Модель методологической культуры педагога. Модель по формированию методологической культуры педагога. Понятие методологической культуры




Методологическая культура учителя

2 слайд

1. Понятие методологической культуры

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.
Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.
1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
3. Методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

3 слайд

2. Сущность и структура методологической культуры педагога

Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.
Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты.
1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием.
2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие.
3. Возрастные особенности учащихся.
4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.
5. Предмет, являющийся объектом изучения.
6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.
В этих условиях формирования и становления методологической культуры педагога выше сложность работы исследователя, по сравнению с тем, когда он определяет какой-либо отдельный педагогический прием. Следовательно, появляется цепочка и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры педагога, более высокий. В свою очередь, возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры.
Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры:
1) педагогический;
2) общенаучный;
3) философский.
Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.

4 слайд

3. Уровни и ступени методологической культуры педагога

Педагогический уровень методологической культуры
На этом уровне для педагога важными являются следующие знания.
1. В области истории педагогики и современных педагогических теорий.
2. Основных законов и признаков, используемых в качестве основополагающих установок в педагогике (например, принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т. д.).
3. Навыков в применении различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т. д.).
4. Навыков практической работы в воспитательной деятельности преподавателя.
Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, моделирования и т. д.
Общенаучный уровень методологической культуры Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике:
1) общенаучных принципов, а именно: редукционизма, эволюционизма, рационализма;
2) приемов идеализации, универсализации;
3) различных подходов - системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д.
На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.
Философский уровень методологической культуры
Данный уровень методологической культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки. Поэтому педагог должен свободно ориентироваться в данных принципах и приемах, уметь определять наиболее эффективные методы использования каждой альтернативной теории.
Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.
При выделении данных уровней методологической культуры отсутствуют критерии оценки и нет представления о последовательности уровней методологической культуры. Но в то же время подобное деление дает возможность педагогу развивать способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности.
В. А. Сластенин считает, что кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее.
1. Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности.
2. Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии.
3. Критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания.
4. Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания.
5. Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания.
6. Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии» (Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002).
Здесь отмечается ценностный подход к пониманию методологической культуры, значение которого велико и состоит в следующем.
1. Позволяет определить последовательность методологических знаний, навыков и умений.
2. Дает возможность установить последовательность этапов изучения методологической культуры.
Попытки уйти от идеологических влияний на научное исследование не дают возможность определить оценки разных уровней методологической культуры педагога. А искусство давать оценку своим действиям указывает на важный показатель подготовки преподавателя.
При выделении уровней методологической культуры возможен такой момент, что не берется во внимание содержательная часть. Критерием определения степени методологической культуры в этом случае становится умение и способность педагога использовать собственные методологические знания.

5 слайд
Исходя из последнего, выделяются следующие уровни методологической культуры педагога.
1. Накопление знаний.
2. Использование знаний.
3. Создание знаний, т. е. творчество.

Такое описание уровней методологической культуры педагога дает представление только о способности педагога к методологической деятельности, в то время как содержательная часть остается неосвещенной. Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить признаки и критерии уровней методологической культуры, определить последовательность ценностей данной культуры, постепенно достигая которые преподаватель сможет совершенствовать свою методологическую культуру. В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога.
При общенаучном и философском уровнях методологической культуры выявляется способность педагога к деятельности, предполагающей наличие определенных знаний, умений и навыков, но способность достижения конечного результата не оценивается. В то время как именно достижение результата и итога действий является существенным признаком методологической культуры. Отсутствие знаний, умений и навыков, безрезультатность действий вследствие неверных методологических установок говорит об отсутствие методологической культуры педагога. Например, можно сделать ошибку в выборе уровня методологических приемов: применяется более высокий уровень, чем это необходимо для данного изучения, в результате это приводит к бесцельным рассуждениям. Так бывает, если вместо педагогической применяется философская методология. Более конкретный анализ позволяет выделить в методологической культуре сложную структуру и ее элементы.

6 слайд

Первая ступень педагогической методологии
Уровень однозначной детерминации.
1. Характеризуется как «механистическое мировоззрение».
2. Необходим для исследования педагогических явлений.
3. Необходим для применения на практике передовых новаторских идей педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, т. е. механицизм, механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность.
4. Важно учитывать принцип научности.
Низшим уровнем методологической культуры является способность педагога в использовании в качестве методологической установки какого-либо одного принципа, одной идеи, детерминирующей познавательную и практическую деятельность, так как уровень однозначной детерминации предполагает минимальные методологические способности. Такое применение дает возможность получить результат практической педагогической деятельности.

