Бактерии — общая характеристика. Классификация, строение, питание и роль бактерий в природе. Презентация на тему "бактерии - древнейшая форма организмов" Бактерии древнейшая форма организмов




Бактерии это самый древний организм на земле, а также самый простой в своем строении. Он состоит всего из одной клетки, которую можно увидеть и изучить только под микроскопом. Характерным признаком бактерий является отсутствие ядра, вот почему бактерии относят к прокариотам.

Некоторые виды образовывают небольшие группы клеток, такие скопления могут быть окружены капсулой (чехлом). Размер, форма и цвет бактерии сильно зависит от окружающей среды.

По форме бактерии различаются на: палочковидные (бациллы), сферические (кокки) и извитые (спириллы). Встречаются и видоизмененные – кубические, С-образные, звездчатые. Их размеры колеблются от 1 до 10мкм. Отдельные виды бактерий могут активно передвигаться при помощи жгутиков. Последние иногда превышают размер самой бактерии в два раза.

Виды форм бактерий

Для движения бактерии используют жгутики, количество которых бывает различное – один, пара, пучок жгутиков. Расположение жгутиков также бывает разным – с одной стороны клетки, по бокам или равномерно распределены по всей плоскости. Также одним из способов передвижения считается скольжение благодаря слизи, которой покрыт прокариот. У большинства внутри цитоплазмы есть вакуоли. Регулировка ёмкости газа в вакуолях помогает им двигаться в жидкости вверх или вниз, а также перемещаться по воздушных каналах почвы.

Ученые открыли более 10 тысяч разновидностей бактерий, но по предположениям научных исследователей в мире существует их более миллиона видов. Общая характеристика бактерий дает возможность определиться с их ролью в биосфере, а также изучить строение, виды и классификацию царства бактерий.

Места обитания

Простота строения и быстрота адаптации к окружающим условиям помогла бактериям распространиться в широком диапазоне нашей планеты. Они существуют везде: вода, почва, воздух, живые организмы – всё это максимально приемлемое место обитания для прокариотов.

Бактерии находили как на южном полюсе, так и в гейзерах. Они есть на океанском дне, а также в верхних слоях воздушной оболочки Земли. Бактерии живут везде, но их количество зависит от благоприятных условий. К примеру, большая численность видов бактерий проживает в открытых водоемах, а также почве.

Особенности строения

Клетка бактерии отличается не только тем, что в ней нет ядра, но и отсутствием митохондрий и пластид. ДНК данного прокариота находится в специальной ядерной зоне и имеет вид замкнутого в кольцо нуклеоида. У бактерии строение клетки состоит из клеточной стенки, капсулы, капсулоподобной оболочки, жгутиков, пили и цитоплазматичной мембраны. Внутреннее строение оформляют цитоплазма, гранулы, мезосомы, рибосомы, плазмиды, включения и нуклеоид.

Клеточная стенка бактерии выполняет функцию обороны и опоры. Вещества могут свободно протекать сквозь неё, благодаря проницаемости. Данная оболочка имеет в своем составе пектин и гемицеллюлозу. Некоторые бактерии выделяют особую слизь, которая может помочь защититься от пересыхания. Слизь формирует капсулу – полисахарид по химическому составу. В такой форме бактерия способна переносить даже очень большие температуры. Также она выполняет и другие функции, к примеру слипание с любыми поверхностями.

На поверхности клетки бактерии находятся тонкие белковые ворсинки – пили. Их может быть большая численность. Пили помогают клетке передавать генетический материал, а также обеспечивают слипание с другими клетками.

Под плоскостью стенки находится трехслойная цитоплазматичная мембрана. Она гарантирует транспорт веществ, а также имеет немалую роль в образовании спор.

Цитоплазма бактерий на 75 процентов произведена из воды. Состав цитоплазмы:

  • Рыбосомы;
  • мезосомы;
  • аминокислоты;
  • ферменты;
  • пигменты;
  • сахар;
  • гранулы и включения;
  • нуклеоид.

Обмен веществ у прокариотов возможен, как с участием кислорода, так и без его него. Большая их часть питаются уже готовыми питательными веществами органического происхождения. Очень мало видов способны сами синтезировать органические вещества из неорганических. Это сине-зеленые бактерии и цианобактерии, которые отыграли немалую роль в формировании атмосферы и насыщении её кислородом.

Размножение

В условиях, благоприятных для размножения, оно осуществляется почкованием или вегетативно. Бесполое размножение происходит в такой последовательности:

  1. Клетка бактерии достигает максимального объема и содержит необходимый запас питательных веществ.
  2. Клетка удлиняется, посередине появляется перегородка.
  3. Внутри клетки происходит дележ нуклеотида.
  4. ДНК основная и отделенная расходятся.
  5. Клетка делится пополам.
  6. Остаточное формирование дочерних клеток.

При таком способе размножения нету обмена генетической информацией, поэтому все дочерние клетки будут точной копией материнской.

Процесс размножения бактерий в неблагоприятных условиях более интересен. О способности полового размножения бактерий ученые узнали сравнительно недавно – в 1946 году. У бактерий нет разделения на женские и половые клетки. Но ДНК у них встречается разнополое. Две такие клетки при приближении друг к другу образовывают канал для передачи ДНК, происходит обмен участками – рекомбинация. Процесс довольно длительный, результатом которого являются две совершенно новые особи.

Большинство бактерий очень сложно увидеть под микроскопом, так как они не имеют своей окраски. Немногие разновидности имеют пурпурный или зеленый окрас, благодаря содержанию в них бактериохлорофилла и бактериопурпурина. Хотя если рассматривать некоторые колонии бактерий, становится ясно, что они выделяют окрашиваемые вещества в среду обитания и приобретают яркую окраску. Для того, чтобы подробней изучать прокариотов, их окрашивают.


Классификация

Классификация бактерий может быть основана на таких показателях, как:

  • Форма
  • способ передвижения;
  • способ получения энергии;
  • продукты жизнедеятельности;
  • степень опасности.

Бактерии симбионты живут в содружестве с иными организмами.

Бактерии сапрофиты проживают на уже отмерших организмах, продуктах и органических отходах. Они способствуют процессам гниения и брожения.

Гниение очищает природу от трупов и других отходов органического происхождения. Без процесса гниения не было бы круговорота веществ в природе. Так в чем же состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Бактерии гниения - это помощник в процессе расщепления белковых соединений, а также жиров и других соединений, содержащих в себе азот. Проведя сложную химическую реакцию, они разрывают связи между молекулами органических организмов и захватывают молекулы белка, аминокислот. Расщепляясь, молекулы высвобождают аммиак, сероводород и другие вредные вещества. Они ядовиты и могут вызывать отравление у людей и животных.

Бактерии гниения быстро размножаются в благоприятных для них условиях. Так как это не только полезные бактерии, но и вредные, то чтобы не допустить преждевременного гниения у продуктов, люди научились их обрабатывать: сушить, мариновать, солить, коптить. Все эти способы обработки убивают бактерии и не дают им размножаться.

Бактерии брожения при помощи ферментов способны расщеплять углеводы. Эту способность люди заметили еще в древние времена и используют такие бактерии для изготовления молочнокислых продуктов, уксусов, а также других продуктов питания до сих пор.

Бактерии, трудясь в совокупности с другими организмами, делают очень важную химическую работу. Очень важно знать какие есть виды бактерий и какую пользу или вред приносят для природы.

Значение в природе и для человека

Выше уже отмечалось большое значение многих видов бактерий (при процессах гниения и различных типах брожения), т.е. выполнение санитарной роли на Земле.

