Содержание профилактической работы в школе. Семинар – совещание «Роль социально - психологической службы в осуществлении эффективной профилактической деятельности в образовательном учреждении. Правовое просвещение учащихся




Профилактическая работа в школе

Система организации профилактической работы с учащимися

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

Система организации профилактической работы с учащимися «группы риска»

Схема действия

по оказанию индивидуальной профилактической работы в школе.

Анализ социально-психологического портрета коллектива учащихся в классе и социального паспорта семьи. Список учащихся и их семей, нуждающихся в профилактической работе. Учёт. Составление комплексного плана работы с учащимися и семьями, находившими в социально опасном положении. Ежедневный контроль посещаемости учащегося в школе. Ежемесячное обследование семьи учащегося, анализ успеваемости, профилактической работы с семьёй, работы классного руководителя, учителей-предметников. При необходимости, обращение за помощью в социальные службы и ведомства для оказания воздействия на учащегося или семью, находившеюся в социально-опасном положении. Снятие с учёта учащегося или семьи, в случае исправления, прошедших реабилитационный период. Контроль за семьёй, учащимся, прошедшими период профилактической реабилитации.

Особенности системы работы с учащимися «группы риска»

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно:

1. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса.

2. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги.

3. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики.

4. Выход на малые педсоветы, на Управляющий совет школы, администрацию школы.

Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;

*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» учащихся в отделение по делам несовершеннолетних (ОДН);

*школа обращается в социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;

* тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, родительские собрания, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (управляющий совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенка хвалят, он учится быть благородным;

ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Не эффективно:

1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя

2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)

3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)

4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)

Нужно:

1)практиковать доверительное и откровенное общение

2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)

3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению)

4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.

Виды жестокого обращения с детьми.

· Физическое насилие

· Эмоциональное насилие

· Пренебрежение нуждами (потребностями) ребенка

1. Возраст ребенка: чем младше ребенок, тем более он уязвим

2. Индивидуальные особенности детей, требующие от родителей значительных усилий по контролю ребенка и уходу за ним

3. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности

4. Отсутствие эмпатии и не понимание потребностей детей в плане развития у родителей, низкие навыки воспитания

5. Родители в детстве сами подвергались насилию в семье и потому считают насилие нормальным

6. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций

7. Материально – бытовые условия и непосредственное окружение ребенка.

Уровни риска жестокого обращения с ребенком

· Высокий риск предполагает, что если не вмешиваться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения увечий или смерти.

· Умеренный (средний) риск предполагает, что если ребенок останется
в семье, то ему определенно может быть причинен вред.
При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Низкий (нулевой) предполагает, что ребенку в семье ничто не угрожает, и вмешательства органов защиты детства не требуется.

· Критический уровень риска предполагает не медленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за следующие преступления:

Убийство (ст. 105);

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

Похищение человека (ст.126);

Изнасилование (ст.131);

Насильственные действия сексуального характера (ст.132);

Кражу (ст. 158);

Грабеж (ст. 161);

Разбой (ст.162);

Вымогательство (ст. 163);

Неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (покататься) (ст.166);

Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167);

Терроризм (ст.205);

Захват заложника (ст. 206);

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213);

Вандализм (ст.214);

Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов и взрывчатых устройств (ст.226);

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229);

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст.267).

Транскрипт

1 Система профилактической работы в школе. Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками. В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей, родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время. Современные родители много времени уделяют работе, зарабатывают деньги, или, разочаровавшись в первом браке, устраивают свою личную жизнь, а детей оставляют на бабушек и дедушек, или вообще оставляют без присмотра и не подозревают о проблемах, возникающих у детей, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Либо, наоборот, родители оставляют своих младших детей на старших братьев и сестёр, которые заменяют им родителей, следят за ними, водят их в детский сад, делают с ними уроки, ухаживают за ними, когда они болеют, и прочее. На этой почве у детей возникают конфликты с родителями, которые сопровождаются неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. Все выше перечисленные причины ведут к росту безнадзорных подростков. Отсюда появляется бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя, рост правонарушений среди несовершеннолетних. Безусловно, таким детям необходима помощь. И если взаимопонимания нет в семье, помочь ребёнку обязаны мы, специалисты школы. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. В школе мы создаём условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и интересов, контроль за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.

