Вилла папирусов. Вилла папирусов в геркулануме и ее библиотека. Прошлое и настоящее Геркуланума




Вилла папирусов − загородная вилла эпохи Древнего Рима, находящаяся в нескольких сотнях метров от Геркуланума. Предположительно, владельцем виллы был отец жены Цезаря − Луций Пизон Цезоний. Извержение вулкана Везувий в 79 году нашей эры погребло данную виллу под пеплом и лавой на семнадцать столетий. Группа археологов под руководством Карла Вебера обнаружила ее в конце 1740-х годов. Ими проводились раскопки виллы путем пробивания коридоров в породе на глубине двадцать семь метров. Исследования велись в течение одиннадцати лет − с 1750 года по конец 1761 года, затем были приостановлены из-за выхода газа. После этого к раскопкам виллы приступали в 1930-х и 1990-х годах. Всего к настоящему времени раскопано немногим более десяти процентов территории виллы.

Согласно археологическим раскопкам строительство виллы началось в первом столетии до нашей эры, и изначально у нее были довольно скромные размеры. Впоследствии вилла была перестроена и расширена.

Вилла папирусов имела форму прямоугольника и занимала площадь две тысячи семьсот девяносто квадратных метров. Она была вытянута вдоль морского побережья с северо-востока на юго-запад на двести пятьдесят метров. В ней находилось два перистиля. Один − большой, продолговатый, с обширным (более девяноста четырех метров в длину и около тридцати двух метров в ширину) водоемом в центре. Другой − гораздо меньше, в форме квадрата (10 х 10 колонн), с узким и длинным водоемом. К меньшему перистилю с юга примыкал этрусский атрий с имплувием. К северу от данного перистиля располагалось помещение с одним рядом колонн и апсидой в виде полукруга, предназначенное для физических упражнений и отдыха.

Его пол покрывала мозаика геометрической формы. Большой перистиль представлял собой сад с аллеями, отгороженный от окружающей местности стеной. Его огромный водоем сопоставим только с водоемом в тосканской вилле Плиния Младшего.

Во время раскопок было найдено множество статуй, бюстов, герм из мрамора и бронзы. Они располагались в четырех помещениях: в большом перистиле, в этрусском атрии и в двух комнатах, находящихся между двумя перистилями.

Во время раскопок на вилле была обнаружена уникальная частная библиотека, состоящая из тысячи восьмисот свитков папирусов с текстами на греческом языке. Уникальность ее состоит в том, что она является единственной сохранившейся библиотекой времен Древнего Рима. Часть свитков, тексты которых расшифрованы, содержат произведения Эпикура, Цецилия Стация, Филодема, Хрисиппа, Колотеса, Лукреция, Полистрата и пр.

Извержение вулкана превратило папирусы в спекшиеся свертки, ломающиеся при попытках их развернуть. В 1756 году священником Антонио Пьяджо была создана машина, способная разворачивать свитки. Это изобретение существенно облегчило работу исследователей. В наши дни свитки исследуются методом многозональной съемки.

ВИЛЛА ПАПИРУСОВ- огромная древнеримская загородная вилла за пределами древнего города Геркуланум. Вилла была так названа из- за гигантской коллекции папирусных свертков, найденной здесь.

Вилла была воздвигнута предположительно в I веке до н. э. и изначально имела гораздо более скромные размеры, но позже была достроена. Территория виллы имела форму прямоугольника в четверть километра длиной. В её западной части располагался просторный перистиль размером 90;35 м с бассейном по центру и десятками бронзовых и мраморных статуй.

Вилла Папирусов была впервые открыта в 1740-х годах. Археологические раскопки проводились под руководством швейцарского инженера Карла Вебера в течение 6 лет, начиная с 1750 года. Раскопки Виллы Папирусов проводились методом копания тоннелей. Рабочие как кроты прорывали себе путь, а Вебер составлял приблизительное описание всего здания.