Бактерии также играют огромную роль в круговороте углерода, кислорода, водорода, азота, фосфора, серы, кальция и других элементов. Многие виды бактерий способствуют активной фиксации атмосферного азота и переводят его в органическую форму, способствуя повышению плодородия почв. Особо важное значение имеют те бактерии, которые разлагают целлюлозу, являющиеся основным источником углерода для жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.

Сульфатредуцирующие бактерии участвуют в образовании нефти и сероводорода в лечебных грязях, почвах и морях. Так, насыщенный сероводородом слой воды в Черном море является результатом жизнедеятельности сульфатредуцирующих бактерий. Деятельность этих бактерий в почвах приводит к образованию соды и содового засоления почвы. Сульфатредуцирующие бактерии переводят питательные вещества в почвах рисовых плантаций в такую форму, которая становится доступной для корней этой культуры. Эти бактерии могут вызывать коррозию металлических подземных и подводных сооружений.

Благодаря жизнедеятельности бактерий почва освобождается от многих продуктов и вредных организмов и насыщается ценными питательными веществами. Бактерицидные препараты успешно используются для борьбы с многими видами насекомых-вредителей (кукурузным мотыльком и др.).

Многие виды бактерий используются в различных отраслях промышленности для получения ацетона, этилового и бутилового спиртов, уксусной кислоты, ферментов, гормонов, витаминов, антибиотиков, белково-витаминных препаратов и т.д.

Без бактерий невозможны процессы при дублении кожи, сушке листьев табака, выработке шелка, каучука, обработке какао, кофе, мочении конопли, льна и других лубоволокнистых растений, квашении капусты, очистке сточных вод, выщелачивании металлов и т.д.

Тема урока: Бактерии как древнейшая группа живых организмов.

Общая характеристика бактерий.

Отличия клетки бактерий от клетки растений.

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о бактериях как о древнейшей

группе живых организмов;

развивающая: развивать познавательную и творческую деятельность

учащихся; навыки работы в группе, логическое

мышление;

воспитательная: воспитывать культуру поведения при групповой и

индивидуальной работе.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, практический

Оборудование : слайдовая презентация, видеофрагменты «Гниение фруктов и овощей», «Невидимая жизнь», виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

Дидактический материал: карточки с заданиями, листы с дополнительной информацией

Ход урока:

I . Организационный момент

    Настрой на урок.

Приветствие

Тренинг “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на группы

    Назначение спикеров, раздача оценочных листов.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся на стикерах записывают ожидаемые результаты от предстоящего занятия и приклеивают к деревцу.

Показ видеофрагмента «Гниение фруктов и овощей»

Показ слайда с различными видами бактерий.

Вопрос:

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.

Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы». Кто они?

Назовите эти маленькие организмы.

    Сообщение темы, целей урока.

V. Этап усвоения нового материала

Показ видеофрагмента «Невидимая жизнь»

Если была бы такая книга рекордов живых организмов, то на пьедестале почета бактерии были бы на первом месте.

Сегодня вам предстоит, самостоятельно ознакомится с темой. И определить за какие достижения можно вручить медали бактериям.

Для того чтобы вам было легче работать первую медаль я бы хотела вручить сама. Эта медаль за древность .

Вам уже известно из раздела эволюции, что первые живые организмы появились в воде миллиарды лет назад. И это были примитивные организмы – бактерии. Именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем, появились первые растения. Вот почему, мы вручили медаль за древность.

Задание: изучить §55 стр.183 и дополнительную информацию на столах.

Для знакомства с темой предоставляется 5-7 минут. Тайм-менеджеры контролируют за временем. После изучения темы каждая команда должна будет вручить медаль бактерии, и объяснить за какие заслуги была вручена эта медаль.

Физкультминутка

V I . Проверка понимания нового материала

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -)

Верите ли вы, что…

Бактерии ядерные организмы

Дыхание аэробное и анаэробное

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левенгук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Критерий оценивания:

9-10 баллов «5»

7-8 баллов «4»

5-6 баллов «3»

VII. Этап закрепления темы

Лабораторная работа №30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»

Цель: убедиться в особенностях строения бактерии сенной палочки.

Виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

http://biolicey2vrn.ru/index/bakterija_sennaja_palochka/0-474

Выводы к уроку

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Бактерии распространены повсеместно.

3. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

4. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

5. Питаются автотрофным и гетеротрофным способом.

6. Дышат аэробно и анаэробно.

VIII. Итог урока

    Рефлексия

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся, у которых оправдались ожидания в итоге урока, снимают свои стикеры с «дерева ожидания» и зачитывают их.

    Выставление оценок за урок

    Информация о домашнем задании

Изучите §55.

Подготовьте сообщения на темы: “Болезнетворные бактерии”, “Клубеньковые бактерии”, “Молочнокислые бактерии”.

Лист оценивания

Ф.И.ученика

«Мнемотехника»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка

Лист оценивания

Класс ________ Команда______________

Ф.И.ученика

Оценка при составлении медали

«Мнемотехника»

Блиц опрос «Верите ли вы, что...»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка

Бактерии.

На земле нет прак­ти­че­ски места, где бы не встре­ча­лись бак­те­рии. Это самые древ­ние су­ще­ства на земле, ко­то­рые по­яви­лись около трех с по­ло­ви­ной мил­ли­ар­дов лет назад. Для срав­не­ния: земля воз­ник­ла че­ты­ре мил­ли­ар­да лет назад, а все­лен­ная – че­тыр­на­дцать, че­ло­ве­че­ство несколь­ко де­сят­ков тысяч лет назад. Осо­бен­но много бак­те­рий в почве, в одном грам­ме почвы могут со­дер­жать­ся сотни мил­ли­о­нов бак­те­рий.

Бак­те­рии – самые мел­кие су­ще­ства на земле. Ученым известно около 10 000 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Клет­ки живых ор­га­низ­мов при­бли­зи­тель­но од­но­го и того раз­ме­ра, а клет­ки бак­те­рий в де­сять раз мень­ше клет­ки осталь­ных ор­га­низ­мов. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

При ис­сле­до­ва­нии бак­те­рий под мик­ро­ско­пом уче­ные об­ра­ти­ли вни­ма­ние, что бак­те­рии не про­сто по­хо­жи друг на друга, они об­ла­да­ют спо­соб­но­стью иметь несколь­ко внеш­них видов, то есть формы бак­те­рий.

Форма бактерий.

шаровидные (кокки)

палочковидные (бациллы)

извитые (вибрионы)

похожие на спираль (спириллы)

спирохеты (6-10 витков)

стрептококки (цепочка из кокков)

стафилококки (грозди кокков)

Самая про­стая форма бак­те­рий – это шарик, он носит на­зва­ние кокк , что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «ягода». При раз­мно­же­нии кокки ино­гда оста­ют­ся со­еди­нен­ны­ми по­пар­но, такое со­еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся ди­пло­кокк , при боль­шем ко­ли­че­стве об­ра­зу­ет­ся це­поч­ка, ко­то­рая носит на­зва­ние стреп­то­кокк . При со­еди­не­нии кок­ков гроз­дя­ми они по­лу­чи­ли на­зва­ние ста­фи­ло­кокк . Кокки, име­ю­щие вы­тя­ну­тую форму, на­зы­ва­ют­ся па­лоч­ки , если они имеют изо­гну­тую форму, то носят на­зва­ние виб­ри­он . Спи­ра­ле­вид­ные длин­ные бак­те­рии на­зы­ва­ют­ся – спи­рил­ла или спи­ро­хе­та . Бы­ва­ют и дру­гие формы, но эти самые важ­ные.

