Затопление немецкого флота в скапа флоу. Затопление кораблей: методика войны. Миноносцы затопленные в Скала-Флоу




Бык Скапа Флоу. Часть 2. Самоубийство кайзеровского Флота


XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXIП. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,10 линейных кораблей,8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союзников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США...
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
………

Выдержка из документа, подписанного в Компьене между командованием Антанты и кайзеровской Германии


1918 год. Год наивысшего подъёма и краха кайзеровской Германии. Советская Россия подписала мирный договор и вышла из войны. Ресурсы Украины, Белоруссии и Закавказья позволили Германии, на краткосрочный период, перехватить стратегическую инициативу.

В сложившейся ситуации, Великобритания, в очередной раз, реализовала проект революции, успешно апробированный в России. Кстати, это во многом снимает обвинения с немцев в том, что они были «крестными отцами» партии большевиков. Скорее всего, германский Генеральный штаб просто использовали втемную.

Аналогично российской, была разложена германская армия. К сожалению, не избежал этой участи и Флот.

Кайзер флот, нанесший поражение англичанам в сражении при Доггер банке, которое, официальная англо-саксонская пропаганда выдала за свою победу, был готов достойно умереть в бою, выполнив своё основное предназначение.

Но, красные флаги, поднятые в Киле и Гамбурге, стали белыми флагами капитуляции.

И как же чиста и справедлива была молитва на кораблях российского и германского Флотов – «Боже, покарай Англию….».

Главнокомандующий германским Флотом, адмирал фон Хиппер отказался участвовать в капитуляции Флота, возложив эту тяжкую долю на плечи контр– адмирала фон Рейтера.

По условиям перемирия, вошедшего в силу 11 ноября 1918 г., Германия обязана была в четырнадцатидневный срок сдать все подводные лодки и направить в нейтральные или союзные порты для интернирования: 6 линейных крейсеров, 10 линейных кораблей, 8 легких крейсеров и 50 новейших эскадренных миноносцев.

Утром 21 ноября 1918 года еще в темноте британский флот единым соединением вышел в море из Розайта для участия в операции с намеком названной «Операция ZZ».

На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр легких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга.

Впереди них двигались 150 эсминцев, весь флот направлялся на восток с умеренной скоростью 12 узлов.

Около 10:00 на кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги и из тумана появились корабли германского Флота открытого моря.

Они шли единой колонной на своём последнем параде: первыми 5 линейных крейсеров — Seydlitz , Moltke , Hindenburg , Derfflinger и Von der Tann , затем Friedrich der Grosse под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов — Grosser Kurfürst , Prinzregent Luitpold , Markgraf , Bayern , SMS Kaiserin , Kronprinz , Kaiser и König Albert .

За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев. Однако это был не весь состав флота, миноносецV30 подорвался на мине и затонул. Линкор König и легкий крейсер Dresden стояли в доках из-за проблем с двигателями и должны были выйти в Англию в начале декабря.



Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с уменьшенными экипажами, но нация, предпочитающая унижению гибель, могла попытаться нанести последний удар победителям.

Легкий крейсер Cardiff (D58) повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флагман поравнялся сQueen Elizabeth , эскадры Битти повернули в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов.

Для демонстрации мощи здесь же присутствовали и корабли британских доминионов и союзников — 6-я эскадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов, крейсер Amiral Aube и 2 эсминца представляли Францию.

Сдававшаяся эскадра состояла из 14 больших кораблей (5 линейных крейсеров и 9 линейных кораблей), 7 легких крейсеров и 49 эскадренных миноносцев, к которым позже присоединилось еще 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер и 1 эскадренный миноносец.

Эскадра была введена в Росайт, где с заходом солнца германский флаг был спущен по сигналу Битти...

Англичане посчитали, что германский Флот побежден….

Германские корабли были переведены в Скапа Флоу, где для исправного содержания на них были оставлены партии германских моряков.

По условиям перемирия англичане не имели права вводить на корабли своих людей и вмешиваться в их внутренний распорядок.

Условия, в которых там пребывали небольшие немецкие экипажи, были очень суровыми. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшийся, согласно договору из Германии, и прибывавшей в испорченном виде.

Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос.

Корабельные радиостанции англичане давно конфисковали.
Интересно, оставались ли на борту агитаторы – коммунисты и что, обманутые матросы думали о тех, на чьем поводу они пошли на измену?

А тем временем, державы-победительницы, жадно заглатывая чужие куски, не смогли сходу решить судьбу уцелевшего германского военного флота. Подводные лодки были сразу переданы союзникам, а вот по надводным кораблям к консенсусу прийти не удавалось и кайзер флот, в ожидании итогов мирных переговоров, стоял, под арестом, в военно-морской базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Из-за плохого питания, отсутствия полноценного отдыха, ужасного медицинского обеспечения и отсутствия известий о дальнейшей судьбе флота дисциплина среди экипажей германских кораблей, общая численность которых в начале составляла около 20 тысяч человек, постоянно снижалась.

