Проблема воспитания интеллигентной человеческой личности аргументы. Проблема интеллигентности — аргументы и сочинение. Пути выхода из кризиса




Сочинение от учеников общеобразовательной школы. В сочинении могут присутствовать ошибки.

Текст Алексея Дорохова

(1) В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2) При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3) В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4) В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5) Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6) Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7) Но только казалось. (8) И выяснилось это совершенно неожиданно. (9) Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10) И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11) Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12) Речь шла обо мне.
(13) Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
(15) А что? — заинтересовался староста.
(16) Да всё делает не по-людски. (17) Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18) К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19) Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20) Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21) И где только он доселе жил?..
(22) Я слушал и чувствовал, что краснею. (23) «Ну и ну! (24) Так, значит, я «серый»?»
(25) Сперва я, конечно, обиделся. (26) Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27) Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28) Но это её не удивляло. (29) Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31) И примириться с ними она не могла.
(32) Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33) С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34) Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35) Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36) А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38) Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39) Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40) Кое в чём они различаются. (41) Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42) Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43) Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
(По А. Дорохову*)

Сочинение:

К аким должен быть воспитанный человек? Каким правилам он должен подчиняться? Именно над этими вопросами рассуждает в своем тексте современный писатель Алексей Дорохов.
А втор пишет о том, что лирический герой рассказа считал себя воспитанным человеком до тех пор, пока случайно не подслушал разговор артельного старосты со стряпухой. Он узнал много нового о себе, что полностью перечеркнуло его мнение о своей воспитанности. Вскоре герой рассказа Алексея Дорохова задался вопросом:"Что же такое хорошо воспитанный человек?", затем он понял, что самое главное - это уважение других людей. Правила, конечно, существуют, но они отличаются друг от друга в зависимости от условий.
А вторская позиция четко заявлена:"Соблюдай правила поведения, уважай окружающих, считайся с ними, и ты будешь хорошим товарищем всем".
Я согласен с Алексеем Дороховым. Нужно соблюдать правила поведения и уважать окружающих себя людей, в этом случае люди будут уважать тебя.
В оспитанных людей очень много, даже великие русские писатели не раз наделяли своих героев данным качеством. Такого человека можно встретить в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Андрей Болконский с самого начала производит хорошее впечатление на читателя. Он никогда не позволял себе ничего дурного. Напротив, уважал окружающих себя людей. Во всем слушался своего отца, старался угодить ему в те моменты, когда сам того не желал. Из-за этого ему пришлось расстаться с любимой девушкой.
В .Г.Белинский говорил:"Воспитание - великое дело: им решается участь человека". Действительно, человеческое воспитание играет важную роль в жизни. Нельзя поспорить с тем, что во многом жизнь человека зависит от его воспитания.
А лексей Дорохов неслучайно затронул эту проблему. Воспитание человека будет существовать до тех пор, пока живет хотя бы один человек. Нужно быть воспитанным, иначе другие люди не будут уважать тебя.

(1)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. (2)Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.

(3)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… (4)Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: \"с вами жить нельзя!\" (5)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(6)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (7)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (8)Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что редко видят Петра, то он поспешит к ним. (9)Воспитанные люди ночей не спят, чтобы помогать близким, платить за братьев-студентов, одевать мать...

(10)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(11)Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. (12)Не лгут они даже в пустяках. (13)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (14)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… (15)Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (16)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(17)Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. (18)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (19)Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво.

(20)Они не суетны. (21)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. (22)Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. (23)Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. (24)Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

(25)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (26)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. (27)Они горды своим талантом. (28)К тому же они брезгливы.

(29)Они воспитывают в себе эстетику. (З0)Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. (31)Таковы воспитанные. (32)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста». (ЗЗ)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (34)Тут дорог каждый час...

(По А. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860-1904) - русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Показать текст целиком

В данном тексте Антон Павлович Чехов поднимает проблему воспитания человека.

Рассуждая над данной проблемой, автор обращает наше внимание на то, что человек, являющийся воспитанным, должен удовлетворять конкретным условиям, например, уважением к личности, состраданием к любому человеку, чистосердечием, неприязнью лжи и многим другим. По мнению Чехова, обладая такими нравственными качествами, человека можно считать воспитанным. Также автор говорит о том, что только «беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля» поможет человеку «воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал». С точки зрения писателя, воспитание далеко не простой процесс.