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ. Кроме этого, бактерии могут жить колониями.

Бактерии

История изучения бактерий.

Голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп бактерии и назвал их “анималькули”.

Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложили основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе.

Бак­те­рии очень пло­до­ви­ты . Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20-30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи и т. Д.

Для того чтобы пе­ре­но­сить небла­го­при­ят­ные усло­вия, бак­те­рии на­учи­лись об­ра­зо­вы­вать споры – осо­бые формы бак­те­рий. Они об­ра­зу­ют­ся путем вы­сы­ха­ния бак­те­рии внут­ри своей обо­лоч­ки, умень­ша­ясь в раз­ме­рах. При этом со­дер­жи­мое клет­ки, сжи­ма­ясь, от­хо­дит от обо­лоч­ки, округ­ля­ет­ся и об­ра­зу­ет на своей по­верх­но­сти, на­хо­дясь внут­ри ма­те­рин­ской обо­лоч­ки, новую, более плот­ную обо­лоч­ку. Споры (от греческого слова «спора» - семя) некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий - это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Бактерии

Условия жизни бактерий очень разнообразны.

По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробов и анаэробов .

Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

Бактерии

Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от - 2 до +75 градусов. Бак­те­рии могут жить в ме­стах, где прак­ти­че­ски никто не может вы­жить: ки­пя­щие гей­зе­ры, неф­тя­ные под­зем­ные озера, кис­лот­ные озера, где от­сут­ству­ет рыба. Неко­то­рые бак­те­рии могут вы­жи­вать даже в кос­мо­се. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.

Строение бактерии. Каж­дая бак­те­рия – всего одна клет­ка с тон­кой обо­лоч­кой и ци­то­плаз­мой.

Бак­те­рия, как любая клет­ка, по­кры­та кле­точ­ной мем­бра­ной , по­верх кле­точ­ной мем­бра­ны рас­по­ла­га­ет­ся осо­бая за­щит­ная обо­лоч­ка – кле­точ­ная стен­ка , ко­то­рая сде­ла­на из осо­бо­го ве­ще­ства – му­ре­и­на. Жид­кая часть клет­ки носит на­зва­ние ци­то­плаз­мы . Бактерии прокариоты , у них нет ядра, вме­сто него есть сгу­сток ци­то­плаз­мы, в ко­то­ром на­хо­дит­ся мо­ле­ку­ла, несу­щая ин­фор­ма­цию – мо­ле­ку­ла ДНК, и на­зы­ва­ет­ся нук­лео­ид , пе­ре­во­дит­ся как «по­доб­ный ядру». Жгу­тик бак­те­рии необ­хо­дим для дви­же­ния, но не все бак­те­рии об­ла­да­ют жгу­ти­ком, не все они спо­соб­ны к пе­ре­дви­же­нию. Не все бак­те­рии имеют и осо­бые вор­син­ки (бациллы покрыты волосками – пилями), ко­то­рых су­ще­ству­ет два вида: од­ни­ми бак­те­рия при­креп­ля­ет­ся к необ­хо­ди­мым по­верх­но­стям, дру­гие слу­жат для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции между бак­те­ри­я­ми. Внут­ри бак­те­рии на­хо­дит­ся за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство . И кле­точ­ная обо­лоч­ка, и кле­точ­ная мем­бра­на про­ни­ца­е­мы для ве­ществ, ко­то­рые необ­хо­ди­мы бак­те­рии для жиз­не­де­я­тель­но­сти, в первую оче­редь, для пи­та­ния. При об­ра­зо­ва­нии вред­ных ве­ществ для бак­те­рии они уда­ля­ют­ся также через обо­лоч­ку и мем­бра­ну, так про­ис­хо­дит обмен ве­ществ у бак­те­рий.

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что»

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Прием «Мнемотехника» Зачитываются выражения по теме, учащиеся ничего не записывают. После этого ученики их воспроизводят по памяти в тетради. В конце выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов.

Стратерия «Светофор» формативное оценивание.

Зеленая карточка – доволен собой, сделал все, что в моих силах и даже больше

Желтая карточка – мог бы лучше

Красная карточка – не доволен, сделал не все что мог.


1. Введение

2. Характеристика бактерий

3. История открытия микроорганизмов

4. Формы бактерий

5. Строение бактерий

6. Распространение бактерий

7. Питание бактерий

8. Размножение бактерий

9. Образование спор

10. Роль бактерий в природе

11. Роль бактерий в жизни человека

12. Перечислите отличия в строении бактериальной клетки от растительной?


Введение

  • Наука, изучающая бактерий, называется бактериологией (микробиологией). Известно около 10 000 видов бактерий
  • Бактерии относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы
  • делится на два отдела : Дробянки и Цианобактерии (Синезеленые водоросли)

История открытия бактерий

  • Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец

Антони ван Левенгук:

«24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду… и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…»

Антони ван Левенгук


Характеристика бактерий

  • Самые древние организмы на Земле, первые появились около 3,5 млрд лет назад
  • Одноклеточные организмы
  • Микроскопически малы
  • Бактерии не имеют ядра (прокариоты – доядерные)
  • Имеют различную фору
  • Имеют различные способы питания
  • Распространены везде

Формы бактерий

Палочковидная

Название группы

Шаровидная

Изогнутая

туберкулез

Спиралевидные

вибрионы

Спириллы

Спиралевидная

Палочковидная

Большинство бактерий бесцветны.

Немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет

Шаровидная форма


Строение бактерий

  • Имеется плотная клеточная оболочка, сверху покрытая слизистой капсулой
  • Типичного ядра нет – есть ядерное вещество, безядерные
  • Большинство имеет жгутики
  • Могут иметь включения с запасом питательных веществ

Распространение бактерий

  • Распространены везде:

В воздухе

В живых организмах

  • В 1 куб. см. воды в близи городов имеется до 400 000 бактерий
  • Особенно много бактерий в плодородной почве, в 1 куб. см почвы больше миллиона бактерий

Питание бактерий

  • Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы:

- сапрофиты

- симбионты

  • Некоторые бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических – автотрофы:

- фотоавтотрофы ( цианобактерии)

- хемоавтотрофы

Обмен веществ:

  • В кислородной среде – живут аэробы
  • В бескислородной – живут анаэробы

Размножение бактерий

  • Размножаются делением одной клетки на две (дробление)
  • При благоприятных условиях процесс деления происходит каждые 20 – 30 минут
  • Сдерживают размножение бактерий:

Солнечный свет

Недостаток пищи

Высокая температура

Дезинфицирующие вещества

Межвидовая борьба

Этапы дробления бактерий


Образование спор

  • При наступлении неблагоприятных условий бактерия превращается в спору
  • Спора сохраняется очень долго
  • В форме споры бактерии могут распространяться ветром, водой
  • Попав в благоприятные условия споры прорастают и становятся жизнедеятельной бактерией

Образование споры бактерии


Роль бактерий в природе

  • Важное звено в круговороте веществ в природе
  • Разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения
  • Бактерии гниения разлагают трупы животных и погибшие растения , образуют перегной – санитары планеты
  • Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества
  • Азотофиксирующие бактерии поглощают азот воздуха, образуют азотистые соединения в почве (симбиоз с бобовыми растениями

Роль бактерий в жизни человека

  • Заражение происходит :
  • при общении с больным,
  • при употреблении пищи или воды с болезнетворными бактериями
  • антисанитарные условия жизни
  • несоблюдение правил личной гигиены
  • Массовое заболевание людей – эпидемия
  • Больные получают лекарство , а в помещениях проводят дезинфекцию
  • Используют в пищевой промышленности молочнокислые бактерии
  • Портят продукты питания
  • Портят рыболовецкие сети, редчайшие книги, сено и др.
  • Вызывают болезни человека:
  • тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллез и другие болезни

Перечислите отличия в строении бактериальной клетки от растительной?