Работа продолжалась под патронажем короля Карла II, Бурбона короля Неаполя. Вебер и его рабочие по сути занимались воровством. Назвать эти раскопки археологическими очень сложно. Рабочие собирали статуи, а мелкие вещи они попросту выбрасывали или уничтожали. Около 90 великолепных статуй были вынесены из виллы. Некоторые из них были отданы в качестве подарков различным главам государств.

Вилла находится на некотором расстоянии от остальной части раскопанной города Геркуланум. Эта великолепнoe здание имеет прямоугольную форму (более 250 метров в длину) и расположена параллельно древнему берегу Неаполитанского залива и была построена в I веке до н.э, богатым аристократом Луцием Кальпурнием Пизоном Цезонином.

Он был римским консулом, а его дочь Кальпурния стала третьей женой Юлия Цезаря. В этой вилле Луций Кальпурний Пизон Цезонин жил, уйдя на пенсию. Изначально Вилла была небольшая, но позже была увеличена. Изюминкой загородней дачи был просторный перисталь размером 90 на 35 метров с центральным бассейном в середине. На этом открытом пространстве был разбит сад с более, чем 80 брозовых и мраморных статуй.

Часть этих статуй разбросаны по всей Европе, но большая часть хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Среди этих статуй есть изображения философа Эпикура, Спартанского царя Архидама III, писателей Фесписа, Аристофана, Паниассиса, греческого политика Демосфена и влиятельного полководца Сципиона Африканского, прозванный так за свои победы над армией Карфаген в конце Пунических войн.

К настоящему моменту на вилле найдено около 1800 свитков. На тех, которые удалось развернуть в прошлые века, краска начинает деградировать после соприкосновения с воздухом, так что учёным приходилось переписывать тексты на другой носитель и мириться с потерей артефактов.Сканирование выявило, что в развёрнутом состоянии свитки имеют длину от 11 до 15 метров. Однако, на первом этапе не удалось восстановить никаких текстов. Дело в том, что для записи использовались чернила на углеродной основе, а у самих папирусов почти такой же химический состав, так что различить краску традиционными методами оказалось непросто.

Только в 2013 году группа специалистов из Итальянского национального исследовательского совета сумела разработать новый метод рентгеновской томографии с фазовым контрастом (x-ray phase-contrast tomography, XPCT), который всё-таки позволил впервые распознать отдельные буквы в этих свитках.
На данный момент раскопано только 10% территории виллы.

Вилла папирусов- огромная древнеримская загородная вилла за пределами древнего города Геркуланум. Вилла была так названа из- за гигантской коллекции папирусных свертков, найденной здесь. Возможно из всех находок именно Вилла Папирусов является самой важной. Историки давно пытались развернуть обугленные свертки и прочитать их. Сегодня это делают с помощью компьютеров. Возможно мы сможем прочитать самое полное собрание античной литературы. Сегодня лишь часть этой виллы раскопана. Нас еще ждет много интересных сюрпризов и находок.

Вилла Папирусов находится на некотором расстоянии от остальной части раскопанной города Геркуланум. Эта великолепнoe здание имеет прямоугольную форму (более 250 метров в длину) и расположена параллельно древнему берегу Неаполитанского залива и была построена в I веке до н.э, богатым аристократом Луцием Кальпурнием Пизоном Цезонином. Он был римским консулом, а его дочь Кальпурния стала третьей женой Юлия Цезаря. В этой вилле Луций Кальпурний Пизон Цезонин жил, уйдя на пенсию. Изначально Вилла была небольшая, но позже была увеличена. Изюминкой загородней дачи был просторный перисталь размером 90 на 35 метров с центральным бассейном в середине. На этом открытом пространстве был разбит сад с более, чем 80 брозовых и мраморных статуй. Часть этих статуй разбросаны по всей Европе, но большая часть хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Среди этих статуй есть изображения философа Эпикура, Спартанского царя Архидама III, писателей Фесписа, Аристофана, Паниассиса, греческого политика Демосфена и влиятельного полководца Сципиона Африканского, прозванный так за свои победы над армией Карфаген в конце Пунических войн.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Археологические раскопки