Кажется, на глазах размываются понятия воспитанности, порядочности, душевного благородства – всего, что мы привыкли связывать со словами «интеллигент» и «интеллигентность». Один бравый критик как-то признавался в печати: прежде чем прочесть какое-либо произведение в интернете или на дискете, он проверяет с помощью компьютера, присутствует ли там ненормативная лексика. Если нет – читать ни за что не будет: розовая водичка!

Сочинение

Любое понятие и термин со временем «тускнеет» и неотвратимо видоизменяется, и, если не исчезает полностью, то в любом случае теряет первоначально заложенные нравственные и идеологические составляющие. К сожалению, избежать этого невозможно, однако за некоторые понятия, ключевые и основополагающие, становится особенно тревожно. В своем тексте И. Фоняков поднимает актуальную проблему интеллигентности.

На эту тему рассуждали и спорили многие публицисты, филологи и ученые. И. Фоняков обращает наше внимание на то, что понятия, из которых состоит сам термин «интеллигенция», такие как «воспитанность», «порядочность», «душевное благородство», размываются и теряют свою значимость, а вместе с тем теряет свой смысл и значение и само слово «интеллигент». Писатель приводит в пример типичного представителя современной «творческой интеллигенции», который со всей серьезностью считал произведения, в которых не используется обсценная лексика, «розовой водичкой», тем самым выражая своё уверенное одобрение обилию в русской литературе мата и других слов, которые вчера еще считались недопустимыми и запретными. На контрасте с этим «интеллигентом» И. Фоняков также приводит в пример таких великих личностей, как автор «Слова о полку Игореве», митрополит Иларион, Нестор и прочие монахи-летописцы, чей вклад в историю, безусловно, незаменим, и делает акцент на том, что и этих личностей, и тех, кто является, исходя из термина, «представителем социальной прослойки, возникшей в определенных обстоятельствах» также принято считать «русской интеллигенцией», что в корне неправильно.

Интеллигент – это человек, обладающий умственной порядочностью и интеллектуальной свободой. Автор считает, что интеллигенция - это не только социальный слой, возникший в XV – XVI веках. Это, в первую очередь, образованные и думающие люди, руководствующиеся нравственными категориями и безусловной интеллектуальной свободой, а главным рулевым в этом случае должны являться совесть и чувство ответственности за будущее поколение. Интеллигенты – это независимые личности, движимые лишь собственными убеждениями и способные внести достойный вклад в историю своего отечества, а тех, кто способен жертвовать культурными ценностями в погоне за выгодой, модой, сомнительным новаторством или какими-либо собственными предрассудками, называть интеллигентами в полном значении этого слова неверно и глупо.

Я согласна с точкой зрения И. Фонякова и тоже считаю, что интеллигенция – это не просто социальная прослойка или толпа людей, считающих себя «знающими» и «образованными». Интеллигенты в полном значении этого слова – это личности, свободные от всего, что противоречит их убеждениям, но в то же время их целью может служить лишь вклад в будущее своей страны и её всестороннее развитие, а ориентирами истинных «русских интеллигентов» могут являться лишь совесть и нравственность.

В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» описывается нелегкая судьба истинного интеллигента, столкнувшегося с такой бесчеловечной и антигуманной стихией, как война. Главный герой отчаянно пытался проявить себя и в качестве врача, и в качестве поэта, однако, столкнувшись с реальным миром, он понял, что выгоднее «быть как все» и довольствоваться обывательскими ценностями и радостями. Юрий Живаго на протяжении всего произведения сталкивается с моральными и нравственными противоречиями – настолько чужд ему оказался реальный мир, полный убийств, лицемерия, лжи и пороков, однако сам герой, будучи человеком нравственно чистым, думающим, настоящим русским интеллигентом, так и не смог погрузиться в эту атмосферу и перенять на себя привычки и свойства всего того, что его окружало, и ему оставалось лишь довольствоваться собственным творчеством и глубоким одиночеством, тая в глубине души надежду на счастливое будущее.