  • Отсутствие ядра
  • Отсутствие вакуоли, хлоропластов
  • Наличие жгутиков, необходимых им для передвижения
  • Плотная оболочка, не содержащая целлюлозу

  • Пасечник В.В. Биология. Учебник. 6 кл.
  • Корчагина В.А. Биология. Учебник. 6 кл.
  • Серебрякова Т.И. Биология. Учебник. 6 кл.

Бактерии — самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.

Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но колонии многих бактерий имеют яркую окраску, которая обусловливается выделением окрашенного вещества в окружающую среду или пигментированием клеток.

Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук — голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз.

Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство — Бактерии.

Форма тела

Бактерии — многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.

Название бактерии Форма бактерии Изображение бактерии
Кокки Шарообразная
Бацилла Палочковидная
Вибрион Изогнутая в виде запятой
Спирилла Спиралевидная
Стрептококки Цепочка из кокков
Стафилококки Грозди кокков
Диплококки Две круглые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле

Способы передвижения

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити), которые состоят из особого белка флагеллина. Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других — на двух или по всей поверхности.

Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые снаружи слизью, способны к скользящему движению.

У некоторых лишённых жгутиков водных и почвенных бактерий в цитоплазме имеются газовые вакуоли. В клетке может быть 40-60 вакуолей. Каждая из них заполнена газом (предположительно — азотом). Регулируя количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на её поверхность, а почвенные бактерии — передвигаться в капиллярах почвы.

Место обитания

В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.

Бактерии — самые мелкие и самые многочисленные живые существа. Благодаря малым размерам они легко проникают в любые трещины, щели, поры. Очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90ºС, не теряя при этом жизнеспособность.

Практически нет места на Земле, где не встречались бы бактерии, но в разных количествах. Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

В воздухе: бактерии поднимаются в верхние слои атмосферы до 30 км. и больше.

Особенно много их в почве. В 1 г. почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.

В воде: в поверхностных слоях воды открытых водоёмов. Полезные водные бактерии минерализуют органические остатки.

В живых организмах: болезнетворные бактерии попадают в организм из внешней среды, но лишь в благоприятных условиях вызываю заболевания. Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу, синтезируют витамины.

Внешнее строение

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой — клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи — капсула. Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень небольшой. Капсула — не обязательная часть клетки, она образуется в зависимости от условий, в которые попадают бактерии. Она предохраняет бактерию от высыхания.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превышать разметы тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.

Внутреннее строение

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение, вакуолей нет, поэтому различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества размещаются в самом веществе цитоплазмы. Клетки бактерий не имеют ядра. В центральной части их клетки сконцентрировано вещество, несущее наследственную информации. Бактерии, — нуклеиновая кислота — ДНК. Но это вещество не оформлено в ядро.

Внутренняя организация бактериальной клетки сложна и имеет свои специфические особенности. Цитоплазма отделяется от клеточной стенки цитоплазматической мембраной. В цитоплазме различают основное вещество, или матрикс, рибосомы и небольшое количество мембранных структур, выполняющих самые различные функции (аналоги митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи). В цитоплазме клеток бактерий часто содержатся гранулы различной формы и размеров. Гранулы могут состоять из соединений, которые служат источником энергии и углерода. В бактериальной клетке встречаются и капельки жира.

В центральной части клетки локализовано ядерное вещество — ДНК, не отграниченная от цитоплазмы мембраной. Это аналог ядра — нуклеоид. Нуклеоид не обладает мембраной, ядрышком и набором хромосом.

Способы питания

У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы — организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для своего питания.

Растения нуждаются в азоте, но сами усваивают азот воздуха не могут. Некоторые бактерии соединяют содержащиеся в воздухе молекулы азота с другими молекулами, в результате чего получаются вещества, доступные для растений.

Эти бактерии поселяются в клетках молодых корней, что приводит к образованию на корнях утолщений, называемых клубеньками. Такие клубеньки образуются на корнях растений семейства бобовых и некоторых других растений.

Корни дают бактериям углеводы, а бактерии корням — такие содержащие азот вещества, которые могут быть усвоены растением. Их сожительство взаимовыгодно.

Корни растений выделяют много органических веществ (сахара, аминокислоты и другие), которыми питаются бактерии. Поэтому в слое почвы, окружающем корни, поселяется особенно много бактерий. Эти бактерии превращают отмершие остатки растений в доступные для растения вещества. Этот слой почвы называют ризосферой.

Существует несколько гипотез о проникновении клубеньковых бактерий в ткани корня:

  • через повреждения эпидермальной и коровой ткани;
  • через корневые волоски;
  • только через молодую клеточную оболочку;
  • благодаря бактериям-спутникам, продуцирующим пектинолитические ферменты;
  • благодаря стимуляции синтеза В-индолилуксусной кислоты из триптофана, всегда имеющегося в корневых выделениях растений.

Процесс внедрения клубеньковых бактерий в ткань корня состоит из двух фаз:

  • инфицирование корневых волосков;
  • процесс образования клубеньков.

В большинстве случаев внедрившаяся клетка, активно размножается, образует так называемые инфекционные нити и уже в виде таких нитей перемещается в ткани растения. Клубеньковые бактерии, вышедшие из инфекционной нити, продолжают размножаться в ткани хозяина.

Наполняющиеся быстро размножающимися клетками клубеньковых бактерий растительные клетки начинают усиленно делиться. Связь молодого клубенька с корнем бобового растения осуществляется благодаря сосудисто-волокнистым пучкам. В период функционирования клубеньки обычно плотные. К моменту проявления оптимальной активности клубеньки приобретают розовую окраску (благодаря пигменту легоглобину). Фиксировать азот способны лишь те бактерии, которые содержат легоглобин.

Бактерии клубеньков создают десятки и сотни килограммов азотных удобрений на гектаре почвы.

Обмен веществ

Бактерии отличаются друг от друга обменом веществ. У одних он идёт при участии кислорода, у других — без его участия.

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них (сине-зелёные, или цианобактерии), способны создавать органические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Бактерии впитывают вещества извне, разрывают их молекулы на части, из этих частей собирают свою оболочку и пополняют своё содержимое (так они растут), а ненужные молекулы выбрасывают наружу. Оболочка и мембрана бактерии позволяет ей впитывать только нужные вещества.

Если бы оболочка и мембрана бактерии были полностью непроницаемыми, в клетку не попали бы никакие вещества. Если бы они были проницаемыми для всех веществ, содержимое клетки перемешалось бы со средой — раствором, в которой обитает бактерия. Для выживания бактерии необходима оболочка, которая нужные вещества пропускает, а ненужные — нет.

Бактерия поглощает находящиеся близ неё питательные вещества. Что происходит потом? Если она может самостоятельно передвигаться (двигая жгутик или выталкивая назад слизь), то она перемещается, пока не найдёт необходимые вещества.

Если она двигаться не может, то ждёт, пока диффузия (способность молекул одного вещества проникать в гущу молекул другого вещества) не принесёт к ней необходимые молекулы.

Бактерии в совокупности с другими группами микроорганизмов выполняют огромную химическую работу. Превращая различные соединения, они получают необходимую для их жизнедеятельности энергию и питательные вещества. Процессы обмена веществ, способы добывания энергии и потребности в материалах для построения веществ своего тела у бактерий разнообразны.

