Выделяют основные уровни развития мышления отметьте их. Все о мышлении человека. Развитие логического мышления детей




  • № 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
  • № 6. Духовно-нравственная культура личности, ее формирование, овладение общечеловеческими ценностями
  • № 7. Трудовое в учащихся. Его задачи, виды труда, культура труда
  • № 8. Эстетическая культура школьника. Содержание, формы. Методы развития
  • № 9. Физическая культура личности. Проблемы физического в в современной школе и семье
  • № 10. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 11. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 12. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
  • № 13. Проблемы педагогического общения. Стили деятельности педагога
  • №14. Оценочно-вспомогательные методы воспитания
  • № 15. Методы словестно-деятельностной направленности
  • № 16. Деятельность. Методы деятельностно практической направленности.
  • № 17 Коллектив как объект и субъект воспитания
  • № 18 Система работы классного руководителя: его функция, основные направления деятельности. Специфика его работы в различных учебных учреждениях.
  • № 19 Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье.
  • № 20. Психология характера: структура и особенности формирования в детском возрасте
  • № 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.
  • № 22. Ктд, ее специфика и технология
  • № 23. Внимание и условия его воспитания у учащихся в процессе преподавания информатики
  • № 24. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
  • № 25 Общественные объединения школьников. Внеклассная работа
  • № 26. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф об образовании
  • № 27. Педагогическая система а.С. Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе
  • № 28. Память школьника и педагогические условия его развития
  • № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения
  • № 30. Сущность процесса обучения, его противоречия, функции и этапы
  • № 31 Работа школы по профориентации учащихся. Психологические основы выбора профессии
  • № 32 Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку
  • № 33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А. Сухомлинского.
  • № 34. Многообразие образовательных учреждений и их специфика. Углубленное изучение информатики в специализированных школах
  • № 35 Дидактическая система и принципы обучения. Особенности реализации этих принципов в процессе обучения информатике
  • № 36 Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики-новаторов
  • № 37. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения.
  • № 38 Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
  • № 39 Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
  • № 40. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
  • № 41. Методы обучения
  • № 42. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы индивидуализации и дифференциации.
  • № 43. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
  • № 44. Системы развивающего обучения Развивающее обучение.
  • № 29. Мышление: характеристика мыслительных процессов. Виды мышления, их развитие в процессе обучения

    Мышление – установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

    Характеристика мышления :

    Мышление является высшим познавательным процессом. Жизнь ставит перед человеком задачи, которые он решает благодаря ему.

    Мышление- это высшая ступень познания, но оно неразрывно связано с чувственным созерцанием и практикой. Это значит, мышление возникает на основе практической деятельности чувственного познания, но далеко выходит за его пределы. Познание мира начинается с ощущения и восприятия, а затем переходит в мышление.

    Мышление получает материал из чувственного познания, это значит, через ощущение и восприятие мышление связано с миром и является его отражением. Правильность отражения проверяется практикой.

    Мышление - это прежде всего, вся преемственность знаний, т.е. человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

    В социальной природе мышление раскрывается и в том, на решения каких задач направляет его человек.

    Особенности :

      Мышление всегда связано с речью (письменной и устной). Мышление без языка невозможно, именно в языке мышление человека находит своё выражение.

      Обобщенность мышления. Мы мыслим при помощи слова, а каждое слово обобщает. Речевая функция придает мышлению обобщенный характер.

      Опосредованность мышления. Через одни предметы и явления, устанавливая связи, мы узнаем о других.

      Проблемность мышления. Мышление человека всегда направленно на решение каких-то задач. Решая задачу, человек пытается что-то узнать, вскрыть, понять, но такая потребность возникает тогда, когда человек сталкивается с чем-то новым, необычным. Тогда появляется вопрос, именно с вопроса начинается процесс мышления. Процесс мышления всегда направлен на решение задачи. Это придаёт мышлению проблемный, поисковый характер. Мышление возникает при наличии проблемы или задачи. Является процессом движения от неизвестного, непонятного к известному, понятному. Четко формулировать задачу, значит сделать первый шаг к её решению.

    Характеристика мыслительных процессов

    Процесс мышления проходит два этапа:

      Начинается с потребности что-то узнать, вскрыть, понять. Оказавшись между неизвестным, неожиданным человек формирует задачу. Этим самым он определяет предмет мышления и направленность мыслительного процесса. Вывод: 1 этап мыслительной деятельности - это осознание и формулирование задачи.

      Решение поставленной задачи. Осуществляется при помощи мыслительных операций (8):

      Анализ – мыслительное разделение целого на части. Выделение в объекте свойств, сторон, элементов

      Синтез это объединение выделенных анализом компонентов в единое целое. Это соединение частей их обобщение, группировка. Анализ и синтез не существуют обособленно друг от друга. Это аналитико-синтетическая деятельность мозга.

      Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью выделить общее и различное в них.

      Классификация – это установление сходства, главных признаков предметов, явлений и на этой основе объединение их в группы: класс, род, вид.

      Систематизация – расположение предметов и явлений в определенном порядке по заданному ключу.

      Обобщение – объединение предметов и явлений в группы по случайным, но сходным признакам.

      Абстрагирование (высший уровень обобщения) – выделение в предметах, явлениях самых главных и существенных признаков.

      Конкретизация – применение общего к частному, конкретному отдельному случаю.

    Формы мышления :

    Основными формами мышления являются:

    • суждения

      умозаключение

    1. Мысль человека начинается с понятия .Понятие это слово, в котором отражены общие, существенные признаки предметов и явлений.

    Понятия бывают 2 видов:

      конкретные – названия предметов и явлений.

      абстрактные – названия свойств, признаков, качеств.

    2. Суждение – это предложение, в котором отражаются связи между предметами и явлениями.

    По правильности отражения мира суждения бывают: истинные, ложные.

    По форме выражения мысли: утвердительные, условные (факт не утверждают, но и не отрицают), императивные (суждения выражены в повелительной форме).

    По объему суждения бывают: общие, частные (речь идёт о части предметов), единичные (речь идёт о единственном лице).

    3. Умозаключения - это система суждений, где на основе двух или нескольких суждений делается вывод. Они бывают: индуктивные (рассуждение идёт от частного случая к общему выводу) и дедуктивные (от общего к частному).

    Вывод : система умозаключений - это рассуждение.

    Качества ума человека :

    Индивидуальность человека отмечается умозаключениями:

      Любознательность – это стремление человека узнать, то новое с чем он встретиться в жизни.

      Пытливость – стремление человека узнать предмет разносторонне

      Глубина ума – умение вскрыть суть явления.

      Гибкость и подвижность – способность привлекать к решению конкретного вопроса многообразные знания.

      Логичность ума – это его последовательность

      Доказательность – умение обосновывать свои выводы и решения.

      Критичность – умение подвергнуть сомнению собственные выводы.

    С развитием качеств ума связаны виды мышления.

      Конкретно-действенное (связь мышления с действиями: «Делаю и думаю»- принцип. Это мышление характерно для детей до 3 лет.)

      Наглядно-образное (ярко прослеживается связь мышления с образом. Особенно интенсивно развито у человека с 4-7 лет)

      абстрактно-логическое (особенно интенсивно развито с 15-25 лет).

    Вывод: Мышление является высшим познавательным процессом, обеспечивает возможность познания и объяснения мира.

    Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.

    Развитие логического мышления

    Логическое мышление очень полезно для каждого человека. Оно облегчит понимание каких-либо законов в науке или обществе. Логика не редко нужна и в обычной жизни.

    Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память . Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления.

    Развлекайтесь с пользой

    1. Начните решать логические задачки для детей и взрослых (ребусы, найти 10 отличий, загадки на внимание).
    2. Найдите игры, развивающие внимание и логику, в которые можно играть с друзьями и не важно, сколько вам лет, это будет весело и приятно провести время с друзьями.
    3. Пользуйтесь IQ тестами. Там есть интересные задания, которые требуют не мало логических размышлений. Хотя кроме IQ тестов есть множество других.

    Занимайтесь самообразованием

    Например, Вы можете начать с мега-полезного курса "Деньги и мышление миллионера".

    Развитие критического мышления

    Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Что же такое критическое мышление?

    1. Мышление самостоятельное, а обладатель ставит свои идеи, оценивает ситуацию, имеет свои убеждения независимо от других.
    2. Получение информации – только начало, а концом будет обработка, то есть. порождение сложной мысль, как вывод. Очередная мысль подвергается критическому осмыслению.
    3. Такое мышление начинается с вопросов и определения проблем.
    4. Критическое мышление – это убедительные аргументы, доказательства, вывод.
    5. Такое мышление помогает производить обмен мнениями, точками зрения.

    Как развивать критическое мышление?

    1. Оценивайте реальность. Реальность – это мир независящий от ваших желаний. Ваше мышление будет наиболее эффективным, если вы научитесь понимать и «переводить» эту реальность.
    2. Массовые увлечения. Какое-либо понятие становится популярными большое количество человек принимают его, то есть создают толпу. И речи быть не может там о критическом мышлении, а только лишь о согласованности. Думайте до того, как присоединитесь.
    3. Проводите параллели между наблюдением и выводом.
    4. Не судите ситуацию или человека, пока не удостоверитесь в вашей информации.
    5. Не теряйте чувство юмора.
    6. Будьте любознательны. В мире много неизвестных, интересных, шокирующих вещей. Наличие любопытства говорит о наличии ума. Любопытный человек ищет новые пути, пути решения проблем, например, что дает ему новые возможности.
    7. Не давайте волю эмоциям, потому что они способны помутить разум. Ярким примером может послужить гнев, под воздействием которого можно сделать вещи, о которых будете сожалеть.
    8. Не завышайте самооценку.
    9. Научитесь слушать людей.
    10. Пользуйтесь своей интуицией, не игнорируйте. Потому что подобные мысли могут прийти вам в голову на подсознательном уровне. Это результат когда-то принятой информации, о которой вы уже, наверное, и не помните.

