Что такое УУД? Универсальные учебные действия в современном школьном образовании. Что означает ууд по фгос простыми словами? Значение ууд в образовательном процессе




В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;

- смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

Возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

На формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

Снижается школьная тревожность;

Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Возрастает сплоченность класса;

Меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

Растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

Дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

Осознание приоритетности многих общих для всех членов общества

проблем над частными;

Следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам

современности;

Понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг

друга и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

Умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения - общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников.

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).

Уровни сформированности учебных действий (Репкин Г.В., Заика Е.В.)

Уровни

Показатели

Поведенческие индикаторы

Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности.

Выполнение лишь отдельных операций, отсутствие планирование и контроля, выполнение действия путем копирования действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму

Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК (системы развивающего обучения: Л.В.Занкова, Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова, программы: «Школа 2100», «Перспектива»)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Формирование личностных универсальных учебных действий

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

    знаю/могу,

    делаю (табл.4).

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю

Личностные универсальные учебные действия.

Воспитание личности

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия.

самоорганизация

«Я могу»

«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные учебные действия.

исследовательская культура

«Я учусь».

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные универсальные учебные действия

культуры общения

«Мы вместе»

«Всегда на связи»

«Я и Мы».

В начальной школе у младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включаемые в три следующие основные блока:

самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Критерии сформированности личностных УУД , можно утверждать, что ими являются:

1) структура ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Учебные предметы гуманитарного цикла (и в первую очередь литература) наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.

Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.

Предполагается, что к окончанию начальной школы у ребёнка будут сформированы следующие личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

    формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

    ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

    интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;

    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;

    установка на здоровый образ жизни;

    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    сопереживание чувствам других людей.

Таким образом, при формировании личностных УУД, всегда учитывается эмоциональное отношение ученика к изучаемым темам, его самоопределение и нахождение личного смысла в каждой из изучаемых тем.

Примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Уроки обучения грамоте.

Формирование самоопределения - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»).

Формирование смыслообразования и нравственно - этической ориентации - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Уроки русского языка.

Образовательная программа «Перспективная начальная школа» .

Формирование самоопределения: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Задания типа:

- «Помоги герою 1 объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».

- «Ты соглашаешься с героем?»

- «Как ты ответишь герою?»

- «С каким суждением ты согласишься:…»

- «Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»

- «Герой говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?

Разделы: Начальная школа

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

    формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

    формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

    УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

Личностные.

жизненное
самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

творческая самореализация

Регулятивные.

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

Познавательные
общеучебные.

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей

Познавательные логические.

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Коммуникативные.

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

    УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
    – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
    – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
    – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

    Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

    Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

    Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

    Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении .

1. Целеполагание.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

2. Планирование.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

4. Контроль.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов .

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

4. Контроль.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.

а) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

8. Домашнее задание.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

    соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

    соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность.

Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий .

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

    определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

    отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

    извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

    сравнивать и группировать факты и явления;

    определять причины явлений и событий;

    делать выводы на основе обобщения знаний;

    представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

    самостоятельно формулировать цель деятельности;

    составлять план действий;

    действовать по плану;

    сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

    проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

    вычитывать информацию, данную в явном виде;

    объяснять смысл слов и словосочетаний;

    вычитывать информацию, данную в неявном виде;

    понимать смысл текста в целом (главную мысль);

    истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

    оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

    объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

    определять важные для себя и окружающих правила поведения;

    выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

    отделять оценку поступка от оценки самого человека;

    определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения . Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Список литературы:

    Асмолов А.Г . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

    Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985

    Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012

    Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова Е.Л. – М. , 2006

    Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

    Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010

    Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.

    Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А Цукерман, К.Н. Поливанова. – М., 1999.

    Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

Универсальные учебные действия (УУД) - набор различных действий, направленных на самостоятельное получение знаний, активное саморазвитие, приобретение нового практического и познавательно-исследовательского опыта. УУД по ФГОС - базовая составляющая умения учиться, обеспечивающая возможность успешного саморазвития.

  • Общеучебные умения носят метапредметный характер, а потому могут применяться для освоения любого школьного предмета.
  • На них базируется любая деятельность учащегося.
  • УУД позволяют сформировать психологические способности ребенка.