7 слайд

Уровень однозначной детерминации состоит из следующих компонентов.
1. Знания.
2. Умения.
3. Навыки.

8 слайд

Вторая ступень педагогической методологии
Диалектический уровень
Данный уровень методологической культуры более высокий, который предполагает следующие основные положения и критерии.
1. Умение педагога использовать в своих исследованиях несколько методологических установок.
2. Наличие у педагога дополнительных знаний, умений и навыков в отличие от предыдущего уровня.
3. Наличие нескольких целей деятельности.
4. Знание методик достижения целей.
Например, воспитание и обучение - это процессы, которые имеют разные цели, методологические установки, принципы, задачи, теории, хотя все это достигается в одном учебно-воспитательном действии.
В настоящее время педагогика ставит задачу по созданию условий для самостоятельного развития личности ученика, при котором важными средствами достижения цели являются приобретаемые знания, умения и навыки.
Обучение не может происходить без воспитания. Умение педагога подходить к процессу обучения с точки зрения воспитательного значения как раз и относится к данному уровню методологической культуры. Знания, умения и навыки этого уровня развиваются при обучении в вузе на занятиях по методике преподавания, позже, принимая участие в различных научно-практических конференциях, которые призваны пропагандировать новаторские идеи в педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации.
Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности. Например, при определении положений по основному содержанию образования необходимо сформулировать критерии выбора образовательных дисциплин, при этом учесть взаимовлияние и взаимоотношения обучения естественно-научного и гуманитарного. В образовательном процессе педагог должен помнить и применить многочисленные приемы, методы, принципы и методологические установки. Это, в частности, касается организации трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания и т. д.
Диалектический уровень методологической культуры является особенным именно для педагогической науки.
Например, в естествоведческих науках процесс изучения явления можно объяснить одним из методологических понятий, в то время как в педагогике такое объяснение является признаком и критерием низкого уровня методологической культуры, при котором нет основного определения явлению, а положения представляются в виде одного принципа. Примером могут служить принципы воспитывающего и развивающего обучения. Воспитывающее обучение - это принцип обучения и воспитания, сочетание обучения и развития - принцип развивающего обучения. Соединение таких разных целей в одном принципе называли диалектикой.
Диалектический уровень формируется соединением противоположных начал, хотя в данном примере принципы и не считаются противоположными.
Методологической культурой педагога является определение внутренней, специфической области явления.
Диалектический уровень методологической культуры формирует умение педагога использовать в своей педагогической работе противоположные идеи и положения, сочетая несколько направлений образования в одном учебно-воспитательном процессе.
Уровень целостного, или системного, подхода. Целостный, системный подход представляет собой преобразование познавательного процесса в системное управление педагогической деятельностью посредством философской методологии.

9 слайд

Уровень целостного, или системного, подхода методологической культуры педагога можно определить следующими характеристиками.
1. Проявляется умение педагога сформировать единство различных методологических установок на основе личных знаний, умений и навыков.
2. Мировоззрение педагога является определяющим в организации его практической и познавательной деятельности, выполняя задачи аналитической характеристики педагогических вопросов.
Таким образом, каждый уровень методологической культуры педагога представлен в виде совокупности определенных собственных характеристик. Каждый составляющий элемент методологической культуры педагога регулирует только ему присущую задачу, определяя познавательную и практическую деятельность в целом.

10 слайд

4. Цели воспитания в контексте культурологического подхода

Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры. Выделяя ценностное значение образования, определяются три составляющих компонента.
1. Государственная ценность образования.
2. Общественная ценность образования.
3. Личностная ценность образования.
Государственная ценность образования. Представляет собой моральный, экономический, интеллектуальный, научный, технический, духовно-культурный потенциал любого государства.
Общественная ценность образования. Определяется обучением и образованием грамотных и профессиональных специалистов, которые способны разрешить большой круг поставленных обществом профессиональных и социально-значимых задач в конкретно-исторических условиях жизни людей.
Личностная ценность образования. Является осознанной необходимостью проявления человеком его разнообразных познавательных потребностей и стремления к совершенному развитию своих способностей.
Последний тезис непосредственно согласуется с идеями культурологического подхода, завоевывающего все больше сторонников в системе образования.
Культурологический принцип дает возможность сочетать в образовательном процессе общеобразовательной школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический компоненты благодаря выбору содержания обучения по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Это имеет эффективный результат, если учитывается анализ предметного и внепредметного содержания обучения с позиции развития цельной культуры личности.

