Составить связанный рассказ о способах выражения сказуемого. Сказуемое и его основные типы. Отличия от составного именного сказуемого




1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

Сложные (ССП,СПП,БСП)

Предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

Интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.

В состав которой входят подлежащее и (или) сказуемое. Их правильное выделение является залогом успешного синтаксического разбора. При этом чаще всего возникают сложности с нахождением сказуемого. Оно может иметь различную структуру и способы выражения. В зависимости от этого различают следующие виды сказуемых: простое и составное.

Что такое сказуемое?

В предложении подлежащее обычно называет предмет (или имеет значение предметности). Сказуемое обозначает действие, состояние, качество предмета, названного подлежащим. К нему можно задать один из вопросов: что делает? что это такое? каков он?

Этот член предложения может выражаться словами разных частей речи и заключает в себе лексическое и грамматическое (отношение высказывания к действительности) значение. Они могут совмещаться в одном компоненте или требуют для выражения два и более составляющих. Соответственно, состав сказуемого может быть разным: одно или несколько взаимосвязанных слов. Знание этих тонкостей помогает правильно найти грамматическую основу в предложении.

Виды сказуемых: таблица

Изучением данной темы занимается синтаксис. В русском языке выделяют следующие типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое

Именно этот тип главного члена обычно приходит на ум, когда звучит вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете. Считается, что найти его довольно легко, но на деле все может оказаться сложнее. Действительно, обычно такое сказуемое выражается только одним словом - глаголом в одной из форм наклонения: изъявительного (Я вам спою песню ), сослагательного или условного (Он прочитал бы стихотворение, но горло болит ), повелительного (Расскажите, пожалуйста, мою любимую сказку ). В этом случае и лексическое и грамматическое значения заключаются в одном слове.

Однако работая с таким видом сказуемого, нужно помнить о нескольких важных моментах. Прежде всего, о том, что глагол в форме будущего сложного времени является простым глагольным сказуемым (Друг будет встречать на вокзале ), хотя и состоит из двух слов. Незнание этого факта является наиболее частой причиной ошибочного определения грамматической основы и ее вида. Характеризуя разные виды сказуемых в русском языке, нужно принимать во внимание и следующие малоизвестные (или часто забываемые) способы его выражения.

Трудности в определении простого глагольного сказуемого

Вот примеры предложений, при нахождении и характеристике главных членов которых можно допустить ошибку.

  1. Два глагола, употребленные в одной форме, обозначают, по сути, одно действие: Пойду съем чего-нибудь .
  2. В состав сказуемого наряду с основным входит глагол ВЗЯТЬ в личной форме: Она взяла и отказалась .
  3. Один и тот же глагол употреблен дважды - в неопределенной и личной форме с отрицательной частицей между ними: Сама читать не читает…
  4. Личный глагол повторяется для усиления сказанного (Все иду, иду вперед… ), иногда с частицей ТАК (Да, спел, так спел).
  5. В предложении присутствует сочетание глагола со словом БЫЛО или ЗНАЙ (ЗНАЙ СЕБЕ), имеющими значение частицы: Он сначала было задумался…
  6. Сказуемое - это фразеологизм: Наконец, он взялся за ум .

Таким образом, определяя вид сказуемого в предложении, нужно руководствоваться грамматическими признаками глагола как части речи и указанными выше условиями.

Составные сказуемые

Очень часто, определяя грамматическую основу предложения, выделяют смысловые конструкции, состоящие из двух и более слов. Это подлежащие, выраженные неделимым словосочетанием, или составные сказуемые, в которых присутствуют две части: основная (заключает в себе лексическое значение) и вспомогательная (помимо указания на грамматические признаки, может иногда вносить дополнительные смысловые оттенки). Последние делятся на глагольные и именные. Для правильного нахождения и характеристики необходимо знать их структуру.

Составное глагольное сказуемое

Лексическое значение всегда выражается инфинитивом, а грамматическое - вспомогательным глаголом (хотеть, желать, мочь, начать, завершать, желать, любить и др.) в личной форме или кратким прилагательным (рад, обязан, готов, должен, способен, намерен). Вот эти виды сказуемых с примерами:

  • Вскоре солнце начало садиться.
  • Друг обязан был предупредить о своем отъезде.