УУД по ФГОС

До появления ФГОС современный образовательный процесс больше опирался на сбор необходимой для изучения темы информации и развитие психических процессов, реже приоритетом была практика эффективных учебных и мыслительных приемов. Подобный подход негативно отражался на развитии личности и эффективности школьного учебного процесса, снижая мотивацию учеников и уровень их ответственности. Внедрение стандарта изменило подход к обучению, а вместе с тем и модель выпускника младших классов, который отныне определяется как учащийся с основами общеучебных навыков и базой нравственного поведения, способный к взаимодействию с одногодками и педработниками, открытый для приобретения знаний и умений. Цель нынешней стратегии образования - научить каждого учиться сначала под руководством учителя, наставника, а затем самостоятельно. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться всю жизнь. Проектирование и реализация программы развития УУД - задача каждого учителя, который будет работать в новой школе.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Шесть новых методик для диагностики коммуникативных УУД у школьников (критерии сформированности)
- Выявляйте метапредметные и личностные УУД (лист анализа урока)

УУД по ФГОС - это способность к самостоятельному развитию, надпредметные действия, общеучебные умения, определение которых охватывает все сферы развития личности ребенка. Согласно федеральному стандарту, формальные умения и знания становятся второстепенными, поскольку мерилом результативности обучения становятся виды деятельности, которые осваивают учащиеся в течение года. Младшеклассник должен научиться читать и писать, но гораздо важнее мотивация к учебе и выработка метапредметных способов действий.

Скачайте презентацию: «Способы формирования УУД по ФГОС»
Скачать бесплатно в.pptx

Особое значение УУД приобретают в младшей школе, когда у детей формируется способность учиться самостоятельно и осознанно, расширяя собственные компетентности, чтобы в дальнейшем переносить их на другие области. Освоив умение учиться, дети смогут переносить этот навык на любые компоненты учебной деятельности, повышая ее эффективность.

Функции надпредметных способов действий:

  • способствуют всестороннему развитию школьников посредством непрерывного образования, толерантности и гибкости взглядов;
  • создают условия для самостоятельной учебы, формирования учебных целей, поиска средств и методов их достижения, самоанализа и самоконтроля;
  • обеспечивают условия для эффективной учебы через приобретение общеучебных компетентностей;
  • стимулируют формирование картины мира, толерантности в контексте поликультурности общества и компетентности в различных предметных областях.

Виды УУД по ФГОС

Надпредметные действия мотивируют и позволяют детям самостоятельно организовывать процесс обучения и восприятия учебного материала. Несмотря на общеучебный характер универсальных действий, различают четыре вида УУД по ФГОС , представленные в таблице.

Личностные

Благодаря личностным УУД дети учатся ориентироваться в межличностных отношениях, социальных ролях, соотносить моральные нормы, этические принципы с поведением окружающих, делая соответствующие выводы.

Личностные УУД по ФГОС в начальной школе делятся на:

  • самоопределение профессиональное и личностное;
  • соотнесение цели учебы и достигнутых результатов;
  • совершение морального выбора, нравственно-этическое самоопределение.
Регулятивные

Каждое из регулятивных действий необходимо для организации самостоятельного учебного процесса:

  • ученик оценивает свои знания, определяет границы известного и ставит учебную задачу (целеполагание);
  • учитывая поставленную цель, планируется последовательность работы над ее реализацией;
  • ребенок должен прогнозировать промежуточные и итоговые результаты учебной деятельности;
  • если промежуточные результаты не соответствуют запланированным, необходимо корректировать план и методы действий;
  • самооценка и осознание реальных результатов учебной деятельности обеспечивают эффективное целеполагание.

В процессе освоения регулятивных УУД ученикам важна способность к самомотивации, волевому усилию и мобилизации моральных и физических сил, направленных на преодоление затруднений.

Познавательные

Познавательные общеучебные действия подразумевают формулирование и решение проблемы через логически выстроенные действия. Ученики определяют познавательную цель, собирают необходимые материалы, ресурсы и информацию, приводят знания в структуру, подбирают способы достижения цели в контексте сложившихся условий, а после проводят самооценку и рефлексию познавательной деятельности.

