Проектная работа воспитателя гпд готовые проекты. Проектная деятельность младших школьников в гпд в рамках реализации фгос ноо. Переход улицы в гололёд




Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. К внеурочной деятельности относится группа продленного дня. Она предоставляет педагогу огромные возможности в обучении, воспитании и развитии личности ребенка. Правильная организация деятельности детей в группе продленного дня способствует формированию у них таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Педагогу необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки. В этом могут помочь деятельностные методы обучения и в частности проектный метод. Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме.

В начале учебного года я столкнулась с проблемой вовлечения детей в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности. Группа собрана из разных классов, и дети собирались в разрозненные микро коллективы, часто конфликтовали между собой. Необходимо было направить детей на общее дело, чтобы сплотить, сдружить детский коллектив, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, радостно, свободно. Именно таким общим делом, по моему замыслу, должен был стать групповой проект.

Все хорошо обдумав, я пришла к четвероклассникам с проблемой : “В этом году, ребята, посещение Продленки для вас заканчивается. Как сделать этот год незабываемым, чтобы он остался в нашей памяти навсегда?”.

Ребята глубоко прониклись проблемой, и вскоре определилась цель будущего проекта: сделать жизнь в группе продленного дня интересной, увлекательной и полезной для каждого. Возникли разные идеи, как назвать проект, но все остановились на одном названии : “В ГПД хотим ходить, там нам интересно жить!” В качестве проектного продукта выбрали создание иллюстрированного альбома “Дневник группы продленного дня”, который поможет решить возникшую проблему.

Следующим этапом стало планирование работы над проектом, где появились первые трудности. Дети не знали с чего начать. Необходим был “толчок” к дальнейшим действиям. Именно таким “толчком” стала беседа “О себе”, за основу которой я взяла стихотворение А. Милна “Наедине с собой”:

Есть дом, и он всегда при мне,
Я в нем с собой наедине.

Когда мне тоскливо бывает,
Меня этот дом укрывает.

Там не услышишь слово “нет”,
Хоть проживи там десять лет.

Не слыхать ничего,
Не видать никого,
За исключением меня самого!

Дети пришли к мысли об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый человек – огромный удивительный мир, непохожий ни на кого; что нужно бережно и чутко относиться друг к другу. А самое главное, все поняли, что могут внести свою лепту в работу над проектом.

И еще стихотворение А. Милна натолкнуло на мысль о строительстве “домиков добрых дел”. У каждого ребенка появился домик из картона, вырезанный по определенному шаблону, придуманному детьми, и имеющий свое название (имя, фамилия ребенка). На домик наклеивались разноцветные кирпичики. Каждый кирпичик – доброе дело, сделанное ребенком, его посильный вклад в общее дело. “Домики добрых дел” стали дополнительным мотивом к деятельности.

Ребята разбились на группы, которым предстояло работать по определенным темам:

первая группа – “Я и мир вокруг”;
вторая группа – “Клуб любознательных”;
третья группа – “Школа хороших манер”;
четвертая группа – “Я и мои права”;
пятая группа – “Безопасность и здоровье”;
шестая группа – “Красный день календаря”.

Работу планировали таким образом, чтобы каждая группа подготовила по пять мероприятий, равномерно распределенных в течение года. В каждой группе были распределены обязанности, установлены сроки выполнения работ, определены необходимые шаги и последовательность их выполнения.

Презентация мероприятий проходила в разных формах: беседы, викторины, конкурсы, игры, соревнования. Каждое мероприятие дети творчески оформляли в “Дневнике группы продленного дня”. К концу учебного года у нас получился красивый иллюстрированный альбом. Такой альбом можно хранить в библиотеке школы. Он будет хорошим и добрым воспоминанием для ребят, его создававших, и путеводителем в мир творчества для детей, которые только на пороге создания своих проектов.

Напоминанием о проекте для ребят останутся “Домики добрых дел”, кирпичики на которых появлялись ежедневно. (Рисунок.) В строительстве домиков дети принимали непосредственное участие. Когда “кирпичики” закончились, посыпались другие предложения: строить крышу, украшать фасад окнами, вставить дверь и порожек, трубу на крышу, номер дома, посадить домашних питомцев… Фантазии детей не было предела. В “Домиках” отразилась критериальная система оценивания: кирпичики – те самые баллы, которые используются при критериальном оценивании. Естественно критерии оценивания были оговорены заранее, но свои коррективы вносились и в ходе проектной деятельности.

Участие педагога в таком масштабном проекте – максимальное – в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи на всех этапах работы.