Подобную проблему поднял в своей комедии «Горе от ума» и А.С. Грибоедов. Главный герой, Чацкий, являясь представителем нового поколения интеллигенции, столкнулся с отторжением и непониманием со стороны консерваторов во главе с Фамусовым. Главный герой, движимый революционными стремлениями и желанием поднять свою страну «с колен», хотел донести свои идеи до большого количества людей и начал с того общества, в котором ему приходилось находиться долгое время - однако там его посчитали сумасшедшим. Фамусовское общество боялось свободомыслия и изменений – его представителям не было важно состояние страны и её дальнейшее развитие, все они переживали лишь за собственное благополучие, и потому попытки Чацкого пробраться к их совести и нравственности изначально не могли увенчаться успехом. Обыватели победили количеством, а Чацкому оставалось лишь как можно скорее исчезнуть в ожидании единомышленников.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что проблема русской интеллигенции заключается в первую очередь в «размазывании» ключевых понятий и неправильной интерпретации термина. Из века в век разные политические и культурные деятели выражают различное отношение к этой «социальной прослойке», однако ничье мнение никаким образом не должно и не может влиять на истолкование самого термина «интеллигент».

Передо мной статья известного русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. В предложенном для анализа тексте автор размышляет над тем, какими же качествами должен обладать воспитанный человек? Почему воспитание играет большую роль в нашем мире?

Раскрывая данную проблему, писатель перечисляет черты и привычки людей, которые, по его мнению, являются признаками их воспитанности.

Антон Чехов приводит в пример сострадание: “они сострадательны не к одним только нищим и кошкам”. Автор убежден в том, что именно оно приносит несомненную пользу, заставляя помогать “седеющим от тоски” близким, когда тем требуется помощь. Писатель отмечает также, что воспитанному человеку следует уважать окружающих: “они уважают чужую собственность, а потому и платят долги”.

Позиция автора очевидна. Антон Павлович Чехов считает, что каждый человек должен быть воспитанным для того, чтобы сохранять мир добрым и комфортным для всех, а неотъемлемыми качествами воспитанной личности являются сострадание, честность и уважение к окружающим.

В своих произведениях авторы русской классической литературы не раз затрагивают тему воспитания. Например, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Радион Раскольников в своем сне не может равнодушно наблюдать за избиением маленькой беззащитной лошади. При виде безжалостных издевательств жестоких пьяниц над животным Радион бросается защитить бедную лошадку, потому что сострадание, воспитанное в его характере, сильнее страха и жестокости. Оно могло бы спасти жизнь бедной лошади, но, к сожалению, было слишком поздно.

Кроме того, в повести А. С. Пушкина “Капитанская Дочка” воспитание сильно отразилось на будущем Петруши Гринева. Наученный ценным наставлением отца “Береги платье снову, а честь смолоду” Гринев отправляется на службу в Оренбург, где проявляет себя как настоящий отважный мужчина, способный придерживаться своих принципов и защищать близких до самого конца.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что очень важно воспитывать в людях такие качества, как: сострадание, честность, а также смелость и уважение к окружающим, потому что эти черты составляют ценную опору и поддержку для всего общества.


Другие работы по этой теме:

  1. Чехов получал немало нареканий от современников за свои произведения. Критики считали творчество Антона Павловича неглубоким, бесперспективным и обывательским. Но время рассудило иначе: чеховские произведения при...
  2. Как сделать так, чтобы человек в своей стране не чувствовал себя униженным и оскорбленным, – вот вопрос, над которым рассуждает автор. В. Тимофеев, размышляя над...
  3. В данном тексте российский педагог Б. М. Бим-Бад, поднимает проблему воспитания культуры, которая является очень важной и актуальной в наше время. Сущность данной проблемы заключается...
  4. Жизнь – бесконечно многообразное и разностороннее явление. Именно этого она требует и от человека – только развиваясь в разных направлениях, можно максимально реализовать себя, стать...
  5. Каждому человеку присущи определенные качества, характеризующие его как личность. Но какие-то из этих качеств сохраняются в течение всей жизни, а какие-то изменяются или остаются в...
  6. В чем заключаются особенности поведения представителей того или иного народа? Именно эту проблему подымает в своем тексте В. В. Овчинников. Раскрывая проблему, автор размышляет над...
  7. Н. Михайлов в своем тексте рассуждает над феноменом гениальности. Каждый хотел бы обладать талантом, но не все рождаются с задатками “детей индиго”. Однако, помимо врожденных...
  8. Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы… Вступление Сегодня к формированию патриотизма вновь начали относиться достаточно серьезно, но учитывая что был некоторый...