В отдельные подгруппы познавательных способов действий выделяют:

  1. Знаково-символические - предусматривают моделирование предметов и символов в пространстве на основе характеристик объекта преобразование его в модель для поиска законов, систематизирующих эту предметную область.
  2. Логические - дети анализируют существенные и несущественные признаки предметов, оценивают целое и его составные части, а на основании полученной информации классифицируют предметы по классам или понятиям, формируя причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Выстраивая логическую цепочку, они опираются на выводы, доказательства и факты.
Коммуникативные

Общеучебные действия направлены на приобретение навыков слышать и слушать собеседника, социальной компетентности, коммуникабельности, умение налаживать продуктивное сотрудничество со сверстниками и взаимодействие с педагогами.

Коммуникативные УУД по ФГОС подразумевают:

  • определение целей, задач и способов взаимодействия с учениками и учителями;
  • коллективную работу по сбору и систематизации информации;
  • успешное преодоление конфликтных ситуаций через поиск компромиссов, альтернативных решений, идентификацию проблемы;
  • максимальное взаимодействие с одноклассниками - оценка, коррекция и контроль их действий;
  • коммуникабельность и красноречие - умение устно и письменно высказывать свои мысли лаконично и по существу, владеть навыком ведения грамотного диалога и монолога.

УУД по ФГОС в начальной школе

Удивительно, но универсальные учебные действия, используемые для освоения учебных предметов, формируются в процессе обучения. В зависимости от содержания учебного предмета и тематики создаются особые перспективы освоения тех или иных УУД. Учителю следует принимать во внимание состояние здоровья учеников, их уровень развития речи и умения контролировать свое поведение, коммуникабельность детей, их мотивация к учебе, учение задавать вопросы, слушать и слышать на уроке. Без учета данных особенностей, освоение учебных действий будет проходить сложно как для учеников, так и для педагогов. Что в конечном итоге приведет к потере времени и сил, да и просто ставит под сомнение вопрос о компетентности учителя младших классов.

Чтобы достичь эффективного освоения , классные руководители и учителя-предметники используют комплекс мер, в ходе реализации которых педагоги акцентируют внимание на актуальных достижениях учеников, а не сравнивании учащихся между собой.

  • Важны самоанализ и самопроверка, которые учат детей находить и оперативно исправлять свои ошибки, которое помогают им узнавать новое. Педагог также оценивает учебные успехи детей, поясняя свой выбор, параллельно обучая школьников оценивать деятельность по критериям и выбирать критерии для оценки.
  • Мотивируя к учебе, педагоги поясняют практическую ценность новых знаний, развивающее значение того или иного упражнения. Акцент делается на тех видах работы с материалами и данными, которые потребуются в учебной деятельности, практикуется эффективное запоминание, которое положительно сказывается на логике и памяти детей.
  • Учителю важно научить детей работать в группах и парах, а случае возникновения конфликтов - эффективно устранять их, находя компромиссы. Через проблемные ситуации, пробелы в знаниях или их противоречивость классный руководитель помогает детям назвать цель урока, составить план действий.
  • Дети должны уметь делать нравственный выбор, свободно и грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать собственное мнение, используя аргументы, а не грубость, демонстрировать уважение к собеседнику. Поощряется взаимодействие учащихся между собой.
  • Педагог и дети взаимодействуют на принципах сотрудничества, они совместно решают проблемные моменты, распределяют обязанности, учатся планировать работу и отдых. Ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных.

Получите диплом установленного образца

Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе

Методика поэтапного формирования УУД, предложенная П.Я. Гальпериным и его единомышленниками, опирается на внутреннюю зависимость между практическим исполнением и интеллектуальными операциями. Согласно этой теории, общепредметные действия формируются по аналогии с умственными и предполагают несколько этапов:

  1. Необходимо изучить образец и состав будущего действия, использовать сведения и указания всех его компонентов. Детям демонстрируют и поясняют образец умственного действия, которое им нужно освоить, что незаменимо для учеников-визуалов и аудиалов.
  2. Выполняется действие с учетом всех операций, которые входят в него, таким образом усвоив суть действия и осуществив самоконтроль каждого этапа, что важно для детей-кинестетиков.
  3. Повторное выполнение действия без опоры на образец.
  4. Для осознания последовательности этапов алгоритм действия проговаривается вслух, а после переносится во внутренний план с проговариванием про себя.
  5. Действие выполняется в контексте внутренней речи в плане сознательного контроля, что позволяет выработать автоматическое его исполнение, в котором способ действия является актом мысли, стремящимся к конечному продукту процесса.

