напрямую с людьми, за счет чего они узнают людей ближе. Социологи-это ученые которые должны быть особенно мудры, потому что они не только узнают многое, но и должны уметь находить в этом многом самое важное.
Выбрала я свою будущую профессию примерно вначале одиннадчатого класса.Потому что стала понимать и осознавать, что социология-это одна из интереснейших и востребованных профессий. Можно сказать, что работа весьма разнообразна и требует знания статистики и социальной теории, психологии, права, экономики, истории и многих других предметов.Помимо этого социолог долден иметь навыки аналитического и критического мышления, в совершенстве пользоваться компьютером.Обладать способностью ощущать на себе чужие социальные роли. Социологи видят что-то особенное и новое, в самых простых ситуациях, они следят за всем происходящем в окружающем мире и пытаются найти для себя весьма интересное и новое. Социологи следят за телепередачами, слушают радио, читают многие книги и журналы, то есть пытаются чем можно быстрее узнать об общественной жизни и различных фактах.
Социологи выполняют ряд функции, который знает каждый из них. Самая главная задача, которая стоит перед социологами это способность вырабатывать новые процессы в будущем, создавая возможность лучше развиваться обществу. Социологическе исследование сейчас используется для принятия каких-либо государственных решений,законов. Социологи нужны и в рекламе,именно с их работы начинается любая рекламная акция, если в нее плонируется вложить действительно значительные средства. И наконец, в СМИ социологи проводят опросы, ведут тематические колонки, союирают данные для информационных таблиц, состовляют рейтинги.
На первый взгляд работа социоллга выглядит немного скучной и не интересной, но это вовсе не так, на самом деле это очень кропотливая работа, ведь социолог сначала определяет проблему, потом решает,какими способами или путями ее лучше решить.Затем только приступают к работе.

Выполнила:Аветисян Лилит. Сб-122
Проверила:Лактюхина Е.Г.

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

- Каково, на Ваш взгляд, положение дел с социологией в России? Сохранились ли независимые от государства социологические центры? Возможно ли сохранить независимость социологии в современной России?

Состояние социологии в современной России в принципе мало отличается от общего положения дел в российской науке. Это положение последнее десятилетие интенсивно ухудшается. Достаточно вспомнить пресловутую «реформу» Российской академии наук. Я имею в виду состояние науки как социального института, а не как совокупности идей и сообщества людей, где могут быть свои достижения и озарения.

В частности, научная деятельность в сфере обществознания приобретает всё более имитационный характер. Кроме того, увеличивается зависимость от институтов управления обществом, растет и идеологизированность социальной науки. Не могу сказать, чтобы даже прикладная наука, не говоря уж о фундаментальной, была сильно востребована - хоть властью, хоть обществом. Исключение составляет, пожалуй, политическая, особенно электоральная социология, хотя и она используется больше в пропагандистских, чем в экспертных целях.

Можно указать на две относительно автономные друг от друга тенденции. Одна - возрастающая ориентация на следование в фарватере мировой социологии, иногда - с утратой самостоятельности и с отрывом от реалий нашего общества. Другая тенденция - растущая бюрократизация, особенно академической и университетской науки. (Одни только формальные «показатели результативности научной деятельности» чего стоят.)

Во всё более затруднительном положении оказываются некоммерческие научные организации. Участились случаи их преследования как «иностранных агентов», если они пользуются поддержкой зарубежных фондов. Между тем именно поддержка со стороны отечественных государственных и полугосударственных фондов чревата зависимостью от «пожеланий» заказчика, вплоть до полной сервильности.

Сказанное относится не только к социологии, но к социологии в большой мере и ярких проявлениях.

- Каковы, по Вашему мнению, самые актуальные проблемы социологии в России? Насколько эти проблемы похожи на те, с которыми Вы сталкивались в СССР?

Пожалуй, актуальнейшей проблемой сегодня становится состояние массового сознания, которое, приходится признать, не лишено предрасположенности к агрессивности, ксенофобии, псевдопатриотизму, имперскости, своего рода мессианству, в смысле особого пути России, призванной отстоять «традиционные» ценности «русского мира» и т. п. Эта предрасположенность усиленно эксплуатируется и гипертрофируется государственными и официозными СМИ, точнее, - средствами массовой пропаганды, особенно федеральными телеканалами с их многомиллионной аудиторией.

Общество оказывается беззащитным перед напором и/или накалом этих средств «массового духовного поражения». Происходит тотальное «облучение» общественного сознания в духе известных антиутопий, от замятинского «Мы» до «Обитаемого острова» Стругацких.

Исследование социально-психологических механизмов этого оглупления (соответственно, «поглупения») общества в целом, с одной стороны, и возможности и перспектив сопротивления этим разрушительным процессам, с другой стороны, - сегодня едва ли не первоочередная задача общественной науки. Однако именно этот круг задач игнорируется отечественной социологией. Последняя как бы встраивается в систему идеологического воздействия, лишь на словах сохраняя свою автономию.