Для того чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. Даже разоружённый враг внушал ужас.

Тем временем переговоры о судьбе германских кораблей заходили в тупик. Французы и итальянцы хотели заполучить по четверти Кайзерлихмарине (военно-морских сил Германской империи), что не устраивало британцев, поскольку такой раздел наносил ущерб их пропорциональному преимуществу над флотами других государств.

Их бы устроило уничтожение германских кораблей, но с таким решением не соглашались немцы, и их мнение необходимо было учитывать в соответствии с условиями Компьенского перемирия.

Плен остудил горячие головы даже у тех, кто срывал флаги Кайзера. А подъём военно – морских стягов 31 мая 1919 года, в день третьей годовщины сражения у Доггер банки, возродил патриотические чувства экипажей германских кораблей.


Дело шло к заключению мирного договора. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

…. Солнце, взошедшее 21 июня 1919 года над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных водах бухты Скапа-Флоу.

Семьдесят четыре немецких корабля — 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев— семь месяцев стояли здесь в полном бездействии. Но в то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление.

Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора “ Фридрих Великий ” ("Фридрих дер Гроссе") — флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней взвился сигнал: “Все наверх!” Спустя 10 минут — еще один: “Одиннадцатый параграф сегодняшнего приказа — признание...”

Приказ адмирала еще передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а “ Фридрих Великий ” уже начал крениться на левый борт.

Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт.

Над тонувшими гигантами забили фонтаны, потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны.

Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов.

К пяти часам вечера все было кончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты.

линкор "Баден", три крейсера и несколько эсминцев.

Но 50 германских кораблей - от линкора "Баерн" водоизмещением 28500 т и до 750-тонных миноносцев — легли на дно на глуби­нах от 20 до 30 м.

Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.

Англичанам удалось отбуксировать на мелководье и посадить на грунт лишь

В тот же вечер вице-адмирал Фримантл срочно возвратился в Скапа-Флоу. Сэр Сид­ней с трудом сдерживал охватившую его ярость. Он с возмущением заявил довольному собой фон Рейтеру:

- Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей!

И это человек ещё что – то говорил о чести…


Один линейный корабль, 3 легких крейсера и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву.

Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами.

Девять немецких моряков погибли в схватках на борту или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.

И ни один из англичан, расстрелявший пленных и безоружных людей не был отдан под трибунал.

И эти люди смеют говорить о чести? Пройдет двадцать три года и они будут расстреливать немецких подводников, спасающих людей с торпедированной «Лаконии» и своих соотечественников, в том числе…

Это англичане, граждане государства, в котором никогда не было ни чести, ни совести. Государстве – империи зла.

Так закончил своё существование знаме­нитый немецкий Флот Открытого моря (" Hochseeflotte ") — второй в мире после бри­танского по своей мощи военно-морской флот, созданный за четверть века ценой ог­ромных материальных затрат и трудов всей германской нацией.

Людвиг фон Рейтер

Это грандиозное самоза­топление оказалось самой громкой и эффект­ной акцией, в которой довелось принять уча­стие сверхдредноутам "Баерн" и "Баден" самым крупным и мощным боевым кораблям кайзеровского флота, ставших одновременно и последними по сроку постройки линкорами империи Вильгельма II .

Знаете, когда я собирал материал по теме, когда тонул вместе с немецкими моряками под огнем англичан в водах Скапа Флоу, я думал о русском Флоте, бесславно умершем в Бизерте. И знаете, мне было стыдно…

После затопления Флота, знаменитый немецкий адмирал Шеер, бывший Главком в самый трудный период войны, сказал:

- Я радуюсь. Пятно позора капитуляции стерто с германского Флота. Гибель этих кораблей доказало, что дух Флота не умер. Это последний акт верности лучшим традициям германского Флота.

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие.

Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Рейтера: впрочем, встретили его, по возвращении в Германию, как героя.

Но новому германскому правительству такой герой был не нужен. Через пять месяцев после возвращения из Англии, фон Ройтеру было предложено подать в отставку из состава ВМФ.

29 августа 1939 года, в честь юбилея битвыпри Танненберге, указом Адольфа Гитлера фон Рейтер был произведен в чин полного адмирала.

Умер в Потсдаме от сердечного приступа 18 декабря 1943 года. Наверное, это и к лучшему. Он не застал второго поражения своего Флота.

Таким образом, у немцев был повод для того, чтобы прорываться в Скапа Флоу и мстить. И это, была одна из причин, по которой, капитан 1 ранга Карл Дёниц, Командующий подводными силами гитлеровской Германии, не дожидаясь начала Второй мировой войны, начал планировать операцию против британского Флота в его сердце – главной военно – морской баз Скапа Флоу.