Другие бактерии все потребности в углероде, необходимом для синтеза органических веществ тела, удовлетворяют за счёт неорганических соединений. Они называются автотрофами. Автотрофные бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических. Среди них различают:

Хемосинтез

Использование лучистой энергии — важнейший, но не единственный путь создания органического вещества из углекислого газа и воды. Известны бактерии, которые в качестве источника энергии для такого синтеза используют не солнечный свет, а энергию химических связей, происходящих в клетках организмов при окислении некоторых неорганических соединений — сероводорода, серы, аммиака, водорода, азотной кислоты, закисных соединений железа и марганца. Образованное с использованием этой химической энергии органическое вещество они используют для построения клеток своего тела. Поэтому такой процесс называют хемосинтезом.

Важнейшую группу хемосинтезирующих микроорганизмов составляют нитрифицирующие бактерии. Эти бактерии живут в почве и осуществляют окисление аммиака, образовавшегося при гниении органических остатков, до азотной кислоты. Последняя, реагирует с минеральными соединениями почвы, превращаются в соли азотной кислоты. Этот процесс проходит в две фазы.

Железобактерии превращают закисное железо в окисное. Образованная гидроокись железа оседает и образует так называемую болотную железную руду.

Некоторые микроорганизмы существуют за счёт окисления молекулярного водорода, обеспечивая тем самым автотрофный способ питания.

Характерной особенностью водородных бактерий является способность переключаться на гетеротрофный образ жизни при обеспечении их органическими соединениями и отсутствии водорода.

Таким образом, хемоавтотрофы являются типичными автотрофами, так как самостоятельно синтезируют из неорганических веществ необходимые органические соединения, а не берут их в готовом виде от других организмов, как гетеротрофы. От фототрофных растений хемоавтотрофные бактерии отличаются полной независимостью от света как источника энергии.

Бактериальный фотосинтез

Некоторые пигментосодержащие серобактерии (пурпурные, зелёные), содержащие специфические пигменты — бактериохлорофиллы, способны поглощать солнечную энергию, с помощью которой сероводород в их организмах расщепляется и отдаёт атомы водорода для восстановления соответствующих соединений. Этот процесс имеет много общего с фотосинтезом и отличается только тем, что у пурпурных и зелёных бактерий донором водорода является сероводород (изредка — карбоновые кислоты), а у зелёных растений — вода. У тех и других отщепление и перенесение водорода осуществляется благодаря энергии поглощённых солнечных лучей.

Такой бактериальный фотосинтез, который происходит без выделения кислорода, называется фоторедукцией. Фоторедукция углекислого газа связана с перенесением водорода не от воды, а от сероводорода:

6СО 2 +12Н 2 S+hv → С6Н 12 О 6 +12S=6Н 2 О

Биологическое значение хемосинтеза и бактериального фотосинтеза в масштабах планеты относительно невелико. Только хемосинтезирующие бактерии играют существенную роль в процессе круговорота серы в природе. Поглощаясь зелёными растениями в форме солей серной кислоты, сера восстанавливается и входит в состав белковых молекул. Далее при разрушении отмерших растительных и животных остатков гнилостными бактериями сера выделяется в виде сероводорода, который окисляется серобактериями до свободной серы (или серной кислоты), образующий в почве доступные для растения сульфиты. Хемо- и фотоавтотрофные бактерии имеют существенное значение в круговороте азота и серы.

Спорообразование

Внутри бактериальной клетки образуются споры. В процессе спорообразования бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов. В ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность. Это обеспечивает устойчивость спор к неблагоприятным условиям внешней среды (высокой температуре, высокой концентрации солей, высушиванию и др.). Спорообразование свойственно только небольшой группе бактерий.

Споры — не обязательная стадия жизненного цикла бактерий. Спорообразование начинается лишь при недостатке питательных веществ или накоплении продуктов обмена. Бактерии в виде спор могут длительное время находиться в состоянии покоя. Споры бактерий выдерживают продолжительное кипячение и очень длительное проммораживание. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной. Спора бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Размножение

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, растёт, делится и так далее.

После удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся; у многих бактерий в определённых условиях клетки после деления остаются связанными в характерные группы. При этом в зависимости от направления плоскости деления и числа делений возникают разные формы. Размножение почкованием встречается у бактерий как исключение.

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес — 4720 тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д.

Бактерия (1), поглотившая достаточно пищи, увеличивается в размерах (2) и начинает готовиться к размножению (делению клетки). Её ДНК (у бактерии молекула ДНК замкнута в кольцо) удваивается (бактерия производит копию этой молекулы). Обе молекулы ДНК (3,4) оказываются, прикреплены к стенке бактерии и при удлинении бактерии расходятся в стороны (5,6). Сначала делится нуклеотид, затем цитоплазма.

После расхождения двух молекул ДНК на бактерии появляется перетяжка, которая постепенно разделяет тело бактерии на две части, в каждой из которых есть молекула ДНК (7).

Бывает (у сенной палочки), две бактерии слипаются, и между ними образуется перемычка (1,2).

По перемычке ДНК из одной бактерии переправляется в другую (3). Оказавшись в одной бактерии, молекулы ДНК сплетаются, слипаются в некоторых местах (4), после чего обмениваются участками (5).

Роль бактерий в природе

Круговорот

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения.

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапрофитные бактерии гниения превращают их в перегной. Это своеобразные санитары нашей планеты. Таким образом, бактерии активно участвуют в круговороте веществ в природе.

Почвообразование

Поскольку бактерии распространены практически повсеместно и встречаются в огромном количестве, они во многом определяют различные процессы, происходящие в природе. Осенью опадают листья деревьев и кустарников, отмирают надземные побеги трав, опадают старые ветки, время от времени падают стволы старых деревьев. Всё это постепенно превращается в перегной. В 1 см 3 . поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов сапрофитных почвенных бактерий нескольких видов. Эти бактерии превращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.

Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотофиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.

Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление носит название симбиоза.

Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.

Распространение в природе

Микроорганизмы распространены повсеместно. Исключение составляют лишь кратеры действующих вулканов и небольшие площадки в эпицентрах взорванных атомных бомб. Ни низкие температуры Антарктики, ни кипящие струи гейзеров, ни насыщенные растворы солей в соляных бассейнах, ни сильная инсоляция горных вершин, ни жёсткое облучение атомных реакторов не мешают существованию и развитию микрофлоры. Все живые существа постоянно взаимодействуют с микроорганизмами, являясь часто не только их хранилищами, но и распространителями. Микроорганизмы — аборигены нашей планеты, активно осваивающие самые невероятные природные субстраты.

Микрофлора почвы

Количество бактерий в почве чрезвычайно велико — сотни миллионов и миллиардов особей в 1 грамме. В почве их значительно больше, чем в воде и воздухе. Общее количество бактерий в почвах меняется. Количество бактерий зависит от типа почв, их состояния, глубины расположения слоёв.

На поверхности почвенных частиц микроорганизмы располагаются небольшими микроколониями (по 20-100 клеток в каждой). Часто они развиваются в толщах сгустков органического вещества, на живых и отмирающих корнях растений, в тонких капиллярах и внутри комочков.

Микрофлора почвы очень разнообразна. Здесь встречаются разные физиологические группы бактерий: бактерии гниения, нитрифицирующие, азотфиксирующие, серобактерии и др. среди них есть аэробы и анаэробы, споровые и не споровые формы. Микрофлора — один из факторов образования почв.