Проектная деятельность приносит значительные приращения в знаниях и общеучебных навыках детей: ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, воспринимать и осмысливать информацию, оценивать и контролировать результаты своей деятельности, учатся общаться, отстаивать свою позицию и слышать собеседника, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Данный проект достиг своей цели: жизнь в группе продленного дня действительно стала интересной, насыщенной, запоминающейся. Кроме того, я достигла своей скрытой цели – сплочение детского коллектива. Дети настолько комфортно стали чувствовать себя в группе, что в конце учебного года нам не хотелось расставаться. Посыпались вопросы: “Почему нет группы продленного дня в 5 классе? Давайте организуем такую группу!..”

Работа над проектом объединяет всех, позволяет улучшить отношения, приобрести знания и умения; позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся, дифференцированно развивать способности каждого из них; формировать деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные компетенции, которых очень не хватает нашим ребятам.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 VII ВИДА ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

  1. Актуальность внедрения и реализации проектной технологии в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

Современные условия образования воспитания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья позволяют педагогическим сообществам искать новые образовательные технологии и резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Основная задача специальных коррекционных образовательных учреждений сегодня - создание оптимальных условий, в которых каждый школьник, имеющий отклонения в развитии может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе VII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Кроме того, метод проектов открывает значительные возможности для повышения познавательной активности, качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру и представлены ниже.

2. Основные требования к проекту:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про-дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

3. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся :

  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза-тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен-ных результатов. При выполнении проекта должны использовать-ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро-ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от-ношений через игровые ситуации.

4. Классификация проектов по комплексности, характеру контактов и продолжительности:

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

  • Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов проекты могут быть:

 внутриклассными.

 внутришкольными.

 региональными (в пределах одной страны).

 международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности выделяют следующие проекты:

 Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

 Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

 Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

  1. Персональные и групповые проекты:

Преимущества персонального проекта

 план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

 у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

 учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

 формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества группового проекта

 в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

 проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

 на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

 в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

6. Подведение итогов в проектных группах:

Подведение итогов в проектных группах проводится после окончания работы над проектом. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Достигнута ли цель проекта?
  2. Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
  3. В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
  4. Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
  5. Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
  6. Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
  1. Формы продуктов проектной деятельности :

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

  • WEB-сайт.
  • Анализ данных социологического опроса.
  • Атлас, карта.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета, журнал.
  • Действующая фирма.
  • Законопроект.
  • Игра.
  • Коллекция.
  • Костюм.
  • Модель.
  • Музыкальное произведение.
  • Мультимедийный продукт.
  • Оформление кабинета.
  • Постановка.
  • Праздник.
  • Прогноз.
  • Система школьного самоуправления.
  • Справочник.
  • Сравнительно-сопоставительный анализ.
  • Учебное пособие.
  • Экскурсия.

8. Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

· паспорт проекта.

· планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол-госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за-дание каждого участника проектной группы на предстоящий про-межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче-редного этапа.

· промежуточные отчеты группы.

· вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.

· результаты исследований и анализа.

· записи всех идей, гипотез и решений.

· отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.

· краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.

· эскизы, чертежи, наброски продукта.

· материалы к презентациям (сценарий).

· другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

· организовать работу каждого участника проектной группы.

· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.

· объективно оценить ход работы над завершенным проектом.

· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.

· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

9. Виды презентаций проектов :

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

· деловой игры.

· демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий.

· диалога исторических или литературных персонажей

· защиты на Ученом Совете.

· игры с залом.

· иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

· инсценировки реального или вымышленного исторического события

· научной конференции.

· научного доклада.

· отчета исследовательской экспедиции.

· пресс-конференции.

· ролевой игры.

· соревнования.

· спектакля.

· спортивной игры.

· театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

· телепередачи.



Проект Город мастеров

  • «Досуговая деятельность учащихся младших классов в группе продленного дня»

  • Разработчик: Ковалец Ирина Ивановна,

  • учитель начальных классов,

  • высшей квалификационной категории

  • МОУ СОШ № 53 Ленинский район г.Красноярск

Тема

  • Развитие и реализация творческой активности и способностей учащихся через организацию досуговой деятельности в группе продлённого дня.


Нормативно-правовая основа педагогической деятельности в группах продлённого дня:

  • 1. Билль о правах человека

  • 2. Конституция РФ. 3. Конвенция о правах ребёнка

  • 4. Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ.

  • 5. Закон РФ «Об образовании»

  • 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

  • 7.Постановление правительства РФ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»

  • 7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • 8. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях

  • 9. Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. 2.4.2.576-96.