11 слайд
Культурологический подход происходит с помощью введения следующих факторов.
1. Наполнение содержания традиционных учебных дисциплин, ограниченных рамками программных требований (стандартов образования).
2. Появление новых дисциплин культурно-гуманитарного цикла (философии, психологии, культурологии и т. д.).
3. Наполнение дисциплин естественнонаучного круга общечеловеческими проблемами, ценностями.
4. Формирование междисциплинарных связей.
Реализация подхода характеризуется следующими показателями.
1. Поворот образовательного процесса к человеку, как основному его предмету и цели.
2. Наполнение содержания образовательного процесса задачами и проблемами человека.
3. Представление организации образовательного процесса как целостной системы совместной деятельности учителей и учащихся.
4. Формирование образовательного процесса в рамках мировой, национальной культуры.
5. Формирование индивидуальности и самобытности личности ребенка, развитие личностных характерных особенностей.
6. Эффективное повышение профессионального мастерства и педагогической культуры учителей.
Потребности настоящего времени требуют наполнить новым содержанием культурологический принцип.
В культурологической концепции содержание образования включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Компонентом культуры в данном случае можно считать знания, которые в образовании значимы и с точки зрения самооценки личности.
Компетентность подразумевает наличие определенных научных знаний и предполагает возможность проводить соответствующую практическую деятельность, т. е. означает владение способами деятельности и приобретенный опыт как репродуктивной, так и творческой деятельности в сфере рассматриваемой компетенции. Важно отметить, что подобную деятельность нельзя произвести без сформулированного мотивационного положения, основополагающим фактором которого являются ценностные отношения развития личности. Кроме того, компетентность определяется развитием специфических особенностей личности, которые так необходимы для проведения практической деятельности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методологическая культура педагога. Силютина Элина Владимировна, Учитель музыки МБОУ №35 г.Каменска-Уральского.

Тема. Распространение собственного опыта педагогического работника в области повышения качества образования и воспитания как показатель уровня развития методологической культуры педагога.

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее. 1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. 3. Методическая рефлексия.

Основной критерий. Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

Педагогический принцип. 1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием. 2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие. 3. Возрастные особенности учащихся. 4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций. 5. Предмет, являющийся объектом изучения. 6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

Уровни методологической культуры. 1) педагогический; 2) общенаучный; 3) философский.

В.А.Качалов «Качество в образовании – это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом»

Качество образования - это комплексный показатель: соотношения цели и результата обучения; обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг; определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

Уровни распространения опыта. Школьный – ШМО, педсоветы, семинары, публикации на школьном сайте. Муниципальный – ГМО, педагогические чтения, семинары, мастер – класс. Региональный – семинары, конференции, публикации. Всероссийский – публикации в журналах, интернет – конкурсы.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологическая культура учителя. Презентация.

Данный материал, раскрывающий понятие "методологическая культура учителя", можно использовать в рамках программы внутрифирменного обучения педагогического коллектива. ...

Презентация к докладу по теме " Творчество - методологическая позиция педагога " учителя Логиновой О.Р. на РМО...

Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.

В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

Осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

Направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;

Потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

Стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

Критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.

1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.

3. Методическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность). Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

Только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.

Выделяются такие уровни методологической культуры: 1) педагогический; 2) общенаучный; 3) философский.

1. Педагогический уровень : педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.


2. Общенаучный уровень методологической культуры. Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа. Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике: 1)общенаучных принципов; 2) приемов идеализации, универсализации; 3)различных подходов - системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д. На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.

3. Философский уровень методологической культуры. Данный уровень м. культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения и системного исследования явлений педагогической науки. Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.

Понятие о методологии педагогической науки Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке


Понятие о методологии педагогической науки В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе Согласно другому, тоже широкому, определению это учение о методе научного познания и преобразования мира


Понятие о методологии педагогической науки В современной литературе речь идет прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания, научно- педагогической деятельности


Понятие о методологии педагогической науки Методология - не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний Таким образом, методология это не только «учение» как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности


Понятие о методологии педагогической науки Четкое определение было дано Михаилом Александровичем Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность...»