Областью развития микроорганизмов в почве является зона, примыкающая к корням живых растений. Её называют ризосферой, а совокупность микроорганизмов, содержащихся в ней, — ризосферной микрофлорой.

Микрофлора водоёмов

Вода — природная среда, где в большом количестве развиваются микроорганизмы. Основная масса их попадает в воду из почвы. Фактор, определяющий количество бактерий в воде, наличие в ней питательных веществ. Наиболее чистыми являются воды артезианских скважин и родниковые. Очень богаты бактериями открытые водоёмы, реки. Наибольшее количество бактерий находится в поверхностных слоях воды, ближе к берегу. При удалении от берега и увеличении глубины количество бактерий уменьшается.

Чистая вода содержит 100-200 бактерий в 1 мл., а загрязнённая — 100-300 тыс. и более. Много бактерий в донном иле, особенно в поверхностном слое, где бактерии образуют плёнку. В этой плёнке много серо- и железобактерий, которые окисляют сероводород до серной кислоты и тем самым предотвращают замор рыбы. В иле больше спороносных форм, в то время как в воде преобладают неспороносные.

По видовому составу микрофлора воды сходна с микрофлорой почвы, но встречаются и специфические формы. Разрушая различные отбросы, попавшие в воду, микроорганизмы постепенно осуществляют так называемое биологическое очищение воды.

Микрофлора воздуха

Микрофлора воздуха менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Бактерии поднимаются в воздух с пылью, некоторое время могут находиться там, а затем оседают на поверхность земли и гибнут от недостатка питания или под действием ультрафиолетовых лучей. Количество микроорганизмов в воздухе зависит от географической зоны, местности, времени года, загрязнённостью пылью и др. каждая пылинка является носителем микроорганизмов. Больше всего бактерий в воздухе над промышленными предприятиями. Воздух сельской местности чище. Наиболее чистый воздух над лесами, горами, снежными пространствами. Верхние слои воздуха содержат меньше микробов. В микрофлоре воздуха много пигментированных и спороносных бактерий, которые более устойчивы, чем другие, к ультрафиолетовым лучам.

Микрофлора организма человека

Тело человека, даже полностью здорового, всегда является носителем микрофлоры. При соприкосновении тела человека с воздухом и почвой на одежде и коже оседают разнообразные микроорганизмы, в том числе и патогенные (палочки столбняка, газовой гангрены и др.). Наиболее часто загрязняются открытые части человеческого тела. На руках обнаруживают кишечные палочки, стафилококки. В ротовой полости насчитывают свыше 100 видов микробов. Рот с его температурой, влажностью, питательными остатками — прекрасная среда для развития микроорганизмов.

Желудок имеет кислую реакцию, поэтому основная масса микроорганизмов в нём гибнет. Начиная с тонкого кишечника реакция становится щелочной, т.е. благоприятной для микробов. В толстых кишках микрофлора очень разнообразна. Каждый взрослый человек выделяет ежедневно с экскрементами около 18 млрд. бактерий, т.е. больше особей, чем людей на земном шаре.

Внутренние органы, не соединяющиеся с внешней средой (мозг, сердце, печень, мочевой пузырь и др.), обычно свободны от микробов. В эти органы микробы попадают только во время болезни.

Бактерии в круговороте веществ

Микроорганизмы вообще и бактерии в частности играют большую роль в биологически важных круговоротах веществ на Земле, осуществляя химические превращения, совершенно недоступные ни растениям, ни животным. Различные этапы круговорота элементов осуществляются организмами разного типа. Существование каждой отдельной группы организмов зависит от химического превращения элементов, осуществляемого другими группами.

Круговорот азота

Циклическое превращение азотистых соединений играет первостепенную роль в снабжении необходимыми формами азота различных по пищевым потребностям организмов биосферы. Свыше 90% общей фиксации азота обусловлено метаболической активностью определённых бактерий.

Круговорот углерода

Биологическое превращение органического углерода в углекислый газ, сопровождающееся восстановлением молекулярного кислорода, требует совместной метаболической активности разнообразных микроорганизмов. Многие аэробные бактерии осуществляют полное окисление органических веществ. В аэробных условиях органические соединения первоначально расщепляются путём сбраживания, а органические конечные продукты брожения окисляются далее в результате анаэробного дыхания, если имеются неорганические акцепторы водорода (нитрат, сульфат или СО 2).

Круговорот серы

Для живых организмов сера доступна в основном в форме растворимых сульфатов или восстановленных органических соединений серы.

Круговорот железа

В некоторых водоёмах с пресной водой содержатся в высоких концентрациях восстановленные соли железа. В таких местах развивается специфическая бактериальная микрофлора — железобактерии, окисляющие восстановленное железо. Они участвуют в образовании болотных железных руд и водных источников, богатых солями железа.

Бактерии являются самыми древними организмами, появившимися около 3,5 млрд. лет назад в архее. Около 2,5 млрд. лет они доминировали на Земле, формируя биосферу, участвовали в образовании кислородной атмосферы.

Бактерии являются одними из наиболее просто устроенных живых организмов (кроме вирусов). Полагают, что они - первые организмы, появившиеся на Земле.

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты, которое посредством истории выстраивается в хронологическом порядке. Ученые, занимающиеся такими изысканиями, постоянно стремятся найти все более и более древние формы живых существ, обитавших на Земле. Проведенные исследования показали, что бактерии – это древнейшие микроорганизмы, когда-либо населявшие планету.

Эти микроорганизмы постоянно подвергаются тщательному изучению, поскольку их роль в процессе эволюции практически невозможно переоценить. Дискуссии на эту тему возникают очень часто, но в результате всегда оказывается, что бактерии проживают на планете намного дольше других существ, чему находятся многочисленные подтверждения.

Изучение древнейших бактерий

Процесс активно идет, счет исследованиям практически не ведется, и каждое новое открытие становится сенсацией для всего мира. Одним из ярчайших событий стало обнаружение серных анаэробных бактерий, существовавших 3,4 млрд лет назад в Австралии. Находка вызвала массу споров и обсуждений: в ход шли даже теории о неземном происхождении микроорганизмов.

Существуют и другие виды существ, способных просуществовать крайне долго. Хорошим примером являются отдельные группы цианобактерий, возраст которых нередко достигает 2 млрд лет. Подобные бактерии являются одной из персистентных форм жизни – существ, способных эволюционировать без существенных изменений своих организмов.

Археологам удается находить массу уникальных останков микроорганизмов, так или иначе участвовавших в процессе эволюции. В число древнейших организмов попали ископаемые водоросли и микробы, найденные в горных породах Южной Африки: там были найдены останки и сине-зеленых водорослей, существовавших по меньшей мере 3,2 млрд лет назад. Это открытие было невероятно важным для ученого сообщества, поскольку данные микроорганизмы были морскими, что говорит о том, что водное пространство уже тогда было домом для микробов, впоследствии трансформировавшихся в водоросли, растения и живых существ.

Еще одним немаловажным этапом в изучении древнейших бактерий стало изучение групп микроорганизмов, обнаруженных при раскопках в Онтарио. Исследование остатков показало, что эти микроорганизмы существовали уже два миллиарда лет назад. Данные бактерии тоже относились к числу наиболее примитивных микроорганизмов и уже занесены в соответствующий раздел систематики.

Немалый интерес для истории представляют и не столь древние существа. Так, в центральной части Австралии были найдены останки микроорганизмов, входящих в состав многоклеточных водорослей и других растений. Возраст этих бактерий находится в пределах одного миллиарда лет. Обнаружение подобных единиц микроорганизмов стало очень важным: опираясь на их исследования, ученые могут восстанавливать хронологию эволюции прошлого и дополнять систематику.