Вилла Папирусов была впервые открыта в 1740-х годах. Археологические раскопки проводились под руководством швейцарского инженера Карла Вебера в течение 6 лет, начиная с 1750 года. Раскопки Виллы Папирусов проводились методом копания тоннелей. Рабочие как кроты прорывали себе путь, а Вебер составлял приблизительное описание всего здания. Слева на фотографии снимок одной из таких тоннелей. Работа продолжалась под патронажем короля Карла II, Бурбона короля Неаполя. Вебер и его рабочие по сути занимались воровством. Назвать эти раскопки археологическими очень сложно. Рабочие собирали статуи, а мелкие вещи они попросту выбрасывали или уничтожали. Около 90 великолепных статуй были вынесены из виллы. Некоторые из них были отданы в качестве подарков различным главам государств.

Многие жители современного Еркуланума пытались протестовать проводимым раскопками так как боялись, что их дома будут разрушены или обрушаться. В 1765 году выход газа прекратило раскопки и засыпало свои тоннели. Археологические раскопки продолжились в 1930-х и 1990-х, однако даже сегодня лишь 10 % всей виллы открыты. Помимо прекрасных статуй, и богатого внутреннего декора, Вилла Папирусов славится своей коллекцией папирусных свитков, который были обуглены и сохранились в течение многих столетий.

Библиотека Виллы Папирусов

Люциус Кальпурний Пизон был богат грамотным человеком, который покровительствовал искусствам и наукам в своей стране и Геркулануме, в частности. Ему удалось собрать одну из самых больших библиотек своего времени. Последующие хозяева Виллы Папирусов увеличили коллекцию книг. Ученые сразу оценили ценность свитков, но не было технологии развертывать эти свитки. Многие ученые пытались это делать, но получалось это у них не очень хорошо. Зачастую они уничтожали эти хрупкие артефакты. Священник из Ватиканской Библиотеки Антонио Пиажио или Пьяджо создал первую машину для развертывания свитков в 1756. Он разработал механическое устройство, которое медленно разворачивало папирус и делало его видимым и относительно целым. Ему удалось прочитать только несколько оригинальных документов Геркуланума. Однако многое изменилось с приходом компьютеров. Только сегодня мы можем открыть свертки и прочитать их содержимое. Многочисленные свитки могут вернуть нам произведения античных авторов, которые были уничтожены во время нашествия варваров.

Свитки сохранились благодаря облаку, охвативший город и поднял температуру до 750 градусов по Фаренгейту убив всех жителей, но каким-то чудом, сохранил произведения античных авторов, обуглив их. Ученым удалось обнаружить огромную коллекцию произведений греческого философа Эпикура. Известно, что хозяин виллы Луций Кальпурний Пизон Цезоний был большим поклонником эпикурской философии. Более того было найдено более 1800 обугленных свитков работ, принадлежавших Филодема, Цицилия, Стация, Хрисиппа, Колотеса, а также учеников Эпикура Лукреции, Метродора из Лампсака, Полистрата и многих других. Большая часть папирусов еще не прочитана. Да и сама вилла хранит еще большую часть библиотеки.

К сожалению, раскопки в Геркулануме задача не из легких. В то время как Помпеи были покрыты слоями пепла в которых было довольно легко копаться. Геркуланум же был покрыт слоем горячей грязи 30 метров в высоту, которая затвердела в течение многих столетий. Грязь сохранила деревянную мебель и свитки папируса, но она же делает работу археологов чрезвычайно трудным. Кроме того, большая часть современного Эрколано (или Геркуланум) находится прямо над древним городом. Для того, чтобы раскрыть древние строения надо очистить много современных зданий, в том числе Муниципальные здания.