При определении составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетание сказуемого и дополнения, выраженного инфинитивом: Гости попросили хозяйку - о чем? - спеть . В подобном случае можно руководствоваться подсказкой: если действия, обозначаемые глаголом в личной и неопределенной форме, совершаются одним лицом (подлежащим), то это составное глагольное сказуемое, если разными - это простое глагольное сказуемое и дополнение.

Инфинитив также может иметь обстоятельственное значение и будет в таком предложении являться второстепенным членом. Пример: Он присел - зачем? - отдохнуть .

Таким образом, наличие в предложении инфинитива не всегда является показателем того, что в нем употреблено составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое

Это тип, вызывающий наибольшие сложности в определении. В нем именная часть заключает в себе основное лексическое значение, а связка - грамматическое.

Именная часть может выражаться:

  1. Существительным в именительном или творительном падеже.
  2. Прилагательным в одной из форм (полной, краткой, степени сравнения).
  3. Числительным в именительном или творительном падеже.
  4. Причастием.
  5. Местоимением (употребленным самостоятельно или в составе сочетания).
  6. Наречием (точнее, словом категории состояния).
  7. Цельным словосочетанием.

Именная часть может быть представлена одним словом или их сочетанием. Причем краткие прилагательные и причастия, а также простая сравнительная степень, могут быть в предложении только частью именного сказуемого.

  • Жизнь человека - постоянная борьба.
  • Все вокруг казалось волшебным.
  • Шесть да пять - одиннадцать.
  • Шапка была сдвинута на лоб.
  • Книга теперь твоя.
  • К вечеру стало душно.
  • Лицо его казалось темнее тучи.

В качестве связки часто используется глагол БЫТЬ в личной форме, а также слова КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ и под., которые дополняют лексическое значение (Она вот уже второй год была медсестрой ). Иногда такие виды сказуемых включают в качестве связки глаголы, обозначающие деятельность, состояние, движение и выражающие в других предложениях самостоятельное смысловое значение: СТОЯТЬ, РАБОТАТЬ, БЕЖАТЬ, ИДТИ и др. (Девочка вот уже минут десять стояла истуканом ).

Использование этих знаний поможет правильно выполнить синтаксический анализ любого предложения, а вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете, больше не вызовет сложностей.

Как известно, основной смысл предложения заключен в его грамматической основе, которую составляют подлежащее и сказуемое. В русском языке лингвисты обычно выделяют три вида сказуемых. Давайте разберемся, в чем же между ними разница.

Как различаются сказуемые

Наблюдая за выражением грамматических основ разных предложений, мы можем заметить, что сказуемые могут выражаться различными частями речи; причем иногда сказуемое состоит из одного слова, а иногда из нескольких. В зависимости от этого ученые решили разделить сказуемые на группы, что позволяет избегать путаницы и помогает быстро находить грамматическую основу.

Они предложили учитывать, состоит ли сказуемое из одного слова (простое) или из нескольких (составное), и обращать внимание, чем выражена смысловая часть, если сказуемое составное и смысловая и грамматическая функции делегированы разным словам.

Таким образом получилось деление на простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые. Все виды сказуемых школьники изучают в 8 классе. Ниже вы видите таблицу с примерами видов сказуемых.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в форме любого времени и наклонения.

Иногда получается два слова в сказуемом (хотя оно и простое): если какая-то форма глагола образуется с помощью вспомогательного глагола («Я буду читать») или частицы («Путь он уйдет!»). Но сказуемое все равно остается простым, ведь глагол-то один!

Примеры предложений с простым глагольным сказуемым:

  • Мой друг играет на саксофоне.
  • Расскажите-ка об этом подробнее!
  • Мы будем выступать на сцене.
  • Светало.

Составное глагольное сказуемое

Отавное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, выполняющего грамматическую функцию, и инфинитива смыслового глагола, собственно и называющего действие. Первая часть может выражаться глаголами о значением фазы действия (начать, закончить и т.п.) , со значением модальности (хотеть, мочь и т.д.) или же сочетанием глагола «быть» с кратким прилагательным с модальным значением (рад, готов и проч.) Связка «быть» в настоящем времени опускается.

Глаголы со значением движения не могут быть вспомогательными в составном глагольном сказуемом.

Примеры предложений с составным глагольным сказуемым:

Составное именное сказуемое

Это сказуемое также состоит из двух частей, из которых одна берет на себя функции передачи грамматического значения, другая же выражает основной смысл. Первая - это глагол-связка «быть» в какой-либо форме. Иногда используется так сказать «полусвязка» («казаться» и т.п.: Он казался грустным.)