П.С. Как правильно написал в комментарии к предыдущей теме один уважаемый мною оппонент, я очень часто увлекаюсь и примеряю на себя роль экскурсовода из Анапы.

Что же, во многом он прав. Поэтому, я заявляю, что все, о чем я пишу, является исключительно моим видением вопроса. Это относится к причинам, следствиям и выводам, без претензии на абсолютную истину.

Готов и с удовольствием восприму любую конструктивную критику и правки по существу данного вопроса.

Дениц Карл "Десять лет и двадцать дней"

Шеер фон Райхард "Германский Флот в Первую мировую войну"

В марте 2014 года по всем новостным лентам проскочила о том, что в бухте Донузлав, крупнейшем озере в Крыму, были в стратегических целях затоплены два списанных корабля - БПК «Очаков» и буксир «Шахтер». Мы решили проанализировать эту и заодно заглянуть в прошлое, поскольку методика затопления кораблей в военных целях известна с античных времен.

БПК «Очаков» находился в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую интересную свою миссию выполнил уже после списания. На снимке он, завалившись набок, блокирует выход из Донузлава.

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины - именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.

Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав - это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания - ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830-1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами - при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения - ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия - еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами - подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857-1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд - это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города - поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже - уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы - скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны - что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) - фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо - он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.


Мост, проложенный по блокшивам с одного Оркнейского острова на другой.


Современный вид «барьеров Черчилля».

Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни - вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление - именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев - нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок - и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу - погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.
История, история


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861-1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном - китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861-1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood - в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два из них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, - лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов - как итальянских, так и немецких.

В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960-1970-х годах было построено семь таких кораблей - шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва - сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация - это сложнейшая инженерная операция.

Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней - еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту - блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.

Стратегия развлечений

Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент - это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам - от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, - а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

21 июня 1919 года на глазах изумленных англичан, на главной базе королевского флота, Скапа-Флоу, подняв боевые флаги стали уходить под воду один за другим огромные корабли германских ВМС, уже полгода как «прописанные» в этой бухте. За каких нибудь 5 часов перестал существовать второй по силе военно-морской флот. Всю ответственность взял на себя командующий немецким флотом Людвиг фон Ройтер. По возвращении в Германию он был встречен с восхищением и признательностью во всех слоях немецкого общества.

Немецкий флот открытого моря.

Подобная судьба ожидала и российский Балтийский флот в 1918 году.Но благодаря решительным действиям капитана первого ранга Алексея Михайловича Щастного, фактически возглавлявшего в то время Балтфлот, удалось спасти для страны более двухсот судов, включая 6 линкоров. Эти корабли еще долгое время составляли основу ВМС Советского Союза, тем более, что промышленность СССР не была в состоянии производить такие большие корабли аж до середины 60-х годов. 21 июня 1918 года А.М.Щастный был приговорен к расстрелу в 24 часа. Это был первый расстрел произведенный Советской властью на «законных» основаниях, т.е. по приговору суда.

Мощный военно-морской флот является неотъемлемым признаком великой империи. Империя должна защищать свои интересы во всех уголках земного шара. Чем мощнее империя и чем больше у нее «интересов»– тем мощнее флот. Основатель Российской империи и первый её император, Петр, приступил к строительству сильного флота, что практически не интересовало его предков, московских царей. Созданная из сотни мелких немецких королевств и княжеств в 1871 году Германская империя (Второй Рейх) военного флота не имела. Ни Прусскому королевству, ни другим немецким государствам он был не нужен. Да и первый германский император, обладавший менталитетом скорее прусского короля, чем императора, не уделял флоту внимания. Настоящее имперское мировоззрение было у Вильгельма II, с которого и начался бурный рост немецких ВМС.

Вильгельм Второй.

Флот был любимым детищем кайзера Вильгельма ІІ. И ему пришлось преодолеть множество препятствий разного рода, чтобы склонить страну к такому очень затратному делу, как строительству военных кораблей. Германия была конституционной монархией, с активно действующим парламентом, в котором самой многочисленной фракцией были социал-демократы, решительно выступавшие против любого увеличения расходов на военные нужды. Очень влиятельной силой в рейхстаге(парламенте) был прусские помещики (юнкера), бывшие, как правило, отставными армейскими офицерами. Юнкера всегда склонялись, при дележке бюджетных средств, в пользу армии, но не флота.