Одной из самых важных проблем воспитательного процесса является задача нравственного становления каждой личности. К этому стремилось общество на протяжении всей своей многовековой истории. Для достижения поставленной цели многие столетия вырабатывалась особая форма регуляции в поведении людей. И в доказательство этому могут быть приведены весомые аргументы. Проблема воспитанности всегда решалась при помощи морали, общечеловеческих ценностей и норм, принятых в обществе. Все эти факторы и в настоящее время являются определяющими в процессе деятельности человека и его взаимодействии с другими людьми.

Значение термина «воспитанность»

В педагогической практике это понятие трактуется неоднозначно. Если рассматривать процесс формирования нравственной личности, то воспитанностью можно считать достижение определенного уровня социального, интеллектуального и духовного развития человека. Однако данный термин может быть рассмотрен и в более узком смысле. Уровень воспитанности в таком случае определяется как соответствие поступков и поведения человека существующим в обществе нравственным принципам и нормам. При этом судить об индивиде можно по его культуре общения и поведению. Другими словами, по внешним формам взаимодействия с другими людьми.

Истинный уровень воспитанности можно определить лишь при полном осознании специфики морали как фактора нормативной регуляции поведения человека. И это задача педагогической науки.

Основные черты воспитанного человека

Из чего складывается нравственная личность? Какие черты ей присущи? Это:

  1. Вежливость . Она способна усмирить раздражение и ненависть, предупредить ссору, заставить сдержаться и стать источником любви и уважения.
  2. Тактичность . Это своеобразная моральная интуиция каждого воспитанного человека, которая всегда подсказывает ему верный подход в той или иной ситуации и позволяет выработать деликатную линию поведения во время его общения с окружающими.
  3. Пунктуальность . Ее присутствие свидетельствует о наличии хороших манер.
  4. Скромность . Имея ее, человек никогда не будет стремиться показать себя умнее, лучше и способнее других. Однако не стоит путать скромность с застенчивостью и робостью, которые не позволяют людям твердо отстаивать свои принципы.
  5. Услужливость . Это добродетель, но только до того момента, пока она не станет навязчивой. Воспитанный человек оказывает услуги только в том случае, когда его об этом попросят.
  6. Хорошие манеры.
  7. Самообладание . Оно присутствует в том случае, когда воля человека стоит выше его инстинктов и культурно обусловленных навыков поведения.
  8. Коммуникабельность, сочетающаяся с доброжелательностью и заботливостью. Это качество позволяет легко войти в общение с другими людьми.
  9. Эффективность культуры мышления, чувств и личностных навыков. Эти черты воспитанности присутствуют у творческих людей, которые применяют их не только в работе, но и в оказании помощи окружающим.
  10. Наличие стандартного образования и владение общекультурными навыками.

Эффективность работы педагогов

Воспитание личности является процессом очень трудным и весьма противоречивым. В связи с этим учесть его результаты довольно сложно. Начинается этот процесс с самого раннего возраста. Затем он продолжается при поступлении в школу. С определенного момента человек начинает заниматься самовоспитанием.

Разумеется, педагогам необходимо знать, достиг ли процесс формирования личности (или отдельный его этап) нужной цели. Для того чтобы определить уровень воспитанности детей, необходимо провести сопоставление запроектированного с полученными результатами. Без этого становится невозможным управление дальнейшим процессом формирования личности.

Установить степень соответствия желаемых и полученных результатов позволит диагностика нравственной воспитанности. Она представляет собой определенную оценочную процедуру. Ее выполнение позволит выявить истинный уровень воспитанности. Разница же между конечным и начальным результатом является важным критерием педагогического процесса.

Для получения необходимых данных проводят тест на воспитанность. Однако это не теоретическое задание. По практическому поведению детей в тех или иных ситуациях и выполнению ими определенных действий определяется уровень воспитанности учащихся. Методика диагностики предполагает и изучение представлений детей об определенных правилах и нормах поведения. Часто на практике педагог задает детям прямые вопросы. Среди них:

Что такое честность?