Успешная учеба в школе невозможна без освоения УУД по ФГОС по классам начального звена. Для развития метапредметных действий педагоги используют следующие виды деятельности и методических заданий:

УУД Виды работ
Личностные
  • Групповые проекты незаменимы в процессе формирования личностных УУД, поскольку позволяют ученикам коллективно выбирать тему работу, распределять роли с учетом способностей детей таким образом, чтобы каждый внес важный вклад в реализацию проекта.
  • Творческая работа способствует расширению кругозора и сферы интересов, совершенствованию способностей и талантов, необходимых для личного и профессионального самоопределения.
  • Портфолио индивидуальных достижений - фиксация ситуации успеха, дарящая уверенность в себе и повышающая самооценку, стимулируя к самообразованию и совершенствованию личностных качеств.
Регулятивные Приобретение УУД по ФГОС в 2019 строится на формулировании учащимися цели изучения учебного материала. Без целеполагания полноценное освоение темы неосуществимо, а потому детям в первом этапе урока предлагают ответить на вопросы: Что я уже знаю? Что я смогу узнать? Какие предметные области для этого понадобятся? В конце урока предлагают найти ответ на другой вопрос: Что я узнал нового на уроке? Что было для меня наиболее интересным?
Помимо целеполагания учителя используют приемы работы с намеренно неправильным планом, который ученикам следует исправить, предлагают составление и обсуждение плана осуществления учебных задач.
Познавательные Для формирования общеучебных действий педагогическая практика использует принципы составления логической последовательности или кластера, упражнения на поиск соответствия или различий, постановка тестовых вопросов и поиск ответов на них.
Коммуникативные Формированию навыка общения и развитию коммуникабельности способствуют:
  • работа с уточняющими вопросами к выступающему ученику, что развивает мыслительные процессы детей, навык составления вопроса, ведения дискуссии со сверстниками;
  • выступление перед классом с сообщением или докладом - развитие способности высказывать свои суждения, аргументировать собственное мнение, практика монологической речи;
  • продолжение суждения одноклассника или поиск контраргументов - прием, который предполагает развитие красноречия и мышления, умения слушать и слышать одноклассников, навыки построения высказывания;
  • учебная дискуссия (мозговой штурм, круглый стол, дебаты) - эффективный прием развития коммуникабельности, который дает новые знания и умения ведения уважительного диалога, отстаивания собственного мнения, использования аргументов.

УУД по ФГОС: взаимосвязь с учебными предметами младшей школы

Развитие надпредметных действий у учеников 1-4 классов происходит согласно возрастному развитию. Учебный процесс регулирует перспективы освоения УУД и суть обучения. Получение навыков метапредметных способов действий в каждой дисциплине взаимосвязано с другими предметами и действиями и подчиняется принципам возрастного развития. В контексте изучения различных предметов формируется комплекс УУД по ФГОС в начальной школе , что подтверждает таблица взаимосвязи метапредметных действий с учебными дисциплинами.