Тем не менее, при поддержке промышленников, Вильгельму ІІ удалось создать мощнейший военный флот. Кстати, этот флот послужил одной из главных причин резкого ухудшения отношений между родственными монархиями Англии и Германии. Королева Виктория приходилась Вильгельму ІІ родной и любимой бабушкой. Когда бабушка умирала, внучок Вилли сидел при ней неотлучно и держал ее старческую ручку в своих руках. Мама немецкого кайзера была родной дочкой королевы Виктории, а папа был известен своим англофильством. Правда,с дядей Берти (английским королем Эдуардом VII, маминым братом) отношения у Вилли были весьма натянутые.Не только знать, но и простые люди обеих стран были друг для друга не совсем чужими. Германские племена англов и саксов, перебравшиеся на Британские острова, оставили на материке, в той же Саксонии, множество соплеменников. И вот эти родственные народы и династии сошлись в смертельной схватке.

Королевская семья.

Ревниво оберегая свои имперские интересы, разбросанные по всему земному шару,Великобритания приняла в 1889 году закон о морской обороне, так называемый «двухдержавный стандарт». Это означало, что британский флот по своей мощи не должен был уступать суммарной мощи двух ВМФ, занимающих второе и третье места в рейтинге. На время принятия закона это были ВМС Франции и России. Но бурное развитие промышленности и экономики Германии, позволили ей за довольно короткий исторический срок создать мощный военно-морской флот, вышедший на второе место в мире и нарушивший «равновесие» регламентируемое «двухдержавным стандартом». Этот факт и желание быстро набирающей силы новой империи иметь больший кусок «пирога» заставили три великие державы: Англию, Францию и Россию заключить союз, чтобы остановить «наглого» претендента на их долю в добыче.

Надо признать, что огромные капиталовложения на строительство военного флота и затягивание поясов у всех слоев немецкого народа оказались напрасными. Мощный флот не только не принес какой-либо политической или военной выгоды, но и послужил одним из главных раздражителей, приведшим к невиданной до тех пор войне. Мощнейший надводный флот не выполнил ни одной из поставленных задач. Впрочем, как и четвертый по величине российский флот. Немецкий Флот Открытого Моря за четыре года войны только один раз по настоящему сразился с английским флотом, в Ютландском сражении, показал хорошую выучку экипажей и продемонстрировал техническое совершенство своих кораблей. Но самое большее, чего добились немцы – они заставили англичан напрячь все силы.

Линкор "Рейнланд".

По условиям перемирия немецкий Флот Открытого Моря должен был быть интернированным в нейтральном порту. Но ни одна из нейтральных стран не изъявила готовности принять у себя огромный флот. Поэтому 73 немецких корабля, включая 10 линкоров и 5 линейных крейсеров были отконвоированы на главную базу английского флота в Скапа Флоу, где они ждали своей участи – решения мирной конфереции в Версале.

Немецкие экипажи находились под бдительным контролем англичан. С кораблей были сняты радиостанции; экипажам запрещалось покидать свои суда. Но даже в таких условиях командующий флотом адмирал Людвиг фон Ройтер сумел подготовить экипажи к последнему акту трагедии – затоплению флота. Немецкий адмирал совершенно справедливо предполагал, что новейшие германские корабли будут поделены между победителями. 21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их.

Гибель немецкого флота.

Под крики «ура» немецких моряков, корабли один за одним стали погружаться в морскую пучину. На моряках были спасательные жилеты, кое где спустили на воду шлюпки. Англичане пришли в себя довольно быстро и попытались воспрепятствовать затоплению судов. В результате схваток на кораблях, в том числе с применением огнестрельного оружия погибли 9 немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф». Принято считать, что это были последние жертвы Первой Мировой войны. Один линкор, 4 эсминца и 14 торпедных катеров английской охране удалось посадить на мель у берегов бухты. Остальные 54 корабля ушли на дно.

Немецкий эсминец, которому англичане не дали уйти на дно.

Разозленные англичане арестовали 1774 немецких моряка, объявив их военнопленными. Правда, большинство матросов и офицеров вскоре были освобождены и вернулись в Германию. Адмирал Ройтер и еще несколько старших офицеров были освобождены только в январе 1920 года. На родине их встретили с большим почетом, как героев, отстоявших честь флота.

Отдадим должное храбрости и самоотверженности немецких моряков, но не будем проливать слезы над безвременно почившим Флотом Открытого Моря. Наоборот, стоит порадоваться, что эти бронированные чудовища не смогли использовать свои возможности в бомбардировке прибрежных городов и в пускании на дно торговых судов. В 1919 году немцы были потрясены тяжелыми и несправедливыми условиями Версальского мирного договора, но никто из них не вспомнил тяжелейшие и несправедливые условия Брестского мирного договора, продиктованные Германией побежденной России.