2 Для решения проблем несовершеннолетних нужно заниматься ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога и используем для этого разнообразные методы и формы работы. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Если между школой и семьёй не сложатся доверительные и доброжелательные отношения, говорить об объединении усилий в создании условий для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации невозможно. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой школе, в каждом классе. И школа, в первую очередь, не должна принимать меры к избавлению от таких детей и семей, а должна найти к каждому ребёнку, к каждой семье такой индивидуальный подход, который поможет и ребёнку, и семье реабилитироваться в социуме и встать на путь исправления. С целью организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, школа руководствуется следующими нормативными документами: - Конституция РФ, 12 декабря 1993 года; - Конвенция о правах ребёнка, 1989 год; - Федеральный закон 273 «Об образовании» от года; - Федеральный закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от года (с изменениями от года); - Указ Президента РФ от года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» - городская целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории МО «Город Коряжма»; - план работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Город Коряжма»; - план совместных мероприятий МОУ «СОШ 2 г. Коряжмы» и ОДН ОВД по г. Коряжме по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; - план работы школы, включая план воспитательной работы, план работы социального педагога, план работы педагога-психолога. Вся профилактическая работа в школе во исполнение ст. 14 п. 2 ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного

3 поведения несовершеннолетних строится на основе комплексной целевой программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними «Шаг навстречу», разработанной на годы. Основными блоками программы «Шаг навстречу» являются: - организационная, информационно-просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом; - диагностическая работа; - профилактическая работа с детьми и подростками; - профилактическая работа с родителями Реализуя блоки комплексной программы «Шаг навстречу» со всеми участниками образовательного процесса проводятся различные мероприятия групповых и индивидуальных форм: с обучающимися тематические классные часы, реализация превентивных программ «Полезные привычки-навыки-выбор», помощь в организации досуга, летнего отдыха и занятости, выборе профессии, проведение мероприятий различной направленности (правовые игры, акции, конкурсы, «мозговые штурмы», анкетирование и тренинги на выявление и предупреждение вредных привычек у учащихся, встречи с представителями учреждений системы профилактики), контроль успеваемости, посещаемости; с родителями родительские собрания, родительский всеобуч, привлечение к участию в мероприятиях, конференции, родительский патруль; с педагогами организация ежедневного дежурства по школе, педагогические советы, методические семинары, круглые столы, где педагоги знакомятся с алгоритмами действий в тех или иных ситуациях, участвуют в решении практических задач и делятся опытом работы. Также осуществляется взаимодействие с представителями учреждений системы профилактики, выдача памяток по различным проблемам, проводятся анкетирование участников образовательного процесса, индивидуальные консультации, беседы, оформляются информационные стенды. Ежегодно, по плану городской целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории МО «Город Коряжма» для подростков проводится городская военно-спортивная игра «День испытаний» и городская правовая игра «Подросток и закон», в которых наши учащиеся принимают активное участие и имеют хорошие результаты: городская военно-спортивная игра «День испытаний» (2011 год 3 место, 2012 год - 2 место, 2013 год 1 место, 2014 год 3 место), городская правовая игра «Подросток и закон» (2011 год - 3 место, 2013 год 1 место), городская военно-спортивная

4 игра «Весенний дозор» (2012 год - 3 место), городское мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух» (2013 год - победа в номинации «Самые дружные»). Для родителей, помимо традиционных мероприятий (родительские собрания, беседы, консультации, выдача памяток, всеобуч, рейды в семьи) проводятся новые. Так, например, проводятся конференции отцов «Отцы и дети нашего времени», где папы получают полезную информацию по взаимодействию со своими детьми в разном возрасте, о влиянии отца на воспитание детей, приёмах и методах семейного воспитания. Родителей привлекаем к участию в работе родительских патрулей, которые стали на протяжении 3-х лет традиционными. Члены родительского патруля патрулируют дворовые территории микрорайона школы, подъезды, выходят в ночные рейды и посещают учреждения, в которых несовершеннолетним находиться запрещено, согласно областному закону 113 «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» и решению городской Думы, следят за соблюдением закона в части продажи спиртных напитков и табака несовершеннолетним, посещают неблагополучные семьи. Все результаты рейдов родительского патруля фиксируются в журнале дежурства родителей по микрорайону. По итогам учебного года наиболее активные члены родительского патруля за работу получают денежное вознаграждение на основании постановления администрации города. Третий год в школе проходят единые недели профилактики, в рамках которых проводятся различные мероприятия для всех участников образовательного процесса. Школа проводит большую работу по своевременному выявлению учащихся и семей, предположительно находящихся в социально-опасном положении. В выявлении семей будущих первоклассников нам помогает сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями, выпускники которых приходят к нам в школу. В начале учебного года мы формируем списки по детским садам и просим указать социальный статус семей, кратко описать особенности семейного воспитания. Большую помощь в своевременном выявлении семейного неблагополучия оказывает формирование социальных паспортов класса, а затем социального паспорта школы, который даёт представление полной картины о социальных категориях семей обучающихся. Социальным педагогом ежедневно ведутся журналы бесед с классными руководителями, родителями, учащимися. В данных журналах фиксируются беседы на различные темы (обращение за помощью, консультации, профилактические беседы, получение информации из различных источников и пр.). Фиксация каждой беседы, каждого разговора это кропотливая, требующая времени работа, но в определённых случаях,