    Задания на развитие мышления

    1) Какое число скрыто под автомобилем?

    2) Найти лишнюю фигуру. Только 15% людей могут справиться с этой задачей.

    3) Куда едет автобус?

    1. 87, просто переверните фото.
    2. Ответ -1, потому что она является эталоном, ибо остальные фигуры ее модификации, изменена либо форма, либо цвет, либо рамка.
    3. При том, что автобус едет вперед и движется по правой стороне, как принято, он движется влево. Потому что двери не видно.

    Развитие скорочтения

    Быстрое чтение всегда позволит читать больше интересных и полезных книг, а также отлично разовьет мышление . Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней . Мы научим вас не только быстрее читать, но еще и быстрее мыслить, понимать и запоминать текст, так как это основные требования к процессу чтения.

    Устный счет

    Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

    Деньги и мышление миллионера

    Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

    Развитие творческого мышления

    Творческое мышление – мышление, при котором обладатель находит необычные решения, улучшенные или более короткие, наилучшие. Творческое мышление позволит генерировать новые идеи.

    Творческое мышление даст вам возможность попробовать себя в искусстве. Должно быть, у вас получится найти себя в музыке или рисовании, поэзии или в чем-нибудь необычном. Например, создание скульптур из подручных средств и так далее.

    Предлагаем несколько интересных упражнений для развития творческого мышления:

    1. Найдите фильм драму или фильм ужасов и переделайте в жанр комедии.
    2. Также попробуйте обратное. Комедию переделать в драму.
    3. Придумайте сценарий для фильма. Возьмите 2-3 пары людей, которые имеют разногласия друг с другом и развивайте этот сюжет.
    4. Вообразите какого-нибудь человека или животное или предмет, которые могли бы стать серийным убийцей.

    Таким образом, могут появляться сценарии для фильмов и книг. Да и сам процесс такой игры будет забавным для вас и круга людей, с которыми вы будете пробовать обсуждать это. Это упражнение интересней выполнять в компании друзей и знакомых.

    Развитие мышления у детей

    Мыслительная деятельность ребенка обладает особенной структурой познания. Появляясь на свет, малыш начинает изучать все вокруг, проводить параллели, искать связи между своими открытиями. Постепенно развиваясь, ребенок начинает рассуждать, представлять, появляется мир фантазий, а речь не только появляется, но и становится более грамотной со временем.

    Анаграммы

    Таблицы Горбова-Шульте

    Игра «матрицы цвета»

    Прекрасным тренажером для вашего мышления станет игра «матрицы цвета». Перед Вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов.

    Ваша цель: определить какого цвета больше. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться при правильных ответах или сужаться, если ответы неправильные.

    Игра «Быстрый счет»

    Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление . Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

    Игра «Упрощение»

    Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!

    Игра «Числовой охват: Революция»

    Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

    Игра «Матрицы памяти»

    «Матрицы памяти» - отличная игра для тренировки и развития памяти . В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

    Уроки развития мышления

    Хорошее упражнение на креативность, по мере итогового заполнения поля, вы поймете насколько высоко развито ваше мышление.Ниже вы увидите поле, из крестиков. Ваша цель – дорисовать к каждому крестику картинку. В игру вступают мышление, креативность и воображение:

    Когда заполните, обратите внимание на эту картинку (ниже), может вы найдете какой-нибудь рисунок из только что нарисованных вами.

    Также попробуйте поле не с крестиками, а другими фигурами или, просто, с другой заготовкой. Это могут быть треугольники, кружочки, квадратики и так далее. Например:

    И еще пример:

    Упражнение - Архитектор

    Вообразите, что вы – архитектор. Ваша цель – спроектировать дом. Не важно, умеете вы рисовать или нет, умеете ли чертить, это все не важно. Суть совсем иная и не менее интересная.Положите перед собой листок и напишите на нем десять существительных. Они могут быть абсолютно любыми: Апельсин, вода, томат, облачко, дым и так далее… Затем начинается самое интересное. Эти десять слов становятся условиями заказчика. Если апельсин, то можно крышу дома покрасить в оранжевый. Вода? Сделайте речку позади дома. Томат? Покрасьте пол в доме в красный цвет. Тут ваша фантазия и мышление выпускаются на волю. Постарайтесь сделать это максимально интересно, придумывайте слова как можно сложнее.