Предмет и развиваемые им УУД Описание метапредметных действий
Русский язык - регулятивные, коммуникативные и познавательные
  1. Читая и анализируя тексты, дети практикуются в сравнении, выполнении логической оценки, установлении причинно-следственных связей.
  2. Моделирование и знаково-символьные действия, воображение развивается в ходе работы с графической реализацией букв, строением слова, языковым синтаксисом и морфологией.
  3. Изучение русского языка в пределах возрастных особенностей ученика развивает не только речевую функцию и так называемое «языковое чутье», но и прогностическую и обобщающую функции.
Литературное чтение - помогает развить все виды УУД по ФГОС (ключевая роль коммуникативной и регулятивной сфер) Младшие школьники осваивают эстетическое и идейно-нравственное значение произведений, перенося духовный и социальный опыт для понимания поступков героев и анализа авторской позиции. На уроках обучающиеся:
  • учатся самопознанию через сравнение себя с персонажами литературных текстов;
  • прослеживают поступки и личностные ориентации героев произведений;
  • знакомятся с эстетикой текстов;
  • получают азы патриотического воспитания и гражданской идентичности через изучение истории Родины;
  • практикуют нравственно-эстетическое оценивание действий героев;
  • учатся осознавать и создавать контекстную речь, опираясь на действия и слова литературных героев;
  • устанавливают причинно-следственные связи и выстраивают логические цепочки событий;
  • учатся выделять главное и второстепенное.
Математика - познавательные УУД На уроках математики дети учатся планированию действий, структурированию и систематизации знаний, дифференциации понятий, моделированию, практикуют алгоритмические и логические действия. В рамках программы УУД по ФГОС математика играет ключевую роль, способствуя системности мышления, моделированию и знаково-символическим действиям, актуальным в других школьных учебных предметах. Дети осваивают систему общепринятых символов и знаков, актуальных в процессе социализации и дальнейшем обучении.
Окружающий мир - развитие личностных и познавательных способов действий Занятия «Окружающим миром» помогают младшеклассникам сформировать картину социокультурного и природного мира, освоить взаимосвязи природы и людей, отношения личности и общества, понятие государства и его места в мире. Этот дисциплина незаменима для становления гражданской идентичности учеников, мировоззрения подрастающего поколения, формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонентов. Развитие общепредметных навыков предусматривает:
  • знакомство с символикой России, умение рассказать о своей стране, достопримечательностях края, знакомство с географией и особенностями других стран;
  • базу исторической памяти - знание ключевых для истории России событий, знаковых личностей;
  • получение базы природосообразного поведения и основ экологических знаний;
  • понимание принципов взаимоотношений между сообществами и различными социальными слоями людей.
Помимо личностных способов действий «Окружающий мир» формирует познавательные УУД посредством:
  • использования базовых исследовательских навыков, в том числе задействования ИКТ и различных видов информации;
  • практики моделирования и замещения;
  • применения логических действий классификации, сравнения, проведения аналогий между природными и рукотворными объектами, явлениями и свойствами, построение причинно-следственных связей.
Технология - познавательные и коммуникативные УУД На занятиях «Технологии» ключевой деятельностью является предметно-преобразовательная работа, прогнозирование и моделирование, играющие главенствующую роль в освоении УУД. Дети анализируют, рефлексируют, работают в группах и в паре, используя различные формы сотрудничества, получают основы ИКТ-компетентности.
Уроки обеспечивают:
  • развитие у детей знаково-символического, репродуктивного, творческого и пространственного мышления;
  • практику целеполагания, прогнозирования и планирования работы с последующим самоконтролем и самооценкой;
  • практику коммуникативности через совместно-продуктивную работу на уроке;
  • стимулирование творческой самореализации и мотивации к получению новых знаний, достижений в учебе;
  • выработку уважения к чужой личной информации, знакомство с избирательностью информации.
Физическая культура - личностные, коммуникативные и регулятивные способы действий Систематические физические упражнения для учащихся младших классов становятся мотивирующим фактором к преодолению сложностей, стрессоустойчивости, источником знаний о современном спорте. Дети приобщаются к гражданской и общекультурной идентичности, учатся использовать физические и моральные ресурсы для достижения поставленных целей, следовать правилам здорового образа жизни.
Помимо этого, дисциплина «Физическая культура» формирует у детей навыки регулировать, планировать, анализировать свои действий, способствуют умению взаимодействовать с одноклассниками, сотрудничать и работать в парах, а в командных играх - ставить цель, распределять функции, планировать и достигать результата. Дети учатся оценивать поведение на уроке, выполнять взаимный контроль.

УУД по ФГОС в 2019. Результаты освоения

Фундаментальное значение всех видов УУД по ФГОС в качестве ядра общего образования - база реализации федерального стандарта. От степени формирования метапредметных действий зависит не только психологическая составляющая успешности освоения учебных дисциплин, но и реализация Требований к результатам освоения общего образования.

Уровень освоения метапредметных действий оценивается по нескольким параметрам:

  1. Развитие личности. На момент окончания 4 класса дети должны быть мотивированы на дальнейшую учебную и познавательную деятельность, иметь четко сформированную внутреннюю позицию, ориентироваться на моральные нормы, следуя им.
  2. Организованность и мотивированность учебы. Ученики в равной мере осваивают все виды УУД по ФГОС из таблицы начальной школы , используя для их организации учебной деятельности, постановки, принятия и выполнения образовательных задач, планирования работы, самооценки деятельности с возможным внесением корректив по мере необходимости.
  3. Предметная деятельность. Ученики усваивают опыт деятельности в каждой предметной области, стремясь получить, преобразовать и применить полученное знание и навыки, учитывая их в формировании собственной картины мира.
  4. Исследовательская деятельность. Дети должны уметь работать с знаково-символьными средствам и текстами, анализировать и воспринимать их, осуществляя познавательную и логическую деятельность в процессе моделирования или решения задач.
  5. Культура общения. Младшие школьники должны уметь толерантно общаться со сверстниками и старшими, учитывать мнение и позицию собеседника, сотрудничать и взаимодействовать для решения поставленных образовательных задач, распределять роли в командной работе, воспринимать и передавать информацию, достойно выходить из конфликтных ситуаций, осознанно и адекватно строят свою письменную и устную речь.