5 например, при обращении в учреждения системы профилактики через определённый промежуток времени даёт полную картину о работе с учащимся или семьёй. Если беседы проводятся с каким-либо учащимся или семьёй достаточно часто, это может послужить поводом к постановке учащегося или семьи на учёт. В школе существует нормативно-правовая база, согласно которой осуществляется постановка учащихся и семей на профилактический учёт. Это Положение о постановке на внутришкольный учёт семей при выявлении признаков семейного неблагополучия и положение о постановке на внутришкольный учёт учащихся МОУ «СОШ 2». Постановка на учёт осуществляется через работу Совета общественности по профилактике правонарушений несовершеннолетних и работе с семьями группы риска», на основании актов посещений, поступившей информации из других учреждений системы профилактики. На всех учащихся, состоящих на профилактических учётах в ПДН (ТКДН), внутришкольном учёте ведутся планы индивидуальной профилактической работы (ИПР). В учреждении разработана форма плана ИПР. В планы включены следующие мероприятия: - индивидуальная работа (тематические профилактические беседы, анкетирование ежемесячно, контроль успеваемости, посещаемости); - вызовы на Советы общественности (по необходимости); - вовлечение в коллективную, кружковую деятельность, занятость в каникулярный период (посещение кружков, секций, участие в школьных мероприятиях - каждую четверть); - взаимодействие с др. учреждениями системы профилактики (обращения, информация, ходатайства, оказание мер социальной поддержки - по необходимости); - работа с родителями (рейды в семью, профилактические тематические беседы, посещение родительских собраний, вызовы в школу). На семьи, состоящие на внутришкольном профилактическом учёте, также формируются планы ИПР. Планы включают следующие мероприятия: - посещение семьи (несколько раз в год); - контроль посещения родителями родительских собраний (1 раз в четверть); - привлечение родителей к участию в мероприятиях класса, школы (по плану работы класса, школы); - приглашение родителей на Советы общественности (по необходимости); - контроль за организацией занятости детей из данных семей в период каникул (осень, зима, весна, лето); - индивидуальная профилактическая работа - беседы, консультации (ежемесячно); - оказание дополнительных мер социальной поддержки (по необходимости);

6 - взаимодействие с другими учреждениями системы профилактики (по необходимости). На семьи, находящиеся в социально-опасном положении, формируются планы ИПР на календарный год с момента постановки семьи на учёт совместно с другими учреждениями профилактики и утверждаются на заседании территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города. Один раз в полугодие школа отчитывается о реализации данных планов, по итогам года представляет предложения о продолжении работы с семьёй или снятии семьи с учёта. Школьные планы ИПР являются комплексными. Формирует планы социальный педагог на основании предложений классных руководителей. В реализации планов ИПР принимают участие все специалисты школы классный руководитель (общий контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью, соблюдением правил поведения учащихся, занятостью во внеурочное время, профилактическая работа), социальный педагог, заместители директора по ВР, УВР (профилактическая работа с учащимися и родителями: беседы, мероприятия, занятость, рейды в семьи, оказание дополнительных мер соц. поддержки и пр., успеваемость, посещаемость, взаимодействие с др. учреждениями профилактики, летний отдых). Информация о выполненных мероприятиях фиксируется в плане социальным педагогом совместно с классными руководителями. Психолог формирует на каждого ребёнка, состоящего на профилактическом учёте, и семью, состоящую на учёте, карты индивидуального сопровождения, в которые включены следующие формы работы: - наблюдение (психолог, классный руководитель, родитель); - анкетирование родителей; - изучение личности подростка (диагностика) личностные особенности, интеллектуальная и познавательная сфера. Проведение индивидуальной работы с несовершеннолетними по результатам диагностики; - индивидуальные и групповые консультации для классных руководителей; - консультации для родителей. По итогам каждой четверти подводятся итоги реализации планов ИПР. При положительной динамике, предложения о снятии ребёнка или семьи с учёта выносится на Совет общественности. На каждого учащегося или семью, состоящую на профилактическом учёте, ведётся личное накопительное дело, куда помещаются все материалы, касающиеся успеваемости,

7 пропусков уроков, характеристики, переписка с учреждениями системы профилактики и прочие материалы. Если работа на уровне учреждения не даёт положительных результатов, школа взаимодействует с другими учреждениями системы профилактики для принятия мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям, а также для оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей. Взаимодействие школы осуществляется со всеми учреждениями системы профилактики. Кроме того, мы сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования, отделом социальной защиты населения по г. Коряжме, управлением социального развития администрации города по оказанию семьям и детям данной категории дополнительных мер социальной поддержки (предоставление материальной помощи, организация бесплатного питания за счёт средств местного бюджета, предоставление бесплатных путёвок в ДОЛ, ДСОЛ, санатории, организация внеурочной деятельности). В соответствии с ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» школа при необходимости направляет материалы в учреждения системы профилактики для принятия мер воздействия к учащимся и родителям и в работу с учащимся или семьёй подключается любое учреждение системы профилактики подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции, территориальная комиссия по делам несовершеннолетних администрации города, отдел опеки, отделение профилактики Коряжемского комплексного центра социального обслуживания. Ежегодно для привлечения наибольшего количества детей и подростков в кружки и секции, в учреждении развивалась система дополнительного образования, появлялись новые кружки по новым направлениям. Так в учебном году на базе школы работало 22 объединения, в, в учебном году количество увеличилось до 40 кружков, секций, клубов различных направленностей, в открыто 42 объединения, из них 12 для детей 7-11 классов. По результатам анализа занятости досуга несовершеннолетних, состоящих на профилактических учётах и учащихся из семей, состоящих на профилактических учётах, кружками и секциями охвачено в учебном году 86% учащихся данных категорий, в %. Разнообразная направленность программ клубных и кружковых объединений позволяет большинству из учащихся реализоваться хотя бы в одном из направлений, что позволяет снизить количество несовершеннолетних совершаемых правонарушения.