    Технологии развития мышления

    Технология развития критического мышления представлена тремя стадиями:

    1. Вызов. В полученных ранее знаниях или опыте ищется пробел, который теперь является целью устранения. То есть ставится цель, чтобы закрыть этот пробел в знаниях.

    2. Осмысление. Человек, имеющий серьезную цель на развитие критического мышления должен осознать, что необходимо вести дневник, чертить таблицы, чтобы определить уровень понимания определенной темы, информации.

    3. Размышление. На стадии размышления человек формирует свое отношение к тексту, информации, книге, картине. Это отношение часто записывают или же обсуждают с кем-нибудь. Такой метод поможет не только в развитии критического мышления, но и в развитии коммуникативных навыков.

    Развитие мышления у детей 4-5 лет

    Есть хорошие упражнения для детей, что помочь им в развитии и тренировке мышления. Это самые простые упражнения, которые наверняка помогут им задуматься, и применить мышление, чтобы дать ответ на вопрос. Если ребенок затрудняется, то просто подтолкните его.

    Примеры упражнений на развитие мышления

    Упражнение 1. Цель ребенка – найти лишнее слово. Ниже представлены ряды из 4ех слов, а одно из них лишнее и ваш ребенок должен определить какое. Задайте ему вопрос «почему он выбрал это слово?»

    Березка, сосна, липа, яблоня.
    Кровать, стол, комод, ложка.
    Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
    Вилка, ложка, кресло, нож.
    Конфета, суп, халва, варенье.
    Юбка, шапка, платье, тапочки.
    Яблоко, свекла, груша, виноград.

    Упражнение 2. Вы придумываете слово для ребенка, а он отвечает, что нужно этому человеку из вещей. Это может быть вовсе и не человек, а животное или птица, а дитя называет их элементы. Например:

    Воробей - ветки, зерна, лужа.
    Врач - халат, маска, шприц.
    Дворник - метла, ведро, грабли.
    Маленький ребенок - погремушка, пеленки, соска.
    Собака - будка, кость, поводок.
    Продавец - касса, товар, калькулятор.
    Пчела - цветы, нектар, улей.
    Художник - краски, кисти, полотно.
    Мама - ...?
    И вы узнаете много интересного о своем статусе:)

    Упражнение 3. Назвать составные части определенных предметов, объектов. Задание очень трудное. В ходе упражнения словарный запас ребенка пополниться, так как не все слова пока ему известны, а вы ему в этом поможете. Итак:

    Машина - колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов)корабль - ...
    самолет - ...
    поезд - ...
    велосипед - ...
    троллейбус - ...
    стол - ...
    кресло - ...
    книга - ...
    компьютер - ...
    гитара - ...
    пианино - ...
    барабан - ...
    дом - ...
    забор - ...
    цветок - ...
    дерево - ...
    гриб - ...
    жук - ...
    бабочка - ...
    собака - ...
    человек - ...
    яблоко - ...
    арбуз - ...

    Развитие мышления у детей 6-7 лет

    Упражнение 1 : Какое средство передвижения лишнее из четырех?

    Упражнение 2 : Логическая задача. Петя сильнее Миши, но слабее Коли. Кто из ребят самый слабый?

    Упражнение 3 : Есть три ведра: зеленое, желтое, синее. Дедушка, бабушка и внук таскали воду в разных ведрах (у каждого свой цвет). У Дедушки было не зеленое и не синее. У Бабушки не зеленое и не желтое. Какое было у внука?

    Также было бы полезно обучить вашего ребенка игре в шахматы. Эта игра прекрасно развивает чувство мышления, логики, устного счета и многих других чувств.

    Для игры «шахматы» сочиняются и придумываются постоянно очень много задач. Например: мат в 1 ход или мат в 2 хода, так может быть и в 4. Задачи очень интересные, и уметь их решать – значит обладать хорошим мышлением.

    Развитие у мышления у детей 8-9 лет

    Чем становится старше ребенок, тем сложнее должны быть для него задачи. Ниже представлены упражнения, которые помогут напрячься, подумать, поразмышлять ребенку и аргументировать свой ответ:

    Упражнение 1 : Что может быть общего и в чем разница у следующих пар слов?

    1. стол, стул
    2. Птица, самолет
    3. Небо, земля
    4. День, ночь
    5. Горка, ямка
    6. лыжи, коньки
    7. Дерево, куст

    Пусть объяснят свою позицию.

    Упражнение 2 : Как можно рассадить 6 детей на 2 дивана? Как рассадить на 3 дивана? Ответ должен даваться в числах, а использоваться всевозможные варианты ответов.