Другой важнейшей задачей нашей социологии, на наш взгляд, является исследование нынешней социальной структуры, особенно - в ее поколенческих «разрезах». Это - едва ли не terra incognita современного отечественного обществознания. По счастью, достаточно распространены сегодня эмпирические исследования процессов всевозрастающего социального неравенства, далеко обгоняющего даже страны «третьего мира».

Наконец, к актуальнейшим проблемам социологии у нас относится взаимодействие (порой драматическое) личности и социальных институтов, от детского сада до пенсионного фонда, и особенно - институтов власти, будь то политической, экономической, правоохранительной и т. д.

Нельзя сказать, чтобы эти и другие ключевые проблемы социальной науки не вставали и не ставились в советские времена. Тогда крупицы истины об общественных реалиях высвечивались сквозь фильтр цензуры, туман идеологических заклинаний и максимы марксистско-ленинского учения. Социолог сегодня свободнее идейно, но более зависим экономически.

- В марте 2014 года был проведен опрос по Крыму, который исследователи из ФОМа и ВЦИОМа назвали мегаопросом и очень гордятся тем, как умело он был проведен. Горячо поддержал этот опрос и Дмитрий Рогозин, интервью с которым мы публикуем параллельно. Но далее в Крыму произошли известные события, которые продолжают развиваться по спирали. Ваше отношение мегаопросу?

Свое отношение к нему мне приходилось высказывать не однажды, особенно подробно - в статье , опубликованной на портале «Когита.ру» , а также на сайте Санкт-Петербургской ассоциации социологов .

Этот опрос, небывалый по масштабам (около 50 тыс. опрошенных), является характерным примером того, как властные институты используют социологов-полстеров в своих целях и как охотно ведущие опросные фирмы клюют на эту «наживку». Названное «социологическое мероприятие», на мой взгляд, находится ниже всякой профессиональной критики, хоть и осуществлялось квалифицированными и, пожалуй, даже добросовестными исполнителями. Некоторые сотрудники ВЦИОМа и ФОМа, похоже, и впрямь гордятся тем, что, получив от Кремля (через посреднический фонд) заказ за три дня до известной «крымской речи» первого должностного лица государства, сумели уложиться в эти три дня, чтобы:
а) подготовить методический инструмент,
б) рассчитать грамотную выборку,
в) договориться с десятками колл-центров, мобилизовавших сотни интервьюеров,
г) опросить по телефону, как уже указывалось, 50 тыс. граждан в разных регионах России,
д) статистически обработать собранную информацию,
е) положить на стол президенту сакраментальную цифру - 91% россиян поддерживают отторжение Крыма от Украины в пользу России.

Эта и другие цифры из данного опроса вошли в историческую речь Путина 18 марта 2014 года в качестве социологического обоснования (подкрепления) к тому времени уже состоявшейся «аннексии Крыма» или «восстановления исторической справедливости» (кому как угодно называть).

Благодаря Дмитрию Рогозину, еще год назад опубликовавшему во ВЦИОМовском «Мониторинге общественного мнения» (2014, №2) статью под названием «Насколько корректен телефонный опрос о Крыме: апостериорный анализ ошибок измерения» , оказалось возможным детально ознакомиться и с инструментарием (гайдом телефонного разговора), и с обстоятельствами опроса, и с огрехами бесед интервьюеров с респондентами.

Статья Рогозина была методолого-методическая, якобы критическая, а по сути - апологетическая в отношении данной «социологической акции». В ней приводились примеры аудиозаписей телефонных интервью, проведенных как некорректно, так и корректно с точки зрения автора. Однако из всех этих примеров прекрасно видно, что характер вопросов, их последовательность, не говоря уж о настойчивости интервьюеров, являются «наводящими» на позитивный ответ.

Не следует думать, что интервьюеры и/или организаторы опроса «рисовали» эти результаты. Респонденты действительно отвечали «как надо», вот только содержание вопросов и ситуация опроса их «слегка» подталкивали к этому. В итоге возникли данные, вполне отвечающие интересам заказчика.

Разумеется, россияне в большинстве своем согласились со «спецоперацией» по присоединению Крыма. Мало того, именно этот внешнеполитический шаг дал мощный импульс подъему патриотических чувств и небывалому (со времен российско-грузинской войны 2008 года) взлету рейтинга «национального лидера». Но ни тогда, ни даже теперь это большинство на самом деле отнюдь не такое уж подавляющее и абсолютное.

Кстати, и современный «заоблачный» рейтинг главы государства имеет ту же природу артефакта. Народная поддержка на уровне 86% (а теперь уже и почти 90%) есть не что иное, как сумма позитивных ответов на вопрос: «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента РФ?» (формулировка Левада-Центра). В условиях жестко авторитарного общества, дрейфующего в сторону тоталитаризма, массовый ответ и не мог быть иным.