В начале 1918 года германское руководство пребывало в состоянии эйфории. После выхода России из войны Германия получила численное преимущество на Западном фронте и у них появился прекрасный шанс серией мощных наступлений разбить англо-французские войска. Два миллиона солдат были переброшены с исчезнувшего Восточного фронта. Кроме того, немецкая армия была пополнена тысячами военнопленных, содержавшихся до этого в российских концлагерях. После предвкушаемой победы в наземных сражениях, вся тяжесть противостояния должна была перенестись на море, где Англия, даже без союзников, имела преимущество над германским флотом. Надменные и бесцеремонные немецкие генералы, сумевшие даже оттеснить на второй план императора Вильгельма, считали, что победитель должен получить все, что хочет. Их внимание привлек российский флот с новенькими линкорами, заполучив которые Германия смогла бы сократить отставание от английского флота.

Гинденбург и Людендорф.

Как ни странно, но желание немецких военных захватить российские линкоры и крейсера нашло понимание у нового руководства России. Большевики, как и немецкие генералы, жили в то время большими ожиданиями – ждали Мировую революцию, которая по их расчетам должна была вот-вот произойти. Продолжающаяся империалистическая война должна была истощить все силы противоборствующих буржуазных государств и, по марксистской теории, привести к восстанию возмущенных народов против собственных правительств. Поэтому коммунистическое правительство России считало передачу российского флота немцам подливанием масла в огонь, приближающим мировую революцию. Кроме того, содержать дорогостоящий флот весьма накладно даже для успешной и процветающей экономики, а разоренное государство было просто не в состоянии тащить подобную тяжесть.Итак, желания руководителей Немецкой империи и Советской республики в данном случае совпали: одни хотели во что бы то ни стало заполучить современные боевые корабли, другие также страстно хотели от них избавиться.

Линкор "Полтава" (Балтийский флот).

Но были и другие заинтересованные стороны, которых судьба балтийского флота интересовала не меньше.Возможный захват немцами российского Балтийского флота очень беспокоил англичан, которые настаивали на подрыве всех военных кораблей, чтобы они ни в коем случае не попали в руки немецких адмиралов. Английское посольство внимательно следило за событиями касающимися флота. Но самыми обеспокоенными были экипажи этих кораблей. Судьба, и даже жизнь, моряков были напрямую связаны с судьбой флота.

По Брестскому договору, подписанному 3 марта 1918 г, России предписывалось немедленно увести корабли в свои порты или разоружить, оставив на борту немногочисленную охрану.Но лед на Балтийском море стаивает в апреле и немедленно вывести корабли с Хельсинки, тогдашней главной базы Балтийского флота, было очень проблематично. Хотя перед самым захватом немцами Таллина, 25 февраля 1918 г, удалось с помощью ледоколов перевести из Таллина в Хельсинки 60 кораблей. Но от Таллина до Хельсинки всего 90 километров, тогда как от Хельсинки до Кронштадта расстояние в 4 раза больше, что очень усложняло передислокацию. К тому же, два ледокола из трех, обеспечивавших проводку из Таллина, вскоре были захвачены финнами.

Но все таки гланое было не это. Секретной статьей Брестского мирного договора предусматривалась передача крупнейших и новейших кораблей Балтфлота немцам. А как осуществить передачу, чтобы выглядеть невинными и перед своими моряками и перед англичанами, придумал хитроумный тов.Троцкий. По его плану подрыв кораблей предлагалось осуществить при приближении немецкой эскадры, как бы в спешке и панике. Старые, ненужные немцам, корабли должны были быть подорваны капитально, а наиболее ценные – линкоры, новые крейсера, миноносцы и подводные лодки- подрывались бы таким образом, чтобы их можно было быстро восстановить. Перед англичанами оправдывались бы паникой и нерасторопностью флотских командиров. Для оправдания можно было бы расстрелять нескольких флотских офицеров, якобы виновных в преступной халатности.

Руководитель Центробалта Павел Дыбенко.

К подготовке передачи флота приступили сразу после подписания Брестского мирного договора. Центробалт, своевольный и буйный выборный орган, управлявший Балтийским флотом был сменен новым, назначаемым сверху, органом – Советом комиссаров флота. По плану Троцкого на корабли, предназначенные для передачи немцам, направлялись доверенные люди, которые должны были проследить за неукоснительным выполнением намеченного. На должность Главного комиссара флота направлялся Флеровский, человек Троцкого. Кажется, предусмотрено было всё, но…

При всей своей революционной сознательности комиссары руководить флотом не могли – у них не было ни специальных знаний, ни надлежащей подготовки. Поэтому флотом фактически руководил капитан первого ранга Алексей Михайлович Щастный, являвшийся с мая 1917 года флаг-капитаном Балтийского флота. Флаг-капитан, в переводе на более понятный, «сухопутный», язык, означает начальник штаба. Боевой моряк, участник русско-японской и Первой мировой войн, Щастный обладал не только боевым опытом, но и был хорошо подготовленным техническим специалистом. В частности, Алексей Михайлович считался на флоте одним из крупнейших знатоков радио-телеграфной связи.