8 Руководителям кружков рекомендовано иметь в составе объединения до 10% детей «группы риска». С данными детьми вести диагностическую работу с отслеживанием мотивации, увлечений, хобби. Таким образом, работа в учреждении по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. в соответствии с ФЗ 120 ведётся систематически, что показывают результаты: - в сравнении за 3 учебных года уменьшается количество учащихся, состоящих на профилактическом учёте в ПДН с 14 до 6 человек, уменьшается количество человек, состоящих на внутришкольном учёте (без учёта состоящих в ПДН) с 17 до 7 человек; - в учреждении идёт уменьшение количества семей, находящихся в социальноопасном положении. Так, в сравнении с учебным годом количество семей к учебному году сократилось с 8 до 3, а количество семей «группы риска», состоящих на внутришкольном учёте уменьшается с 9 до 7 семей. - ежегодно увеличивается количество обучающихся, занятых в в системе дополнительного образования с 87% до 93% (от общей численности обучающихся). Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. За свою систематическую работу в области профилактики школа была отмечена дипломом II степени территориальной комиссии по делам несовершеннолетних в городском смотре-конкурсе деятельности образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2009 году. В 2013 году школа является дипломантом III степени во II областном заочном конкурсе «Объединим усилия» на лучшую систему работы в образовательном учреждении по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Пояснительная записка «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой

«1» сентября 2014 г. План профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних МБОУ СОШ пос. Борское 2014-2015 учебный год Цели: Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества

О.В. Никитинец Л.В. Казанцева Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 48» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ 48 МБОУ СОШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Степановская СОШ» А.А. Андреев Приказ

План работы социального педагога на 0 0 учебный год Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся

Согласовано: Зам директора по ВР Е.И.Кислова Утверждаю: Директор МАОУ СОШ с.бердюжье Е.В.Филиппова План работы социального педагога МАОУ СОШ с.бердюжье на 2014 2015 учебный год. План работы социального

АНАЛИЗ работы по реализации закона 1539 КК, профилактике правонарушений в среде несовершеннолетних МАОУ СОШ 101 за 2017-2018 учебный год. С целью реализации Закона 1539 КЗ в школе разработан и утвержден

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в МАОУ «СОШ 14» на первое полугодие 2017-2018 учебного года систематически Диагностическая Наблюдение за поведением детей во время занятий,

План работы социального педагога МАОУ СОШ 4 по профилактике правонарушений на 2017-2018 учебный год Цель: обеспечение социальной защиты обучающихся, их развития, воспитания, образования. Задачи: 1. Выявлять

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового

ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МБОУ «СОШ 52» НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 52» Т.В.номарева 2012г. Направления деятельности Для кого Сроки проведения I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

>у СОШ 8 Т.ВЬКузнецова 2012 год План работы МАОУ СОШ 8 по предупреждению правонарушений, преступлений, безнадзорное? формированию у них негативного отношения к ПАВ на 2012/2013 учебный год ЦЕЛИ: формирование

Коллегия при и.о. главы администрации Грайворонского района Белгородской области 15 февраля 2017 года Об исполнении ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года 120-ФЗ «Об основах системы профилактики

УТВЕРЖДАЮ Директор ОГДПОУ «Белгородский юстроительньщ-^технш^м)) ^А.И. Варакута «.7 /» # 2015 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА 2015-2016 УЧЕБНЫ Й ГОД Цель деятельности социального педагога

СОГЛАСОВАНО Заместитель начальник полиции (по ООП) подполковник полиции Ярлыков П.Ю. «02» сентября 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУСОШ 10 Л.Б. Мелькикян «02» сентября 2014 г. ЗАТО г. Североморск Мурманской

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение создано на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности

План работы социальной службы МАОУ гимназии 40 им. Ю.А. Гагарина на 2017-2018 учебный год Цель: социализация, социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи: 1. Формирование у учащихся адекватного

СОГЛАСОВАНО ЗДВР УТВЕРЖДАЮ Директор школы З.Ю.Рафикова Н.А.Максимова ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА на 2017-2018 учебный год МБОУ «Еткульская СОШ» Цели: 1. Организация профилактической, социально-значимой

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУСОШ 10 Л.Б. Мелькикян «02» сентября 2014 г. ПЛАН РАБОТЫ по профилактике правонарушений в МБОУ СОШ 10 на 2014/2015 учебный год МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИТОГИ 1 2 3 4 5 I. Организационные

Состав Совета профилактики правонарушений среди обучающихся МКОУ СОШ 11 1. Шуваева Таиса Фёдоровна заместитель директора по ВР, председатель Совета 2. Худикова Елена Анатольевна заместитель директора по

Утверждаю Директор МКОУ «Худоеланская ООШ» «03» сентября 2018 г. /В.А. Авдеенко/ План работы социального педагога на 2018-2019 учебный год. План работы социального педагога на 2018--2019 учебный год составлен

Цель: социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи:. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда..

Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Совета Дата Содержание работы Ответственный Сентябрь 1 Заседание Совета 1 Ознакомление с положением Совета., зам. Выбор и утверждение комиссии Совета на новый учебный

Утверждаю Директор школы 48 Н. Е. Рожкова План работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди обучающихся М Б О У «Средняя общеобразовательная школа 48» на 2015-2016 учебный

Муниципальное бюджетное образовательно учреждение «Контошинская средняя образовательная школа» Утверждаю директор Касаткина Н.В. Социально-педагогическая программа «Работа с семьями, находящимися в социально

ПЛАН работы по правовому воспитанию МБОУ «Пригородная СОШ» на 2018-2019 учебный год Утверждено директором МБОУ «Пригородная СОШ» Н.Б. Лемке от 30.08.2018 Направление работы Работа с нормативными и руководящими

Утверждаю: Директор школы: В.Е. Кудашов План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Сузгарьевская СОШ» п/п Содержание Месяц Ответственный Организация

Выполнение 120 Ф.З. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся школы. «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с УИОП 80 Е.М. Булгакова «01» сентября 2015 г. План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних на 2015-2016 учебный год 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Приказ по Утверждаю Начальник отдела образования нистрации Лебедянского нога-района В.И. Рассказов т 29.12.2012 г. 318 / ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения обучающихся муниципальных образовательных

План работы МАОУ СОШ 239 г. Липецка «Университетская» с учащимися, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений в 2014-2015 году Индивидуальная

План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МБОУ Николаевской СОШ на 2018-2019 учебный год Основание: 1. Федеральный закон от 24 июня 1999 120-ФЗ "Об основах

Цель работы: ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД 1. социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса,

Программа «Профилактика по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних подростков и защита их прав. на 2013-2014 уч.год. 2015-2016 уч.год. Введение в проблему Профилактика правонарушений

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Рассмотрен и рекомендован к утверждению Педагогическим советом МОУ «СОШ 9» Протокол Утвержден приказом директора МОУ «СОШ

УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ ООШ С.Спиридоновка О.Г.Биктимирова «_31_» 08 2016 г. План работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2016 2017 учебный год Цель работы: оказание своевременной

Утверждаю Директор МБОУ СОШ 36 М.Г.Селезнев «01» сентября 2012 г. Программа по профилактике правонарушений среди подростков. реализации программы: 2012 2015 годы Профилактика правонарушений и преступлений

ГКОУ ЛО «СЛАНЦЕВСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ» Утверждено Распоряжение по школе от ПЛАН профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, негативных привычек. 2016-2017 уч.год

План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в МОАУ СОШ 6 на 2018-2019 учебный год. Приложение к приказу от Цель работы: предупреждение противоправного поведения учащихся школы, а также

Согласовано по УВР О.Н. Насекина Утверждаю Директор ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» А.А. Юрченко «03» июля 2018 г. План работы социального педагога ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» на 2018-2019

Утверждаю Директор МОУ «СОШ 41» В. В. Терѐхин 05.09.2018г. ПЛАН РАБОТЫ с социально-неблагополучными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении и детьми группы риска по профилактике правонарушений

«Утверждаю» Директор школы Л.Р.Шигапова План профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек 2016-2017 уч.г. 1. Профилактика правонарушений,

Информация о проведенных в 2014 году мероприятиях антинаркотической направленности в МБОУ «СОШ 8» Образовательная организация ФИО организатора мероприятия, должность Дата проведения мероприятия Форма проведения

Цель: План работы социального педагога на 2018-2019 учебный год координировать действия с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом воспитанников школы-интерната, родителей,

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Копейского городского округа Утверждаю Директор МОУ СОШ 6 В.Г.Ким 2016 г. Программа профилактики пропусков учащимися учебных

План работы социального педагога МАОУ «Гимназия 2» на 2018-2019 учебный год Цель работы: Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних,осуществление мероприятий

План работы психолого медико-социальной службы с обучающимися, находящимися в социально-опасном положении на 2015-2016 учебный год. Содержание деятельности Сроки Ответственные Работа с родителями 1. Беседа

Министерство образования Республики Саха (Якутия) ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им.и.е.винокурова» Утверждаю: директор НПК Ядреева Е.В. 2015г. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Утверждаю Директор МОБУСОШ п. Мичуринский Камбулова А.Е. ПЛАН работы по правовому воспитанию МОБУ СОШ п. Мичуринский на 2017-2018 учебный год Цель: способствовать снижению уровня правонарушений среди учащихся