Вилла Гетти

Однако, Виллу Папирусов можно увидеть сегодня в Малибу в Калифорнии. Американский архитектор и предприниматель Поль Гетти реконструировали Виллу Папирусов в 1974 году. Его вилла следовало плану Карла Вебера, первооткрывателя великолепного поместья. Копия конечно не точная так как Карл Вебер не успел открыть Виллу Папирусов полностью, но очень близка к оригиналу по размеру и внешности. Также здесь он открыл комплекс музея античности.


Мог остаться самым незаметным
В перечне полузабытых мест,
Если бы ты не был съеден Этной,
Геркуланум, за один присест.

С тех пор как было доказано, что прославленные Гомером «златообильные Микены», «крепкостенный Тиринф» и «песчаный Пилос» не выдумки, слово «чудо», столь часто сопрягавшееся с наукой, призванной выводить легенды на чистую воду, что оно, кажется, уже подверглось полной девальвации. Однако трудно предложить другое, более краткое и точное определение Виллы папирусов, раскопанной четверть тысячелетия тому назад, задолго до археологических чудес XIX в. и даже до рождения археологии как науки.

И дело не только в размерах этого сооружения, самого крупного из памятников такого рода в Кампании и вообще в Италии, и не в уникальном по богатству скульптурном и живописном декоре. Значение Виллы папирусов выходит за рамки истории искусства и быта. Этот памятник позволяет прикоснуться к одному из высочайших проявлений античного духа, к эпикуреизму, к тому, что нашло отражение в поэме Лукреция Кара «О природе вещей», равно как в трактате Цицерона «О природе богов» и, в известной мере, в одах и посланиях Горация.

Никакой, даже самый крупный ученый не застрахован от превратных оценок, вызываемых личными эмоциями. И если вспомнить, что пришлось пережить Винкельману во дворце Портичи, в котором тогда находились все находки Виллы папирусов, то его можно если не простить, то, во всяком случае, понять.

Винкельман прибыл из Рима, полный воодушевления, желая, увидеть и изучить памятники, только что извлеченные из земли, он не сомневался в том, что расскажет о них миру. Эту уверенность подкрепляли рекомендации римских покровителей и его уже сложившаяся репутация знатока античного искусства. Однако он натолкнулся на непробиваемую стену. Полмесяца Винкельман добивался разрешения посетить дворец Портичи, но, получая все время отказ, однако, смог получить аудиенцию у влиятельного министра короля Карла Бурбона - Тануччи. Министр был также неумолим, но помогла маленькая хитрость: Винкельман высказал мнение, что иностранцев не пускают во дворец Портичи, поскольку им нечего там показать. Это было оскорблением! Чтобы посрамить наглого чужестранца, Тануччи разрешил впустить его во дворец, но запретил останавливаться возле находок. Он должен был просто пройти по всем двадцати двум залам в сопровождении хранителя Королевского музея Камилло Падерни, на которого была возложена роль Цербера.

Разумеется, эта ситуация не могла не сказаться на оценках раскопок самолюбивым Винкельманом. Об их директоре, испанском гранде Рокко Алкубьере, Винкельман говорит, используя итальянскую поговорку: «Он имел с античностью столько же общего, сколько рак с луной». Мимоходом упомянут помощник Алкубьере, молодой швейцарский инженер Карл Вебер, без какого-либо объяснения, в чем заключалась его помощь. Однако Винкельман приводит убийственный для организаторов раскопок Виллы папирусов случай, будто, находя надписи из медных букв, их бросали в корзину, чтобы каждый мог складывать какие угодно тексты. Все эти утверждения, граничащие с инсинуациями, опровергаются документами XVIII в.

Вилла папирусов раскапывалась на протяжении одиннадцати лет, с 1750 г. по конец 1761 г. в экстремальных условиях, на глубине 27 м. Сохранился составленный К. Вебером план этой виллы с пояснением на полях красными чернилами мест находок, а также его дневник с перечнем всего найденного.