Несмотря на очевидно значимую и стремительно возрастающую роль общеучебных способов действий, работа по освоению УУД в большинстве школ ведется стихийно и бессистемно, потому сформировать у школьников универсальные действия стремятся только избранные педагоги, что выражается в незначительном уровне познавательной активности и мотивации к учебе у школьников, способности детей планировать и осуществлять познавательную и учебную деятельность, провоцируя девиантное поведение и школьную дезадаптацию. Чтобы избежать этого, необходимо систематически и планомерно способствовать формированию УУД по ФГОС 2019 , а вместе с тем разумности, осознанности, логичности учебного процесса.

Познавательные УУД

Введение

Познавательные УУД входят в состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования.

Что значит познавательные?

Обратимся к словообразовательному словарю , который поможет нам получить ответ на вопрос: от какого слова образовано слово познавательный? Познавательный-познавать-познать-знать.

Найдём в толковом словаре значения этих слов.

Знать:

1.Иметь сведения о ком-чём-нибудь

2.Обладать какими-нибудь познаниями..

Познать:

1.Постигнуть, приобрести знание о ком-чём-нибудь, узнать вполне…

Познание:

1.Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира…

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия

· Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием инструментов ИКТ и источников информации;

· Структуирование знаний;

· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· Рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


· Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ;

· Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

· Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно-графическая или знаково-символическая);

· Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД:

· Анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных);

· Синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

· Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов ;

· Подведение под понятие, выведение следствий;

· Установление причинно-следственных связей;

· Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

· Доказательство;

· Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы:

· Формулирование проблемы;

· Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Познакомившись с видами познавательных УУД, мы можем сделать вывод о том, что формирование познавательных УУД напрямую связано с развитием познавательных процессов, в первую очередь мышления и речи…

Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов.

Познавательные УУД на разных этапах обучения

1.Ориентироваться

в учебнике

1.Ориентироваться

в учебнике, определять круг

своего незнания

1.Ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению нового материала

2. Отвечать на

простые вопросы

учителя, находить нужную информацию в учебнике

2. Отвечать на

простые и сложные вопросы учителя, самим задавать

вопросы, находить

нужную информацию в учебнике

2. Отвечать на

простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, самостоятельно

предполагать , какая дополнительная

информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, модель…), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

3.Сравнивать

предметы, объекты:

находить общее и

различие.

Группировать на основе существенных признаков

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Наблюдать и делать выводы.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.

4. Подробно пересказывать прослушанное или прочитанное, определять тему, составлять простой план

4. Подробно пересказывать прослушанное или прочитанное, определять тему, составлять сложный план. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или

Развёрнутом виде

Через что мы будем формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках?


1. Через содержание учебных предметов

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД, в том числе познавательных. (Таблица на слайде)

Познавательные

Русский язык

Литератур.

чтение

Математика

Окружающ.

Познавательные

общеучебные

Моделирова-

ние (перевод

устной речи

в письменную)

Смысловое

чтение, произвольные

и осознанные

высказывания

Моделирова

ние, выбор

наиболее

эффективных

способов

Широкий спектр источников

информации

Познавательные

логические

Формулирование личных,

языковых, нравственных

проблем. Самостоятельное

создание способов решения

проблем поискового и твор-

ческого характера

Анализ, синтез, сравнение,

группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения,

доказательства, практические

действия

2. Продуктивные задания

В методическом аппарате учебников Образовательной системы «Школа 2100», соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные - красным, регулятивные - оранжевым, познавательные - синим, коммуникативные -зелёным).задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета.