Понятие о методологии педагогической науки Но поскольку в нем не отражен деятельностный аспект методологии, следует добавить: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально- научных педагогических исследований» (В.В. Краевский)








Уровни научного исследования в образовании Уровни научного исследования в образовании Научное исследование в образовании – систематическая познавательная деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. Научное исследование характеризуется: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. По способу получения знания и характеру информации выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Результаты научного исследования оформляются в виде: статьи, доклада, диссертации на соискание ученой степени магистра, кандидата, доктора наук


Принципы научного исследования Принципы научного исследования Целенаправленности Объективности Прикладной направленности Системности Целостности Динамизма Эти принципы базируются на закономерностях познавательной деятельности, научного исследования, специфике образовательной практики




Основные характеристики научного исследования Эмпирическая база Этапы исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Теоретическая значимость Практическая значимость Достоверность и обоснованность Апробация и внедрение результатов исследования в практику Структура работы


Виды научных исследований в образовании Виды научных исследований в образовании Структура педагогической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством. Эта номенклатура является основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов


Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам – Общая педагогика, история педагогики и образования – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) – Коррекционная педагогика – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности – Теория и методика дошкольного образования – Теория и методика профессионального образования


Методологическая культура исследователя Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого » и «методологическая культура учителя». Основные критерии методологической культуры учителя: - выработка концепции своей профессиональной деятельности; - осознание роли методологии в этом процессе; - творчество и системность педагогической деятельности.


Критерии методологической культуры ученого - принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования; - ориентация в существующих в педагогической науке методологических подходах, концепциях и теориях; - корректное использование педагогической терминологии; - способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; -


Критерии методологической культуры ученого - прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; - умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»; - умение представить результаты исследования виде педагогического проекта.




Этические нормы исследовательской деятельности Этические нормы исследовательской деятельности - личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты; - конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия самого испытуемого; - научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности); профессиональная компетентность; ;


Этические нормы исследовательской деятельности - ненанесение ущерба, т.е. запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам; - позитивное принятие ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость; обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.


Этические ошибки при работе с источниками и литературой: - искажение идеи и позиции автора; - некорректное цитирование; - эклектика- соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.; - историческая некорректность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.

МОДЕЛЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кравченко Л. И.

Невинномысский энергетический техникум, г.Невинномысск

Одним из актуальных направлений развития педагогического образования является формирование методологической культуры педагога. Методологическая культура формируется и совершенствуется в процессе профессионально-педагогической деятельности педагога. В каждом образовательном учреждении существует социальная потребность в преподавателях творческих, владеющих активными методами обучения, обладающих профессионально-педагогической компетентностью.

Именно овладение методологической культурой позволяет осуществлять эффективное освоение новых областей теории и практики, при этом педагог способен самостоятельно получать новые знания благодаря постановке и решению творческих задач в данной области (Исаев И.Ф., 2002).

Исследователи указывают на неосведомленность, неготовность и неспособность основной массы педагогов воспринять передовой опыт, внедрить проектную разработку, реализовать новую педагогическую идею (Краевский В.В., Орлова А.А., Петрова Ю.А., Ходусова А.Н. и др.) . Такая ситуация может быть объяснена отсутствием механизма формирования и совершенствования методологической культуры, что, в свою очередь, является следствием неразработанности концепции методологической культурой вообще и методологической культуры педагога в частности.

В традиционном представлении методологическая культура понимается как культура научной деятельности. В исследованиях современных ученых (В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин и др.) методологическая культура рассматривается в качестве компонента профессионально-педагогической культуры и профессионального мастерства учителя.

Методологическая культура – необходимый компонент профессионально-педагогической и технологической деятельности преподавателя, определяющая основу педагогического мастерства (Купчигина И.М., 2013).

Таким образом, проведенный теоретический анализ приводит к пониманию актуальности разработки теоретических основ формирования методологической культуры современного педагога и созданию практической модели.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Невинномысский энергетический техникум» (ГБПОУ НЭТ). В исследовании приняли участие 40 преподавателей ГБПОУ НЭТ (преподаватели общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин) г. Невинномысска Ставропольского края в возрасте от 28 до 55 лет. Из них 21 (52,5 %) преподавателей высшей квалификационной категории, 9 (22,5 %) и 3 (7,5 %) преподавателей первой и второй категории соответственно, 2 (5 %) молодых специалиста.

С целью изучения состояния проблемы методологической и теоретической подготовленности преподавателя к осуществлению технологизации учебного процесса (методологический аспект) использован метод анкетирования (Литвинова Л.Д., 2004).

По проведенному анкетированию анализ ответов респондентов показал, что термин «методологическая культура» (методологическая подготовленность) является новым и малознакомым для большинства педагогов. Об этом свидетельствует тот факт, что только 31% опрошенных преподавателей, отвечая на этот вопрос, отметили такой признак понятия, как владение технологиями преобразования педагогической действительности; 59% респондентов отождествляют понятие «методологическая культура» с понятием «методы обучения»; 10% - затруднились ответить на этот вопрос.