По фронту Вилла папирусов была вытянута на 250 м вдоль берега моря, с севера-востока на юго-запад. В ней имелось два перистиля: один из них - крупный, продолговатый, с огромным водоемом в центре, другой - меньших размеров, квадратный, с длинным узким водоемом. К квадратному перистилю примыкал тусканский атрий с имплувием. К северу от него находилось помещение для отдыха и физических упражнений. Пол его с полукруглой апсидой и одним рядом колонн был покрыт оригинальной мозаикой в виде геометрических фигур. Продолговатый перистиль представлял собою сад с аллеями для прогулок и был отгорожен от окружающей местности стеной.

В ходе раскопок 1950-1961 гг. Виллы папирусов было обнаружено 67 статуй, бюстов, герм из бронзы и мрамора. Они концентрировались в четырех помещениях: продолговатом перистиле, в тусканской атрии и двух комнатах, находящихся между продолговатым и квадратным перистилями. В обширной комнате, через которую из квадратного перистиля открывался вид в сад, обнаружено девять скульптурных изображений - статуя жреца Исиды, фламина, бюстик Эпикура, бюст Геракла, статуи Афины, бюсты юноши, взрослого мужчины, предположительно Суллы, Демосфена и женщины.

Установлено, что наиболее древний библиотечный фонд Виллы папирусов сформировался вне Кампании, будучи привезен самим Филодемом либо из Гадары, его палестинской родины, либо из Афин, где юный философ его самостоятельно собрал или унаследовал от своего учителя (или учителей) . Этот факт, установленный на основании исторических доводов и графических соображений, по мнению профессора Марчелло Джиганте, показатель того, что Филодем сознательно и планомерно осуществлял миссию распространения эпикуреизма на почве Италии, куда он перенес зажженный Эпикуром и поддержанный его учениками факел учения.

Вместе с трудами Эпикура в библиотеке Филодема оказались произведения эпикурейца Деметрия Лаконского (согласно Диогену Лаэртскому: главы школы после Зенона из Сидона): «Дискуссия о жизненном поведении», «Апория Полнена», «Геометрия», «О поэзии», «Величина солнца». Все эти произведения были, как полагают исследователи геркуланских папирусов, частью одной и той же издательской программы, которую Филодем присоединил к ядру книжного собрания, обогатив первоначальный фонд.

Благодаря тому, что эти папирусы, ранее квалифицируемые как нечитаемые, ныне стали читаться, выявилось место Деметрия Лаконского в развитии эпикуреизма. Идя в проблемах геометрии и астрономии по следам Полнена, он вел полемику со стоиками, подобно тому, как это делал до него Зенон из Сидона; дополнил учение Эпикура произведениями по теологии (антропоморфизм образов богов, гносеология божества с позиций человеческого сознания) и предвосхитил то освещение эпикурейской системы, которое дали Бион из Борисфена, а после него Филодем из Гадары. Будучи текстологом, Деметрий Лаконский, обращаясь к сочинениям, которые приписывались Эпикуру, стремился выявить его подлинные мысли и то, что не заслуживало доверия, вызывая полемику в самой эпикурейской школе. Ныне изучен стиль Деметрия Лаконского с его взволнованностью и приподнятостью, так что теперь его уже никто не путает с перипатетиком Деметрием из Византия, жившим в середине I в. до н.э. и написавшим труд «О стихах». Деметрий Лаконский предстал перед нами не только как философ, но и как блестящий филолог.

Наиболее значительная часть книжных фондов библиотеки Виллы папирусов - книги I в. до н.э. и, прежде всего, книги самого Филодема и других эпикурийцев, в том числе написанные после смерти Филодема. К первому периоду деятельности Фидодема относят также четыре книги его трактата «Музыка». В противовес стоику Диогену Вавилонскому, доказывавшему, что музыка содержит этическое начало, Филодем разграничивает ее с этикой, подчеркивая эстетическую сущность музыки. Для него музыка - мера ощущения. Она дает удовольствие, которое, однако, не является насущно необходимым. Она не содержит мудрости, не обязательна для юноши, ищущего мудрости, равно как доблести и счастья.