Примеры типовых заданий, направленных на развитие познавательных УУД

Русский язык

2 класс, упр.263, с.169 Обучающее изложение (письменная творческая работа)

2 класс, упр.15,16, с.18

Математика

2 класс, (1 часть)№7 с.17

2 класс (1 часть) №8,9,с.75

Литературное чтение

2 класс С. 40 (Вопросы и задания к «Сказке о рыбаке и рыбке»)

Окружающий мир

2 класс (1 часть) С.8-9 Тема «Общие слова и понятия»

2 класс (1 часть) с.23 (наблюдать и делать самостоятельные выводы)

3. Образовательные технологии деятельностного типа;

Работая по Образовательной системе «Школа 2100», я использую в своей работе технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, проектную технологию и технологию оценивания.

Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология так же направлена на формирование познавательных УУД - умения извлекать информацию из текста.

Проектная технология

Работа над проектами позволяет осваивать познавательные УУД:

· Предполагать, какая информация нужна

· Отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники…

· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет)

Работу по формированию УУД следует начинать с мониторинга. Мы посмотрели, насколько развиты знаково-символические познавательные действия у первоклассников.

Роль данного вида УУД для школьника.

Познавательные УУД

· обеспечивают возможность учащимся

самостоятельно осуществлять деятельность учения,

· ставить учебные цели,

· искать и использовать необходимые средства и способы достижения,

· контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД

· обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам,

· формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания,

· создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.

Выясним, что такое УУД. Данный термин встречается в методической литературе, связанной с новыми образовательными стандартами. Рассмотрим особенности этих сокращений, смысл терминов, их значимость в современных реалиях.

Расшифровка аббревиатуры

Что такое УУД? Это универсальная учебная деятельность, которая предполагает:

  • способность ребенка к получению новых знаний;
  • усвоение им полезной, важной информации;
  • осознание важности образования.

Страницы истории

Что такое УУД в современной школе? Этот термин был разработан еще во времена существования Советского Союза. В двадцатом веке данный термин был введен, но свое активное применение нашел только в настоящее время. Федеральный государственный стандарт второго поколения, используемый в современной школе, предполагает формирование УУД по всем учебным дисциплинам. С 2011 учебного года ФГОС введены во все российские школы.

Требования ФГОС

Существует подразделение основных требований на определенные категории. Например, есть определенные нюансы в подходе к структуре процесса образования. Программа УУД предполагает определенный план, позволяющий в максимальной степени развивать учащихся. Реализация намеченных пунктов является задачей педагога. В качестве наглядной демонстрации навыков, приобретенных школьниками, рассматриваются УУД. Расшифровка аббревиатуры была рассмотрена выше, теперь поговорим об их классификации.

Виды УДД

В зависимости от образовательной ступени, для учеников начальной школы, среднего и старшего звена, формирование УДД на уроках имеет определенные различия. Среди последних тенденций, наблюдаемых в российских школах, отметим применение в образовательном процессе информационных технологий. Выделяют четыре базовые группы УУД. Расшифровка их дает полное представление о тех инновациях, что наблюдаются в российском образовании.

Личностные УУД дают возможность ребенку познать себя, выяснить особенности своей личности, они направлены на формирование этической и нравственной оценки действий.

Программа УУД по классам включает в себя познавательные навыки, которые сведены к возможности восприятия информации, ее обработке, анализу, получению данных, созданию новой образовательной траектории.

Коммуникативные навыки подразумевают возможность школьника взаимодействовать с одноклассниками, учителями. Школа является важным этапом социализации ребенка, помогает преодолевать проблемы, касающиеся межличностных отношений.

Регулятивные действия направлены на формирование плана действий, связанных с образовательным процессом. Школьник учится составлять режим своего дня, что поможет ему в последующей жизни.

Особенности домашнего обучения

Главный акцент делают на формирование коммуникаций, на межличностные отношения, развитие собственного кругозора, развитие логики и умения излагать свои мысли. В широком значении термин «УУД» представляет собой умение ребенка учиться. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к самоанализу, развитию, самосовершенствованию путем активного и сознательного получения нового социального опыта.

В узком понимании данный термин подразумевает сумму действий школьника, позволяющих самостоятельно организовывать образовательный процесс.