Древнейшие бактерии существовали не только в одноклеточном виде, но и входили в состав более сложных организмов, например, зеленых водорослей, способных размножаться половым путем. Каждое открытие такого масштаба предоставляет все новые возможности в изучении живых существ, поскольку возникает разнообразие форм организмов, обитавших в природе: любая новая единица всегда добавляет очередной штрих в генетическое разнообразие живых существ.

Окончательный переход к дифференциации многоклеточных существ произошел около 600 млн лет назад. Ученые считают, что причиной развития стало возникновение разных форм размножения и появление первых животных, в результате чего природа стала эволюционировать намного быстрее.

Классификация и строение бактерий

В процессе эволюции появилось большое количество самых разнообразных бактерий. Классификацией различных микроорганизмов занимается биологическая систематика, которая определяет:

  • наименование конкретного вида микроорганизмов;
  • положение в общей классификации;
  • характерные признаки разных видов микроорганизмов.

Строение бактерий предполагает наличие твердой оболочки, способной сохранить форму тела и внутренности микроорганизмов. Форма оболочки является одним из главных пунктов, позволяющих классифицировать бактерии: бывают шаровидные, палочковидные, спиралеобразные и прочие формы. Также микроорганизмы оцениваются по своим размерам: самые крупные представители могут достигать 0.75 мм в длине, а габариты мельчайших измеряются долями микрометров.


Наиболее продвинутые бактерии выработали жгутики, обеспечивающие движение в пространстве. Для улучшения двигательных функций отдельные вытянулись в нитчатую форму. О жгутиковых организмах можно сказать отдельно. Основное отличие между жгутиковыми простейшими и бактериями заключается в наличии ядра у первых. Кроме того, эти микроорганизмы имеют хроматофоры, позволяющие им окрашивать себя в разные цвета, приобретая тем самым сходство с различными водорослями. Главным пигментом является хлорофилл, обеспечивающий зеленый цвет существа, но нередки и случаи соединения с другими пигментами.

Поскольку внешние факторы могут стать причиной, многие из них выработали защитную функцию – образование спор. При разрушении бактерии или прекращении ее жизненного цикла споры выходят за пределы оболочки и расселяются по доступному пространству. Выработка спор для большинства бактерий стала крайне удобным механизмом, поскольку споры отлично выдерживают большую часть агрессивных воздействий, включая температурный удар, отсутствие жидкости или пищи.

Поражает воображение: счет изученных видов доходит до нескольких десятков тысяч, что составляет лишь малую часть от существовавших на Земле микроорганизмов. Определенную сложность в изучении бактерий представляет тот факт, что они находятся практически во всех многоклеточных организмах, включая водоросли, земные растения и животных.

Роль бактерий и их развития в жизни планеты

Поиск древнейших, изначальных микроорганизмов является очень проблематичным занятием. От многих видов бактерий за многие миллионы лет не остается практически ничего, и исследовать их приходится, опираясь на современные виды живых существ, что существенно усложняет систематику. Конечно, качественное оборудование и ведущие умы специалистов позволяют узнать многое, но все же иногда исследования упираются в непробиваемую стену времени. Именно поэтому счет изученных живых организмов не превышает определенного значения: для систематики недостаточно данных.

  • температурой;
  • давлением;
  • движением ветра;
  • иными физическими и химическими процессами.

Тем не менее по отдельным древнейшим пластам ученым удается установить многие аспекты, связанные с теми или иными организмами. Имея определенные данные о бактериях, водорослях и прочих структурах, появившихся позже, можно делать выводы о самых ранних существах и дополнять систематику.

Доподлинно известно, что самые первые организмы требовали питания, поэтому употребляли в пищу органику. За прошедшие миллионы лет сменилось большое количество видов микроорганизмов, и самые стойкие впоследствии стали базисом для образования бактерий. Некоторые из них сумели практически в неизменном виде дойти до сегодняшних дней. Ключевой особенностью, обеспечившей древним микроорганизмам столь высокую живучесть, является их возможность поглощать питательные вещества практически из любых веществ – земли, воды, воздуха и т.д. Дальнейшая эволюция заставила бактерии развиваться, вследствие чего появились, питающихся за счет брожения, гниения и прочих факторов.

Самые древние микроорганизмы зарождались и развивались в воде, поскольку такая среда являлась для них наиболее комфортной. Отчасти этим и объясняется многообразие различных водорослей: изначально бактерии объединялись в подобные многоклеточные структуры. Такой тенденцией характеризовалась практически вся докембрийская эра. Постепенно мельчайшие организмы объединялись в многоклеточные организмы, и со временем произошел их выход на сушу, чем и обусловлено развитие наземной природы. Именно бактериям мир может быть обязан своим развитием и постоянной эволюцией, направленной на приспособление к новым условиям в перманентно изменяющемся мире.

Заключение

Наука постоянно движется вперед, позволяя изучать все новые и новые виды организмов. В прошлом было очень много и микроорганизмов, и ученые усердно трудятся, находя все более древние свидетельства жизни тех или иных жизнеформ: останки любого микроорганизма, будь то водоросль или сложный многоклеточный организм, имеют большую ценность.

Роль этих исследований достаточно высока: в определенный момент наука сможет добраться до наиболее глубоких исторических и земных пластов, что даст возможность узнать больше о развитии природы на планете. Бактерии – это древнейшие микроорганизмы на планете, и они могут дать ключ к разгадке зарождения жизни, такое открытие станет невероятно важным для каждого человека.

Бактерии - это самая древняя из известных групп организмов, существующих на земле. Возраст самых древних найденных учеными-археологами и палеонтологами бактерий - так называемых архебактерий - насчитывает более 3,5 миллиардов лет. Самые древние бактерии жили во времена археозойской эры, когда на Земле не было больше ничего живого.

Первые бактерии обладали самыми примитивными механизмами питания и передачи генетической информации и относились к прокариотическим микроорганизмам - т.е. лишенным ядра.

Эукариотические или ядерные бактерии с более высокой степенью организации генетического материала появились на планете только 1,4 миллиарда лет тому назад.

Бактерии стали самыми древними формами жизни, процветающими и сейчас, по ряду причин.

Во-первых, благодаря примитивному строению микроорганизмы могут «подстраиваться» под все возможные условия существования. Бактерии живут и размножаются сейчас как в полярных льдах, так и в горячих источниках с температурой воды более 90 градусов, при любой концентрации различных химических соединений. Бактерии могут существовать как в аэробных (содержащих определенный уровень кислорода) условиях, так и в анаэробных условиях (без кислорода). Их способы получения энергии - от поглощения солнечного света и до использования в качестве энергии для метаболизма и размножения самых разных химических веществ, биологических структур.

Известны бактерии, разлагающие нефть, другие химические соединения и использующие эту энергию для своей жизнедеятельности. Первые бактерии обладали самыми примитивными органами получения энергии и просто поглощали путем обычной диффузии химические вещества, которые в бактериальной клетке претерпевали химические реакции, сопровождающиеся выделением энергии.

Во-вторых, элементарные механизмы размножения (самый простой вариант - деление надвое), происходящие в очень быстром темпе, увеличивали количество бактерий с максимально возможной скоростью, чем повышали их выживаемость и увеличивали возможность мутаций в популяции бактериальных клеток, в т.ч. и полезных мутаций, способствовавших улучшению приспособленности колоний бактерий к существующим условиям окружающей среды.