В качестве позитивного момента методологической подготовленности преподавателя следует отметить, что многие преподаватели опираются при моделировании процесса обучения и его реализации на такой методологический принцип, как системный подход . Преподаватели достаточно обоснованно выделяют следующие компоненты педагогической системы, которые они учитывают при ее моделировании и конструировании: все компоненты педагогической системы учитывают – 15%; цели обучения – 18%; содержание образования – 20%; обучающихся – 10%; средства обучения – 22%; собственно процесс обучения, его логику – 15%.

Анкетирование показало, что преподаватели ГБПОУ НЭТ не всегда опираются на деятельностный подход как методологический принцип к организации и управлению преподавательским процессом вообще и к формулировке учебных целей, в частности : преподаватели рассматривают обучающихся преимущественно как объект своего педагогического воздействия, формулируя цели обучения через содержание учебного материала (40%) или через организацию собственной обучающей деятельности (25%), и только 35% преподавателей относятся к обучающимся не только как к объекту, но и как к субъекту образовательного процесса.

Анкетирование показало, что ведущим методологическим ориентиром в деятельности преподавателя при проектировании и реализации учебного процесса является личностный принцип : учет качества овладения каждым обучающимся группы опорных понятий как основы сознательного изучения нового материала (52%), а также учет овладения типичными способами учебно-познавательной деятельности (воспроизведение, действие по алгоритму, поисковая и творческая деятельность) – 48%. Практически все преподаватели оценивают свою деятельность только по качеству усвоения обучающихся соответствующих знаний и умений.

Результаты анализа ответов респондентов на вопрос анкеты о выборе модели обучения, адекватной сложившимся условиям: большинство опрошенных преподавателей испытывают затруднения при выборе оптимальной модели, хотя и знают определенный набор моделей, умеют анализировать конкретные педагогические ситуации.

Анализируя результаты ответов преподавателей на вопросы анкеты, можно сделать вывод о том, что уровень методологической культуры (подготовки) преподавателя оставляет желать лучшего , особенно в аспекте использования таких методологических принципов, как системный, деятельностный подходы, идеи гуманизации учебного процесса; использования в практической деятельности методов научно-педагогического исследования, а также концептуальных идей современных психологических теорий .

Проведенные исследования помогут организовать образовательный процесс, направленный повышение методологических знаний, профессионально-педагогической компетентности и самореализации личности педагога, определить содержание и условия её эффективности. Представленная нами теоретическая модель позволит структурировать и направить учебно-методическую работу профессионального образовательного учреждения на формирование методологической культуры преподавателей в целом.

Анализ собственного исследования указывает на необходимость более глубокого теоретического и практического исследования данной проблемы, недостаточность ее решения определили потребность в создании «Процессуальной модели формирования методологической культуры современного педагога» (Рис. 1.)

Структурная модель представлена двумя модулями. В первом модуле - методологическом определяются цель, задачи, содержание и условия эффективности формирования методологической культуры педагогов.

Второй модуль – дидактический указывает принципы организации учебного процесса: научность, гуманность, преемственность, непрерывность, интеграция и направленность, а также диалектические основания: применение активных методов обучения, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы, научно-исследовательская работа преподавателя.

Рисунок 1. Процессуальная модель формирования методологической культуры современного педагога

Предполагаемые результаты означают овладение:

Методологическими знаниями;

Профессионально-педагогической компетентностью;

Социальной перцепцией;

Наличием потребности в самореализации;

Рефлексивным мышлением.

Таким образом, методологическая культура педагога есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, педагог раскрывает перед обучающимися картину мира, собственную систему ценностей.

В связи с этим следует выделить ряд актуальных для развития системы научно-методической работы проблем:

1. Проблема профессиональной активности преподавателей.

2. Проблема мотивации преподавателей на разработку нового содержания образовании и применения эффективных образовательных технологий, соответствующих уровню профессионального образования.

3. Проблема методологической и информационной культуры преподавателей, недостаточной для повышения результативности образовательного процесса и к работе в инновационном режиме.

Возможные пути преодоления проблем:

1. Активнее привлекать преподавателей к подготовке заседаний методических советов, педагогических советов, учебно-методических комиссий, участию в конкурсах, конференциях.

2. Администрации найти пути стимулирования преподавателей за участие в проведении открытых мероприятиях, публикации своего опыта на страницах методических журналов.

Таким образом, м етодологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

В целом можно утверждать, что эффективное повышение уровня методологической культуры возможно при условии гармоничного сочетания общекультурного, общенаучного, профессионально-педагогического образования и социально-нравственного развития личности педагога.

Проблема формирования и развития методологической культуры педагога сложна и многогранна. Полученные в ходе работы выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и уточнения.