И вот в руки Щастного попадает перехваченное контрразведкой письмо начальника секретной службы Германского генштаба адресованное тов.Троцкому. В письме уточняются некоторые детали, связанные с передачей немцам кораблей Балтийского флота. Алексей Михайлович срочно собрал секретное совещание Совета комиссаров флота на котором предъявил письмо. Возмущенный С овет постановил: Флеровского на флот не допускать, довести до сведения экипажей решение властей о подрыве боевых кораблей, начать подготовку флота к передислокации в Кронштадт и передать всю власть на флоте капитану первого ранга Щастному А.М.

3 апреля 1918 года немецкий флот произвел высадку десанта в Финляндии, на полуострове Ханко.Это была ныне знаменитая Балтийская дивизия фон дер Гольца. На переговоры с немцами отправили группу российских моряков. Вернувшись, делегаты сообщили о немецком требовании – готовить флот к сдаче.То, что в высоких сферах оговаривалось на вежливом дипломатическом языке, на более низком уровне звучало прямо, грубо и недвусмысленно: «Готовьте флот к сдаче».

Немецкие войска в Хельсинки.

Практически все корабли, базировавшиеся в Хельсинки уже были подготовлены к переходу в Кронштадт. Ждали только команды. Теперь, после немецкого требования, у Щастного появились все основания от дать приказ на переход. 4 апреля 1918 года корабли Балтийского флота стали один за одним покидать Хельсинки. Первыми ушли самые ценные корабли – линкоры. Последним, на посыльном судне «Кречет», ушел Щастный со своим штабом.

Еще не зная о выходе Балтийского флота из Хельсинки, 5 апреля решением наркома Щастный был назначен на должность «наморси», что на идиотском канцелярском языке того времени означало «начальник морских сил».(«Наморси»еще не самое дурацкое буквосочетание – было и похуже. Например: «замкомпоморде». Замком по морде означало всего лишь – «заместитель командующего по морским делам».Еще хуже было ГОВНО – группа освещения воздушной и надводной обстановки , и т.д. ).

Через девять дней трудного пути, по покрытому ледовым панцирем Балтийскому морю, флот пришел в Кронштадт. Были спасены для страны Советов 236 кораблей. В том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок.Часть кораблей проследовала далее, в Санкт-Петербург. Для советского правительства приход флота стал неприятной неожиданностью. Мало того, что не выполнена договоренность с немцами и теперь как-то надо было оправдываться, так теперь пришлось содержать огромный и бесполезный флот. А там жди чего- нибудь еше более неприятного. Дождались уже в 1921 году, когда вспыхнул кронштадский мятеж.

Ну а «наморси» Щастный сразу попал в число отъявленных врагов советской власти. Во-первых сорвал блестящую операцию, столь нужную для мировой революции; во-вторых разоблачил переговоры тов.Троцкого с немецким генштабом, чем пытался подорвать авторитет партийного вождя (главная улика, письмо-все еще находилось в руках Щастного) ; и в третьих очень уж самостоятельный и не сильно прислушивающийся к мнению руководящих товарищей как надо правильно руководить флотом . Кроме того, немецким партнерам надо было показать, что лицо сорвавшее передачу флота примерно наказано.

А.М.Щастный.

Человек из другого мира, не привыкший к новым реалиям, А.М.Щастный, увидев, что сработаться с новой властью у него не получается, подал в отставку 23 мая. Однако большевикам этого было недостаточно- отставку не приняли, вызвали в Москву, где и арестовали 29 мая прям о на совещании коллегии Высшего военного совета. 20 июня открылась первая сессия Верховного революционного трибунала(до этого, с 7 ноября 1917 года, какая-либо судебная система в Советской России отсутствовала) и первым рассматривалось «дело» Щастного. Единственным свидетелем против Алексея Михайловича выступил Троцкий, обвинивший Щастного в том, что он якобы хотел поссорить флот с советской властью и для этого подделал документ(письмо) немецкого Генерального штаба. Государственный обвинитель (Крыленко) полностью поддержал наркомвоенмора (народного комиссара по военным и морским делам). Ошеломленный адвокат пытался протестовать: никаких доказательств вины Щастного нет, а естьтолько слова крайне заинтересованного лица, Троцкого, уличенного в связях с иностранным генштабом и желающего устранить опасного свидетеля. Однако Верховный ревтрибунал приговорил организатора спасения Балтийского флота к расстрелу в 24 часа. Парадоксально, но первый «законный» расстрел по первому приговору советского суда пришелся на долю человека, которого можно считать настоящим национальным героем. Щастному очень не повезло – он занимал такую должность, что был просто обречен. Если бы он не смог организовать, по каким-то причинам, вывод флота из Хельсинки и линкоры достались бы немцам, то «наморси» Щастного расстреляли бы в угоду англичанам за «преступную халатность».