Быстрое размножение и изменчивость популяций микроорганизмов обеспечили им высокую выживаемость в агрессивных условиях, существовавших на Земле миллиарды лет назад.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Царство - следующая после домена ступень классификации биологических видов. На данный момент ученые выделяют 8 царств - хромисты, археи, протисты, вирусы, бактерии, грибы, растения и животные, при этом в научной среде продолжаются споры о том, к…

Благодаря фотосинтезу зеленые растения играют очень важную роль в жизни на Земле. Они преобразуют энергию солнечного света и накапливают ее в виде органических соединений. В качестве побочного продукта фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород. …

Царствами называют вторую по порядку иерархическую ступень в классификации живых организмов. Всего биологи выделяют восемь царств: Животные, Грибы, Растения, Бактерии, Вирусы, Археи, Протисты и Хромисты. Ученые не могут точно сказать, какое царство…

Клетка – это элементарная, функциональная и генетическая единица. Ей свойственны все признаки жизни, в подходящих условиях клетка может поддерживать эти признаки и передавать их следующим поколениям. Клетка – это основа строения всех живых форм –…

Для обеспечения жизнедеятельности все живые существа нуждаются в пище. Гетеротрофные организмы – консументы – используют готовые органические соединения, тогда как автотрофы-продуценты сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза и…

Антибиотиками называются вещества, которые могут противостоять и подавляют действие бактериальной флоры. Их появление сделало возможным проведение терапии для лечения многих заболеваний, которые раньше считались смертельно опасными. Антибиотики…

Новости партнеров:

Вконтакте

Одноклассники


Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.

Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.

В окружающем нас мире живут различные микробы и бактерии, среди которых есть и хорошие, и плохие. Приведем подборку интересных фактов о бактериях.


1. Самая большая бактерия, носящая имя Thiomargarita namibiensis, что в переводе означает «серая жемчужина Намибии», была открыта в 1999 году. Ее размер в поперечнике достигает 0,75 миллиметров и превышает стандартную точку, имеющую диаметр 1/12 дюйма – это равняется 0,351 миллиметра.


2. Тот запах, что исходит от мокрой земли после дождя, обусловлен органическим веществом геосмин. Его вырабатывают актинобактерии и цианобактерии, живущие на поверхности земли.


3. Процесс эволюции бактерий прошел в давние времена столь успешно, что их внешний вид не меняется уже на протяжении миллиарда лет. Происходили лишь внутренние видоизменения. Это явление получило название «синдром Фольксвагена». Автомобиль «Фольксваген-жук» настолько пришелся по вкусу всему миру, что его производители не меняли внешний вид машины в течение сорока лет.


4. Рассматривая интересные факты о бактериях, обязательно следует отметить – общий вес колоний бактерий, живущих в человеческом организме, равен двум килограммам.


5. Существуют ракообразные, питающиеся бактериями, выросшими на их же телах. На глубинах свыше 2 км живут крабы Kiwa puravida, которые имеют второе название - йети-крабы. Обитают эти существа вблизи щелей, из которых наружу выходят сернистые соединения и метан, являющиеся для бактерий источником энергии. Краб активно способствует росту бактерий, подставляя их колонии на клешнях под питательные потоки. При этом его движения напоминают танец.


6. Самым древним организмом, выявленным учеными, считается архибактерия термоацидофила (thermoacidophiles). Этот вид бактерий существует в горячих источниках с большим содержанием кислоты. Эти бактерии не живут при температуре ниже 55 градусов.


7. Исследование, проведенное учеными Университета Манчестера, показало, что на поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви.


8. Уникальные микробы, живущие в кишечнике японцев, обеспечивают более эффективную переработку углеводов морских водорослей, входящих в состав суши, чем у людей из других регионов.


9. Немногие знают, что бацилла и бактерия являются одним и тем же живым организмом. Просто у слова «бацилла» латинское происхождение, а слово «бактерия» - из греческого языка.


10. Один из двух килограммов бактерий, проживающих в организме человека, располагается в его кишечнике. Число этих бактерий значительно превышает количество клеток человеческого тела.


11. Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.


12. Поскольку размер самой крупной из существующих бактерий Thiomargarita namibiensis доходит до 0,75 мм в поперечнике, это позволяет видеть её даже невооружённым взглядом.


13. В прошлом веке медики в некоторых странах удаляли аппендицит всем детям, без исключения. Объясняли это профилактикой будущих воспалений аппендикса. Исследования ученых, проведенные в начале этого века, показали – аппендикс не является рудиментом. Этот орган очень важен для иммунной системы, поскольку именно в нем живут многие микроорганизмы.


14. Во время болезни человека погибает значительная часть естественной флоры его кишечника. Именно тогда организм получает «подкрепление» микрофлоры из аппендикса.

Поделитесь новой информацией с друзьями и знакомыми в:

Вконтакте

Одноклассники

Тема урока:

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.

Задачи урока:

Образовательные: знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности. Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.

Воспитательные : воспитыватьумение работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование : Презентация «Строение бактерий», «Строение растительной клетки»

Ход урока:

I . Орг. момент:

II . Стадия вызова. Актуализация знаний.

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека. Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы» Кто они?

Учитель: Ребята! Назовите эти маленькие организмы.

Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустын­но. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяца­ми, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымив­шиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производитель­ницы свободного кислорода.

Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными организмами.

На оснований каких признаков вы отнесли эти организмы к бактериям?

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Учитель: 1.Что вы можете сказать об этих животных?

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово “ Бактерии”? (заполните колонку «Что знаю»).

I. Проблемный вопрос:

Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и сущест­вуют наряду с высокоорганизованными организмами?

Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?

Ученик : Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо изучить общую характеристику бактерий.

II . Стадия осмысления.

Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о бактериях.

Кто такие бактерии?

Какая наука их изучает?

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

А что вы хотели узнать? Составляем структурно - логическую схему в колонке «Что хотел узнать?»

Задание: С общей характеристикой бактерий вы познакомитесь сами, прочитав параграф учебника " Бактерии", стр. 7-10, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику бактерий по плану в колонке «Что узнал?»

План характеристики:

    К какой группе живых организмов относятся бактерии?

    История открытия бактерий.

    Где распространены бактерии?

    Строение.

    Размножение.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Одноклеточные организмы. Распространены повсеместно.

Цианобактерии – синезеленые водоросли.(по теме Одноклеточные водоросли). Вызывают заболевания. Быстро размножаются.

Структурно-логическая схема:

Систематика Строение

Бактерий

Строение Распространение

1. Живые организмы делятся на 2 группы:

Безъядерные- прокариоты, ядерные – эукариоты..

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

2.. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических

существ он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828.

Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

3. Бактерии распространены повсеместно: в воздухе, водоемах, почве, продуктах питания, в живых организмах, в толще атлантических ледников, знойных пустынях, горячих источниках.

4.. Зарисовать в тетради.


5. Размножение:

Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных усло­виях количество некоторых бактерий может удваиваться.

В неблагоприятных условиях (при недо­статке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цито­плазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материн­ской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактери­альную клетку называют спорой .

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Задание классу:

1.Сравните строение растительной клетки и бактериальной клетки.(Презентация «Строение растительной клетки и строение бактериальной клетки)

2.Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны.

Но этого не происходит. Как вы думаете почему? (Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке

пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.)

Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Учащиеся формулируют выводы к уроку.

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Бактерии распространены повсеместно.

3.. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

IV . Рефлексия.

Каковы особенности строения бактериальной клетки?

Кто такой Луи Пастер, какие открытия он сделал?

Какие свойства бактерий и водорослей характерны цианобактериям?

- Что такое спора бактерий и для чего она служит?

Составление синквейна по теме « Бактерий».

5. Домашнее задание. §2.

Подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”.