Зачем человеку быть добрым?

Почему нельзя ябедничать? и т.д.

В качестве доказательств собственной правоты воспитанник должен привести весомые аргументы. Проблема воспитанности, если таковая имеется, станет тут же очевидна.

Для диагностики эффективности педагогической работы нередко применяют написание сочинений на определенную тему. Каждое из них - это своеобразная анкета. Уровень воспитанности определяется при раскрытии того или иного вопроса, что ярко характеризует внутренний мир ребенка. В перечне тем может быть описание собственного видения такой проблемы, как «Вежливость и я», «Каково мое понимание дисциплины» и т. д. При написании таких сочинений учащиеся также должны привести свои аргументы. Проблема воспитанности ребенка может быть выявлена и другими эффективными способами диагностики поведения. Для этого педагог должен искусственно создать ситуацию, при которой выявятся

Определить уровень формирования личности выпускников помогает сочинение. Проблема воспитанности (ЕГЭ часто предлагает абитуриентам подобные темы), раскрывается молодыми людьми на основе литературных произведений и реалий современной жизни.

Анализ проведенного исследования

Показатели воспитанности, полученные в результате оценочной процедуры, разносятся по шестибалльной шкале. В ней есть три положительные и столько же отрицательных оценок. Первые из них отражают, какова воспитанность личности, а вторые указывают на уровень ее невоспитанности. О чем свидетельствуют положительные оценки? Итак:

  • +3 говорит об устойчивой готовности к совершению морального поступка;
  • +2 свидетельствует о стремлении к положительному действию в той или иной ситуации;
  • +1 подтверждает понимание у ребенка необходимости совершения хороших поступков.

Если на шкале значения опустятся ниже нуля, то это будет говорить:

  • -1 - о готовности к отрицательным проявлениям;
  • -2 - о стремлении к отрицательным действиям;
  • -3 - об антиобщественном поведении.

Ноль на шкале станет свидетельством нейтральной позиции.

Важность диагностирования воспитанности

В основе эффективности педагогической работы лежит понимание нравственной направленности ребенка, а не отдельных его качеств. При рассмотрении последних важно сопоставить их связи с мотивацией поведения. Это весьма важный момент. Ведь в тех или иных случаях даже гуманные поступки совершаются далеко не с лучшими намерениями.

Главной задачей диагностирования воспитанности является установление социальных и моральных качеств учащихся. При этом определяются рискованные и критические аспекты педагогического процесса. Использование данных проведенной диагностики позволяет выработать программу а анализ полученных результатов определит то количество времени и усилий, которые должны быть потрачены учителем для достижения учащимся нужного уровня определенных нравственных качеств.

Чувство собственного достоинства и самоуважение

Формирование личности является процессом сложным и многогранным. Одной из его основных задач является воспитание в маленьком человечке чувства уважения к себе. Это важно для каждого человека. Чувству уважения к себе необходимо научить ребенка уже с самого раннего возраста. Оно должно быть вложено в сознание ребенка уже в первые годы его жизни, на самом раннем этапе формирования личности. Значительная роль в этом процессе принадлежит родителям, родственникам и тем социальным группам, в которых находится человек.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это особые нравственно-ценностные категории. Их можно назвать нематериальными благами, не связанными с деятельностью человека.

Чувство собственного достоинства и самоуважения - это необходимое и нормальное Его можно также назвать положительным души, которое имеется у воспитанного индивида. При этом следует осознавать тот факт, что все эти чувства противоположны чувству собственной значимости.

Достоинство и самоуважение - это нравственный стержень любого человека. Имея его, не страшно попасть в глупую ситуацию и казаться смешным для окружающих. Человек с развитым чувством собственного достоинства всегда способен извиниться за свои ошибки. При этом он не будет испытывать ущербность собственной персоны.

Самоуважение и чувство собственного достоинства необходимо сохранять на протяжении всей своей жизни. Это несложно. Нужно только оставаться нравственной личностью, поступая с людьми по совести и в соответствии с моралью, принятой в обществе.