Цель деятельности социального а социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи работы социального а на 2013-2014 учебный год: 1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе

МКОУ «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края План работы по профилактике правонарушений на 2015-2016 учебный год Содержание деятельности Сроки

Мероприятие Сроки Ответственные 1. Развитие нормативно-правовой базы. 1.1 Изучение нормативно правовых актов, касающихся повышения ответственности ческих работников образовательного учреждения, родителей

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ. 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ N п/п Мероприятия Исполнители

«Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Акимовская СОШ» Е.В.Усова Приказ от План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МКОУ «Акимовская СОШ» на 2015-2016 учебный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 Утверждено приказом МОБУ СОШ 6 от 30.08.2018 г. 232 ПОЛОЖЕНИЕ о Совете профилактики по предупреждению правонарушений

План работы с неблагополучными семьями и детьми «группы риска», «трудными» детьми на 2017-20168учебный год Цель: - предотвращение деформации личности растущего человека, которые приводят к правонарушениям

СОГЛАСОВАНО Начальник отделения полиции (дислокация с.частые) МО МВД РФ «Очѐрский» подполковник полиции О.В. Бочкарѐв УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бабкинская средняя общеобразовательная школа» Г.В Санникова

«Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 933 Н.М.Муреева 20 г. ПЛАН работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании, негативных проявлений и экстремизма среди обучающихся ГБОУ Школа 933 города

Рассмотрено: Введено в действие: Заседание педагогического совета Приказ 157 от 01.09.2016 г. протокол 1 от 30.08.2016 г. ВРИО директора МБОУ «СОШ 13» Н.А.Сляднева ПРОГРАММА по профилактике наркомании,

УТВЕРЖДАЮ директор школы М.К. Миколкина 2017 г. План работы социального педагога МБОУ СОШ сельского поселения «Село Богородское» на 2017-2018 учебный год Цели работы: социальная защита обучающихся, их

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МБОУ СОШ 13 ПРОТОКОЛ 1 ОТ 26.08.2014 Г. УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР

План работы социального а на 2018/2019 учебный год Ответственный за профилактическую работу: Горяйнова А.В Цель работы: создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РАННЕГО СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПРЕОДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Основные цели: - совершенствование системы предупреждения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних

«Утверждаю» директор ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Сташевский В.А. План работы социального педагога ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» 2016-2017 учебный год Социальный педагог: Силантьева А.С. Цель:

Согласовано Начальник ОМВД России по Кармаскалинскому району Подполковник полиции С.С. Галиев Утверждаю Директор МОБУ СОШ с.ефремкино И.А.Кузьмина Приказ от 27.06.2018 План совместных мероприятий УУП и

МБОУ «Комсомольская СОШ» Согласовано Заместитель директора по НМР Н.В.Петрова Утверждено Приказ от Директор МБОУ«Комсомольская СОШ» О.В.Зоткина ПРОГРАММА «Профилактической работы с обучающимися, систематически

План работы социального педагога на 2014-2015 учебный год Задачи: 1. Повышение воспитательного уровня семьи, ответственности родителей за своих детей. 2. Внедрение комплекса мероприятий по профилактике

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель УС МКОУ Заводская Директор МКОУ Заводская средняя общеобразовательная школа общеобразовательная школа Олейников А.В. Князев В.Ю. 2015 г. 2015 г. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ «АВТОМАТИКА» Выстраивая работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, педагогический

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУСОШ 24 О.В.Шестак План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Мероприятие Ответственные 5. 6. 7. Подготовка и утверждение плана работы по профилактике правонарушений

Утверждаю директор МБОУ СОШ 23 /А.И. Жилкин/ План работы по профилактике правонарушений среди обучающихся в МБОУ СОШ 23 на 2016-2017 учебный год. Цель работы по профилактике правонарушений: предупреждение

Организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических, токсических, психоактивных веществ; организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, психогимнастике,

Выступление социального педагога

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Дилин Нины Иосифовны,

на тему «Система профилактической работы в школе»

Профилактическая работа в школе направленна на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, на коррекцию личности «трудного» подростка, так же на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Это позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Ребята, состоящие на учётах – это часто не успеваемость, нежелание посещать секции и кружки, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Система профилактической работы в школе включает в себя:

В первую очередь это выявление учащихся, склонных к правонарушениям.

К сожалению, в прошлом году в нашей школе увеличилось число подростков «группы риска», так как из начального общего образования перешёл класс детей имеющие девиантное поведение. В том числе нет должного контроля со стороны родителей. Кроме того остается проблема продажи спиртных напитков и сигарет несовершеннолетним. Также большое влияние на подростков «группы риска» имеют бывшие воспитанники детского дома, которые состояли на разных видах учета, и в этом году приехали из учебных учреждений, а некоторые из мест лишения свободы.

Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета.

Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним.