    Упражнение 3 : Ребенку называется ряд слов, а цель ребенка – объединить слова одним понятием:

    1. окунь, карась, щука (рыбы)
    2. слон, жираф, муравей (животные)
    3. осень, лето, зима (времена года)
    4. лопата, грабли, метла (орудия труда)
    5. сыр, сметана, масло (молочные продукты)
    6. рука, уши, ноги (части тела)

    Свойства мышления

    Существует несколько свойств мышления, которые мы разобрали ниже:

    Скорость мышления

    Каждый человек имеет свою собственную скорость мышления, а поэтому каждый человек справляется с задачей по-разному. Существуют методики повышения скорость мышления:

    1. Делайте лицевую гимнастику, то есть. обычный разогрев лицевых мышц.
    2. Прекратите быть вялым, сонным и с невыразительным лицом. Чем живее вы и ваша мимика, тем живее и мышление!
    3. Увеличьте скорость внутренних рассуждений и мыслей. Это поможет ускорить ваше мышление.
    4. Старайтесь делать регулярно массаж головы. Массаж стимулирует сосуды головного мозга, что улучшает их работу, и в этот момент вам могут прийти отличные мысли в голову.
    5. Тренировка скорочтения. Воспринимая текст быстрее, вы не только улучшаете скорость чтения, но и скорость мыслей. Действительно, если вы читаете быстрее и запоминаете прочитанное, то ваши мысли тоже ускоряются.

    Осмысленность мышления

    Самый часто встречающийся вид мышления – внутренняя болтовня – это негативное мышление, оно «как бы наполняет» душевную пустоту, является иллюзией. Такое мышление – проблема, помеха для концентрации на каком-либо деле.Чтобы сохранить мышление четким, нужно совершать действия полностью осмысляя их. Желательно, также, записывать мысли, рисовать, повествовать друзьям, знакомым, родным.

      Делайте записи и рисункиВозьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди, объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

      Рассказывайте свои мыслиПолезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь, вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

      ОбсуждайтеОбсуждение мыслей - эффективная вещь. Одна голова хорошо, а две лучше. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

      Следите за речьюМышление и речь тесно связаны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

    Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

      Обратите внимание на чужую речьПроще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

      Совершенствуйте навык работы с текстамиАнализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

    Глубина и свобода мышления

    Используют люди свое мышление по-разному и с разной степенью свободы. Все зависит от позиции восприятия.Глубину и свободу мышления можно представить в виде нескольких критериев:

    1. Шаблонное мышление , как правило, это взгляд эгоиста: "Забыл - значит не уважает", "Не поцеловал - значит не любит" и так далее.
    2. Мои интересы : Касается ли это меня и моих планов? "Я варила обед, а он меня не отвлек - ну и ладно. Если я хотела поцеловать, то именно этого я и хотела, а значит поцелую, когда он придет"
    3. Интересы близких : "Он так спешил, что даже забыл меня поцеловать. Люблю его:)"
    4. Объективность : "Мир - это поток нейтральных событий, ничего серьезного не произошло, он просто торопился".
    5. Системный взгляд : Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
    6. Позиция Ангела : Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь им!

    Эффективность мышления

    Для создания более эффективного мышления, нужно освоить осмысленность мышления , а затем осваивать направления повышения эффективности мышления:

    1. Переходите от своих переживаний к конкретике.
    2. Заменяйте негативное мышление на позитивное.
    3. Найдите мост от правильного мышления к продуктивному.

    Управление мышлением

    Управление мышлением в первую очередь имеет связь с развитием мышления и высших функций психологии человека, развитием воли и внимания.

    Бывает, что в голове вертятся бесполезные и ненужные мысли, которые хочется отбросить. Не утруждайтесь, чтобы их искоренить, а попробуйте:

    1. Думать позитивно и конструктивно
    2. Заняться каким-либо делом, чтобы мысли были задействованы в этом деле.
    3. Начать вспоминать веселые моменты, позитивные истории и приятные вещи, которые создадут добрую атмосферу.

    Курсы для развития и тренировки мышления

    Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:

    Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

    Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

    После прохождения курса ребенок сможет:

    1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
    2. Научится запоминать на более длительный срок
    3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

    Супер-память за 30 дней

    Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

    В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

    Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

    Скорочтение за 30 дней

    Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

    При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев.

    Букмекерская контора Melbet принимает ставки на спорт онлайн с 2012 года. В БК Melbet совершают ставки не лишь на спорт события, однако, и на политику, Евровидение, шоу-бизнес. Это притягивает даже тех азартных людей, которые спортом особенно не увлекаются. В связи с неимением прямого доступа на интернет сайт букмекерской фирмы Melbet, необходимо обращаться к применению так называемого зеркала.

    Перейти на зеркало

    Что такое зеркало Мелбет на сегодня

    Когда же нереально зайти на официальный сайт конторы Мелбет, то вполне возможно реализовать другой доступ через сайт Melbethgf host. Это зеркало действующее: на Melbet вы получите полный допуск к официальному ресурсу. Зеркало — копия официального сайта. При переходе на сайт копию вы сможете увидеть, что ставки, котировки, вероятность выведения либо зачисления денег сохранены, как и в официальной версии букмекерской конторы Мелбет. Поэтому всегда можно воспользоваться сайтом зеркалом.