Вторая часть может быть выражена именной или какой-либо другой частью речи, кроме деепричастия и личной или безличной формы глагола (а инфинитивом - может), или синтаксически неделимым сочетанием.

В настоящем времени связка опускается; обычно говорят, что связка нулевая.

Примеры предложений с составным именным сказуемым:

  • Мой брат – архитектор.
  • Девушка очень красивая.
  • Она с голубыми глазами.
  • Малыш испуган шумом.

Сказуемое - неотъемлемая часть практически любого предложения. Вне зависимости от того, как оно выражено и выражено ли в принципе, оно определяет предмет. Этот член предложения может обозначать как действие, так и какой-то признак предмета, отвечать на разные вопросы (от банального и общеизвестного "что сделал?" до уже более сложного для восприятия "какой?"). Всё это показывает, что существуют разные способы выражения сказуемого. Так какие же они бывают, и что влияет на разделение сказуемых по разным типам?

Способы выражения

Как известно, способы выражения подлежащего и сказуемого могут быть разными. Первое, например, может быть выражено:

  • существительным или местоимением (Человек/Он появился );
  • инфинитивом (Трудиться - наша прямая обязанность );
  • фразеологизмом (Авгиевы конюшни - вот самое точное определение этой комнаты ) и т. п.

То же самое можно сказать и о сказуемом. Лимитировать этот член предложения только глаголом будет огромнейшей ошибкой. Оно может быть представлено:

  • существительным (Знание - сила );
  • числительным (Трижды пять - пятнадцать );
  • прилагательным, причём даже в сравнительной форме (Под ним струя светлей лазури );
  • и глаголами во всех их проявлениях - в разных наклонениях и видах, глаголах в сочетании с частицами, инфинитивами и так далее.

То есть, в принципе, уже ясно, что разнообразие тут колоссальное. Поможет лучше представить способы выражения сказуемого таблица, приведённая ниже:

Способы выражения глагольного сказуемого

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Инфинитив

Фразеологизм

Междометие

Вспомогательный глагол + инф

Именная часть

Глагол начала и конца действия

Глаголы намерения, волеизъявления, желания

Глаголы эмоций

Безличные глаголы

Краткие прилагательные

Существительные

Можно/нельзя

Фразеологизм

Лексически ослабленный глагол

Существительное

Прилагательное

Местоимение

Фразеологизм

Числительное, числовые сочетания

Причастие

Междометие

Простое глагольное сказуемое

Начнём, пожалуй, с первого типа. Простое глагольное сказуемое встречается, наверное, наиболее часто. Выражается оно глаголами в любой форме, а именно:


Простое глагольное сказуемое - нюансы

Тут есть определённые нюансы. Очень часто будущее время изъявительного наклонения не воспринимают как простое глагольное сказуемое - оно же состоит из двух слов. Но это будет такой же ошибкой, как не считать ПГС (именно так сокращается название этого вида сказуемого) глаголом в сочетании с частицей.

Другой спорный момент - разграничение фразеологизма (хотя тут точнее будет сказать - несвободного словосочетания) и составного именного сказуемого. Первое легко заменяется одиночным глаголом (Нам отдали приказ - Нам приказали . Что ж ты голову повесил? - Что ж ты загрустил? ), тогда как с составным именным сказуемым такой хитрости не получится, единственное - можно заменить глагол-связку на слово "был" (Он сидел грустный - Он был грустный ).

Составное глагольное сказуемое

Переходим к следующему типу сказуемого - составному глагольному. Здесь всё так же просто, как и в простом - есть вспомогательный глагол, а к нему примыкает инфинитив (Он хотел учиться ). Единственный нюанс в этом случае - чёткое выделение этого самого вспомогательного глагола, потому что представлен он может быть не только ним:

  1. Фразовые глаголы начала и конца действия (Перестала препираться/ Начал действовать )
  2. Модальные глаголы намерения, способности, волеизъявления, желания (Мы собирались посетить. Я могу бегать. Я желаю освободиться. Я хочу сбежать)
  3. Глаголы эмоций (Боюсь влюбиться. Ненавидит лгать )
  4. Кое-какие безличные глаголы (Стоит заметить. Следует задуматься )
  5. Краткие имена прилагательные, полная форма которых либо вовсе отсутствует, либо имеет иное значение (Рад встретиться. Горазд выдумывать. Мы вольны выбирать )
  6. Некоторые имена существительные (Мастер лгать. Любительница прогуляться )
  7. Можно и нельзя (Можно отметить. Нельзя не признат ь)
  8. Фразеологизм (Горит желанием прийти )

Способы выражения сказуемого с примерами - лучший способ разобраться в этой пусть не очень запутанной, но всё же объёмной теме. Главное в составном именном сказуемом - разобраться с механизмом его образования. Это глагол (или же нечто, его заменяющее) плюс инфинитив. Верьте этой формуле - и у вас всё получится.