Дополнением к трактату «Музыка» является трактат «О риторике», который должен был насчитывать, по крайней мере, шесть книг. Филодем полемизирует с группой авторов, доказывая, что риторика софистическая - это искусство, в то время как политическая риторика искусством не является. Трактаты о риторике и музыке были дополнены трактатом «О стихах», что позволяет говорить о трилогии Филодема. Давая общую оценку трилогии Филодема о «свободных науках», можно повторить вслед за итальянским исследователем М. Джиганте, что Филодем пытался опровергнуть мнение Цицерона о бескультурье Эпикура, которое разделяли многие противники эпикуреизма.

Тогда же появился трактат «О хозяйственности», полемически направленный против рекомендаций Ксенофонта и Феофраста о необходимости извлечения из хозяйства наивысшей выгоды, равно как и против жизненной практики киников, отрицавших всякую собственность. Опираясь на труды Эпикура, Филодем призывает к умеренности, поскольку богатство приносит больше опасности и неудобств, чем удовольствий, а безудержная погоня за наживой лишает мыслящего человека спокойствия духа. По всей видимости, эта рекомендуемая Филодемом линия поведения мудреца находится в связи с развиваемой поэтами Августовой поры идеи «золотой середины».


Геркуланум – один из трех городов, ставших жертвой извержения Везувия в 79 году. Беспощадность природы, уничтожившей жителей и их дома, впечатляет всех, кто знаком с историей этих городов, но ирония судьбы такова, что именно благодаря этому чудовищному катаклизму и скорости, с которой он обрушился на Геркуланум, мир спустя почти две тысячи лет может заглянуть в этот город как если бы он существовал и поныне.

24 августа 79 года


Геркуланум был расположен на берегу Неаполитанского залива. Был – потому что извержение изменило географию этих мест, буквально «отодвинув» море от города. Количество местных жителей ко времени бедствия насчитывало несколько тысяч.

В день начала извержения, 24 августа 79 года, когда основной удар Везувий направил на Помпеи и Стабии - города, оказавшиеся за считанные минуты погребенными под толщей вулканического пепла, жители Геркуланума, где количество выпавшего пепла оказалось небольшим, оставили свои дома и направились к ангарам у моря, где надеялись переждать удар стихии.


Возможно, близость воды создавала у них ложное чувство защиты от вулкана – ведь у берега были пришвартованы корабли и лодки, на которых можно было спастись. Но со стороны Везувия на Геркуланум хлынул пиропластический поток – смесь температурой около 400 градусов, состоящая из камней, пепла и вулканических газов. Все было кончено за считанные минуты. Поток поглотил и накрыл собой город, включая и ангары, где люди готовились ко сну и надеялись переждать опасность. Спустя девятнадцать веков здесь найдут сотни скелетов – и всего несколько в городе, в том числе в здании, получившем у археологов соответствующее название – Дом Скелета.


Город сохранился настолько хорошо, что при взгляде издалека только отсутствие крыш позволяет определить, где заканчивается Геркуланум и начинается современный Эрколано. Впрочем, крыши некоторых домов римского города сохранились – как и отдельные ставни, лестницы и даже фрески, настолько быстрым был поток с Везувия, мгновенно вытеснивший из помещений кислород.


Интересно, что перед главной катастрофой 79 года Везувий провел «учебную» - в 62 году землетрясение уже нанесло вред городу, разрушив некоторые постройки. Тогда некоторые из жителей вняли предупреждению и покинули город, остальные же положились на волю богов. Слой лавы над городом составил до десяти метров, и со временем на этом месте появился новый поселок, а память о Геркулануме ушла в прошлое.