    Почему заблокировали основной актуальный сайт БК Мелбет?

    Melbet блокируется повсюду, где компания не имеет полномочия вести официальную букмекерскую деятельность. В частности, все средства фирмы запрещены в РФ на муниципальном уровне.

    Ресурс букмекерской конторы Melbet занесен в реестр по причинам, предустановленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года No 149-ФЗ. Данный указ представляет собой документ об информативных разработках и о защите информации. Этот указ российская власть использует ко всем букмекерским ресурсам.

    Причина составления указа проста. Конторы категорически отказались получать лицензию на работу в сети, а, следовательно, отказались списывать существенную часть с оборота компании в правительственный бюджет РФ. По тому же указу запрещено создавать сайты зеркала, копии официального сайта. Такие ресурсы занесены в госреестр запретных сайтов Роскомнадзором. Поэтому появляется проблема с входом на официальный сайт и постоянная смена адресов зеркал букмекерских контор. Действующий адрес блокируется очень быстро.

    Ситуация поменяется лишь после того, как букмекерская контора все же сможет принять условия указа и сделает лицензию. В определенных вариантах переход на ресурс букмекерской конторы закрыт, но все же можно посетить разработанные конторой зеркала. Это совершается по соответствующим обстоятельствам:

    • сайт заморожен из-за хакерских атак;
    • ведутся технические работы на ресурсе непосредственно в настоящее время;
    • переход исполняется с территории государства, с жителями которой Мелбет не работает.

    Как зарегистрироваться

    Процесс регистрации так же как и на официальном сайте не занимает много времени. Регистрация на зеркале Мелбет является необходимым обстоятельством, когда вы желаете реализовывать игровые ставки на спорт. Зато после регистрации вы сможете получить полный допуска к клону официального сайта. Следует только заполнить основную информацию:

    • фамилия, имя, отчество;
    • вид денежной единицы для исполнения финансовых сделок;
    • основные паспортные сведения;
    • электронную почту;
    • контактные данные для связи.

    После ввода полной информации вам пришлют код, который затем следует ввести в соответствующее поле. Процесс регистрации завершен. Можно приступать к ставкам.

    Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

    Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

    Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

    • нечувствительность к противоречиям;
    • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
    • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
    • отсутствие представления о сохранении количества.

    При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.

    Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

    Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

    Выделяют разные виды мышления.

    Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

    Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

    Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

    Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

    Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

    Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

    Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

    Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

    Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

    Выделяют следующие стадии решения проблемы:

    • подготовка;
    • созревание решения;
    • вдохновение;
    • проверка найденного решения.

    Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

    1. Мотивация (желание решить проблему).
    2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
    3. Поиск решения.
    4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
    5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
    6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
    7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
      • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
      • на основе использования аналогий;
      • на основе использования эвристических приемов;

    на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

    1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
      • высокая увлеченность проблемой;
      • вера в успех, в возможность решить проблему;
      • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
      • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
    2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
    3. Реализация решения.
    4. Проверка найденного решения.
    5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

    Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

    Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

    Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

    Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

    Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

    Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

    Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

    Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .

    Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

    Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

    Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

    • Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
    • Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
    • Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

    Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

    Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

    Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

    Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

    Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

    Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

    Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

    К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

    Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

    Мышление, что это

    Мышление - это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

    Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

    Формы

    В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

    1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
    2. Суждение - относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
    3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

    Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

    Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

    Процессы

    Процесс мышления - это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

    В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

    Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

    1. подготовка;
    2. нахождение решения;
    3. вдохновение к его достижению;
    4. проверка результатов.

    Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

    Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

    Приемы мышления:

    1. анализ - это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
    2. синтез - это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
    3. сравнение - это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
    4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
    5. обобщение - это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
    6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
    7. абстрагирование - это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

    Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

    Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

    Нарушения (расстройства)

    Расстройства мышления - это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

    Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

    Формы количественного расстройства:

    • задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
    • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
    • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

    Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

    • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
    • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
    • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
    • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
    • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
    • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
    • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
    • Фобии (необоснованный страх) . Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
    • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
    • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

    Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

    Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

    При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

    Развитие (упражнения для тренировки)

    Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

    Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

    Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

    • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
    • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
    • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
    • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
    • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

    Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

    Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

    В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

    • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
    • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
    • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
    • Четвёртый уровень - это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

    Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

    Виды мышления

    Мышление представляет наивысшую форму познавательной деятельности человека. Благодаря процессам, происходящим на подсознательном и сознательном уровнях, человек формирует понятия об окружающем мире и явлениях. Находит решения поставленных жизнью задач.

    Все процессы мыслительной деятельности делятся в зависимости от целей и вариации мировоззрения. Способы мышления различны и позволяют находить выход из любой ситуации при разном подходе к решению проблемы. Основные виды мышления человека:

    Критическое мышление

    Используется для оценки найденных в процессе мышления решений относительно возможности их применения на практике. Критическое мышление позволяет выбрать наиболее верный путь решения и оценить реальность его реализации.