Функции универсальных учебных действий

УУД выполняют несколько функций, каждая из которых имеет особое значение для школьников:

  • они обеспечивают возможности ребенка к самостоятельному учению, помогают ему ставить учебные задачи, находить и применять нужные средства, контролировать и анализировать образовательный процесс, оценивать собственные результаты;
  • создают оптимальные условия для гармоничного развития личности, саморазвития, способности к постоянному образованию, формированию компетенций во всех предметных областях.

Формирование универсальных действий осуществляется не только во время уроков, но и в процессе подготовки и проведения многочисленных воспитательных мероприятий, а также во внеурочной работе.

Внеурочная работа

В образовательных стандартах второго поколения термин «внеурочная деятельность» рассматривается в качестве обязательного элемента образовательного процесса. Он имеет определенные отличия от классно-урочной системы. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, которые используются в современной школе:

  • секции;
  • тематические экскурсии;
  • конкурсы, конференции, олимпиады;
  • научная и поисковая деятельность.

Подобные мероприятия направлены на решение определенных задач, получение результата. Элементы исследовательской и проектной деятельности включены и в образовательный процесс, помогают педагогу в работе. Именно они являются одним из главных показателей профессионализма современного российского учителя.

Исследования в современной школе

Особое значение в рамках новых ФГОС приобрела исследовательская и проектная деятельность. На базе обычных российских школ появляются исследовательские клубы и студии. Многие гимназии и лицеи имеют собственные научные общества, в состав которых входят не только школьники, педагоги, но и представители преподаватели университетов, научно-исследовательских центров. В задачу школьного учителя входит знакомство ребят с особенностями исследовательской работы.

Учитель помогает своим воспитанникам выбирать направление для исследования, составлять алгоритм и выбирать последовательность действий, работать с научно-методической литературой по проблеме исследования. В зависимости от предметной области, выбираемой ребятами, в исследовательской деятельности существуют определенные тенденции. Например, работы, касающиеся экономической тематики, предполагают вычисления, поэтому педагог дает ребятам понятие о видах погрешностей, формул, по которым их можно рассчитать.

Работы, связанные с социологическими исследованиями, предполагают различные опросы и исследования. Учитель знакомит ребят с правилами их проведения, особенностями обработки полученных результатов.

Только после того, как у воспитанников будут сформированы основные представления о проведении исследований, они приступают к самостоятельной работе. После того как исследование будет завершено, ребята представляют полученные результаты перед сверстниками. Например, в рамках работы научно-учебной конференции начинающие исследователи в тезисном виде представляют собственные труды, знакомятся с работами других школьников.

Публичное выступление, которые является неотъемлемой частью любой научно-практической конференции, способствует формированию навыков устной и разговорной речи.

Помимо индивидуальных исследований, во внеурочной работе используют коллективные проекты. Формируется команда, которая работает над определенной задачей, например, разрабатывает дизайн пришкольной территории. В ходе совместной деятельности у детей формируются навыки работы в команде, они получают отличный социальный опыт. Федеральные стандарты второго поколения, по которым выстраивается воспитательный и образовательный процесс в современной российской школе, предполагают проектную либо исследовательскую деятельность для каждого ребенка.

При завершении основной ступени обучения ребята должны представить готовый проект. Он считается обязательным этапом для допуска к сдаче выпускных экзаменов за курс основной школы.

Значение внеурочной деятельности

Ребенок не только пополняет свой интеллектуальный запас, но и получает навыки сотрудничества, саморазвития, самообразования. Именно внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Эффективная внеклассная работа - это залог успешности выпускников в последующей профессиональной деятельности.

Заключение

Регулятивные действия помогают ребенку уже во время обучения в школе равномерно распределять свою деятельность. Школьник строит индивидуальную учебно-познавательную работу, ставит цель, формирует алгоритм, определяет средства проведения работы, подбирает вариант контроля.

Благодаря познавательным универсальным действиям у ребенка формируется умение работать с информацией, что особенно актуально в современном мире.

Инновации, используемые в современном образовательном процессе, направлены на формирование гармонически развитой личности, способной отвечать на свои действия, принимать важные и ответственные решения. Универсальные учебные действия, включенные во все предметы школьной программы, имеют специфические отличия, но все они выполняют одну общую воспитательную и образовательную задачу.

Формирование УУД на уроках помогает подрастающему поколению познавать окружающий мир, строить самостоятельный поисковый процесс, проводить исследования, осуществлять операции, направленные на систематизацию, обобщение, обработку полученной информации.