Также проводятся мероприятия по реабилитации учащихся, состоящих на профилактическом учете: индивидуальный подход в обучении, социально психологические услуги для детей, помощь в вопросах образования и воспитания для родителей, проводится работа по вовлечения детей «группы риска» во внеурочную деятельность.

В этом учебном году получилось организовать всех детей, кто состоит на учёте. Несовершеннолетние с отклонениями в поведении включаются в общие мероприятия, которые проводятся в МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение.

Ведется большая работа по организации занятости детей на каникулах.

Из 7 несовершеннолетних состоящих на различных видах учета: 5 учащихся трудоустроены, 3 учащимся оказана помощь в регистрации путевок через сайт «Молодежного центра» в ДОЛ (детские оздоровительные лагеря) г. Туапсе, 1 учащийся отдохнул в ЛОЛ при МКОУ ГСОШ. Таким образом, все дети из неблагополучных семей и дети «группы риска» охвачены летней занятостью.

Также в нашей школе успешно работает Совет отцов, в который были избраны самые авторитетные папы наших учащихся.

Члены Совета ведут профилактическую работу с неблагополучными семьями, принимают участие в общешкольных рейдах, осуществляют дежурство на мероприятиях, проводят индивидуальные беседы с учащимися и родителями, являются активными участниками родительских собраний и конференций.

Члены Совета Отцов также принимают участие в заседании Совета профилактики, который отлажено, функционирует в нашей школе.

В 2016 – 2017 учебном году было проведено 13 заседаний Совета профилактики решения и рекомендации которого являются основополагающими в организации профилактической работы педагогического коллектива и защите прав учащихся школы.

В школе также образован волонтёрский отряд «Регион-89», в состав которого в прошлом учебном году входили 4 несовершеннолетние, состоящие на различных видах учета.

Главная задача, стоящая перед волонтёрским отрядом это пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов). К каждой акции были разработаны буклеты и памятки профилактической направленности.

В рамках районного конкурса «Молодежь за ЗОЖ», учащимися изготовлен социальный ролик, направленный на профилактику алкоголизма и наркомании, с привлечением 5 несовершеннолетних состоящих на учете. Ролик занял 1 место

В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно.


Разделы: Социальная педагогика

Подготовка к мероприятию:

  1. Подготовить презентацию (Приложение 1)
  2. Подготовка объявления-приглашения к участию в семинаре (Приложение 2)
  3. Подбор литературы в помощь выступающим
  4. Подготовить памятки, анкеты и т.п. (Приложение 3)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

(слайд № 1)

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Никто из нас не опровергнет истины – ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Обратимся к данным Госкомстата: (слайд № 2) ежегодно 2 млн. детей попадают под тяжелую руку своих родителей, 50 тыс. уходят из дома, каждый год распадаются 500 – 600 тыс. семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей групп риска.

По статистике сейчас в России 700 тыс. детей-сирот, 3,5 млн. детей – беспризорные, 900 тыс. – социальные сироты, это в 2,5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны.

Сокращается средний возраст начала курения, употребления наркотиков. Средний возраст начала сексуальных отношений составляет 11 лет 4 месяца.

Это статистические данные по России за 2004 год, в настоящее время цифры не уменьшились, а увеличились.

Такое положение дел не может никого оставить равнодушным. Исправить его под силу только всем вместе: и администрации, и педагогам, и родителям.

Печально, но отношение родителей к школе и учителей к семье не всегда положительное. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Современное российское общество захватил серьёзный социальный и экономический кризис. К сожалению, сегодня налицо и кризис российской семьи. Он характеризуется:

Появлением молодежных бездетных семей (и это демографическая ситуация убыли населения);

Ростом количества неполных семей;

Насилием, алкоголизмом в семье, появлением нетрадиционных видов семей;

Ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых;

Изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщины. Все больше российских детей оказываются в трудных жизненных ситуациях

Стрессовая ситуация начала обучения в школе является для ученика также серьезным фактором ухудшения здоровья и потере интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несформированные трудовые и социальные навыки детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже той, которая соответствует их способностям.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

/1-ый выступающий, слайд № 3/

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросферой.Дружеское общение со сверстниками – одна из главных потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе. / 2-ой выступающий, слайд № 6 /

Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье. /Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.\ В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что “ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”.

/3-ий выступающий, слайд № 4\

Большую часть времени дети проводят в школе. Какие недостатки работы школы могут оказать отрицательное воздействие на поведение учеников.

/Слайд № 5.\

“ Воспитание – есть организация деятельности, а педагог - организатор деятельности”, - писал один из классиков российской психологии Л.С. Выготский /Выступление зам. директора по ВР, слайды 13-18/

Кризис семьи практически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенных связей. Для россиян всегда было характерно стремление иметь детей столько, “сколько Бог пошлет”, оно наблюдалось и в крестьянских семьях, и в дворянских, и в мещанских, и в купеческих.

Но, пожалуй, самое печальное то, что семья по разным причинам стала всё больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. Кто, как ни учитель, классный руководитель, школа, в наше время научат родителей педагогически правильно выстраивать общение с собственными детьми? А для этого и сами педагоги должны знать наиболее важные условия успешности семейного воспитания.