    Позитивное мышление

    Представлено принятием удачи и добра. Человек, обладающий позитивным типом мышления, воспринимает всё в радужных тонах, всегда сохраняет веру в лучший исход и возможность найти выход из любой ситуации.

    Абстрактное мышление

    Позволяет отречься от деталей и взглянуть на ситуацию или проблему в целом. Развивать его необходимо с раннего возраста. Выраженное абстрагирование характеризует быстрота мышления и нестандартный подход.

    Особенностью умения абстрагировать можно отметить способность быстро находить суть в незнакомой ситуации, за короткое время собрав всю информацию. Что позволяет находить решение в любой ситуации.

    Логическое мышление

    Это обработка имеющейся информации с уклоном на причинно-следственную связь. В логическом мышлении человек использует уже имеющиеся знания путем обработки их в определенной последовательности.

    Итогом такого мышления будет нахождение наиболее правильного решения при определенной задаче. Оно позволяет сделать выводы, определиться с дальнейшей тактикой и найти решение в ситуации, требующей быстрых действий.

    Когда нет времени и возможности всесторонне изучать предмет и детально разрабатывать тактику решения задачи, логическое мышление позволяет быстро наметить путь разрешения и начать действия незамедлительно.

    Клиповое мышление

    Это особенность восприятия, основанная на формировании суждения на основе коротких ярких образов, выхваченных из контекста. Люди, обладающие клиповым мышлением, способны формировать суждение на основе коротких новостей клипов или отрывков из новостей.

    Присуще современному поколению молодых и позволяет быстро найти интересующую информацию, не вникая в особенности и детали. Оно характеризуется поверхностью и мало информативностью. Недостатком такого типа будет снижение концентрации внимания, неспособностью всесторонне изучать поставленную задачу.

    Креативное мышление

    Позволяет находить решения, не признанные обществом. Отклонение от шаблонов, неординарный подход - это его главные особенности. Благодаря отличному от ожидаемого решению, люди с креативным мышлением находятся в выигрыше при равных условиях с людьми мыслящими шаблонами.

    Оно позволяет людям творческой профессии создавать что-то новое и неповторимое, а бизнесменам находить решения, казалось бы, неразрешимых задач. Люди с креативным мышлением часто имеют и поведенческие отклонения в сравнении с общим принципом.

    Наглядно-образное мышление

    Позволяет быстро получить результат, благодаря мгновенной обработке информации на основе зрительных образов. Образное решение формируется мысленно и доступно людям, способным создавать зрительные картины достаточно полно.

    Данный вид мышления не основан на практических фактах. Тренируется с детского возраста путем запоминания предмета с последующим наиболее полным воссозданием его описания. Наглядно-образное мышление и воображение находятся в тесной связи и легко тренируются в детском возрасте в игровой и творческой деятельности.

    Системное мышление

    Позволяет определить связи разобщенных предметов и явлений. Все элементы находятся во взаимной связи друг с другом. Умение их познавать и воссоздавать позволяет спроецировать результат еще в начале.

    Благодаря системному подходу можно определить различные направления развития событий и выбрать наиболее подходящий или определить совершенную ошибку в действиях и найти решение.

    Человек, обладающий системным мышлением, способен упрощать решение задачи, изучать реальность с различных точек зрения и менять свои убеждения в процессе жизнедеятельности.

    Все это позволяет приспособиться к постоянно меняющемуся окружению и выйти из любой ситуации с наименьшими потерями.

    Пространственное мышление

    Ориентация в пространстве возможна благодаря развитию пространственного мышления. Это способность ориентироваться на месте и воспринимать окружающее как единое целое, воссоздавая в памяти расположение объектов относительно друг друга и самого человека, независимо от точки, в которой он находится. Оно начинает формироваться в возрасте 2-3 лет и может развиваться на протяжении всей жизни.

    Стратегическое мышление

    Это способность индивида заранее спрогнозировать результат активности в определенном направлении (действии) не только личных, но и оппонента. Развитое стратегическое мышление позволяет просчитывать шаги противника и действовать на опережение, достигая. тем самым. высоких результатов.

    Аналитическое мышление

    Это способность получить максимум информации из имеющегося минимального материала посредством анализа каждой составляющей предоставленных данных. Посредством логических умозаключений человек прогнозирует разные варианты при рассмотрении вопроса с нескольких точек зрения, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

    Люди, обладающие аналитическим мышлением, говорят, что они сперва все хорошо обдумают, потом сделают. Пословица «семь раз примерь, один отрежь» является руководством для людей с аналитическим складом ума.