Социология и свобода

Искэндэр Ясавеев,
докт. соц. наук, гражданский активист (Казань)


Ответ на вопрос «Зачем сейчас нужна социология в России?», заданный мне редакцией ТрВ-Наука, на мой взгляд, не зависит от конкретного времени. Сейчас, как и в прошлом, социология необходима для понимания действий людей, а также для прояснения очень важных вопросов о свободе, выборе и ответственности людей за свои поступки и бездействие.

Попробую проиллюстрировать значение социологического подхода с помощью примера. В марте 2012 года в одну из больниц Казани из отдела полиции «Дальний» был доставлен Сергей Назаров. У него диагностировали разрыв прямой кишки и другие повреждения внутренних органов. Перед операцией он рассказал медикам, что был избит и изнасилован в полиции бутылкой из-под шампанского. После операции Сергей Назаров впал в кому и умер. По данным следствия, сотрудники полиции истязали задержанного, добиваясь признания в краже мобильного телефона. В результате судебного разбирательства восемь сотрудников отдела полиции «Дальний» были признаны виновными и наказаны лишением свободы на срок от 2 до 14 лет.

У всех, кто узнавал о происшедшем, возникал вопрос: как это стало возможным? Почему сотрудники полиции совершали запредельные садистские действия? Здравый смысл часто способствует индивидуализации причин и факторов человеческого поведения. Нам нередко свойственно объяснять поступки других людей их личными чертами. Социология же настаивает на рассмотрении наряду с индивидуальными чертами целого ряда других факторов - ситуативных, организационных, системных.

Ключевой социологический вопрос в данном случае заключается в том, какие системные черты российской и татарстанской полиции сделали возможным происшедшее. Отсутствие внешнего и внутреннего контроля, давление руководства с целью обеспечить раскрываемость, необходимость демонстрировать выигрышную отчетность, назначение на должности по принципам лояльности и наличия связей, а не компетентности, вертикальные коррупционные связи и ощущение безнаказанности, наличие соответствующих образцов действий? К сожалению, гораздо больше внимания после гибели Сергея Назарова уделялось не этим вопросам, на которых настаивали социологи и правозащитники (Казанский правозащитный центр и ассоциация «Агора»), а наказанию конкретных полицейских, непосредственно виновных в смерти задержанного.

Один из штрихов данной ситуации: министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров после своей отставки в апреле 2012 года был назначен сначала заместителем премьер-министра Республики Татарстан, а впоследствии руководителем аппарата президента Татарстана, а министр внутренних дел России Рашид Нургалиев с мая 2012 года работает заместителем секретаря Совета безопасности России.

Социологи подчеркивают, что действия людей в гораздо большей степени определяются социальными факторами - распространенными моделями поведения, ролевыми ожиданиями, ориентацией на референтные группы, подчинением власти и т. д., нежели личными качествами. Однако это не означает, что конкретные участники - чиновники, полицейские, военные, судьи, рядовые граждане - не несут ответственности за свои действия или их отсутствие. Выбор, как поступить, есть всегда, и доминирующие образцы поведения создаются именно в результате множества такого рода выборов. В этом заключается еще одно важное социологическое положение: социальная реальность не есть нечто жесткое и предзаданное, она постоянно конструируется самими людьми. Мы сами создаем мир, в котором живем, и в наших силах его изменить.

Что касается взаимоотношений с властями, то у социологии они всегда складываются сложно. Социальным наукам свойственен значительный критический потенциал; социологические методы позволяют выявлять несвободу, эксплуатацию, дискриминацию, подавление и исключение целых групп, делая слышимыми их голоса, а также неэффективность и коррумпированность властных структур. Например, за год до писем Надежды Толоконниковой из мордовской колонии была опубликована книга моих петербургских коллег «До и после тюрьмы. Женские истории», ярко высвечивающая на основе ряда жизненных историй «унижение, сопряженное с деморализацией и десоциализацией женщины и женского» в «исправительных» колониях. Поэтому в тоталитарных и авторитарных режимах независимая социология, как правило, подавляется, власти стараются взять под контроль социологические службы.

Именно это происходит в настоящее время в России. Авторитетные социологические центры, в частности Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге и Центр социальной политики и гендерных исследований в Саратове, объявлены «иностранными агентами» (в декабре 2014 года ЦСПГИ прекратил свое существование как юрлицо). Осуществление независимых проектов осложнено из-за ухода из России международных фондов. Преподавателей социологии с критической позицией по отношению к властям вытесняют из университетов, примером чего служит недавняя история с непродлением контракта с тремя сотрудниками кафедры общей и этнической социологии Казанского федерального университета.

В результате власть еще сильнее вязнет в ловушке реальности, сконструированной подконтрольными медиа и сервильными «экспертами». История показывает, что последствия такого рода разрывов между реальностью властей и реальностью граждан являются очень серьезными.


«Звездный час или позор российской опросной социологии?» . Блог А. Н. Алексеева.
А. Н. Алексеев «Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?» .
Д. М. Рогозин «Насколько корректен телефонный опрос о крыме: апостериорный анализ ошибок измерения» . DOI:10.14515/monitoring.2014.1.01.