/5-ый выступающий, слайд №24/

В системе профилактической деятельности школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы /слайды 12, 19, 20,22/, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении уч-ся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении с ними работы на индивидуальном уровне /слайды 7-11/.

Практика показывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Профилактикой девиантного поведения мы занимаемся эпизодически. Нечего скрывать – работа эта трудная, ибо на конкретном этапе она может не дать положительных результатов.

/слайд 25/ Но дорогу осилит идущий, поэтому в заключении хочется прочитать притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонёк на противоположном берегу: “Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать вёсла!” И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он всё грёб и грёб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел ещё одно небольшое судёнышко, плывшее по течению. И ещё… и ещё… Казалось – весь мир отдался во власть могучего потока реки. И юноше захотелось вынуть из воды вёсла, но огонёк продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уж будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились всё сильнее и сильнее … ЭТО БЫЛ ВОДОПАД.

Список литературы

  1. Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения (Практическое пособие) – АРКТИ, 2006.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб., Союз,2002
  3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998.
  4. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации. Классный руководитель №5, 2006.
  5. Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005
  6. Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва, 2005

Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей - от директора до библиотеки и медперсонала.

Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.

Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.

На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.

В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена ​​на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.

В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников , в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.

Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание

1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями , координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.

4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.

5. Учитель, воспитатель ГПД оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.

6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.

10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.

В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.

Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.

С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это кризис подросткового возраста .

Суть поведения подростка - это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.

Поэтому процесс перевоспитания, направленный на преодоление отрицательных качеств личности, которые формировались под влиянием неблагоприятных условий воспитания, необходимо начинать с семьи, с поиска возможностей по коррекции семейного воспитания, защиты ребенка от неблагоприятного воздействия неблагополучной семьи.

Исследования показывают, что учащиеся, требующие особого педагогического внимания, педагогически запущенные дети и неблагополучные семьи-понятия неразделимы и взаимосвязаны между собой.

Неблагополучные семьи - это семьи, которые в силу объективных или субъективных причин потеряли свои воспитательные возможности, вследствие чего у них возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей ученика и его компетентность должна стать лицом учебного заведения. Он должен найти такие подходы и такие слова в каждой отдельно взятой семье, чтобы восстановить и усилить ее положительный потенциал.

Для этого нужно знать причины образования неблагополучных семей . У каждой они свои, но есть и ряд общих черт.

Условно неблагополучные семьи можно классифицировать на пять типов .

Это позволит классному руководителю более индивидуально и точно предупреждать и корректировать проблемы семейного воспитания.

1. Неполные семьи - в них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно матери. Общение в семье скудное, часто возникают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко детям не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

Для достижения контакта с семьей классный руководитель может использовать следующие советы:

Установить контакт с матерью, заручиться доверием, если она относится настороженно, не спешить обижаться;

Попытаться посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое отношение к ней;

Заинтересоваться судьбой подростка, побудить к ответственности за его и ее, матери, будущее;

Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественное желание матери устроить свою жизнь, вызвать у него потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мнениями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни .

В таких семьях у родителей отсутствуют культура общения, духовная связь с детьми, существует недостаток чувств.

Задача классного руководителя - терпеливо, без зазрения попытаться доказать родителям негативизм их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на чувства подростка - переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, которые ведут аморальный образ жизни.

Подростка необходимо привлекать к более широкому общению с окружающими его людьми, поддерживать морально, установить контроль.

3. Семьи, внешне благополучные, но систематически допускают серьезные просчеты в воспитании детей , из-за низкой педагогической культуры и необразованность. Недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей необходимость в пополнении педагогических знаний путем проведения с ними консультаций, включение их в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно способствовать пробуждению потребности родителей к самообразованию. Попробуйте объяснить мысль, что все дети нуждаются в педагогически образованных родителях.

4. Семьи, в которых приоритетными являются материальные ценности , которые доминируют над духовной жизнью.

В таких семьях дети, как правило, вырастают эгоистами, достаточно практичными потребителями. Родители эти качества одобряют.

Задача классного руководителя - попытаться изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка.

В тактичной форме дать понять, что приоритет материального в жизни ведет к манипуляции сознанием ребенка, деформирует систему жизненных ценностей и во многих случаях является причиной неадекватного поведения (о чем свидетельствует статистика).

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью . В таких семьях детей наказывают часто физически, за малейшую провинность. Как результат, дети растут жестокими и циничными.

Задача классного руководителя доказать родителям, что с собственное отношение нужно строить на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равном партнерстве. Следует отказаться от позиции силы, предвзятого отношения. Только уважение, любовь и терпение являются главными средствами воспитания в семье.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения родителей в воспитательную работу класса. Их деятельное участие в педагогическом процессе помогает формировать навыки сотрудничества с детьми и в частности со своим ребенком.

Скачать индивидуальную карту психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого –педагогического подхода.