Составное именное сказуемое

Способы выражения сказуемого продолжаем изучать с составным именным сказуемым - самым нелюбимым у школьников. Такая его непопулярность вызвана тем, что порой его бывает очень тяжело отличить от простого глагольного сказуемого. Но обо всём по порядку.

Глагольная связка

Составное именное сказуемое включает в себя две части - глагольную связку и именную часть. Отдельно следует заметить, что если мы говорим о настоящем времени, то глагольную связку можно и опускать (Он прекрасен ). Глагольная связка чаще всего представлена:


Да, порою очень трудно выделить самостоятельное сказуемое с второстепенными членами. Коротенький тест «Способы выражения сказуемого» поможет нам хоть немного разобраться с этой нелёгкой темой.

  1. Да какой смысл здесь бродить! - Бродить бессмысленно по паркам .
  2. Лежать недвижимо на холме. - Сколько можно тут лежать?!
  3. Он мог жить аскетом, ничего не желая. - И как ты собираешься тут жить?

В данных предложениях представлены разные способы выражения сказуемого, попробуйте разобраться, какие типы сказуемого представлены в каждом предложении.

Именная часть

Продолжаем тему "Составное именное сказуемое" изучением его именной части. Она может быть выражена:

  1. Именем существительным (Была актрисой )
  2. Именем прилагательным во всех его формах - краткой и полной, степенях сравнения (Мы очень вам рады. Голос совершенный ).
  3. Причастием во всех его формах - также краткое и полное и ещё страдательное и действительное (Книга прочитана. Юноша читающий )
  4. Местоимением (Небо - твоё )
  5. Именем числительным и любым сочетанием с цифрами (Семью пять - тридцать пять. Высота здания - двести метров)
  6. Наречием (Я ей чуть-чуть сродни )
  7. Междометием (Твои мысли - караул! )
  8. Фразеологизмом и несвободным словосочетанием (Его душа для меня тайна за семью печатями )

Как видно, способы выражения сказуемого разнятся колоссально - если в простом глагольном и запоминать-то толком нечего, то с составным именным придётся повозиться. Но при должном желании всё будет хорошо.

Заключение

Способы выражения подлежащего и сказуемого - тема долгих и обстоятельных научных лекций. Самое главное во всём этом осознавать, что выражены главные члены предложения могут быть разными частями речи, порой даже не одиночными, что они могут иметь разные виды и порой на первый взгляд очень и очень сложно понять, что же перед вами находится. Единственный учитель здесь - практика, и кроме этого, поможет понять способы выражения сказуемого таблица, которую можно постоянно дополнять примерами.

Класс: 8

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

(приложение , слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

режисс ёр – продюс ер;

трасс а – терр аса;

колосс – колос ;

металл – ал юминий;

финн – фин ский.

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного

(слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Выражается глаголом в форме одного из наклонений Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборот не имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюс ер может не согласится с этим сценарием.

Продюс ер может что сделать? – может не согласится.

б) Режисс ёр казался расстроенным.

Режисс ёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

  • Наступило новое утро.
  • От скуки девочка начала придумывать разные истории.
  • Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
  • Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
  • Пусть всегда будет солнце!
  • Мама вернулась из поездки усталая.
  • 13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

    1. Мартышка вздумала трудиться.
    2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
    3. Червонец был запачкан и в пыли.

    14. Ещё одна попытка (слайд№14):

    1. Шли два приятеля вечернею порой.
    2. Герои решили разобраться.
    3. Множество людей вышли было на улицу.

    15. Закрепление изученного.

    Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

    1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
    3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
    1. Шестью восемь – сорок восемь.
    2. Солнце было красное и большое.
    1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

    16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

    1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
    2. Команда будет выступать на соседнем поле.
    3. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    17. Подведение итогов. Домашнее задание

    (слайд№19).

    Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.