Троцкий в 1918 году.

Приговор был приведен в исполнение отрядом китайских « интернационалистов » . А дальше советская власть наградила Щастного невероятным отличием – было приказано захоронить тайно, чтобы никто из его почитателей (в основном балтийских моряков) не смог найти могилу и не устроил бы там массовых поклонений герою. У Алексея Михайловича осталась жена с двумя маленькими детишками. Все ее обращения к советским властям отдать тело мужа для нормального захоронения остались безответными, в том числе письмо лично Владимиру Ильичу. С женщиной никто не захотел даже разговаривать. А нам много рассказывали о том, как царь и его чиновники равнодушно отнеслись к просьбам матери Ленина, когда она обращалась по поводу помилования старшего сына, замешанного в покушении на царя.

Через некоторое время ситуация существенно поменялась и спасенный Щастным флот оказался уже нужным. Теперь необходимо было писать историю спасения и назначать «героев», а самое главное - закапывать правду как можно глубже. И батальоны придворных историков стали вдохновенно писать сочинение на заданную им тему. Самые непорядочные обливали грязью Щастного и его офицеров, утверждая, что они мешали комиссарам Центробалта выполнять личное указание тов.Ленина по подготовке флота к передислокации сначала из Таллина в Хельсинки, а потом из Хельсинки в Кронштадт. Придумали даже такую версию, как переход флота в три этапа: первый -12 марта, второй-5 апреля и третий – с седьмого по одиннадцатое апреля.

История любит пошутить и озадачить. Так и получилось с днем 21 июня – знаменательн о й д атой в истории двух военно-морских флотов: российского и германского. В этот день в 1919 году произошло затопление немецкого Флота Открытого Моря, прославившее на века адмирала Людвига фон Ройтера. А ровно за год до этого, в 1918 году был приговорен к расстрелу и забвению на многие десятиления организатор спасения Балтийского флота капитан первого ранга Алексей Михайлович Щастный.

Тайна затопления германского флота в Скапа-Флоу

По условиям Компьенского перемирия, германский Флот открытого моря подлежал интернированию. Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения. В то же время германские суда не имели боеприпасов и не могли оказать никакого сопротивления британскому флоту. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Претворение замысла с затоплением кораблей было сопряжено с определенными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. С германских судов были сняты радиостанции. Перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал условный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, которое стало для них полной неожиданностью. Они поднимались на тонущие корабли, требуя у немцев закрыть кингстоны, а потом пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках.

Англичане и французы были огорчены, что немецкий флот затонул, поскольку тогда еще рассчитывали получить его себе. Фон Ройтер и его подчинённые были объявлены военнопленными, как нарушившие условия перемирия. Впрочем, это практически ничего не меняло в их судьбе, поскольку, согласно подписанному вскоре Версальскому миру, все военнопленные подлежали возвращению на родину. По возвращении в Германию моряки были встречены как национальные герои, отстоявшие честь германского флота. А некоторые британские, французские, итальянские, американские и японские политики и адмиралы даже вздохнули с облегчением, поскольку с повестки дня был снят сложнейший вопрос о том, как делить германский флот между победителями.

Фактически же получилось так, что немцы выполнили за союзников их работу, поскольку уже в 20-е годы большинство дредноутов было выведено из состава флота и отправлено на металлолом. Наверняка та же судьба постигла бы и трофейный германский флот, хотя некоторые из затопленных в Скапа-Флоу германских судов англичане поднимали еще и в 1937 году, но никак не использовали в военных целях.

Из книги Сталин мог ударить первым автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 20 Тайна миссии Черноморского флота После оставления Одессы был создан Крымфронт.И прежде чем говорить о трагедии этого фронтового объединения, следует назвать авторов его создания, указать цели и задачи, а самое главное - мотивы, которыми руководствовались

автора Соколов Борис Вадимович

Тайна русско-германского сепаратного мира Россия находилась в изолированном положении от двух главных союзников - Англии и Франции. Кроме того, в 1915 году русская армия потерпела тяжелые поражения от австро-германских войск. Данные обстоятельства

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германского наступления 1918 года После того как Россия оказалась выведена из войны, Германия рассчитывала бросить все силы на Западный фронт, чтобы разбить франко-британские войска до того, как на континент прибудут основные силы американской

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 ЗАЛИВ СКАПА-ФЛОУ После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.– Внимание, господа. Корветтенкапитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контр-адмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Битва за Крым автора Широкорад Александр Борисович

Глава 21. Запоздалое явление германского флота Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою автора Халхатов Рафаэль Андреевич

Глава 3 Первая кровь «Бык Скапа-Флоу» и другие Германские подводники энергично готовились воевать буквально с первого дня воссоздания подводных сил. Однако объявление войны стало настоящим потрясением для многих из них, и К. Дёниц не был исключением. Он и ряд его офицеров

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 5 ОПЕРАЦИЯ «СКАПА-ФЛОУ» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферт – пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контрадмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

автора Харпер Дж.