  • 10. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

  • СанПиН 2.4.2.1178 – 02г.

  • 11. Приказ Министерства просвещения СССР «Об утверждении Типового положения об общеобразовательных школах с продлённым днём и группах продлённого дня»

  • 12. Постановление Администрации города Красноярска «Об утверждении положения об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях во второй половине дня (группах продлённого дня)

  • 13. Положение об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

  • г. Красноярска во второй половине дня (группах продлённого дня)

  • 14. Письмо Министерства Образования « О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении»

  • 14. Устав МОУ СОШ № 53

  • 15. Положение МОУ СОШ № 53 о группе продлённого дня


Проблема

    Классно-урочная система в силу своих возможностей не может полностью обеспечить создание условий для полноценного развития и реализации творческой активности и способностей учащихся, что снижает эффективность организации образовательного процесса, и приводит к недостаточной продуктивности в реализации развивающих и личностно-ориентированных задач в школьном образовании.


Идея

  • Организация целенаправленной досуговой деятельности учащихся в группе продлённого дня по развитию и реализации их творческой активности и способностей позволит более эффективно формировать гармоничную личность, способную к самореализации, что повысит уровень реализации задач, возложенных на школу.


Цель

  • Создание в группе продлённого дня условий по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся через целенаправленную организацию их досуговой деятельности.


Задачи

  • Повысить компетенцию педагогов по вопросу выявления, развития и активизации творческих способностей ребёнка, его самореализации.

  • Провести мониторинг уровня и динамики развития различных творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

  • Составить планирование досуговой деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и способностей детей.

  • Развивать сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

  • Формировать и развивать в ребёнке готовность и способность к творчеству.

  • Вводить ребёнка в мир культуры, творчества, науки, спорта, искусства.

  • Создавать условия для общего развития ребёнка, активизации всех видов деятельности.

  • Активизировать у детей желание в раскрытии своих возможностей, творческом самовыражении, самореализации, создавать условия для его реализации.

  • Анализировать и систематизировать опыт работы педагоговпо развитию творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня в ходе реализации проекта.

  • Привлекать родителей к организации и проведению занятий.

  • Учить детей навыкам общения, сотрудничества, коллективного творчества.


Задачи

  • Задачи


Предмет деятельности

  • Творческая деятельность и активность учащихся.


Объект деятельности

  • Дети, занимающиеся в группе продлённого дня, педагоги, работающие в ней.


Принципы организации досуговой деятельности учащихся в группе продлённого дня

  • 1. Принцип включённости - включение организации досуговой деятельности в общую стратегию воспитательной работы школы. Привлечение родителей к партнёрскому взаимодействию.

  • 2. Принцип индивидуальности - учёт особенностей ребёнка, уважение к его личности, вера в его способности и возможности, опора на имеющийся практический опыт.

  • 3. Принцип развития - направленность деятельности на расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития», а не тактика доступности.

  • 4. Принцип проблемности - преподношение новых знаний в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместных активных поисков.

  • 5. Принцип активности - организация активного участия ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

  • 6. Принцип сотрудничества - создание системы взаимодействия, совместной работы различных кружков.

  • 7. Принцип эмоциональности - проведение занятий ведётся в занимательной, насыщенной, интересной для детей форме, на которых обязательным является создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

  • 8. Принцип поощрительности - выделение каждой удачной находки, каждого нового решения творческой задачи ребёнком без акцентирования внимания на его промахах и ошибки

  • 9. Принцип итоговости - проведение ежемесячных совместных кружковых занятий, объединённых определёнными сюжетом и заданиями с обязательной демонстрацией достижений.


Механизмы реализации проекта по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • 1.Повышение компетенции педагогов по вопросу выявления, развития и активизации творческих способностей ребёнка, его самореализации.

  • Формы: самообразование, практические и теоретические занятия, методические объединения.

  • 2.Проведение диагностических исследований уровня развития различных творческих способностей детей, их интересов и склонностей.

  • Формы: опрос, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа.

  • Изучается мнение педагогов, ребёнка, его родителей.

  • 3. Анализ полученной диагностической информации и составление на её базе общих и индивидуальных программ развития творческих способностей ребёнка.

  • 4. Реализация педагогической деятельности по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся группы продлённого дня по направлениям:

  • А. Формирование в ребёнке готовности к творчеству.

  • Б. Введение ребёнка в творчество.

  • В. Вызывание у ребёнка желания раскрывать свои возможности, реализовываться в творчестве.