    Творческое мышление

    Характеризуется умением создавать субъективно новое на основе уже существующего. Помимо получения отличного от первоначального явления или объекта творческое мышление позволяет собирать информацию путями, выходящими за рамки шаблонов, что позволяет получить решение задачи быстро и качественно. Оно относится к продуктивной группе и легко развивается в детском возрасте.

    Латеральное мышление

    Позволяет качественно решить задачу, исследовав объект или явления с разных сторон и под разным углом. В латеральном мышлении используется не только накопленный опыт и знания, но и интуитивные способности, иногда идущие вразрез с научными представлениями.

    Опираясь на опыт и собственные чувства, человек может не просто найти выход из ситуации, но и получить удовольствие в ходе решения даже сложных задач. Как правило лица, пользующиеся латеральным мышлением, выбирают творческий подход и неординарный тип решения проблемы что позволяет добиться наивысших результатов.

    Ассоциативное мышление

    Это способность мозга создавать разнообразные яркие образы, связанные с предметом или явлением, что позволяет изучить условия проблемы не только на понятийном ровне, но и подключить эмоциональный фон и чувственный, сформировать собственное отношение к проблеме и наполнить различными красками.

    При развитом ассоциативном мышлении человек способен связывать различные ситуации, не имеющие ничего общего с определенным предметом. Так, например, люди могут связывать какие-то события личной или общественной жизни с какой-либо мелодией или фильмом.

    Благодаря этому человек способен находить нестандартные решения проблемы и создавать что-то качественно новое на основе уже существующего.

    Дивергентное и конвергентное мышление

    Дивергентное характеризуется способностью личности найти множество решений, имея одни исходные данные. Противоположностью является конвергентное - фокусировка на одном варианте развития события с полным отклонением возможности других вариантов решения проблемы.

    Развитие дивергентного мышления позволяет подобрать множество вариантов решения проблемы, выходящих за рамки общепринятых, и выбрать наиболее оптимальный путь действий, способный быстро привести к желаемому результату при наименьшей затрате энергии и средств.

    Нестандартное мышление

    Позволяет находить необычный вариант решения проблемы в любой ситуации. Главная ценность такого вида мышления заключается в способности найти выход из «безвыходной ситуации» когда стандартные методы не работают.

    Саногенное и патогенное мышление

    Саногенное (здоровое) направленно на оздоровление, патогенное же наоборот ведет к болезням в силу своего разрушительного влияния. Патогенный вид определяется склонностью человека прокручивать негативную ситуацию множество раз спустя время, что приводит к возникновению отрицательных эмоций (гнев, обида, злость, безысходность). Лица с патогенным типом склоны винить себя в случившемся и постоянно страдать, прокручивая плохую ситуацию.

    Обладатели саногенного мировоззрения способны абстрагироваться от негатива и создавать комфортный эмоциональный фон, они не зависят от стрессовых ситуаций.

    Рациональное и иррациональное мышление

    Представлены двумя противоположностями. Первый тип основан на строгом следовании логике и имеет четкую структуру, что позволяет находить решение большинства жизненных ситуаций.

    Второй тип характеризуется обрывочными суждениями при отсутствии четкого мыслительного процесса.

    Люди с иррациональным мышлением перескакивают с одного на другое, позволяя мыслям двигаться хаотично. Рационально мыслящий человек всегда всё тщательно обдумывает, выбирает наиболее логически выверенный путь решения проблемы. Иррационалисты же напротив полагаются на чувства и эмоции.

    Понятийное мышление

    Формируется у детей школьного возраста и заключается в формировании неких истин, не требующих доказательств. Понятийное мышление исключает возможность рассмотрения предмета или явления под разными углами в силу формирования определенного клише. Оно исключает инакомыслие и творческий подход в решении проблемы.

    Научное мышление

    Представляет собой стремление к познанию сути предмета или первопричины явления. Характеризуется системностью, требует сбора доказательной базы и носит объективный характер. Его преимущество в способности изучать процессы окружающего мира и использовать полученный результат во благо общества или себя.

    Стереотипное мышление

    Представлено склонностью оценки событий и явлений по общепринятым стандартам без включения логики или творчества. Оно позволяет социализироваться, однако убивает в человеке индивидуальность и делает его не только предсказуемым, но и легко внушаемым.

    Развитие мышления и воображения - это главный метод борьбы со стереотипностью и формирования способности самостоятельно решать задачи и находить выход из ситуаций. Снижает эффективность процесса из-за неумения действовать в ситуациях, не описанных в инструкции.

    Когнитивное мышление

    Характеризуется высоким уровнем развития всех видов процессов мыслительной деятельности что позволяет собрать и проанализировать информацию, оценить все под различным углом, применить логический подход и при этом действовать интуитивно и на основании эмоций.

    Такой тип мышления позволяет решать множество задач, используя наиболее эффективный метод при учете всех факторов ситуации (или явления) в соответствии с зависимыми и независимыми развитиями событий.