Первый отход германского флота Шеер, для которого общее положение все еще оставалось также неясным, оказался теперь охваченным нашим флотом. Английские линейные крейсеры, вышедшие, наконец, в голову линии, находились теперь у него на правом крамболе, а громадная линия

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Второй отход германского флота В 19 ч. 10 мин. головные части неприятельского флота появились в видимости некоторых наших линейных кораблей. «Мальборо» со своими кораблями немедленно открыл огонь по головным линкорам противника, а 5-я эскадра – по его линейным крейсерам.

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Прорыв германского флота ночью Большинство критиков или совершенно игнорировало факт неполучения Джеллико почти никаких сведений о движении противника в течение ночи, или же они придавали преувеличенное значение тем скудным сведениям, которые до него доходили. В

Из книги Если бы Гитлер не напал на СССР… автора Кремлев Сергей

Глава 21. Операция «Воздушный лев» и конец Скапа-Флоу Если повести взглядом по карте Великобритании вверх от Лондона - на север и чуть западнее, к Шотландии, то, добравшись до Эдинбурга, мы обнаружим, что город стоит на берегу узкого, глубоко вдающегося в сушу залива

Из книги Свастика над Таймыром автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение. Отдельные корабли германского флота, упоминаемые в книге Авианосцы типа «Граф Цеппелин», заложены 2 единицы («Граф Цеппелин», заложен 28.12.1936 года; «В»),Водоизмещение: 19 250-28 090 тонн. Максимальная скорость - 35 узлов.Размеры: 250x31,5x7,2 метра Броня - 80 мм

Немецкие моряки решили затопить свои корабли, чтобы они не достались победителям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Otto Wünsche. Съемки затонувших кораблей 2 часть | Эхо второй мировой

    ✪ Уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима»

Субтитры

Интернирование Флота открытого моря

По условиям завершившего Первую мировую войну перемирия , заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты , немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию . Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер , англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.

В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.

Затопление немецких кораблей

Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были убраны, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее - 21 июня , предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны , заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров , 5 линейных крейсеров , 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца . Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны. [ ]

Последствия

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Я смотрю на затопление, как на под­линный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разде­ле германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий поду­мает, вроде меня: «Слава Богу».

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Однако последствия непосредственно для Германии оказались весьма тяжелыми. Стоимость кораблей была пересчитана и добавлена к сумме репараций,наложенных державами- победительницами на Германию. Таким образом акт затопления принес моральное удовлетворение, но ухудшил финансовое состояние жителей Германии.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Судьба
Seydlitz Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1929
Moltke Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1927
Von der Tann Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Derfflinger Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1939
Hindenburg Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Kaiser Линкор Затоплен Поднят в 1929
Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен Поднят в 1929
Kaiserin Линкор Затоплен Поднят в 1936
Friedrich der Grosse Линкор Затоплен Поднят в 1937
König Albert Линкор Затоплен Поднят в 1935
König Линкор Затоплен Не поднят
Großer Kurfürst Линкор Затоплен Поднят в 1933
Kronprinz Линкор Затоплен Не поднят
Markgraf Линкор Затоплен Не поднят
Baden Линкор Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1921
Bayern Линкор Затоплен Поднят в 1933
Brummer Крейсер Затоплен Не поднят
Bremse Крейсер Затоплен Поднят в 1929
Dresden Крейсер Затоплен Не поднят
Cöln Крейсер Затоплен Не поднят
Karlsruhe Крейсер Затоплен Не поднят
Nürnberg Крейсер Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1922
Emden Крейсер Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1926
Frankfurt Крейсер Выброшен на мель
S32 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S36 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G38 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G39 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G40 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V43 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
V44 Эсминец Выброшен на мель
V45 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V46 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1924
S49 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S50 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S51 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S52 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S53 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S54 Эсминец Затоплен Поднят в 1921
S55 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S56 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S60 Эсминец Выброшен на мель
S65 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V70 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
V73 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V78 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V80 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V81 Эсминец Выброшен на мель Затонул по пути на разборку
V82 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V83 Эсминец Затоплен Поднят в 1923
V86 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V89 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V91 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G92 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
G101 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
G102 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
G103 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G104 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B109 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B110 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
B111 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B112 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
V125 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V126 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1925
V127 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V128 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V129 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S131 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S132 Эсминец Выброшен на мель Передан США, затоплен в 1921
S136 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S137 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S138 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
H145 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V100 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1921