  • Формы: Выбор форм зависит от типа кружка.

  • 5. Диагностика динамики развития творческой активности и способностей учащихся для группы продлённого дня, анализ проведенной работы.

  • Формы: анализ, отчёт, справка, проект, программа, тематическое планирование.

  • 6. Внесение корректировок в планирование и организацию деятельности по развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • Формы: практическая работа, планы.

  • 7. Накопление, систематизация и анализ опыта работыпо развитию и реализации творческой активности и способностей учащихся в группе продлённого дня.

  • Формы: методическая копилка, отчет по методической работе, проекты, программы, работы, портфолио учащихся.


Виды досуговой деятельности.

  • Учебная Трудовая Игровая Творческая:

  • Информационно -

  • интеллектуальная

  • Декоративно-прикладная

  • Художественно-эстетическая

  • Спортивно-оздоровительная


Формы организации досуговой деятельности

  • Коррекционно-развивающие

  • Кружковые занятия

  • Совместные и интегрированные

  • занятия, праздники, конкурсы…


Коррекционно-развивающие

  • Логопедические занятия

  • Психологические занятия

  • Развивающие занятия


Кружковые занятия

  • Музыкальная студия «До-ми-соль-ка»

  • Занятие по формированию здорового образа жизни «Твоё здоровье»

  • Кружок прикладного творчества «Умелые ручки»

  • Кружок изобразительного творчества «Волшебная кисточка»

  • Физкультурное занятие «Спортивный час»

  • Театральная студия «Фантазия»


Раздали роли всем ребятам. У каждого свой персонаж. Готовим вместе представленье -пусть будет весел праздник наш!


«Умелые ручки»

  • Дела давно минувших дней, преданья старины далёкой Нам интересно узнавать и в промыслах их оживлять!


Чтобы внятно говорить - нужно потрудиться С логопедом нам всегда - весело учиться


«Спортивный час»

  • Наша клятва Будем быстро, ловко, смело прыгать бегать и нырять Будем честно и красиво в игры разные играть На друзей не обижаться ни когда не зазнаваться Для спортсменов всех важна Только честная игра


«Умелые ручки»




«До-ми-соль-ка»

  • В традициях моей страны

  • Хоровое пение.

  • Ждём занятий «До-ми-соль-ка»

  • С огромным нетерпением!


Взаимодействие с образовательными и общественными институтами

  • Информационно-научно-методические учреждения

  • 1. КГУ, институт психологии, педагогики и управления образования.

  • 2. Краевой Красноярский институт повышения квалификации работников образования.

  • 3. Районные методические объединения педагогов.

  • Образовательные учреждения

  • 1. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 2.

  • 2. Дошкольные образовательные учреждения № 268, 272,78.

  • Учреждения дополнительного образования

  • 1. Дом детства, юношества и творчества (организация и проведение районных мероприятий).

  • 2. Учреждение дополнительного внешкольного образования СЮТ (Информатика, шахматы, ПДД).

  • 3. Учреждение дополнительного внешкольного образования школа искусств №9 (Хореография, бальные танцы, музыкальная школа, хор).

  • 4. Учреждение дополнительного внешкольного образования детский клуб «Берёзка» (изостудия, тестопластика).

  • Культурные учреждения

  • (организация и проведение совместных мероприятий)

  • 1. Библиотека имени Пришвина.

  • 2. Дворец культуры «Красцветмет».

  • 3. Дворец культуры «1 Мая».


Риски и предполагаемые трудности в реализации проекта

  • Отсутствие технологически разработанной системы воспитательной деятельности в начальной школе.

  • Недостаточная научно-методическая подготовленность педагогов к реализации личностного подхода в воспитании.

  • Перегруженность программы начальной школы.

  • Сложности в координации деятельности участников процесса воспитания (педагогов, администрации, родителей).

  • Необходимость педагогам постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, культура, искусство, наука, психология и другие…

  • Отсутствие чётких диагностических критериев, методик изучения творческих способностей детей по причине отсутствия в научных кругах единого мнения к определению « творческости» и её развития.


Зинковская Юлия Владимировна, воспитатель ГПД МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова

Проектная деятельность обучающихся в условиях ГПД

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, по которой педагоги начальной школы нашего лицея работают в течении 9 лет. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования .

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов на примере организации проектной деятельности в условиях ГПД, анализируя практический опыт воспитательной работы в начальных классах МАОУ МБЛ.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. В нашем лицее функционируют группы продленного дня. В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

Образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, курсы по выбору: риторика, математический тренажер, исследовательская и проектная деятельность;

Содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в лицее с учащимися 3 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории г. Саратова. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 3 - 4 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в г.Саратове. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

  • подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы. Также мы узнали, что в нашем классе учатся представители русского, татарского, украинского, армянского и греческого народа.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в г. Саратове (предметные компетенции). Решаемые задачи:

  • собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
  • продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм, мечеть, «Национальная деревня» в Парке Победы и т.д.);
  • организовать экскурсии;
  • подготовить презентацию и защиту работы своей группы;
  • создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

  • «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;
  • «Герои ВОВ Саратова».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

  • «Поздравить маму героя» - совместно с учащимися 7 класса и Саратовского отделения Всероссийской общественной организацией «Боевое братство» - (изготовление подарков, подготовка концертных номеров, организация встречи с матерями героев России, погибших при исполнении воинского долга)
  • «Помощь детям-инвалидам» - совместно с учащимися 7 класса организовали сбор книг, канцтоваров и передали в ГУ ЦСОМ.
  • «Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта» - ГУ ЦСОМ

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

  • ознакомиться с героическими страницами истории России, г.Саратова;
  • узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
  • организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;
  • принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;
  • подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

  • учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;
  • с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов г.Саратова; поняли исторические корни формирования народа, населяющего г.Саратов; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

Выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

Переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

Информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  2. «Занковские педагогические чтения» 2009-2010. Опыт.Достижения.Перспективы: Материалы Пятых Всероссийских Занковских чтений.- Самара: изд «Учебная литература», изд «Федоров»
  3. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний».

Cлайд 1

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (методические рекомендации) Перфилова Галина Борисовна Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ № 17 город Клин Московская область

Cлайд 2

Обязанности воспитателя ГПД Обязанности воспитателя могут быть разделены на две группы: повседневные и эпизодические. К повседневным обязанностям относится организация и работа в ГПД.

Cлайд 3

Планирование в ГПД Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование. У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

Cлайд 4

Календарно-тематический план Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.

Cлайд 5

Требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя ГПД Анализ работы ГПД за прошедший год. Краткая характеристика группы (отдельных учащихся): по составу, по успеваемости, по уровню воспитанности, по уровню развития. Задачи на четверть (ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени). Основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьёй. Индивидуальная работа с учащимися (преемственность работы воспитателя и учителя – дневник взаимосвязи). Работа с родителями.

Cлайд 6

Правила для составления недельного расписания занятий ежедневно воспитатель группы продлённого дня готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении; занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные общеразвивающие занятия в группе; план общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой; расписание общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения; расписание должно быть стабильным. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания и занятий с группой.

Cлайд 7

Воспитатель должен: Проверить посещение учащихся по журналу ГПД. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Узнать об особенностях домашнего задания. В случае необходимости посещать уроки учителей. При необходимости внести коррективы в план на день.

Cлайд 8

При организации питания воспитателю необходимо: Организовать дежурство в столовой. Проверить чистоту рук и полотенец. Провести двухминутную этическую беседу. Следить за поведением детей в столовой. Оформить расчет в столовой. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Cлайд 9

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан: Организовать уборку и проветривание помещения. Проследить за одеванием детей и их одеждой. Сообщить план отдыха. Дать задание и распределить обязанности. Вести наблюдение за самочувствием детей. Проводить индивидуальные и групповые беседы. Подвести итог отдыха. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Cлайд 10

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении: Организовать предварительную подготовку мероприятия. Сообщить план работы. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность. Подвести итог занятия

Cлайд 11

Во время самоподготовки необходимо: Провести инструктаж. Определить время работы на каждый предмет. Выбрать консультантов (группа доверия). Проверить записи в дневниках. Организовать самостоятельную работу учащихся. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь. Проверка выполнения домашнего задания учащимися. Подвести итог самоподготовки. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

Cлайд 12

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо: Назначить дежурных на следующий день. Проследить за уборкой класса. Привести в порядок игровой уголок. Повести беседу с родителями. Подвести итог работы.

Cлайд 13

Требования к кабинету группы продленного дня: уголок ГПД режим дня (утвержденный директором) игровой уголок игротека уголок здоровья график проветривания разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов календарно-тематическое планирование ежедневное планирование журнал ГПД уголок «Для вас, родители».

Cлайд 14

Эпизодические обязанности Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее. К ним нужно отнести обязанности по планированию: Составление годового календарно-тематического плана. Подготовка расписания общеразвивающих занятий. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.