Реалии сегодняшней жизни

Современный период нашего государства характеризуется новым социально-историческим поворотом в жизнедеятельности людей. Все общество буквально поглощено проблемами нестабильности экономики и сложностями политических отношений, а также освоением еще новых для нас рыночных отношений. Это все больше и больше колеблет нравственные и социальные устои.

Постепенно нарастает регресс гуманности, люди становятся более нетерпимыми и ожесточенными. Возникает вакуум духовности и происходит дезинтеграция внутреннего кризис современной России - это проблема воспитанности человека.

Наиболее уязвимые сферы

Кризису межчеловеческих отношений наиболее подвержены патриотизм и духовность, культура и нравственное здоровье. Какие в доказательство этому могут быть приведены аргументы? Проблема воспитанности, особенно в молодежной среде, выражается в потере Это нередко используется оппозиционерами и экстремистами при достижении ими деструктивных целей.

Ценности, являющиеся для нас традиционными, на сегодняшний день уже почти полностью отошли на второй план. Новых же мы пока не имеем. Именно поэтому люди не способны четко разграничить зло и добро, достоинство, совесть и честь. Все эти понятия значительно искажены.

Проблемы педагогики

Сложившаяся на сегодняшний день система образования не способна чутко отреагировать на происходящие в обществе перемены и удовлетворить все грани потребностей духовной сферы человека. Ее рамки не позволяют в полной мере решить вопросы правовой и информационной культуры, экологического и санитарного просвещения и т. д.

Школьная система образования не имеет четких понятий о формировании личности. Термин «воспитание» постепенно переводится в идею «адаптации к социуму». Отстает и качество образования, влияющее на уровень развития личности. Еще не так давно Россию признавали одним из самых читающих государств в мире. Сегодня же данные социологических опросов утверждают, что мы интересуемся различными публицистическими и литературными изданиями меньше, чем люди в странах Европы.

Серьезную озабоченность государственных деятелей, ветеранов и педагогов вызывает незнание учащимися истории Великой Отечественной войны. И виной этому выступает система образования. Она отводит всего пять часов на изучение огромной вехи в истории нашего государства.

Пути выхода из кризиса

Нравственность не дается человеку при рождении. Формирование личности является сложным воспитательным процессом. Именно поэтому человека необходимо обучать моральным ценностям, являющимся традиционными для общества. Кроме того, огромную роль призвана сыграть консолидация и солидарность здравомыслящего и прогрессивного населения, а также интеллектуальных ресурсов общества.

Все это в совокупности позволит преодолеть ту негативную тенденцию с воспитанностью, которая имеется на сегодняшний день в России. Других путей выхода из духовно-нравственного кризиса нет.

Проблемы воспитанности в литературных произведениях

Проблема во многом состоит в недостатке тех исторических основ и моральных принципов, которые были основой жизни России в уже ушедшие времена. Именно поэтому выпускникам школ нередко предлагается к рассмотрению проблема воспитанности. Аргументы из литературы по этой теме приводятся ими в сочинениях ЕГЭ.

Отсутствие духовности - это также проблема воспитанности. Аргументы из литературы, которые можно привести в доказательство этому, присутствуют в романе «Мы» Е. Замятина. В своем произведении автор повествует о «нумерах», живущих в идеальном математическом государстве. Жизненный ритм этих главных героев отточен до совершенства, однако души у них нет. В связи с этим «нумерам» не интересна красота мира и у них нет желания стремления к высокому.

Примером духовной личности является герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - Алешка. Этого молодого человека посадили в тюрьму, пытаясь лишить веры. Но это не сломило Алешку. Он каждый день читал Евангелие и пытался довести свою правду до других заключенных.

По мотивам произведений классиков также нередко пишут выпускники сочинение. Проблема воспитанности ЕГЭ поднимается довольно часто. Так, о нравственных качествах человека нередко пишет в своих произведениях Л. Н. Толстой. Рассматривается эта тема и в романе «Война и мир». Одна из его героинь - Анна Михайловна Друбецкая. Для этой женщины основной жизненной целью является устройство собственного материального благополучия. Ради этого Друбецкая идет на все. Она применяет грубую силу, занимается унизительным попрошайничеством и т. д.