Улицы и здания Геркуланума

Улицы Геркуланума – кардо (с севера на юг) и декуманусы (с востока на запад) – делят город на прямоугольные кварталы под названием инсулы.


Неподалеку от въезда в город располагалась гостиница для гостей города, а во дворе ее был небольшой бассейн для сбора дождевой воды, неподалеку от большого сада, где и сейчас растут деревья.
Главная улица – Третий кардо – ведет к центру города и производит особое впечатление, во-первых, качеством мощения, а во-вторых, наличием тротуара.


На углу этой улицы расположено здание, где находилась курия – городской совет, оно носит название коллегия Августа. Это дом с прекрасно сохранившимися фресками, очень напоминающими роспись стен города Помпеи.


В маленькой комнатке привратника были найдены останки, по-видимому, того, кто до последней минуты оставался на своем месте службы.
В городе прекрасно сохранились интерьеры зданий, которые не использовались для жилья – например, термополий, то есть трактир или харчевня, винный магазин или термы, бани. Последние представлены как центральными термами, так и загородными, выходившими прямиком к побережью, которое навсегда заменили стены из застывшей вулканической породы. Главные, центральные бани были разделены на мужскую и женскую части, в загородных же такое не предусматривалось, мужчины и женщины, очевидно, пользовались термами в разное время.


На фоне фресок и яркой росписи интерьеров в домах Геркуланума особенно выделяется тот, что не следует общей традиции – большой дом рельефа Телефа, где главным украшением стали мраморные фигуры.
Названием своим дом обязан найденному в нем рельефу, изображающему Телефа, сына Геракла. Интересно, что виды, открывавшиеся из дома рельефа Телефа, найдены в разных рамах Геркуланума – следовательно, это здание было популярно и часто посещалось многими горожанами.


Отлично сохранился и очень привлекателен и теперь дом Нептуна и Амфитриты, богато расписанный фресками и украшенный мозаиками и инкрустациями. В этом доме была отдельная комнатка – нимфей – святилище нимф.


В пекарне обнаружены жернова для помола, а на втором этаже – жилые комнаты, очевидно, владельцев. Заведений общественного питания, как и общественного пития, в городе вообще было довольно много, сохранилась даже вывеска-реклама у входа в одно из них.


В ста метрах от черты Геркуланума расположилась Вилла папирусов – знаменитая тем, что в ней были обнаружены чуть меньше двух тысяч папирусов, уцелевших после катастрофы, а также более шестидесяти бюстов и статуй правителей, философов и богов.


Геркуланум мог похвастаться и театром, который вмещал одновременно до двух с половиной тысяч зрителей. Полностью освободить его от вулканической породы не удалось, и знакомство с этим сооружением, некогда славившимся богатством отделки и количеством прекрасно выполненных бронзовых статуй можно лишь через проложенные в XVIII веке туннели.


Прошлое и настоящее Геркуланума

Достаточно лишь немного пофантазировать, глядя на стены и интерьеры домов Геркуланума, и легко представить себе, как могли они выглядеть в свои лучшие времена, когда их наполняли красивые предметы мебели, подушки, светильники и пологи, когда на столах были вкусные блюда, а в бокалах – местные вина. Именно этот дух поздней Римской империи удалось сохранить этому похороненному под лавой городу. Правда, доступ в Геркуланум, как и его дальнейшее исследование часто ограничиваются в связи с возможным обрушением и повреждением остатков зданий, и часть домов для посетителей недоступна.


Ужасная трагедия не пощадила город и жителей, но сохранила для истории и потомков бесценные исторические реликвии, памятники античного прошлого, произведения искусства и предметы быта.
Некоторые ценнейшие экспонаты получили удивительную «вторую жизнь», как, например, перстень, попавший в XIX веке в Москву к Зинаиде Волконской и – чтобы позже быть извлеченным на свет и занять место в музее.